Программа летнего оздоровительного лагеря
рабочая программа

Серкова Наталья Александровна

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей (летняя смена)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа организации отдыха детей в период летних каникул

на базе МБОУ «Хорошовская средняя школа» «Олимп»

Цель программы

Создание  условий  для  организованного  досуга  и  здоровьесберегающего  отдыха  детей  и  подростков   в  летний период

Задачи программы

1.  Развивать  лидерские  и  организаторские  способности детей через коллективные творческие дела смены.

2.  Формировать базу данных всевозможных игр для  использования их в воспитательном процессе.

3.   Создать оптимальные условия для оздоровления  и  отдыха  детей  в  условиях  временного  коллектива,  включая  несовершеннолетних,  состоящих  на  различных  видах  учёта.

4. Прививать   навыки   здорового  образа  жизни,  осознанного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

5.  Формировать  у  школьников  коммуникативные навыки через сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи.

6.  Расширить  кругозор  ребёнка  с  учётом  возрастных  особенностей  и  интеллектуального уровня.

7.  Создать  условия  для  формирования  желаний воспитанников  приносить  пользу обществу,  добросовестно относиться к своему труду.

8.  Развивать  и  укреплять  связи  школы  с  семьей, учреждениями дополнительного образования, культуры и др.

Актуальность программы

Разработка  программы  организации  летней  занятости  обучающихся  вызвана:

  • повышением  спроса  родителей  и  детей  на организованный отдых школьников;
  • работой по укреплению здоровья обучающихся и формированию у них потребности в здоровом образе жизни;
  • необходимостью  использования  богатого творческого  потенциала  обучающихся   и  педагогов  в  реализации  целей и задач проекта

Направления деятельности

По  своей  направленности  данный  проект  является комплексным, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет  различные  направления  оздоровления,  отдыха  и  воспитания  детей,  по  продолжительности  проект  является краткосрочным, реализуется в течение лагерной смены (21 день) в рамках функционирования следующих временных детских объединений

  • лагерь дневного пребывания (7-10 лет) - интеллектуальная направленность и оздоровительная направденность,  (11-17 лет) – интеллектуальная, эколого-трудовая, спортивно-оздоровительная  направленность.

Ожидаемые результаты

В  ходе  реализации  данного  проекта   будет реализовано:

1.  Вовлечение  всех  детей  в  спортивные  и  творческие дела.

2.  Введение оптимального режима отдыха детей.  

3.  Оказание  социальной  помощи  детям  из  малообеспеченных семей и детям группы особого внимания.

4.  Воспитание сознанного  отношения  детей  к  труду  и  окружающим людям.

5.  Осознание  обучающимися  высших  ценностей,  идеалов,  ориентиров,  способность  руководствоваться  ими  в  практической  деятельности.

6.  В  экологической  сфере:  бережное  и  осознанное  отношение к природе и окружающей среде.

7.  В  гражданско-патриотической  сфере:  формирование чувства глубокого уважения к своей Родине.

8.  В  историко-краеведческой  сфере:  осознание ответственности  за  судьбу  страны,  формирование  гордости  за  сопричастность к деяниям предыдущих поколений.

9.  В  физкультурно-оздоровительной  сфере:  создание  мотивации  на  активную  жизненную  позицию  в  формировании  здорового  образа  жизни  и  получение  конкретного результата своей деятельности

Нормативно-правовое обеспечение лагеря

Программа разработана на основании Положения об организации отдыха детей в каникулярное время на территории муниципального образования «Рославльский район Смоленской области» в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3 (с изменениями на 21 декабря 2004 года);

с учетом Конвенции  ООН о правах ребенка,  Конституции РФ и  в соответствии с Трудовым  кодексом  Российской  Федерации  от  30.12.2001 г. № 197-Ф3

Автор - составитель

Серкова Н.А., начальник лагеря

Участники программы

Воспитанники  в  возрасте  от   7  до  17  лет,   в  том  числе  дети, воспитывающиеся в многодетных, приемных семьях; дети,  состоящие на учёте в  инспекции по делам несовершеннолетних; дети, находящиеся в  социально опасном положении

Кадровое обеспечение

В  соответствии  графиком работы в  реализации  проекта участвуют:

  • начальник  лагеря;
  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
  • библиотекарь
  • обслуживающий персонал

Материально-техническое обеспечение

Для  организации  воспитательной работы предоставлены:

  • Школьные кабинеты №№ 1,2, в том числе кабинет, оснащенный ПК, проектором, экраном;
  • актовый зал;
  • спортивный зал;
  • столовая;
  • игровая площадка на территории школы;
  • библиотека;
  • медицинский кабинет (ФП)

Методическое обеспечение

  • наличие  программы  лагерей,  планов  работы  отрядов,
  • описание  основной концепции деятельности,  
  • план-сетка и разработки  воспитательных мероприятий;
  • должностные  инструкции  работников  лагеря,
  • инструкции  по охране  труда  работников  лагеря,
  • подборка методического материала, реквизита для проведения дел;
  • диагностические материалы отслеживания  результатов педагогической  деятельности  и  деятельности  воспитанников лагеря

Модель организации

Программа реализуется посредством функционирования лагеря дневного пребывания, состоящего и 2-х отрядов

Сроки реализации

С 01.06.2021по 25.06.2021  года, 21 день

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

 «Хорошовская средняя школа»

_____________ Э.В.Николаев

Программа

лагеря дневного пребывания детей,

организованного на базе МБОУ «Хорошовская средняя школа»

«Олимп»

Возрастной ценз 7+

Срок реализации

с 01.06.2019 г. по 25.06.2021 г.

Автор-составитель

Серкова Н.А.

Хорошово

2021

Пояснительная записка

Олимп — это сила!
Олимп — это власть!
Олимп — это дружба!
Олимп — это страсть!
Могущество наше не знает границы,
Парим высоко мы, как гордые птицы.
И гильдия — наша вторая семья,
Здесь все друг за друга и все здесь друзья!

Концепция программы

Легенда горы Олимп:

Высоко над облаками находится царство Олимп, во главе которого находится Зевс в окружении множества богов. Рядом с ним восседает его супруга Гера, также здесь златовласый Аполлон со своей сестрой Артемидой, прекрасная Афродита, воинственная Афина и многие другие боги. Миф Олимп гласит, что вход в это царство охраняют прекрасные Оры, поднимающие белоснежные облака. Над божественным царством всегда голубое и ясное небо, с которого разливается золотое сияние. Здесь никогда нет снега или дождя, всегда теплое и радостное лето. Под Олимпом скрываются еще гуще облака, которые отделяют людей и богов. Там, на земле смертных лето и весна сменяются холодной осенью и зимой. Помимо счастья, люди знают печаль и горе.

Именно с Олимпа Зевс рассылает свои дары или проклятия. В его руках находится судьбу каждого человека, он может даровать ему радость и счастье, или же покрыть его горем и печалью. Громовержец следит за порядком и следованиям законам людьми.

Постоянный пир и праздник царит в Олимпе. Все здесь выковано из золота, так же как и трон великого Зевса и все это рук сына его, Гефеста. Спокойно и уверенно сидит повелитель богов, исходит от него мужество, наслаждается он своей властью и величием.

Чтобы оказать на празднике у Зевса нужно совершить 12 подвигов, как Геракл, проявить смекалку и находчивость, силу и выдержку, стойкость, творчество.

Проект «Олимп»  реализуется  в условиях летнего лагеря дневного пребывания и/или досугового лагеря через  сюжетно-ролевую  игру,  строящуюся  на  формировании  позитивной направленности  личности  воспитанника  через  нравственно-эстетическое воспитание,  экологическую,  историко-краеведческую,  гражданско-патриотическую  и  физкультурно-оздоровительную деятельность.

Правилами игры предполагается, что у подножия горы Олимп высаживаются команды из отважных искателей приключений, которым  предстоит  совершить двенадцать подвигов как Гераклу, преодолеть гнев Богов как Одиссею, сражаться с мифологическими чудовищами, чтобы вызвать восхищение и уважение Зевса и получить приглашение к нему на пир.  Успешно проходя все испытания и преодолевая трудности отряды каждый день получают часть приглашения. К концу смены им необходимо собрать приглашение полностью, и тогда они смогут побывать на пиру у самого Зевса.

Слово  «Олимп»  означает  форму  организации, основанную  на  признании  ценностей равенства,  свободы  и справедливости.   Команды  –  покорители Олимпа (участники  смены)   объединяются  в  «Гоплиты»  (отряды). Каждый  «Гоплит»  (отряд)  имеет  свои отличительные  знаки: девиз,  флаг,  герб и т.п.

Жизнедеятельность  осуществляется  через  орган  управления  – Штаб. Главной  целью  «Гоплитов»  является  получение  Части приглашения, которую в Штабе вручает Стратег, главнокомандующий войском с полномочиями распоряжаться финансами и вершить суд в вверенном ему войске. Каждый  отряд  должен  собрать  как  можно  больше  деталей

Приглашения,  которые  выдаются  за  проделанную  работу  в  течение каждого дня лишь победителям. Часть пришлашения выдаётся за определённые качества, проявленные в испытаниях и  приключениях,  в  ходе  которых  каждый  ребёнок  может самореализовываться.  Чтобы  одержать  победу,  надо объединиться,  действовать  сообща.  Именно  в  процессе групповых  отношений  формируются  условия,  при  которых более  успешно  проходит  процесс  социализации, обеспечивается личностный рост каждого ребёнка. В течение дня также отмечаются достижения отдельных пехотинцев  (детей),  которые  проявляют  наибольшую активность.   Они  получают  Символ  «Олимпа» (факел) ,  который  в  конце смены поможет получить им звание Покоритель Олимпа.

Символ Олимпа вручается:

  • за интересные идеи и инициативу;
  • за качество выполненной работы;
  • за активное участие в делахотрядов;
  • за  оперативность  в  выполнении  поставленных задач.

На  закрытии   смены  отрядам придется объединиться,  т.к.  пойти на пир к Зевсу можно  лишь  при  условии,  что  все  части приглашения будут собраны в одно большое «Приглашение на пир».

Общепедагогическая цель программы: создание системы интересного, разнообразного  по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

Задачи:

  • привлечь ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
  • организовать режим дня в соответствии с возрастными особенностями;
  • создать предпосылки для полноценного отдыха и оздоровления  детей;
  • способствовать раскрытию творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • создавать благоприятную эмоциональную атмосферу в лагере.

Принципы реализации программы

  • добровольность участия в делах программы;
  • открытости в деятельности племён (отрядов), учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;
  • доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;
  • систематичности, предполагающей соответствие всей деятельности поставленным задачам, логическую взаимосвязь всех дел смены;
  • наглядности, каждое дело смены наглядно отражается в уголках отрядов / общелагерном уголке;
  • развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше; развитие его творческих способностей;
  • коллективности, т.к. этот принцип является основой для проведения коллективного творческого дела с возникающей целью (по И.П.Иванову).

Сотрудничество

  • Сельская библиотека  
  • Хорошовский сельский дом культуры
  • Пожарная часть
  • Краеведческий музей г. Рославля

Этапы реализации программы

I. Организационный этап «У подножия горы Олимп»

Старт игры: знакомство ребят с традициями и законами лагеря, с предполагаемой игровой деятельностью, с идеей и основными этапами игры, с педагогическим коллективом.

Проведение первичной диагностики членов команд.  

Проходит  презентация  команд, обустройство  лагеря, выявление  командиров отрядов,  церемония  открытия  смены «Праздник Скипетра Зевса».

II. Основной этап «Покорение Олимпа»

Это  самый  большой  по  времени  период смены.  Именно  на  этом  этапе  реализуются   все  поставленные  индивидуально-личностные  и  коллективные  цели  развития.  Здесь  развивается сюжет  игры.  Основным  механизмом  реализации  общелагерной деятельности  являются  тематические  дни.  Каждый  день проходит ряд мероприятий в рамках тематики дня.

III. Заключительный этап «На пиру у Зевса»

Характеризуется   подведением  итогов  всей  игры. Анализируется  участие  в  игре  каждого  отряда,   каждого участника.  Подводится  итог  совместной  деятельности, оценивается  работа  каждого  члена  отряда.  Участнику, собравшему  наибольшее  количество  Скипетров Зевса,  будет присвоено  звание  Покоритель Олимпа.   Основным  событием  итогового  этапа  становится мероприятие, посвященное посещению пира Зевса, проходит подведение итогов жизни  «Гоплитов».

Ожидаемые результаты

Развитие творческого мышления, познавательных процессов, лидерских и организаторских навыков, оздоровление и отдых;

Реализация мотивации к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявлению социальной инициативы;

Развитие индивидуальной, личностной культуры, коммуникативных, познавательных, творческих способностей, умения работать в коллективе;

приобщение к здоровому образу жизни;

Создание мотивации на активную жизненную позицию и получение конкретного результата от своей деятельности;

Улучшение качества творческих работ, за счёт увеличения количества детей, принимающих участие в творческих конкурсах;

Увеличение количества детей, принимающих участие в физкультурно -  оздоровительных и спортивных мероприятиях, способствующих личностному развитию и росту ребёнка.

Содержательная модель программы

В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:

1.Коммуникативно-игровая деятельность  - деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.

2.Творческая деятельность. Осуществляется по интересам, выбор обусловлен личным интересом ребёнка.

3. Аналитическая деятельность. Анализ ситуаций, обсуждение, поиск причин и следствий, открытых детьми явлений осуществляется на Советах, после проведения мероприятий и т.д.

В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы: беседы, соревнования, конкурсы, викторины, тренинги, спортивные и интеллектуальные игры, утренняя зарядка, фестивали, диспуты, тематические дни, концерты, мультимедийные презентации на экологическую, правовую темы, КТД, линейки, экскурсии, выставки, конкурсы.

Система стимулирования На церемонии открытия смены каждый отряд получает флаг, на котором укрепляет сделанный своими руками герб. За победу в различных испытаниях (делах) отряд может получить знак успеха на свой флаг в виде факела.

Факел отрядам вручается утром на сборе всех племён в Олимпийской долине.

В конце каждого игрового дня собирается Совет штаба, на котором Стратеги вручают победившему в течение дня отряду Факел и фрагмент приглашения. Отряд, не получивший факел, путём жеребьёвки определяет себе задание на следующий день.

  • Зов кентавров - провести зарядку
  • Авгиевы конюшни – убрать «лагерь» в конце дня
  • Битва титанов - организовать спортивную игру
  • Лабиринт минотавра - пробежать на зарядке дополнительно 3 круга вокруг площадки
  • В гостях Персефоны – придумать дело или сюрприз для других племён, чтобы поднять настроение на Острове

Критерии эффективности реализации программы

В лагере осуществляется следующие виды диагностики:

1. Предварительная диагностика - проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.

2.Проблемная диагностика - проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.

Методы диагностики:

  1. Опрос
  • беседа: индивидуальная, групповая, коллективная
  • анкетирование:  открытое (с  вопросами,  не имеющими сформированных ответов),
  • закрытое (с вопросами, предполагающими несколько вариантов ответов).

2.Наблюдение:

  • включённое, когда вожатый вместе с детьми выполняет конкретное дело;
  • не включённое , когда вожатый наблюдает за детьми со стороны.

3. Тестирование:

  • письменное;
  • устное («Цветопись» Лутошкина, определение своего состояния по заданной шкале).

4.Социометрические методы:

  • метод социометрических измерений.

Организационно-методическое и материально-техническое  обеспечение смены

Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:

-фотоаппарат;

- мультимедиа

- музыкальный центр,

- компакт- диски;

- костюмы и театральный реквизит;

- спортивно - игровой инвентарь;

- библиотечный фонд;

- канцелярские товары;

- призовой фонд;

- грамоты, дипломы, сувенирная продукция

Словарь лагеря*:

Олимп– лагерь.

Гоплиты – все дети и взрослые,  задействованные в лагере.

Отряд Гоплитов – отряды в лагере.

Командиры отрядов – лидеры отрядов.

Стратег – начальник лагеря.

Старейшины –все работники школы

Мудрейшие –отрядные лидеры

Хранители –воспитатели

Целитель – медицинский работник.

Совет штаба – ежедневная утренняя  и итоговая линейка

Привалы – отрядные комнаты.

Долина правосудия – место проведения Совета штаба.

Трапезная долина – столовая лагеря.

Пещеры творчества – объединения по интересам.

Дикая местность – территория за пределами лагеря.

Долина чудес - место для проведения массовых мероприятий и встречи всех племён.

Долина спорта –место проведения спортивных мероприятий.

Храм искусства – актовый зал.

Служитель Клио – библиотекарь

*Дорабатывается в ходе смены

Список литературы

1. Воронкова,  Л.В.    Как  организовать  воспитательную  работу  в  отряде:  Учебное

пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 304 с.

2. Здравствуй,  лето!:  В  помощь  организаторам  летнего  отдыха  детей  и  подростк ов.

Вып.5 /Сост. О.Л.Иванова, Е.Б.Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2005.-40 с.

Пакилева Л.В., Коржова Н.Б. «Решаем и планируем вместе» Методическое пособие

в помощь организаторам детского лагеря М. НИИ семьи 1198.-64 с.

3.  Летний  отдых:  идея  -  проект  -  воплощение:  Из  опыта  работы  детских

оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской обл. / Ред. Л.Г.Нещербет.  -Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. – 96 с.

4. Оздоровление  и  занятость  детей  в  период  каникул    //  Нормативные  документы

образовательного учреждения. - 2007.-№12.-С.16-69.

5. Панченко, С. Планирование лагерной смены    // Народное образование.  -  2008.-№3.-С.212-220.

6. Сысоева М.Е.   Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. -М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.

7. Сысоева  М.Е.  Дневник  воспитателя  детского  лагеря.  -  М.:  Центр  гуманитарной

литературы, 2002. – 80 с.

8. Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП

«ИГ «Инфол», 2007.-384 с.

9. http://docs.cntd.ru/document/412329449


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летнего оздоровительного лагеря

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. "Морское путешествие" лагерь "Алые паруса" для детей находящихся в сложной жизненной ситуации...

Программа летнего оздоровительного лагеря

Данная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, расчитана на 18 дней. Профиль лагеря - туристко - краеведческий. Здесь представлен календарный план работы (по дням), осно...

Программа летнего оздоровительного лагеря

Программа ЛОЛ "Солнечный" при МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школе разработана на 5 лет....

Программа летнего оздоровительного лагеря на базе Детского дома 2012

Программа летней оздоровительной компании ГКОУ СО "Богдановичский детский дом" "Лето 2012"...

Программа летнего оздоровительного лагеря по теме "Путешествие к олимпийскому огню"

Прогамма посвещена олимпиаде в Лондоне. Ребята не только занимаются спортом, но и знакомятся с историей олимпийского движения и его традициями....

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием "Алые паруса"

Лето – пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время....

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...