Программа летнего оздоровительного лагеря
материал по теме
Программа ЛОЛ "Солнечный" при МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школе разработана на 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ:
директор МОУ Рогачевская средняя
общеобразовательная школа
__________________М.А.Курачева
«_____»______________2010г.
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием «Солнечный»
при МОУ Рогачевская средняя общеобразовательная школа
на период с 2010-2015гг.
Пояснительная записка
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Солнечный» функционирует для учащихся первой и второй ступени на базе МОУ Рогачевская средняя общеобразовательная школа. Обязательным является вовлечение в лагерь детей «группы риска», детей-сирот, учащихся из многодетных и малообеспеченных семей.
К реализации программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием привлекается педагогический коллектив школы, работающий в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования, МЧС, ГИБДД, а также учреждениями микросоциума (библиотеками, ДК с.Рогачево, музеем и т. д.).
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Продуманная организованная система планирования лагерной смены позволяет каждому ребенку получить новые знания, приобрести различные навыки и жизненный опыт.
В лагере детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха.
Паспорт программы
Основания для разработки программы | • Закон РФ «Об образовании» • Конвенция о правах ребенка • Постановление Администрации Дмитровского муниципального района № 1319-П от 1 марта 2010 г. «Об организации отдыха, оздоровления детей и подростков Дмитровского муниципального района в 2010 году» • Приказ Управления Образования Администрации Дмитровского муниципального района Московской области № 136 от 01 марта 2010 года «Об организации отдыха, оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных лагерях с дневным пребыванием» |
Заказчик программы | Управление образования Администрации Дмитровского муниципального района Московской области |
Цель программы | Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период |
Основные задачи программы | • Проведение с детьми работы, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом • Развитие творческих способностей школьников • Воспитание культуры поведения • Формирование у детей навыков общения и толерантности • Привитие основ здорового образа жизни |
Ожидаемые результаты реализации программы | • Укрепление здоровья детей • Улучшение социально-психологического климата в школе • Предотвращение негативных социальных явлений среди детей • Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей • Формирование умений, навыков, приобретение опыта адекватного поведения в различных ситуациях • Совершенствование материально-технической базы летнего лагеря • Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования |
Система организации контроля исполнения программы | Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря и заместителем директора школы по организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми |
Обоснование программы
В последние годы многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях, увеличилось количество семей, где родители не уделяют достаточно внимания воспитанию детей, где дети предоставлены сами себе. В этих условиях возрастает роль организации воспитательной и оздоровительной работы с детьми и подростками образовательными учреждениями, особенно в каникулярное время. Организованный детский отдых, с одной стороны, снижает риск совершения правонарушений и преступлений детьми в летний период, с другой стороны, помогает решить проблемы оздоровления и питания детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.
Подводя итоги работы за год, педагоги и родители пришли к выводу, что оздоровительная работа с детьми младшего школьного возраста должна быть продолжена и в летнее время после окончания учебных занятий. Поэтому было принято решение разработать программу летнего лагеря с дневным пребыванием, главной целью которого является оздоровление и отдых детей.
Опираясь на результаты статистики заболеваний за последние пять лет, мы выделяем два основных направления оздоровления детей:
1. физическое здоровье (снижение заболеваний органов дыхания и опорно-двигательного аппарата, сохранение правильной осанки учащихся)
2. психическое здоровье учащихся.
Цели программы:
— Организация летнего отдыха детей и создание условий для их физического и психического оздоровления;
— Интеллектуальное, творческое и коммуникативное развитие каждого ребенка.
Задачи программы:
1. профилактика детской безнадзорности в летнее время;
2. укрепление физического здоровья детей
3.обучение способам снятия психоэмоционального напряжения, самоконтроля своего психического и физического состояния и поддержания хорошего настроения;
4. организация интересного досуга детей;
5. развитие и реализация творческого и познавательного потенциала, потребности в самовыражении детей;
6. развитие коммуникативных и организаторских способностей детей;
7. воспитание культуры поведения и потребности в здоровом образе жизни;
8. развитие толерантности в отношении друг с другом и сплочение детского коллектива.
Механизмы реализации программы.
Программа летнего оздоровительного детского лагеря «Солнечный» реализуется на базе МОУ Рогачевская сош. В распоряжении ЛОЛ имеются:
1. столовая
2. кабинет медицинской сестры
3. актовый зал
4. комнаты для игр
5. спортивный зал
6. библиотека
7. танцевальный зал
8. пришкольная территория
9. футбольное поле.
Для организации повседневного отдыха детей имеются:
• технические средства: компьютеры, музыкальный центр, мультимедийная установка, видеомагнитофон, телевизор;
• Мячи футбольные, волейбольные, баскетбольные;
• Теннисный стол, сетка, ракетки, мячи;
• Набор для физкультуры (кегли, стойки, гимнастические палки и т.п.)
• Шашки, шахматы, домино;
• Имеются обручи и скакалки, но в недостаточном количестве (всего 10 штук).
Содержание программы реализуется через проведение коллективной творческой и спортивной деятельности детей.
Программа оздоровления реализуется через:
1. проведение занятий клуба «Здоровье». Ежедневно в течение 15 минут медицинский работник, психолог и педагоги обучают детей наблюдать за своим здоровьем, настроением, дают полезные советы по питанию, уходу за зубами, комплексы упражнений для сохранения осанки, снятия усталости и т. д.
2. проведение спортивных мероприятий: веселые старты, соревнования.
3. закаливание: солнечные и водные процедуры, ходьба босиком по траве, песку и камушкам.
4. развитие волевых качеств и выносливости.
5. ежедневное отслеживание психического состояния детей методом цветописи по-Лутошкину, через анализ состояния здоровья (АД, пульс, рост, вес) в начале и конце смены.
6. добавление в рацион детей свежих фруктов и овощей.
7. дополнительную витаминизацию детей.
8. создание пространства психологической защищенности, спокойной и комфортной обстановки.
9. введение в режим дня подвижных игр между занятиями и 30-минутного отдыха, в течение которого дети могут побыть в спокойной обстановке в комнате отдыха.
Режим дня:
8.30 — 9.00 Встреча детей.
9.00 — 9.10 Линейка (сообщение плана дня).
9.10 — 9.30 Утренняя зарядка (проводят учитель физкультуры и учитель ритмики), водные процедуры.
9.30 — 10.00 Завтрак.
10.00 – 12.00 Работа по плану лагеря (проводят работники лагеря, воспитатели).
12.00 — 13.00 Подвижные игры на свежем воздухе.
13.00 – 14.00 Познавательные игры, конкурсы, концерты, праздники, экскурсии и т.д. Работа кружков.
14.00 — 14.30 Обед. Проводы детей домой.
При общей продолжительности смены в 21 день программа реализуется в три этапа:
1. организационный (2 дня)
2. основной (17 дней)
3. завершающий (2 дня).
Участники смены проявляют себя в различных видах деятельности, имеют все условия для самореализации и самовыражения, учатся планировать свою деятельность и анализировать. В конце каждого дня проводится цветопись для определения психического состояния каждого ребенка и разговор в кругу друзей, где дети передают друг другу символический «цветик-семицветик» и делятся при этом своими впечатлениями о прожитом дне. Одним из условий реализации данной программы является психологически верный подбор педагогических кадров. К воспитателям лагеря с дневным пребыванием предъявляются особые требования: доброта и чуткость к детям, терпимость и бесконфликтность, владение здоровьесберегающими методикам. Кроме того, для проведения занятий с детьми эпизодически привлекаются учителя физкультуры и хореографии, педагог-организатор, психолог. Заключается договор с медицинским работником участковой больницы. Данные лица являются руководителями создаваемых в летнем оздоровительном лагере клубов: «Здоровье» (руководитель — медицинский работник), «Контакт» (руководитель — психолог школы), «Веселый каблучок» (руководитель — учитель хореографии, «Старт» (руководитель — учитель физкультуры), «Юный знаток ПДД» (руководитель — педагог-организатор), «Ай да мы!» (мастерская коллективных творческих дел, руководители — воспитатели лагеря).
Ожидаемые результаты.
• Снятие психоэмоционального напряжения у каждого ребенка;
• Улучшение их физического здоровья;
• Приобретение навыков самоконтроля за своим психическим и физическим состоянием
• Устранение психологических барьеров между отдельными учащимися, усвоение ценностей равноправия и терпимости друг к другу, улучшение отношения к изгоям;
• Улучшение психологического климата в детском коллективе в целом;
• Совершенствование умений и навыков по организации, проведению и анализу КТД;
• Развитие способностей, осознание собственной значимости и формирование потребностей в активной жизни;
• Приобретение навыков по организации ЗОЖ, культуре отдыха,
• Развитие коммуникативных и организаторских способностей, приобретение опыта самоорганизации детского коллектива.
Основное содержание программы
Программа рассчитана на учащихся 1–8-х классов. Оптимальное количество детей в лагере - 50 человек. Дети объединяются в разновозрастные отряды по 25 человек. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности осуществляют начальник лагеря, воспитатели (учителя школы), педагог-организатор, педагоги-организаторы ОБЖ и физической культуры, педагог-психолог, музыкальный работник, преподаватель ЛФК, работники учреждений культуры.
Программа рассчитана на пять лет.
Основополагающими идеями программы являются:
• формирование у школьников мотивации к творческому преобразованию с привлечением новых информационных технологий;
• развитие устойчивого стремления к личностному росту и самосовершенствованию;
• утверждение в сознании школьников нравственных и культурных ценностей;
• развитие мотивации к изучению природы, истории, научного и промышленного потенциала родного края.
Программа базируется на следующих принципах:
1. Принцип самореализации, означающий:
• осознание детьми целей и перспектив деятельности, реализуемой в лагере;
• добровольность включения школьников в ту или иную деятельность;
• обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей;
• создание ситуации успеха, поощрение достигнутого;
• признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью.
2. Принцип включенности в социально значимые отношения, который предусматривает:
• обеспечение школьникам гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию;
• наличие возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены;
• предоставление возможности и права отстаивать свое мнение;
• взаимоуважение всех участников работы лагеря.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает:
• создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;
• формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;
• защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.
4. Принцип динамичности (постоянной смены видов деятельности).
5. Принцип единства тематического содержания.
Календарный план работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнечный»
День | Мероприятие |
День первый | 1. Линейка, посвященная Дню защиты детей. 2. Операция «Уют». Оформление отрядных уголков. 3. «Ярмарка идей»: планирование работы на смену. 4. Подвижные игры на воздухе |
День второй | 1. Минутка здоровья «Закаливание» 2. Инструктаж по ППБ. Тренировочная эвакуация. 3. Конкурс отрядных уголков «Дело мастера боится» 4. Подвижные игры на воздухе 5. Подготовка к празднику открытия смены. |
День третий | 1. Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе» 2. Спортивные соревнования «Рекорды лагеря». 3. Подготовка к празднику открытия смены. |
День четвертый | 1. Минутка здоровья «Гигиена и чистота» 2. Праздник открытия смены «Здравствуй, лето!» 3. Экологический десант. |
День пятый | 1. Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами?» 2. Конкурс рисунков «Волшебные краски». 3. Подвижные игры на воздухе |
День шестой | 1. Минутка здоровья «Путешествие в страну Витаминию» 2. «Там чудеса, …»- встреча с заведующей школьной библиотекой 3. Рассказы о животных. Выездной зоопарк. |
День седьмой | 1. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь» 2. Практические занятия по ГО и ЧС со специалистами МЧС (на базе школы) 3. «Мой друг велосипед» — конкурсная программа по знанию правил дорожного движения и фигурному вождению велосипеда на территории школьного автогородка 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
День восьмой | 1. Минутка здоровья «Осанка — основа красивой походки» 2. «До, ре, ми, фа, соль» — концерт артистов музыкальной школы 3. Спортивные соревнования «Весёлые старты» (1 отряд) |
День девятый | 1. Минутка здоровья «Правильное питание» 2. Конкурс рисунков «Мой любимый край» 3. «Мульти-пульти-карнавал» 4. Спортивные соревнования «Весёлые старты» (2 отряд) |
День десятый | 1. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес». 2. Малая спартакиада под девизом «Мы за здоровый образ жизни» (первенство лагеря по различным видам спорта) 3. Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни» |
День одиннадцатый | 1. Минутка здоровья «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых) 2. Час безопасности «Один дома…» 3. Экологический десант. 4. Подготовка к конкурсу «Мисс и мистер Лето» |
День двенадцатый | 1. Минутка здоровья «Опасные растения» 2. Конкурс «Мисс и мистер Лето» 3. Спортивные игры на воздухе 4. Первенство лагеря по футболу |
День тринадцатый | 1. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье» 2. Экскурсия в Никольский храм с.Рогачёво. 3. Участие в Спартакиаде школьных лагерей |
День четырнадцатый | 1. Минутка здоровья «Закаливание» 2. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны в школьном музее. 3. Возложение цветов к памятнику в с.Рогачёво. 4. Первенство лагеря по шашкам. |
День пятнадцатый | 1. Минутка здоровья «Гигиена в доме» 2. Беседа «Как вести себя в библиотеке и театре» - встреча с заведующей школьной библиотекой. 3. Спортивные соревнования «Весёлые старты» среди команд 1 и 2 отрядов. |
День шестнадцатый | 1. Минутка здоровья «Опасные животные и насекомые» 2. Беседа «Осторожно: водоём!» 3. Литературная викторина «Русские народные сказки» 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
День семнадцатый | 1. Минутка здоровья «Ядовитые грибы». 2. Интеллектуальная игра «Звёздный час». 3. Первенство лагеря по настольному теннису. |
День восемнадцатый | 1. Минутка здоровья «Домашняя аптечка». 2. Игра «Сладкое дерево». 3. Экологический десант. |
День девятнадцатый | 1. Минутка здоровья «Вредные советы». 2. «Правила дорожные знать каждому положено!» - конкурсная программа по ПДД. 3. Подготовка к закрытию лагеря. |
День двадцатый | 1. Минутка здоровья «Ядовитые растения и ягоды». 2. Праздничный концерт, посвященный закрытию лагеря. 3. Подвижные игры на свежем воздухе. |
День двадцать первый | 1. Минутка здоровья «Чистота – залог здоровья». 2. Торжественная линейка по подведению итогов работы лагеря. 2. Экскурсия в ПЧ с.Рогачёво. 3. Генеральная уборка. |
Источники финансирования и развитие материально-технической базы летнего лагеря с дневным пребыванием детей.
Финансирование программы осуществляется за счет средств, выделяемых Администрацией Дмитровского муниципального района Московской области, на оздоровление детей и подростков из бюджета Дмитровского муниципального района.
Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: • анкетирование; • беседы в отрядах; • планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря Беседы на отрядных сборах (чатах) Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события на общее обсуждение) |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв (рисунок «Наш лагерь») Отзыв Беседы в отрядах Цветопись Народный форум (фабрика достижений лагеря) |
Литература.
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
2. Григоренко Ю.Н., Пушина А.М. Здравствуй, наш лагерь! — М., 2003.
3. Изучение личности ребенка в летнем оздоровительном лагере. Методические рекомендации. — М.: ПГПУ.
4. Криворотова Т.А. Формирование и развитие ученического коллектива. Учебно-методическое пособие. — Н. Новгород: НИРО, 2000.
5. Летний лагерь (компакт-диск). // Серия «Школьные каникулы и праздники». — Волгоград: «Учитель», 2006.
6. Педагогика лета. — Минск, 2002.
7. Психолого-педагогическое обоснование проекта программы подготовки специалистов в среде детского и молодежного отдыха и оздоровления. — Пермь, 2003.
8. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
9. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
10. Хочу быть лидером! // Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1 — Н. Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000.
11. Шмаков С.А. Дети на отдыхе. Прикладная «энциклопедия»: учителю, воспитателю, вожатому. — 2-е изд., доп. — М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа летнего оздоровительного лагеря
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. "Морское путешествие" лагерь "Алые паруса" для детей находящихся в сложной жизненной ситуации...
Программа летнего оздоровительного лагеря
Данная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, расчитана на 18 дней. Профиль лагеря - туристко - краеведческий. Здесь представлен календарный план работы (по дням), осно...
Программа летнего оздоровительного лагеря на базе Детского дома 2012
Программа летней оздоровительной компании ГКОУ СО "Богдановичский детский дом" "Лето 2012"...
Программа летнего оздоровительного лагеря по теме "Путешествие к олимпийскому огню"
Прогамма посвещена олимпиаде в Лондоне. Ребята не только занимаются спортом, но и знакомятся с историей олимпийского движения и его традициями....
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием "Алые паруса"
Лето – пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время....
программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...
Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания "Юный путешественник"
разработка программы...