Реализация программы внеурочной деятельности
рабочая программа (6 класс)
Аннотация: всестороннее интеллектуальное, культурное, эстетическое развитие детей, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора при помоши декупажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_programmy_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Реализация программы внеурочной деятельности
Программа кружка «Умелые ручки»
Уровень сложности программы: базовый
Возраст обучающихся: 10 -16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Крючкова Светлана Геннадьевна,
учитель технологии
пос.Саланчик
Аннотация
Общекультурное направление внеурочной деятельности
Аннотация к программе внеурочной деятельности кружка « Умелые ручки» АООП ООО обучающихся с задержкой психического развития
Нормативная база составления рабочей программы
- Федеральный закон Российской Федерации № 237-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21.12.2012, одобрен Советом Федерации 26.12.2012) (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 года №4/15);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
Цель : всестороннее интеллектуальное, культурное, эстетическое развитие детей, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство детей с основными понятиями и базовыми формами декупажа.
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике декупажа.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к искусству декупажа.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Место предмета в учебном плане
Программа адресована учащимся 6-9 классов и рассчитана на 1 года. Занятия проводятся два раза в неделю.
Ключевые слова: задержка психического развития, декупаж, аппликация.
Пояснительная записка
В творческой деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе такой вид прикладного творчества как декупаж.
Декупаж – это особая техника декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения для защиты от внешних воздействий. Декупаж отличается безграничной применимостью: элементы интерьера, подарки, личные вещи, бытовые принадлежности, посуда, игрушки – всё можно преобразовать с помощью этой техники. Декупаж привлекает своей красотой, эффективностью, лёгкостью, огромным количеством вариантов для применения и, конечно, выгодностью. Декупаж – несложная техника, позволяющая при минимуме усилий получать вещи, как будто расписанные искусными мастерами-художниками. Старая школьная мебель при помощи этой техники легко превратится в стильную и практичную. А ещё декупаж – это существенная экономия.
При использовании этой техники можно получить прекрасные уникальные, выполненные в единственном экземпляре вещи, предметы интерьера. Данная технология является увлекательным занятием, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: деревом, атласом, красками, кистью доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от того, что можно привнести в окружающую действительность еще немного красоты.
Данная программа предлагает занятия по технологии с использованием нетрадиционных способов аппликации на различной поверхности. Все занятия направлены на развитие у школьников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.
Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и декоративные техники: кракелюры, золочение, ламинирования, лессировка, набивка, декупаж на стекле и т.д. Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.
Для достижения поставленных целей и задач созданы следующие условия:
1.Подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала.
2. Создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения.
3. Профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого к сложному);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
Принцип сотрудничества;
Принцип интегративности (синтез искусств).
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1 Декупажная бумага (салфетки многослойные, карты, рисунки).
2. Акриловые краски.
3. Ножницы.
4. Ванночки с поролоном.
5. Клей ПВА, или клей универсальный для декупажа.
6. Кисти синтетические средней жесткости и разной формы.
7. Прозрачный акриловый лак.
8. Кракелюрный лак.
9. Предметы или основы для декупажа.
Отличительные особенности данной программы
Работа кружка направлена на развитие творческих способностей. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками декорирования различных поверхностей с помощью заранее вырезанных из бумаги готовых картинок, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов; Овладение учащимися нетрадиционными техниками декорирования; Использования нетрадиционных техник изображения самостоятельной деятельности учащихся. Продолжить развивать интерес к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт учащихся; Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить необходимые для занятия материалы, работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте.
Организационные принципы (возраст детей, сроки реализации программы, наполняемость группы). Программа рассчитана на 68 занятий в год. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность занятий 60 минут. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. В кружок «Умелые ручки» принимаются все желающие обучающиеся со 6 по 9 кл. В учебном курсе даются знания о декоративных техниках, которые легко сочетаются с декупажем: это два вида кракелюра, одношаговый и двухшаговый. Кракелюр – техника состаривания новых предметов путем создания на их поверхности характерных для антикварных вещей трещинок. Также в этом курсе осваивается техника жидкого ламинирования - создание красивого фактурного фона из бумаги.
Программа курса:
1 блок занятий Декупаж, салфеточная техника, одношаговый кракелюр. На занятии даются основные знания о декупаже: история, виды, необходимая информация о материалах и инструментах, которые понадобятся для работы, рассказывается о технике состаривания - кракелюр, а именно рассматривается одношаговый (другое название - однокомпонентный) кракелюр. Практическая часть занятия - выполнение работы в салфеточной технике с использованием одношагового кракелюра. Ученики декорируют небольшую деревянную разделочную доску. Форма доски любая, размеры не больше 25 см. по длинной стороне, поверхность должна быть без загрязнений, росписи, лака, воска, масла
2 блок занятий Обратный декупаж и техника жидкое ламинирование. На занятии рассказывается об особенностях работы в технике декупаж на стекле. Ученики выполняют декупаж в салфеточной технике на стеклянной поверхности. На этом занятии изучается техника жидкого ламинирования - создание красивого фона с помощью специальной декоративной бумаги. Декорированное блюдо можно использовать по прямому назначению!
3 блок занятий. Объемный декупаж (декупаж 3D). На занятии рассказывается о различных приемах создания эффекта объема бумажного изображения. На практической части выполняется панно в данной технике. Для панно необходима деревянная рамочка для фото, размер 10х15 см. Можно без стеклянной или пластиковой вставки, нужна деревянная рама, цвет значения не имеет.
4 блок занятий. Декупаж на ткани, средства для декора текстиля. На занятии рассказывается о технике переноса бумажного изображения на ткань, а также дается необходимая информация о различных средствах для декора текстиля: красках, контурах, маркерах, спреях и т.д. На занятии ученики декорируют один предмет в технике декупаж, дополняют работу контурами и красками для текстиля. Для занятия необходима однотонная майка или футболка из хлопка светлого цвета, лучше всего белая. Новые вещи предварительно нужно постирать и прогладить, это же касается НЕ новых вещей, можно приносить детские вещи.
5 блок занятий. Декупажные карты, двухшаговый кракелюр. На занятии рассказывается о специальных материалах для декупажа - декупажных картах, описываются приемы работы с ними, изучается процесс создания трещин в технике двухшагового кракелюра. Ученики декорируют деревянную шкатулку. Шкатулка может быть любой формы, с замочками и без, главное, чтобы это было необработанное дерево, т.е. заготовка под декор. Размер не больше 13 см. по длинной стороне.
На занятиях в течение года будут использоваться смешанные техники. Наряду с решением главной задачи (формировать способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение с такими элементами творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка.
Усложнение обучения нетрадиционными техниками декорирования выполняется в следующих направлениях:
от декорирования отдельных предметов к составлению сюжетных эпизодов и далее к сюжетному декорированию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
от применения фона в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник декорирования;
от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся видеть и передавать красоту окружающего мира
- использовать цвет как средство выразительности;
- применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит;
- будут создавать композиции для оформления праздников
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- улучшат свои коммуникативные способности.
Способы фиксации результатов
Проведение аттестации учащихся в начале и конце года.
Мониторинг результатов обучения.
Формы подведения итогов
Проведение выставок работ учащихся.
Личностные универсальные учебные действия | |
У обучающегося будут сформированы: | - учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства; |
Обучающийся получит возможность для формирования: | - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности; |
Регулятивные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится: | - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий; |
Обучающийся получит возможность научиться | -осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; |
Познавательные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится: | - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества; |
Обучающийся получит возможность научиться: | -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач; |
Коммуникативные универсальные учебные действия | |
Обучающийся научится: | -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности; |
Обучающийся получит возможность научиться | - учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
|
Предметные результаты освоения программы | |
В ценностно-ориентационной сфере: ∙ Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; ∙ Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; В познавательной сфере; ∙ Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; ∙ Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы; ∙ Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; В коммуникативной сфере: ∙ Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах; ∙ Диалогический подход к освоению произведений искусства; ∙ Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства; В трудовой сфере; ∙ Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно - творческой деятельности (работа в области декоративно - прикладного искусства). |
Календарное планирование
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Формирование группы Вводная беседа | 2 | - | 2 |
2. | Знакомство со спектрами цвет. Основы композиции. | 2 | - | 2 |
3. | Беседа «Виды и техника декупажа» | 1 | 3 | 4 |
4. | Салфеточная техника | 1 | 3 | 4 |
5. | Обратный декупаж | 2 | - | 2 |
6. | Декупаж на стеклянной поверхности | - | 6 | 6 |
7. | Декупаж на деревянной поверхности | - | 7 | 7 |
8. | Декупаж по металлу | 1 | 2 | 3 |
9. | Объёмный декупаж | 1 | 3 | 4 |
10. | Декупаж на ткани | 1 | 3 | 4 |
11. | Декупажные карты | 1 | 5 | 6 |
12. | Декупаж по дереву | 1 | 9 | 10 |
12. | Двухшаговый кракелюр | 1 | 3 | 4 |
13. | Соединение разных техник декупажа | 1 | 5 | 6 |
14. | Оформление выставочных работ | 4 | 4 | |
ИТОГО: | 15 | 53 | 68 |
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое оснащение занятий:
- Кабинет №33
- Стол учительский – 1 шт.
- Столы -6 шт.
- Стулья – 13 шт.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор
- Материалы: карандаш, ручка, тетради, бумага, кракелюр, материал для декупажа, клей и т.д.
Литература
- Воронова. О «Декупаж. Новые идеи, оригинальные техники»-Москва- 2011
- Воронова. О «Декупаж одежды и обуви» -Москва 2011.
- Дольд М.,Рюкель Х. Декупаж. Украшение мебели и предметов интерьера»-Арт-Родник 2010.
- «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина .
- Организация кружковой работы в школе (ДО) - изд., 2008г.
- Рыбальченко Людмила Константиновна, «Презентация декупаж»
- Юсель С., Декупаж: Самая полная энциклопедия, АСТ-ПРЕСС Книга, 2010 г.
- http://dcpg.ru/events/?sortby=cost&page=1
- http://www.3-color.ru/info/masterold/dekupaj.html
- http://club.osinka.ru/topic-37314?&start=
Педагогический мониторинг результатов
образовательного процесса
Текущий контроль осуществляется в форме мини-выставок творческих работ, обсуждений. Для оценки сформированности практических умений обучающихся применяется метод экспертной оценки. Эксперт (педагог, зам по воспитательной части) оценивает творческую работу по следующим критериям.
Критерии оценки творческой работы:
1. Владение материалом (кистью, цветом, карандашом, красками, клеем, ножницами, бумажными салфетками).
2. Знание основных законов композиции.
3. Воображение.
4. Оригинальность исполнения.
5. Творческая активность.
Отслеживание итогов образовательного процесса производится следующим образом:
1.Анализ выполнения практических работ;
2.Выставка, организованная на ранней стадии обучения (ноябрь, декабрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;
3. Участие в выставках и конкурсах на уровне учреждения, района, республики.
Показатели(оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | баллы | Методы диагностики | Достигнутый результат | |
1.Теоретическая подготовка ребёнка | ||||||
1.1Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
| 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос | ||
1.2Владение специальной териологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
| 1 5 10 | |||
2. Практическая подготовка ребенка | ||||||
2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического планирования) | Соответствие практических умений и наыков программным требованиям |
| 1 5 10 | Контрольное задание | ||
2.2Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудовании и оснащения |
Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей. | 1 5 10 | Контрольное задание | ||
2.3 Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий |
| 1 5 10 | |||
3 Учебно-коммуникативные умения | ||||||
3.1 Умения слушать и слышать | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога. Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации. Самостоятельность в построении доказательств. |
| 1 5 10 | Наблюдение | ||
3.2 Умения вступать перед аудиторией | Наблюдение | |||||
3.3 Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Наблюдение | |||||
4 Учебно-организационные умения и навыки | ||||||
4.1Умение организовывать своё рабочее место | Способность самостоятельно Готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
Удовлетворительно-хорошо-отлично.
| 1 5 | Наблюдение | ||
4.2 Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. | 10 | Наблюдение | |||
4.3 Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | Наблюдение |
Результаты программы:
Для учѐта участия детей в выставках и конкурсах автором используется следующая таблица:
№ | Название конкурса, выставки | Кол-во участников | Название работы (художественный материал) | |
участники | Призовые места | |||
1 | «Краски Чувашии-2022» Всероссийский фестиваль с международным участие | 3 | 1 | Шкатулка желаний Разделочные доски |
2 | Краеведческий народный музей «Человек и природа», муниципальный уровень | 6 | 3 | Шкатулки ко Дню Победы |
3 | Краеведческий народный музей «Человек и природа», муниципальный уровень | 8 | 2 | Ёлочные игрушки |
4 | «Краски Чувашии-2023» Всероссийский фестиваль с международным участие | 1 | 1 | Композиция: Чувашские обряды |
5 | Выставка творческих работ «Абилимпикс-мастерство без границ-2023», республиканский уровень | 12 | - | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...
Возможности участия родителей в реализации программ внеурочной деятельности
Возможности организации участия родителей (законных представителей) обучающихся в реализации программ внеурочной деятельности : Информационное сопровождение, Организационно-правовое сопровождение, Орг...
Формирование здорового образа жизни в школе через реализацию программ внеурочной деятельности
Здоровье – это главный результат воспитания, развития интеллекта и заложенных в детстве родителями и педагогами сценариев поведения в плане укрепления физического, психического и духовного здоровья.В ...
Использование игровых технологий для реализации программы внеурочной деятельности «Французский со сказкой» в 1 классе
Программа «Французский со сказкой» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Прог...
Доклад: "Реализация программы внеурочной деятельности "Домоводство"
Доклад: "Реализация программы внеурочной деятельности "Домоводство" учителя технологии Гомозовой Людмилы Анатольевны...
Реализации программы внеурочной деятельности «Эстетика» как средства духовно-нравственное воспитание младших подростков
Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека. ...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПЕКТЕ СОДЕРЖАНИЯ ФГОС.
В статье описывается структура внеурочной деятельности школы основанная на ФГОС II поколения....