"Истоки патриотизма"
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Костецкий Александр Владимирович

Статья-опыт работы по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_patriotizma.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

А.В.Костецкий, учитель ОБЖ

МБОУ «Благовещенская СОШ №2»

Благовещенского района Алтайского края.

Истоки патриотизма

Патриотизм - одна из главных опор общества и государства.

От того, как сегодня мы воспитываем молодежь, зависит будущее России как современного независимого государства. Культурное самосознание и духовные, ценностные коды сегодня - объект жесткой конкурентности и противоборства, хорошо срежиссированных атак на социумы. Увы, попытки влиять на целые народы – подчинить их своей воле – такая же реальность современного мира, как и войны за энергоресурсы. И порой они приводят к падению целых государственных строев.

"Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент – патриотизм, ничего лучшего пока не придумали" В.В. Путин.

Истоки патриотизма лежат в обычаях и традициях народа, они передаются от поколения к поколению и служат нравственной скрепой народа, сохраняющего заветы своих предков. Русские традиции и обычаи хорошо сохранились в казачьих общинах, тех которые не на показуху, а действительно свято чтят каноны казачества, русского воинства. Именно в таких общинах нет проблем с современными бедствиями молодежи, наркоманией, алкоголизмом, развратным образом жизни.

Считаю, что на современном этапе развития системы образования деятельность учителя ОБЖ в реализации этого направления приобретает особый смысл, так как именно в школе им обеспечивается возможность быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что способствует формированию нравственных ценностей и патриотических качеств. Но успешного решения поставленных задач невозможно добиться, на мой взгляд, без привлечения семьи и общества в целом. Поэтому моя просветительская деятельность по данному направлению охватывает разные категории населения: обучающихся, их родителей, педагогических работников и жителей района.

Работу с обучающимися по семейному воспитанию провожу на занятиях по внеурочной деятельности «Наследники веков», классных часах и внеклассных мероприятиях. Использую такие формы работы: беседа, ролевая игра, обсуждение художественных книг и фильмов, праздничные программы, посвященные Дню Матери и т.д. Рассказываю о традиционных семейных ценностях, о роли отца и матери в семье, о правах и обязанностях детей и родителей, об уважительном и заботливом отношении к родителям; ответственности за свои поступки перед семьей; о лучшие семейные традиции.

Работу с родителями провожу на родительских собраниях, совместных с детьми внеклассных мероприятиях, походах на природу. Провожу беседы о роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса, о психолого-педагогической культуре родителей, об отношениях уважения и доверия между родителями и детьми.

Патриотическое воспитание реализую на уроках ОБЖ, классных часах, военно-спортивных сборах, занятиях военно-патриотического клуба «Дружина», внеурочной деятельности «Наследники веков», различных мероприятиях школьного, муниципального, регионального уровня.

Центром моей просветительской деятельности по патриотическому воспитанию, профессиональной, социальной и культурной ориентации граждан является военно-патриотический клуб «Дружина», созданный в школе в 2007г. Руководителем клуба являюсь на протяжении семи лет. За эти годы контингент воспитанников постоянно увеличивается: 2017-2018 г.- 12 человек, 2018-2019-15 человек, 2019-2020- 25 человек, 2020-2021г.- 25 человек: 2021-2022 - 35 человек. В 2022-2023г. в клубе занимается две подгруппы ребят: в младшей подгруппе  48 обучающихся 4-7 классов, в старшей подгруппе – 21 обучающийся 8-11 классов. Все воспитанники старшей подгруппы- юнармейцы. Увеличение количества курсантов и юнармейцев ВПК «Дружина» - один из результатов просветительской деятельности, по моему мнению, очень актуальный в свете политической обстановки в мире.

Работу по военно-патриотическому воспитанию обучающихся веду системно, использую следующие формы работы:

  • выполнение исследовательских работ, проектов;
  • волонтерская и «тимуровская» работа;
  • проведение встреч с известными людьми, участниками военных действий, курсантами военных институтов;
  • изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
  • организация детских творческих конкурсов;
  • подготовка к соревнованиям и участие в них и т.д.

Провожу мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины: беседы и классные часы, посвященные Дням воинской славы, проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, участие в праздновании памятных дат, выставках, викторинах, конкурсах военно-патриотической песни, посещение музеев (неоднократно посетили Благовещенский краеведческий музей, побывали в Музее боевой славы воинской части г.Алейска).  А командиру ВПК «Дружина» Рудову Андрею посчастливилось стать участником исторического форума в честь 100-летия Михаила Калашникова в г.Ижевске в составе делегации Алтайского края.. На уроках, занятиях факультатива «Наследники веков»  организую просмотр и обсуждение в художественных фильмов о Великой Отечественной войне и локальных войнах.  

Ежегодно организую  игры “Зарница”,  «Зарничка», конкурсные программы «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», которые в комплексе решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Не менее важную роль в данном направлении играют месячники оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивные эстафеты, военно-спортивные праздники, День Защитника Отечества, День Победы.

Работу по военно-патриотическому направлению также осуществляю через участие в различных соревнованиях,  в районной спартакиаде по военно-прикладным видам спорта, участие в профильных патриотических сменах загородных лагерей, краевой военно-спортивной игре «Победа», военно-полевых сборах, встречи с военнослужащими. Два года подряд ребята участвовали в региональном форуме «Делай, как я!».

Гражданско-патриотическое направление помогает становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Воспитанники ВПК «Дружина» являются активными участниками и организаторами в проведении различных мероприятий гражданско-патриотической направленности. Юнармейцы и курсанты клуба посещают ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, на дому, поздравляют их с праздниками, помогают по дому и во дворе, приглашают на классные часы, общешкольные мероприятия. Ежегодно весной выезжаем на кладбище для уборки могил односельчан, не имеющих родственников, ухаживаем за могилами ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн. Традиционным стало проведение конкурсов инсценированной патриотической песни, встреч с ветеранами ВОВ и военнослужащими, выпуска “Боевых листков” и стенгазет. Ежегодно становимся победителями и призерами районного смотра-конкурса знаменных групп «Равнение на знамя!», а в 2022 году приняли участие в региональном этапе данного конкурса. Ребята серьезно готовятся к мероприятиям, проводимым в рамках месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы. Месячник начинается и завершается общешкольными линейками, на которых озвучивается план проведения месячника, подводятся итоги проведенных мероприятий. Линейки проводятся с обязательным вносом и выносом знамен школы и ВПК «Дружина», выступлением юнармейцев,   показательными выступлениями по рукопашному бою. С 1 сентября 2022 года в школе каждая рабочая неделя начинается выносом Знамени Российской Федерации и исполнением Гимна страны. Почетную церемонию выноса знамени осуществляют мои воспитанники. 

Традиционным стало несение Почетного караула у Вечного огня и мемориала погибшим в в Афганистане и локальных конфликтах на Северном Кавказе, шествие в Бессмертном полку на день Победы. На данных мероприятиях присутствуют обучающиеся учебных заведений поселка, их родители и другие жители р.п.Благовещенка.

Общественные мероприятия направлены в первую очередь на людей.  Это дает возможность ребятам осознать собственную необходимость для общества и значимость своей деятельности. Любое мероприятие, привлекающее подростков со стороны, может быть общественным. Поэтому, с удовольствием с ребятами выступаем перед учащимися начальной и основной школы, показывая свои навыки. Различные по форме и содержанию игры и конкурсы, подготовленные юнармейцами, очень нравятся ребятам начальной школы, они с интересом участвуют в военно-спортивных квестах и играх “Юный патриот»”, “Рыцарский турнир”, «Захват заложников» и т.д. Все это в игровой форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в ее процветание. Почти после каждого выступления или игры ряды ВПК «Дружина» пополняются новыми воспитанниками.

Важное значение при проведении военно-спортивных игр отвожу принципу самоуправления. Самоуправление, вызывая инициативу, открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования коллектива. Ежегодно в сентябре при помощи своих воспитанников провожу часы памяти, посвященные событиям Беслана, к проведению которых ребята относятся очень серьезно и ответственно. Также юноши и девушки старшей группы ВПК - мои главные помощники во время проведения занятий у ребят младшей группы.

К числу социально-значимых мероприятий, в которых участвуют мои воспитанники, относятся: организация социальных акций и участие в поселковых, районных и краевых акциях; встречи с ветеранами, воинами-интернационалистами; участие в Вахте памяти, Почетном карауле у Вечного огня, дань памяти землякам, погибшим в ходе СВО; благотворительные ярмарки, участие в районных праздничных мероприятиях, посвященных «Дню народного единства», «Дню государственного флага Российской Федерации», «Дню конституции» и др. Также способствую участию школьников в акциях «Посылка солдату» и «Письмо солдату» (для участников СВО), привлекаю к участию в данной акции педагогов и родителей обучающихся.

В течение всего года провожу учебно-тренировочные эвакуации: «Эвакуации при пожаре», «Нас захватили террористы», «В школе заложена бомба!». Моя задача – научить коллектив школы действовать в чрезвычайных ситуациях правильно, четко, быстро, слаженно.

Профессиональная ориентация - еще одно из направлений моей просветительской деятельности. Регулярно организую классные часы- встречи с представителями МВД, МЧС,  военного комиссариата, курсантами военных учебных заведений. Ребята получают первую профориентацию о будущей специальности следователя, полицейского, спасателя МЧС, связиста, кинолога, водителя, разведчика, пограничника и т.д. Большое впечатление производят на школьников классные часы с приглашением ветеранов локальных войн, участников СВО, в том числе родителей обучающихся и выпускников нашей школы.

Я считаю, что это направление в просветительской деятельности очень эффективно, а главным результатом стало то, что все больше выпускников нашей школы желает связать свою судьбу со службой в рядах Российской Армии. На протяжении последних лет восемь выпускников школы поступили в военные институты. Четыре выпускника уже стали офицерами, в их числе мой сын, бывший воспитанник ВПК «Дружина». Выпускники разных лет нашей школы с честью выполняют свой гражданский долг, защищая суверенитет нашей страны в СВО, среди них выпускники ВПК «Дружина». На своих старших товарищей стремятся быть похожими и ВПКовцы 5-7 классов. Уже сейчас они стараются не подвести меня и своих старших товарищей ни по результатам учебы, ни по физическим и организаторским способностям. Я горжусь своими воспитанниками и считаю, что они не подведут в жизни не только свою семью, школу, поселок, но и всю Россию.

Воспитание молодежи — это то, чему, по моему мнению, должно уделять внимание не только государство, школа, но и родители. Не стоит забывать, что воспитание начинается дома, в семье, а родители являют собой пример для подражания.

Для меня, как педагога, очень важно участие и помощь родителей. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима при условии совместной работы с родителями. Родители моих воспитанников принимают активное участие в организации поездок детей на различные соревнования, профильные смены загородных лагерей, выезжают вместе с нами в походы, по возможности посещают соревнования, болея за успехи своих детей. Они заинтересованы в физическом развитии ребят, выработке навыков и умений жизни в военно-полевых условиях. Понимают, что государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Истоки патриотизма в семье

Материал для   проведения родительского собрания.  Патриотизм-  одно  из  основных качеств  гражданина.   Воспитание  патриотических  качеств  на...

ВОСПИТАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое ...

Программа курса по выбору учащихся 5- 6–х классов «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» (историческое краеведение)

Представленная программа «Через познание Малой Родины к истокам патриотизма» реализует запросы современного общества по формированию знаний об истории родного края, ее р...

Концепция воспитательной работы по программе «К истокам патриотизма...»

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со ст...

«Истоки русского патриотизма: гражданственность, долг и отвага в исторической ретроспективе»

формирование чувства гражданственности и патриотизма , гордости за свою страну, за историю и культурное наследие ,верности Отечеству, воспитанию готовности к достойному служению обществу и государству...