Интервью: профессионализм и этика
учебно-методическое пособие (8, 9, 10, 11 класс)

Елисеева Мария  Анатольевна

Один из самых распространённых жанров журналистского творчества – это интервью. Открывая любую газету, любой журнал, вы наверняка наткнётесь на интервью. Включив телевизор и остановившись на новостном выпуске, вы увидите множество видеоинтервью. Документальные фильмы также, как правило, строятся на серии интервью, а не только на закадровом голосе ведущего. В этом материале рассказывается, как правильно брать интервью, какие подводные камни существуют в работе журналиста, интервьюирующего кого-либо, даёт советы, какую методику использовать в том или ином конкретном случае. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intervyu_professionalizm_i_etika.docx160.57 КБ

Предварительный просмотр:

СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Борское, -

Дом детского творчества «Гармония»

ИНТЕРВЬЮ:

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЭТИКА.

Статьи по инвестированию

Составитель: педагог

дополнительного образования

Мария Елисеева

с.Борское, 2023

Один из самых распространённых жанров журналистского творчества – это интервью. Открывая любую газету, любой журнал, вы наверняка наткнётесь на интервью. Включив телевизор и остановившись на новостном выпуске, вы увидите множество видеоинтервью. Документальные фильмы также, как правило, строятся на серии интервью, а не только на закадровом голосе ведущего. В этом материале рассказывается, как правильно брать интервью, какие подводные камни существуют в работе журналиста, интервьюирующего кого-либо, даёт советы, какую методику использовать в том или ином конкретном случае. 

http://www.meridiancentre.ru/files/601.jpg

         

Главная профессиональная составляющая журналиста - неподдельный интерес к жизни в ее незаурядных,  прежде всего человеческих проявлениях. Если такой интерес лежит в "корневой" системе Вашей души, непременно появляется стремление сделать незаурядные проявления жизни достоянием максимально большего числа людей. Вот Вам и журналистика.

 

 Лауреат Национальной телевизионной премии "ТЭФИ",
           журналист, телеведущий Дмитрий Дибров         

Беседа с любым человеком – это своеобразное интервью. Конечно, вряд ли вы готовитесь к каждому разговору, подбирая слова и составляя вопросы. Однако если вам предстоит официальное интервью для получения нужной информации, лучше тщательно к нему подготовиться.

Базовые принципы:

1. Настоящий интервьюер придумывает вопросы всякий раз новые, исходя из того, с кем предстоит беседовать и в какой ситуации. ХОРОШИЙ ВОПРОС – ВЕЩЬ ОДНОРАЗОВАЯ!

2. Важно, чтобы журналист представлял собой что-то и без микрофона. Есть две личности перед камерой – зритель увидит интересный разговор. Нет – самодеятельность, которую мы наблюдаем повсеместно.

3. Журналист должен всегда знать ответ на вопрос: что нужно телезрителю. Соответственно и подготовка к интервью, сбор материала к интервью идут как бы по поручению и от имени зрителя.

4. Журналист выступает как исследователь и актёр одновременно: собирая досье на героя, задавая контактные вопросы, уточняя интонацию разговора, определяя свою будущую роль в интервью:

а)  «сотрудничество с партнером»;

b)  «соперничество» (журналист – «скептик», «противоположная сторона», корректный «разоблачитель»);

с)  «валяние дурака» (журналист прикидывается «наивным», чтобы потом выложить свои «козыри»).

5. Общее впечатление от интервьюера должно быть таким: этот человек знает многое, но хочет узнать ещё больше, это личность, а не подставка под микрофон. Надо стремиться к тому, чтобы быть, а не казаться такой личностью!

6. Все плохие интервью начинаются одинаково: «У нас в студии выдающийся... Скажите, пожалуйста... Представьтесь, пожалуйста... Ваша профессия?...»

Помните: удачное представление, удачное начало разговора придадут вашему интервью необходимые темы и упругость. Настоящих интервью немного, поэтому их так ценят!

Некоторые правила интервью.

1. Журналист редактирует интервью без участия интервьюируемого (либо его представителя), без представления материала на одобрение.

2. Журналист не берёт на себя обязательств, что:

а)  записанное интервью будет показано в эфире;

b)  записанное интервью не будет отредактировано;

с)  записанное интервью будет определённой длины.

3. Журналист не оплачивает интервью.

4. Журналист не представляет вопросов интервью заранее, если только это не было согласовано.

5. Телерепортёр не разрешает диктовать условия интервьюируемому.

Помогите собеседнику расслабиться, познакомьте его с формой интервью, дайте понять об уровне вопросов, но не знакомьте раньше времени с самими вопросами или с возможными каверзными комментариями. Остроумные ответы экспромтом – это уже хорошее шоу, позвольте и вашему гостю проявить себя. Вы наверняка потеряете доверие зрителей, если будете слишком агрессивны.

Если вы собираетесь брать интервью на эту тему и у других людей, особенно у оппонентов вашего собеседника, обязательно сообщите ему об этом.

Навязывать свое мнение не совсем честно!

Формулируйте ваши вопросы кратко и по существу дела, обязательно слушайте ответы. Не позволяйте  гостю произносить ответы невнятно и не стесняйтесь переспросить или попросить у интервьюируемого подвести итог сформулированным им проблемам в завершении интервью.

Избегайте «закрытых» вопросов, на которые достаточно ответить только «да» или «нет».

Открытые вопросы: кто? что? где? когда? зачем? как? почему?

Найдите нужное помещение или место для съёмок сюжета, если нужно проиллюстрировать атмосферу происходящего. Если вы беседуете с директором школы, фоновая картинка детской площадки или классной комнаты будут создавать гораздо лучшую атмосферу, чем его рабочий кабинет. Избегайте появления посторонних объектов в кадре за спиной репортера или его собеседника – например, автомашин, кораблей, самолетов, - которые отвлекают внимание и с которыми тяжело справиться при монтаже видеоматериала.

Не снимайте против солнца, прямо направленного света или ярко освещённых окон, а также в слишком тёмных помещениях.

Приёмы, которые можно использовать для монтажа и сокращения интервью, чтобы избежать «не монтажных» склеек.

  • Два кадра из-за плеча репортёра и с более дальней дистанции. То время, в течение которого гость не говорит, а слушает и не видно губ репортера, можно использовать при монтаже вопросов.
  • Обратная точка съёмки. Обычно такой кадр снимается уже после того, как гость покинул место интервью. Для этого камера снимает на среднем крупном плане. Репортёр во время этой съёмки «задаёт» те же вопросы, что и во время интервью.
  • Кивание головой (или прочие знаки внимания между собеседниками) может быть снято так же. Репортёр внимательно слушает ответ своего собеседника. Эти кадры могут быть использованы при монтаже для «перекрытия» склеек, когда монтируются два разных ответа.
  • Перебивки и панорамы могут быть использованы для иллюстрации ответов, которые указывают на какие-то детали, а также перекрытия не монтажных склеек. Это довольно эффективный прием, но не переусердствуйте – зрители должны регулярно видеть интервьюируемого, особенно, сразу после того, как его представили зрителям.

Советы начинающему интервьюеру.

1. Будьте естественны!

2. Попробуйте задеть слабую струнку собеседника! (хобби, дети, животные и т.д.)

3. Не претендуйте на собственную компетентность, если её нет!

4. Не забывайте о моменте риска! (то, что вам нравится в собеседнике – роман, картина, музыка – он сам может ненавидеть).

5. Попробуйте настроить собеседника на волну воспоминаний!

6. Не заполняйте паузу в разговоре своими советами!

7. Не критикуйте в лоб, делайте это дипломатично!

8. Будьте доброжелательны! Беседа – не соревнование!

9. Не будьте нулем!

10. Употребляйте простые слова!

11. Главная заповедь: «Стой! Смотри! Слушай!» Поговори с человеком до эфира. Обязательно смотри на него во время интервью. Именно слушай, а не делай вид!

Этические рекомендации молодому журналисту.

Журналист не вправе забывать, что, публично оценивая культуру партнера по диалогу, он и сам становится объектом оценки зрителей.

Интервьюера нельзя считать профессионалом, если:

* он начинает беседу, превознося приглашённого гостя в его присутствии в то время, когда тот от неловкости не знает, куда деваться;

* позволяет себе задавать несколько вопросов одновременно;

* способен на полуслове прервать партнера по диалогу, не позволив ему закончить мысль;

* мизансцена общения построена таким образом, что, отвечая ведущему, собеседник оказывается спиной к телезрителям или другим участникам передачи;

* по ходу всего разговора журналист не задаст того единственного вопроса, на который рассчитывал собеседник, соглашаясь на интервью;

* он не задаст вопроса, с которым хотели бы обратиться к приглашённому большинство телезрителей;

* он добивается откровенности и душевной самоотдачи любой ценой;

* журналист репетирует ответы с собеседником, забывая, что вопросы, которые сообщены заранее, превращаются в псевдовопросы, а интервью – в псевдоинтервью;

* бросая взгляд на часы, ведущий констатирует: «К сожалению, нам не хватает времени»;

* он не может закончить беседу, и каждый новый вопрос возвращает её к уже пройденным темам;

* эмоции исходят не от собеседника, а лишь от интервьюера;

* в словах журналиста превалируют личные обиды и раздражение;

* журналист поддаётся самообольщению, полагая, что всего важней на экране его глубокие и проницательные вопросы;

* у зрителя создаётся впечатление, что ведущий симпатизирует одному из участников передачи и настроен против другого;

* журналист не умеет скрывать своей робости в присутствии лиц, облаченных властью или общепризнанных знаменитостей;

* журналист позволяет уходить от ответа на острую тему;

* он задает вопрос нечётко сформулированный, расплывающийся в многословии;

* позволяет себе «не понять» собеседника или истолковывать в «нужном» для себя ключе точку зрения;

* интервьюируя участников общественных беспорядков, журналист даёт возможность произносить оскорбляющие общественный вкус тирады;

* поддаваясь азарту уличных оппонентов, он охотно вступает с ними в полемику, перерастающую в скандал;

* журналист позволяет себе агрессивный тон и развязные замечания;

НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Телеинтервью.

Интервью – один из основных жанров журналистики.

Интервью может быть:

а) информационное. «Новостью для нас является то, чего мы не знали до сих пор». Гарри Трумэн, президент США;

b) интервью-комментарий. Беспристрастная оценка события или дополнительная информация;

с) интервью-мнение. Узнать точку зрения, персональную позицию, личный взгляд человека на событие или проблему. В традиционном интервью один человек отвечает на многие вопросы, а в опросе – многие респонденты на один-два;

d) портретное интервью. Чтобы раскрыть чужую личность для зрителя, мало знать о собеседнике почти всё. Важна драматургия построения и психологический настрой собеседников.

Советы действующих журналистов.

  1. Журналист должен быть посредником, нейтральным, но очень настойчивым, порой даже беспощадным. 

Интервью – это инструмент, с помощью которого журналист получает информацию о событии и, одновременно, сообщает её зрителям. Следует быть нейтральным к событию, о котором идёт речь и к интервьюируемому. Никакая значительная подробность не может быть пропущена.

  1. Журналист должен хорошо знать предмет беседы. 

Незнание чего-либо относительно беседы означает, что собеседник может сообщить вам нечто, что не проверить во время беседы и неизвестно – правда это или ложь.

  1. Журналист должен видеть своё интервью в контексте событий. 

Необходима только значимая информация.

  1. Журналист должен получать предварительную информацию не из интервью. 

Начинайте с главного. Зрителю сообщается, что собеседник – «именно тот», «самый подходящий», «нужный» человек для того, чтобы спрашивать его относительно темы беседы.

  1. Журналист должен быть достаточно наступательным и временами немного дерзким. 

Если журналист ведёт себя достаточно требовательно по отношению к интервьюируемому, то собеседнику приходиться  серьёзно аргументировать, доказывать сделанные заявления.

     6. Не оставляйте свои вопросы без ответов.      Журналисту придётся быть достаточно настойчивым и овторять свой вопрос в различных формулировках, пока ответ не будет дан.

  1. Результат беседы должен быть понятен и конкретен. 

Более ясные вопросы предпочитают более ясные ответы. Чтобы сделать беседу более конкретной попросите привести примеры.

  1. Следует сочетать умение вести складную беседу и держать паузу. 

Если вы способны вовремя прервать собеседника вопросом, то сможете сохранить контроль. Журналист должен уметь заставить интервьюируемого говорить, даже когда тот не такой уж хороший оратор. Паузой также можно вынудить собеседника на продолжение мысли.

  1. Журналист должен оживить интервью и иллюстрировать его. 

Не всегда можно брать интервью на месте, которое служит иллюстрацией события. Журналист должен получить ту информацию, которая восполнит недостаток видео.

  1. Необходимо удостовериться, что смонтированный материал соответствует реальному ходу беседы. 

В отношении интервью действуют те же этические нормы, которые действуют в отношении других жанров современной журналистики.

Журналисты зарабатывают на жизнь любопытством. Им должно быть интересно всё: люди, идеи, события. Вопросы задают для того, чтобы помочь зрителю разобраться в той или иной проблеме, предмете или ситуации. Главное оружие журналиста в телевизионном диалоге с приглашённым в студию человеком – умение задавать вопросы, но вопросы непременно грамотные.

ПОДГОТОВКА ИНТЕРВЬЮ.

Вы должны достаточно хорошо владеть предметом разговора, как можно больше знать о вашем собеседнике и точно представлять себе, что именно хотите выяснить в ходе интервью.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА.

1.Глубоко изучите предмет обсуждения. 

Вы будете чувствовать себя уверенным и информированным, сумеете адекватно отреагировать на любые отклонения в разговоре. Прочтите как можно больше информации на заданную тему и убедитесь в том, что эта информация актуальна. Выпишите необходимые цифры и цитаты, которые могут понадобиться в ходе беседы.

2.Определите основные цели программы. 

Интервью может быть описательным, повествовательным, проблемным, т.е. представлять собой обсуждение того или иного спорного вопроса. Интервью берут у людей потому, что они были свидетелями того или иного события. В некоторых случаях интервью следует  вести агрессивно, чтобы прояснить позицию собеседника по поводу сложной или противоречивой проблемы.

3.Знаком ли предмет вашей беседы зрителям?

Следует помнить о контексте беседы, давая по ходу необходимые пояснения, о чём идет речь. Тема интервью не должна растворяться в деталях. В самом начале беседы вам следует ввести зрителя в курс дела, обозначить тему интервью. Помогите зрителю и самому себе получить максимум пользы от вашей программы, начав с краткого резюме или описания предыдущих событий.

4.В каком стиле и тоне следует задавать вопросы, чтобы интервью стало максимально результативным?

Вопросы должны быть краткими, прямыми и четко сформулированными. Они должны быть точными и нацеленными на выяснение всех обстоятельств.

5.Что вы хотели узнать в процессе интервью?

Если вы хорошо владеете предметом обсуждения, можете решить, что именно вам и вашим зрителям необходимо выяснить в ходе интервью, и соответствующим образом сформулировать вопросы. Интервью для аналитической программы или ток-шоу не одно и тоже!

ПЛАНИРОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮ.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА.

1.Первый вопрос - самый важный. 

Он определяет ход и стиль всего разговора. Хорошо продумайте свой первый вопрос!

2.Последовательность вопросов.

Определите основные темы интервью. Будьте реалистами и не пытайтесь объять необъятное.

3.Примерный список вопросов.

Набросайте примерный перечень вопросов, которые нужно задать.

4.Уточните вопросы.

Соберите дополнительную информацию и вооружитесь конкретными фактами, которые помогут сделать ваши вопросы максимально весомыми.

ПОДГОТОВКА СОБЕСЕДНИКА.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА.

 1.В самых общих чертах расскажите о темах, которые вы намерены затронуть.

2.В предварительном разговоре постарайтесь представить себе возможные варианты ответов.

3.Помогите собеседнику расслабиться.

4.Помните – цель интервью вовсе не в том, чтобы продемонстрировать собственное преимущество перед собеседником или поставить его в неловкое положение. Главное – это раскрыть тему и дать зрителям почувствовать, что в конце интервью они стали знать больше, чем в его начале.

ЗАПИСЬ ИНТЕРВЬЮ.

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА.

1.Внимательно слушайте. 

Будьте готовы отойти от запланированного списка вопросов, если беседа принимает неожиданный оборот.

2.Повторение вопросов. 

Не бойтесь повторить вопрос, если ответ собеседника вас не устраивает.

3.Уточнения. 

Если ответ кажется вам мало вразумительным или уклончивым, попросите собеседника выразиться более определённо или дать необходимые разъяснения.

4.Завершение интервью. 

Подведите беседу к логическому концу. Часто для этого следует просто повторить основные моменты разговора.

Цель интервью состоит в выяснении фактов, побудительных причин или мнений по тем или иным вопросам, которые, в конечном счёте, помогают зрителю составить мнение. Ведущий должен оставаться отстранённым и беспристрастным.

Домашнее задание.

1.Запишите два интервью из двух разных программ: одной политической, другой – более лёгкого жанра. Проанализируйте и определите, что для вас является наиболее привлекательным в этих интервью? Обоснуйте.

2. Смотрите как можно больше самых разных интервью, особенно тех, которые берут ведущие, имеющие репутацию профессионалов. Изучайте их методы и копируйте всеми мыслимыми и немыслимыми способами, пока не почувствуете себя достаточно уверенно для выработки собственного стиля.

3.Снимите и смонтируйте интервью или ток-шоу. Условия: хронометраж – не более 15 минут, тема – свободная. Обсудите с коллегами.

4. Снимите и смонтируйте интервью со всеми ошибками, которые указывались в этой главе. Определите ошибки главные и второстепенные. Попытайтесь письменно изложить: почему такие ошибки происходят и какие последствия следуют за ними, как выйти из этого положения. 

Список литературы

  1. Браун Л. «Имидж – путь к успеху».
  2. “Как делать телевидение?”, отдел профессионального обучения и повышения квалификации телекомпании БиБиСи, Лондон.
  3. Конецкая В., «Социология коммуникации».
  4. Михайличенко И., доцент  СПбГУКиТ, методическое руководство “Телевизионное интервью”.
  5. Нечаева Г., доцент СПбГУКиТ, методическое руководство “Профессиональные и этические критерии создания телевизионных программ”.
  6. http://www.kakprosto.ru/kak-128324-kak-brat-intervyu#ixzz3aYlyXWBa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"

Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Курс «Основы тележурналистики» Тема: Интервью. Виды интервью.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯКурс «Основы тележурналистики»Тема:  Интервью.  Виды интервью.Цель занятия:·         1.Познакомить   школьников с телевизион...

Интервью. Подготовка к интервью

Цель: расширить знания учащихся об особенностях  жанра “Интервью” и формирование языковой и коммуникативной компетенций.Задачи:Образовательные: познакомить со структурой интервью, с э...