Анализ воспитательной работы
статья по теме

Мамуркова Алла Викторовна

В статье представлен анализ воспитательной работы школы, сделаны  выводы,

предложены пути решение решения проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_vospitatelnoy_raboty_mou_sosh_40.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной работы МОУ СОШ №40

за 2007 -2008 учебный год

Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С.Макаренко говорил: “Воспитывать – значит учить жить”. А успех воспитания невозможен без знания реальных закономерностей, присущих человеческой природе, без опоры на глубинные знания бытия, становления и развития личности.

Концепция воспитательной системы школы и программа развития школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемыми, самое важное, эффективным. Школа использует свою стратегию и тактику в воспитании, основанную на компетентносном подходе. Исходя из этого, главной целью воспитательной работы школы является: способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Для осуществления этой высокой цели перед педагогами школы в 2007-2008 учебном году стояли следующие задачи воспитательной работы:

  1. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся, повысить у учащихся интерес к внеклассной работе через организацию  сообществ по параллелям.
  2. Способствовать развитию ученического самоуправления.
  3. Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития.
  4. Активизировать работу по диагностике  обучающихся.
  5. Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, руководителями сообществ.

Исходя из целей и задач воспитательной работы были определены приоритетными направления воспитательной деятельности школы: гражданско-патриотическое; учебно-познавательное; спортивно-оздоровительное; нравственно-эстетическое; профилактика правонарушений.

Подводя итоги воспитательной работы за 2007-2008 учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи.

1. Развивать школьные традиции, создавая благоприятные условия для всестороннего развития личности учащихся.

В формировании и развитии личности учащихся школа ведущую роль отводит гражданско-патриотическому воспитанию, которое способствует становлению социально значимых ценностей у подрастающего поколения. В течение года педагогическим коллективом была проделана большая работа по этому направлению: учебный год начался с традиционного праздника знаний “Здравствуй, школа!”, в котором приняли участие учащиеся 1 -11 классов в этот день был проведен классные часы  “Герои нашего города», прошли мероприятия в сообществах «Бухенвальдский набат», «Во славу Родины», конкурсы рисунков «Я защитник Отечества», «Рисуют мальчишки войну» встречи с ветеранами ВОВ, уроки Мужества и Славы, в период с 11  по 29 февраля проводился традиционный Оборонно – спортивный месячник., Яркое впечатление на школьников произвел концерт «Встреча трех поколений» с участием ветеранов  Афганистана и Чечни. Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию в наших детях высоких нравственных качеств: патриотизм, гражданственность, доброту, отзывчивость, благодарность, ответственность, чувство долга перед старшим поколением.

В становлении личности учащихся школа большую роль отводит нравственно-эстетическому воспитанию, которое способствует духовному формированию личности, развитию творческих задатков, способностей, дарований и талантов. В течение всего учебного года были сохранены главные традиции школы проведено 15 КТД, которые наполнили воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью. К ним относятся  день Здоровья, день Самоуправления, Новогодние сказки, праздник «Русское слово», концерт «Мы ждем дыхания весны», фестиваль песни «Поющий звездопад», праздник Последнего звонка, праздник “Прощая, начальная школа!”, Выпускной вечер. Велась работа по обеспечению открытости и доступности информации о жизни школы: вышло 4 выпуска газеты «Вести от Сороконожки», учеником 11Б класса Спиридоновым А. еженедельно обновлялась информация о жизни школы на сайте, основным средством передачи информации для обучающихся стали стенды  «Фотосессия школьной жизни», «Совет Лидеров сообщает» «Объявления», но не всегда до всех обучающихся школы доводились результаты конкурсов.

Ориентируясь на высокие достижения, коллектив школы принимал участие в  мероприятиях окружного, городского и всероссийского уровня:

№ п/п

Мероприятие

Уровень

Участники

Результативность

Ответственные

1

 КВН

округ

11 кл 

 4 место

Верхотурова О.В.

2

ЮИД

округ

7 кл

4 место

Ланкина Т.В.

Верхотурова О.В.

3

Выставка детского прикладного творчества

округ

7 кл

1 место

Ланикна Т.В.

4

Конкурс «Голоса 21 века»

город

4 кл

участие в 2-х турах

Шерстобоева А.Ю.

5

Конкурс экологических представлений

город

7 кл

участие

Верхотурова О.В.

6

Фестиваль танца «Невские созвездия»

Россия

4-8 кл

1 место в 3-х номинациях

Заика Н.А.

Баранова Т.С.

7

Конкурс

«Классный руководитель -2008»

Город

4 место

Ряжских А.А.

8

Конкурс «Лучший Наркопост»

Город

7 место

Кирдянкина Ж.А.

Педагогический коллектив школы стремиться создать благоприятные условия для всестороннего развития личности каждого ученика. Это находит отражение  в работе сообществ по параллелям.  В рамках реализации программы развития школы в  сообществах по параллелям было проведено 58 мероприятий. Обучающиеся и классные руководители использовали различные формы внеурочной деятельности:  конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, устные журналы, выпуск газет, конкурсы рисунков, сочинений, стихотворений. Успешно и интересно  прошли мероприятия сообществ «Мама, папа, я спортивная семья» 6кл., Олимпийской многоборье 5кл., Волшебные правила здоровья 2 кл., Мистер 6-х классов, Папины уроки 4кл., Бухенвальдский набат 9 кл, Бал сказочных героев 5кл.,  День игры в мяч 1 кл., Большие прыгалки для девочек 2 кл.

Большое воспитательное значение имеют культурные мероприятия, связанные с посещением культурно - досуговых мест, в общей сложности классные коллективы совершили 279 выездов. За прошедший год учащиеся побывали в театре – 93 раза,  посетили выставки- 24 раза, музеи – 42 раза, библиотеки- 22 раза, кинотеатры-25 раз ,совершали выезды на природу – 29 раз, другие места ( аквапарк, каток, базу МЧС, цирк, боулинг, ботанический сад, мини зоопарк, нерпинарий, храмы города, турбазы) 44 раза., по сравнению с 2006-2007 учебным годом наблюдается положительная динамика в работе по данному направлению, что четко видно из диаграммы.

Не остается в стороне и работа спортивно-оздоровительного направления воспитательной деятельности. Привлекая учащихся к занятиям в спортивных секциях, используя нестандартные формы спортивных внеурочных праздников и мероприятий учителя физкультуры Татарченок Л.Д., Пантелеева Е.Л., Фирсов А.В., Фирсова Г.А способствуют повышению интереса к спортивной внеклассной работе  и высокой результативности на соревнованиях:

№ п/п

Мероприятие

Уровень

Участники

Результативность

Ответственные

1

Легкая атлетика

Округ

Город

8-11 кл.

2 общеком.

3 место ср. мальчики

2 место ст. юноши

1 место ст. девушки

3 место ст. девушки

3 команд. место

Татарченко Л.Д.

2

Мини- футбол

«Золотая осень»

Округ

4 место

Фирсова Г.А.

3

Соревнования по футболу

Округ

Город  

11 кл.

10 кл.

4 место

3 место

6 место

Татарченко Л.Д.

4

Мини баскетбол

Округ

5 кл.

3 место девочки

3 место ср. юноши

Фирсова Г.А.

5

Русские шашки

Город

Область  

4 кл.

3 место

3 место

Рудых Н.Л.

6

Веселые старты среди спорт. площадок

Город

6 кл.

1 место

Татарченко Л.Д.

7

Волейбол

Округ

8-9 кл.

1 место

Татарченко Л.Д.

8

Футбол

Округ

9-10 кл.

3 место

Татарченко Л.Д.

9

Л\а 4-х борье

Округ

Город  

9-11 кл.

2 команд. место

2 место девушки

2 место юноши

1 место юноши

5 место девушки

Все учителя физич. культуры

10

Л\А эстафета

Область

9-11 кл.

9 место девушки

10 место юноши

Татарченко Л.Д.

Пантелеева Е.Л.

Фирсова Г.А.

Воспитание является значимым компонентом системы образования в школе и, как целенаправленный педагогический процесс должен быть успешным и результативным. Первый год в школе фиксировалось  участие классов в общешкольных мероприятиях. Проведенные мероприятия показали, что некоторые классы уделяют огромное внимание воспитательной работе и принимают участие во всех мероприятиях (классы начальной школы; 5- классы, 6а, 6б, 6в,6д классы, 7а, 7г,7д), а остальные же классы выборочно относятся к воспитательной деятельности.

Итогом всех воспитательных мероприятий стало награждение медалью «Звезда школы №40  2008» 51 обучающегося школы.

Для совершенствования этой работы в 2008-2009 учебном году считаю необходимым:

  1. изменить систему поощрений, награждать за все публично, возле 28 кабинета разместить  стенд  «Мы проводим! Мы участвуем!», на котором размещать  все объявления о мероприятиях и итоги по ним;
  2. начать интеграцию сообществ по параллелям, перейти от кластера класс – параллель в 7- 8, 9-10-11 классах, параллель – школа в начальной школе и 5-6 классах;
  3. разработать положение о рейтинговой системе оценки деятельности классных коллективов.

2. Способствовать развитию ученического самоуправления.

Участие в общешкольных мероприятиях развивает ответственность, инициативу в наших детях, содействует воспитанию общественной активности, выявляет лидерские качества личности и их коммуникативные способности. Учащихся школы отличает пассивная жизненная позиция, но созданная в школе организация совет Лидеров наилучшим образом созидаёт условия для удовлетворения потребностей человека в реализации “пяти” само – самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.

Анализируя работу этой организаций можно сказать следующее:

  1. В мае 2006-2007 учебного года проведены выборы Лидера школы  (им стала Нимко Оксана 11 “В” класс) и представителей в кабинет министров.
  2. Был разработан план работы органов самоуправления, в течение года проведено 12 заседаний  совета Лидеров, 8 заседаний кабинета министров совета Лидеров.
  3. Как и в прошлом году приходится констатировать тот факт, что учащиеся не ответственно относятся к заседаниям совета Лидеров, не добросовестно выполняют полученные поручения. Вся активная работа велась только благодаря заинтересованной работе самого кабинета министров, т.к. Лидер школы во 2-м полугодии часто болел и автоматически отошел от дел., по этой же причине не удалось провести выборы нового Лидера
  4. За прошедший учебный год были проведены праздники «Осенний бал», «День святого Валентина», день Самоуправления, После каждого мероприятия подводились итоги работы. Ученик 11 А класса Новокшонов Федор активно посещал городской школьный парламент Работа в органах ученического самоуправления способствует становлению личности учащихся, формирует активную гражданскую позицию и самосознание гражданина РФ.

Для совершенствования этой работы в 2008-2009 учебном году считаю необходимым:

  1. Совершенствовать структуру  совета Лидеров, разделив его  на две палаты на верхнюю и нижнюю; дать палатам разные полномочия, премировать особо активных Лидеров 1 раз в четверть;
  2. Назначить педагогов – кураторов за работой палат совета Лидеров.

3. Максимально вовлекать родителей в жизнь школы и привлекать их к реализации программы развития.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в школе велась большая работа с родителями или лицами их заменяющими. Систематически проводились классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты), что четко прослеживается в анализах классных руководителей. Тематика родительских собраний зачастую выбиралась самими родителями. В течение учебного года было проведено и общешкольные родительские собрания, на которых обсуждались вопросы: антитеррористической защищенности, введением делового стиля в одежде, участие в итоговой аттестации по форме ЕГЭ, лицензирования учебного заведения. Работа велась и на заседаниях Управляющего совета школы, работу которого нельзя назвать достаточно эффективной: нет инициативы со стороны родителей, хотя нельзя сказать, что  родители не идут на контакт, или отказываются поддержать инициативу школы.

Одной из составляющей части взаимодействия педагога и родителей является корректирование семейного воспитания. С этой целью проводились рейды по неблагополучным семьям с участием  социального педагога, индивидуальные и групповые беседы с родителями. Активно привлекались родители к организации кружковой работы в танцевальной студии «Аллегро», театральной студии «Соболенок», к участию в общешкольных мероприятиях (“Мама, папа, я – спортивная семья”, фестиваль песни «Поющий звездопад», сбор макулатуры).

Одной из задач является внедрение в работу новых форм сотрудничества педагогов, родительской общественности, жителей микрорайона. Педагогический коллектив активно работает в данном направлении, в марте 2008 года был проведен педагогический совет по теме: «Сообщество школы», зарегистрирован общественный фонд поддержки и развития школы №40, с сентября 2008г фондом будет предложено каждому родителю заключить договор о сотрудничестве со школой.

Для совершенствования этой работы в 2008-2009 учебном году считаю необходимым:

  1. разнообразить формы и виды работы с родителями;
  2. привлекать родителей к решению социально важных для школы вопросов.

 4. Активизировать работу по диагностике  обучающихся

В современных условиях главной целью воспитания является развитие и совершенствование личностных качеств личности. Нынче в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. С этой цель школа, уже не первый год, изучает уровень воспитанности каждого школьника. Результаты данной работы зависит не только от объективных факторов, но и от профессионализма учителя, его отношения к детям, желание изменить ситуацию к лучшему. Поэтому в классах, где учитель уделяет данному вопросу большое внимание, уровень воспитанности учащихся стабильно остается высоким 4д,2а,11а,11б,2б,6а,9б,3б,5в,4г,4а,6б,5а,7а,6в,

Впервые в 2007-2008 учебном году на параллелях 8-11 классов была проведена диагностика «Личностного роста обучающихся», которая показала, что у обучающихся 8-9 классов преобладает  ситуативно – позитивное отношение, у обучающихся 10-11 классов преобладает устойчиво позитивное отношение. Диагностика уровня самооценки для 4 классов показала преобладание среднего уровня самооценки, что еще раз подтверждает

Для совершенствования этой работы в 2008-2009 учебном году считаю необходимым:

  1. педагогу – психологу разработать план диагностической работы для классных коллективов по возрастным категориям;
  2. провести диагностику  деятельности классных руководителей со стороны обучающихся, администрации и самодиагностику.

5.Совершенствовать систему методической работы с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, руководителями сообществ

        В 2007 -2008 учебном году методическая работа с классными руководителями, педагогами дополнительного образования, руководителями сообществ велась по утвержденному в начале года плану. В течение года проведено 6 рабочих совещаний с классными руководителями, 4 совещания для педагогов дополнительного образования, 5 совещаний руководителей сообществ.  4 семинара для классных руководителей было проведено согласно плана и 1 по заявке классных руководителей, основными темами стали: «Воспитательная система как условие творческого сотрудничества детей, педагогов и родителей», «Методики изучения личности школьника с целью побуждения его к саморазвитию самовоспитанию, самореализации», «Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей», «Школа – родитель- подросток», и дополнительный семинар «Суицид: что за ним стоит?», помощь в организации и проведении семинаров оказали социальные педагоги Воложанина Л.В., Кирдянкина Ж.А., педагог – психолог Дума Н.Л., материалы семинаров систематизированы и собраны в сборник.

С февраля 2008 года работу по профориентации осуществляли библиотекарь Мироненко З.Л., педагог – психолог Дума н.Л., которые организовали выпуск буклетов о профессиях, встречи с представителями сузов и вузов. Работа координаторов сообществ строилась на основе реализации программы развития. Сообществами руководили Гуро Е.Н, Левкив Н.Б, Осипова В.М., Орлова М.Д., Антонова Н.И., Москвитина Л.А, Зотеева Л.А., Аршинова Я.В., Заболотная Е.М., Котовщикова Т.А, Булдакова М.Н. Хочется отметить, что интересно, продуктивно шла работа под руководством Гуро Е.Н, Левкив Н.Б, Антоновой Н.И., Москвитиной Л.А, были пассивны Зотеева Л.А., Аршинова Я.В., Котовщикова Т.А. Материалы мероприятий, проводимых сообществами и прошедший интересно будут представлены в традиционном по итогам года сборнике «Учить надо весело – 3» Проведенное  20 мая 2008г. собеседование с классными руководителями по итогам воспитательной работы  еще раз подтвердил необходимость целенаправленной методической работы и выявил проблемы.

Для совершенствования этой работы в 2008-2009 учебном году считаю необходимым:

  1. построить систему методической работы классных руководителей на представлении и обобщении собственного опыта работы;

Особый социальный пласт воспитательной работы составляет работа социальных педагогов

Большую помощь в решении вопросов по предупреждению правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних, воспитательной работы оказывают социальные педагоги Воложанина Л.В., Кирдянкина Ж.А, Зотова О.В и психолог школы Дума Н.Л. Направления деятельности работы психолога, Дума Н.Л., были весьма разнообразны. К ним относиться и организационная, методическая работа, и работа с педагогическим коллективом, и психологическая работа с детьми, и диагностико- коррекционная работа с социально- дезадаптированными учащимися, и изучение познавательных процессов школьной мотивации, и психологическая готовность к школе. В течение 2007/2008 учебного года в школе активно велась работа и по профилактике наркомании и по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. С этой целью был организован и проведен месячник Правовых знаний, в рамках которого было проведены единые классные часы «Мы знаем законы?!», Что? Где? Когда? «Права и обязанности человека», конференция в начальной школе «Конвенция о правах ребенка». В течение года проведено 7 заседаний совета Профилактики и рассмотрены вопросы посещаемости и дисциплины 22 обучающихся,  4 заседания штаба Порядка и 4 заседания Наркопоста. По социальной статистике большинство детей, в которых живут наши учащиеся – полные (74,3%); неполных семей составляет 25,7%. Особым вниманием в работе социального педагога пользуются проблемные учащиеся и дети из неблагополучных семей. По статистическим показателям этого года их численность составляет: на учете в ИДН  – 4 человека (2006/07г. –9 человек);  на внутришкольном учете – 30 человек (2006/07г. –  21 человек). Рост количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, составили обучающиеся 6-7 классов.  Работу с детьми, находящимися под опекой ведет социальный педагог Воложанина Л.В., два раза в год на 8 опекаемых, закрепленных за школой 2 раза в год составляются акты обследования семей, проверяется их состояние здоровья, ведется работа по организации летнего отдыха и обеспечения этих обучающихся горячим питанием и одеждой. Особой проблемой в этом году стала проблема бесплатного питания, которая целиком упала на плечи социальных педагогов Кирдянкиной Ж.А. и Воложанининой Л.В., социальным пеадгогам пришлось в течение года неоднократно собирать пакет документов для 403 школьников в органы социальной защиты.  

Для совершенствования этой работы в 2008-2009 учебном году считаю необходимым:

  1. перераспределить должностные полномочия между социальными педагогами, выделить ставку для работы по бесплатному питанию;

Анализируя все вышесказанное, считаю, что план воспитательной работы выполнен на 90%, поставленный в начале учебного года задачи реализованы на допустимом уровне, поэтому считаю, что  работу воспитательного блока школы в 2007-2008 учебном году  можно назвать хорошей.

30 мая 2008г.

Заместитель директора по ВР Мамуркова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ воспитательной работы

 Несколько лет пользуюсь такой формой для анализа воспитательной работы в классе. Прежде чем составить ее, прочитала много методической литературы по данному вопросу. В анализе дается краткая характер...

Анализ воспитательной работы МОУ "Матюшинская СОШ" за 2009-2010 уч.г.

полный анализ воспитательной работы по школе...

Анализ воспитательной работы

Для достижения поставленных воспитательных задач было проведено большое количество индивидуальных и коллективных бесед, классные часы были посвящены вопросам успеваемости и отношению к учёбе, на родит...

Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы

Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Анализ воспитательной работы классного руководителя 10 «А» класса Фаттаховой З.Х. по итогам работы за 2017-2018 учебный год.

В 10А классе обучается 24 человек, 16 девочек и 8 мальчиков. Данный коллектив сформирован на базе  9А и 9Д класса, двое из 9г.(, ,) Один из гимназии….. Большинство детей учились вместе до ...

Анализ воспитательной работы за учебный год с презентацией работы

Документ содержит анализ работы классного руководителя за учебный год. Сопровождается показом презентации с данными по классу и фотографиями...