«Информационное обеспечение введения ФГОС в МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школе»
материал по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informacionnoe_obespechenie.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

Академия социального управления


Курсы повышения квалификации

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

(Вариативный программный модуль 72 ч.)

Итоговая работа

«Информационное обеспечение введения ФГОС

в МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школе»

Выполнил слушатель:

Сударикова Татьяна Эдуардовна,

заместитель директора по организации внеклассной

и внешкольной воспитательной работы с детьми

МОУ Рогачевской средней

общеобразовательной школы

Москва 2012

Информационное обеспечение введения ФГОС

в МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школе

Современные информационно-коммуникационные технологии тесно связаны с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). 

Во-первых, это информационно-образовательная среда образовательного учреждения, которая включает в себя:

 - совокупность технологических средств (компьютеры, интерактивное оборудование, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и так далее);

 - культурные и организационные формы информационного взаимодействия;

 - компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

 - службы поддержки применения ИКТ.

 Во-вторых, это информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования, направленное на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

 И, в-третьих, это информационное обеспечение введения ФГОС НОО, которое должно быть направлено на поддержку процесса принятия решений и эффективной реализации всех функций управления (анализ, планирование, организация, контроль, руководство) в аспекте введения ФГОС НОО.

 Наша школа, с  2011 года  перейдя в первых классах на реализацию  ФГОС НОО, столкнулась со многими трудностями. На начальном этапе внедрения особенно остро ощущалась недостаточная информированность участников образовательного процесса об особенностях стандартов нового поколения, которая препятствовала полной реализации требований ФГОС. Мы понимали, что недостаток информирования может привести к росту напряженности и недовольства в педагогическом коллективе, к повышению тревожности родителей, общественности; к снижению эффективности системы внеурочной работы; к отсутствию единства подходов к результатам обучения на уровнях: педагог-родители; ребенок-родители; к оттоку детей из ОУ. Поэтому решили в полной мере информировать всех участников образовательного процесса и общественность о введении в нашей школе ФГОСтандартов. И мы постарались стать основной площадкой проведения работы с общественностью, в первую очередь с родителями, по разъяснению необходимости введения ФГОС НОО, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

С целью обеспечения постоянного информирования участников образовательного процесса о введении ФГОС и результатах реализации основной образовательной программы начального общего образования был разработан проект «Информационное обеспечение введения ФГОС НОО», как составная часть мероприятий школы по введению и реализации стандартов второго поколения.

   Задачи проекта:

  1.  Определение объема информации, необходимой для эффективного внедрения ФГОС и важной для участников образовательного процесса.
  2. Определение круга объектов информирования во внешнем и внутреннем социуме школы.
  3. Систематизация работы и создание действующей модели информирования участников образовательного процесса о происходящих изменениях.

Определив цель и задачи, мы предположили результат нашей деятельности: позитивное отношение участников образовательного процесса к введению ФГОС и создание условий для государственно-общественного управления механизмом внедрения ФГОС.

Определившись с целями, задачами и ожидаемым результатом, составили план действий в данном направлении.

 Первый, организационно – подготовительный, этап нашей деятельности подразумевал создание рабочей группы ОУ по информационному сопровождению ФГОС со следующим результатом работы: определение функционала членов рабочей группы, составление плана-графика информационного обеспечения введения ФГОС и его реализации.

На следующем этапе рабочая группа подготовила информацию о предстоящих изменениях в образовательной системе школы: в целях, учебных планах, программах по предметам, в планах воспитательной работы, в технологиях, учебном оборудовании и системе подготовки кадров.

Преобразовательный этап нашей работы предполагает создание и регулярное обновление открытого информационного пространства ОУ посредством:

• оформления и обновления информационного стенда;

• размещения и обновления на школьном сайте информации о подготовке и введении ФГОС НОО;

• выпуск школьной газеты «Звонок» с отдельной рубрикой, посвящённой новому стандарту;

• размещение на школьном сайте части Образовательной программы с целью

ознакомления родительской общественности с особенностями реализации ФГОС НОО, по разъяснению необходимости введения ФГОС, его требований, механизмов введения, ожидаемых результатов.

        Результатом преобразовательного этапа должно стать создание действующего механизма информирования участников образовательного процесса и общественности о введении ФГОС.

Для нас стали возможными такие формы информирования:

для педагогического коллектива:

• педагогические советы, проблемные семинары, работа ШМО, круглые столы;

• оформление и обновление информационного стенда «Федеральный государственный образовательный стандарт в начальной школе»;

• выставки меодической литературы;

• электронные ресурсы;

• создание банка полезных ссылок о переходе на ФГОС НОО на школьном сайте;

• обеспечение информационного взаимодействия участников введения ФГОС;

для учащихся нашей школы:

• это публикации в школьной газете «Звонок»,

• оформление информационного стенда

• электронные ресурсы;

для родителей:

• родительские собрания;

• заседание Управляющего совета;

• анкетирование (родителей (законных представителей) обучающихся) по вопросам введения новых стандартов (Приложение 1);

• дни открытых дверей;

• родительские собрания будущих первоклассников (выступление представлено в Приложении 2)

• информационный стенд «Наша новая школа»;

• публикации в СМИ, в школьной прессе;

• оформление и раздача буклетов (Приложение 3);

• индивидуальные консультации;

• сайт школы;

• публичный отчет директора школы;

для общественности:

• публикации и телевизионные сюжеты в СМИ

• сайт школы;

• районные семинары и родительские собрания по вопросам введения ФГОС;

• публичный отчет директора школы.

Следующий этап в работе по информационному обеспечению введения ФГОС, рефлексивно – обобщающий. Аналитическая работа нашей деятельности предполагает: внутреннюю экспертизу информированности участников образовательного процесса с анализом рисков информационного обеспечения введения ФГОС в ОУ и изучение общественного мнения по актуальным вопросам, связанным с введением ФГОС,  а так же внесение изменений в систему информирования на основе аналитических материалов.

В ходе реализации проекта «Информационное обеспечение введения ФГОС  в МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школе» за 2011-2012 учебный год получены следующие результаты:

1. проведён мониторинг профессионально-общественного мнения относительно введения ФГОС НОО среди педагогов образовательного учреждения и родительской общественности. Основные выводы:

 - если ключевые характеристики нового стандарта сегодня уже осознают абсолютно все учителя школы, то среди родителей еще остается очень высокий процент тех, кто затрудняется ответить на этот вопрос, при этом основным источником информации о ФГОСе для родителей являются педагоги и администрация школы;

 - опрошенные респонденты (родители и учителя) имеют разные точки зрения по вопросу об участии родителей (или, более широко, социальных партнеров школы) в реализации основной образовательной программы образовательного учреждения: ожидания педагогов – это более высокая степень (в отличие от родительского мнения) интеграции социальных партнеров в жизнедеятельность школы;

 - в целом у подавляющего большинства родителей отмечается конструктивный подход к решению возникающих при реализации нового стандарта проблем на фоне практически полного отсутствия негативных ожиданий от введения и реализации ФГОС НОО.

Одним из показателей эффективности планирования введения стандарта является тот факт, что около 90% родителей в ходе мониторинга профессионально-общественного мнения отметили, что их пожелания учитывались при организации внеурочной деятельности в школе.

2. Организация взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования, ведется с активным использованием Интернет-сайта школы, на котором кроме классных страничек, персональных страниц педагогов, электронной версии школьной газеты, имеется и раздел, посвященный новому стандарту начального общего образования.

Структура специального раздела «ФГОС НОО», расположенного на школьном Интернет-сайте:

 - нормативные правовые документы федерального и регионального уровня;

 - локальные акты образовательного учреждения;

 - методические материалы федерального и институционального уровня;

 - проекты нормативных документов;

 - материалы для обсуждения;

 - полезные ссылки;

 - материалы для родителей.

         Общее количество размещенных в разделе «ФГОС НОО» материалов – более 20 единиц. После создания раздела, число посетителей школьного Интернет-сайта выросло более чем в 5 раз.

 В дальнейшем для обеспечения участия общественности в проектировании основной образовательной программы начального общего образования и в целом для организации взаимодействия планируется использовать социальную рекламу.         

3. ИКТ, используемые учителями, учениками и родителями, играют существенную роль для мотивации участников образовательного процесса. Школьный Интернет-сайт, классные Интернет-странички, социальные сети предоставляют возможность не только для неформального общения детей, родителей, педагогов, но и для афиширования результатов их творческой деятельности, поддержки классных и общешкольных сообществ. Информационные технологии расширяют многообразие форм поощрений, усиливают публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, создают позитивный эмоциональный настрой.

4. ИКТ дают нам возможность участвовать не только во всероссийских, но и в международных конкурсах, расширяя тем самым пространство для творческой самореализации личности участников образовательного процесса, в том числе и во внеурочной деятельности.

5. В общий перечень локальных актов образовательного учреждения, обеспечивающих нормативно-правовые условия введения ФГОС НОО, нами включены, в частности, и локальные акты по информационному обеспечению:

• Положение об организации и проведении публичного отчета ОУ;

 •  Положение об Интернет-сайте ОУ;

• Соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов;

• Инструкция по организации делопроизводства (электронного документооборота) в образовательном учреждении. Последний документ из представленного выше перечня еще находится в стадии разработки.

           6. Ведется работа по созданию методической базы данных. На Интернет-сайте школы создан раздел «Методическая копилка», в котором представлено более 30 методических разработок и публикаций по актуальным вопросам начального общего образования.

 Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз отметить, что в современных условиях информационное обеспечение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обеспечивает не только эффективную реализацию всех функций управления в аспекте введения ФГОС НОО, но и позволяет нам реализовать ключевую идею нового стандарта как общественного договора между личностью, семьей, обществом и государством.

ДОРОЖНАЯ КАРТА

«Информационное обеспечение введения ФГОС

В МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школе»

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

1

Создание рабочей группы по разработке проекта

Директор школы

Февраль 2011г

2

Утверждение формы задания на разработку проекта

Директор школы

Февраль 2011г

3

Внутренняя экспертиза проекта

Март

2011г.

4

Разработка программы по созданию информационной среды школы

Рабочая группа

Март

2011г.

5

Создание на  сайте школы  вкладки ФГОС

Зам.директора по ИМР

Март

2011г.

6

Предоставление информации на сайте  о внедрении ФГОС начального общего образования.

Зам.директора по ИМР

Апрель 2011г.

7

Проведение собрания для родителей будущих первоклассников по теме:     «Введение ФГОС начального общего образования».        

Администрация школы

Апрель

2012-2016

8

Изучение мнения родителей (законных представителей обучающихся) по вопросам введения новых стандартов. Проведение анкетирования на родительских собраниях.

Классные руководители

Апрель

2012-2016

9

Проблемный семинар по вопросам реализации ФГОС НОО

Рабочая группа

Сентябрь, апрель

2012-2016

10

Представление результатов на педагогическом совете школы

Зам.директора по ИМР

Май

2012-2016

11

Обеспечение публичной отчетности школы о ходе и результатах введения ФГОС НОО (Включение в публичный доклад директора школы раздела, отражающего ход введения ФГОС НОО).        

Директор школы

Июнь

2012-2016

 

12

Информирование общественности о результатах мониторинга качества образования

Заместитель директора по УВР

Ежегодно согласно планам мониторинга.

13

Обеспечение контролируемого доступа  к  информационным ресурсам Интернета (сетевое обеспечение внутреннее и внешнее).

Зам.директора по ИМР

постоянно

14

Создание медиатеки ЦОР и ЭОР, соответствующих ФГОС НОО

Зав.школьной библиотекой

постоянно

15

Разъяснительная работа  среди   родительской  общественности о внедрении ФГОС НОО на  общешкольных родительских собраниях

Администрация школы

В течение всего периода

16

Размещение информации о ходе введения и реализации ФГОС НОО на страницах сайта школы

Заместитель директора по УВР, Совет школы

Постоянно

17

Создание и введение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных:

-нормативно-правовая база деятельности ОУ,

- «Должностные обязанности работников ОУ»,

- каталог образовательных ресурсов сети Интернет,

- СанПиНы,

-База данных по внедрению ФГОС для педагогов школы,

-«Исследовательская и проектная деятельность».

Зам.директора по ИМР,

Заместитель директора по УВР

Сентябрь-декабрь

2012г.

Ведение -постоянно

18

Обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы

Зам.директора по ИМР,

Заместитель директора по УВР

Постоянно

19

Корректировка плана информационного обеспечения введения ФГОС.

Директор школы, рабочая группа

По мере необходимости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт школьного историко-краеведческого музея МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы

Паспорт школьного историко краеведческого музея содержит описание основных разделов экспозиции, знакомит с экскурсионной программой музея....

Отчёт о применении информационно-коммуникационных технологий Хрулевой Лалы Владимировны, учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...

Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...

Публичный информационный отчёт о результатах деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» города Пикалёво за 2011-2012 учебный год

Доклад адресован учащимся, их родителям, учредителям, социальным партнерам школы, местной общественности. Особым адресатом являются родители, планирующие направить своего ребенка для обуч...

ПРОГРАММА: «Управление введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

В рамках реализации программы определяются исходные нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические, научно-методические, информационные, кадровые условия организации образовател...

Практика введения ФГОС на примере Шелаболихинской средней общеобразовательной школы № 1.

В национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» введение федеральных государственных стандартов определено одним из ключевых направлений развития общего образования. И это не случай...

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...