Программа "Одаренные дети"
материал по теме

Васильева Мадына Владимировна

Работа с одаренными детьми - одно из основных направлений в деятельности школы. Данная программа апробирована, технологична и универсальна. Возможно будет интересна для создания своей программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа "Одаренные дети"157 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Балезинская средняя общеобразовательная школа №5»

2008-2013

Рассмотрено на заседании МС

От « ___»_____________2008г

Принято педагогическим советом

 От « ___»_____________2008г

 

                                         

Утверждаю

Директор школы

________________В.И.Корякин

« ___»_____________2008г

Программа

«Одаренные дети»

Срок реализации 2008-2013 гг.


Программа «Одаренные дети»

  1. Цель программы:

    Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся  в рамках реализации проекта «Школа ВЫБОРА» через проектно-исследовательскую деятельность на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса

Задачи программы:

  1. совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи  одарённым детям;
  2. отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  3. создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  4. расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, республиканских олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

  1. Обоснование проблемы. Анализ ее исходного состояния

 

   Ключевой проект  Школа Выбора. Цель проекта  изменение образовательной ситуации в сельской местности за счет концентрации образовательных ресурсов и создания ситуации осознанного выбора.

   Нами накоплен  опыт использования ситуации ВЫБОРА для изменения содержания образования, что выражается в расширении предметности ВЫБОРА в рамках образовательного учреждения, формировании свойств личности, необходимых для выработки осознанного ВЫБОРА и психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса в ситуации ВЫБОРА.        Выбором мы  называем то единственное решение, которое принимает человек, и ответственность за которое берет на себя.

  1. Выбор в учебной деятельности.

1.Предпрофильная подготовка

  1. «Образовательные технологии» 2- 8 классы (формирование метапредметности)      
  2. «Образовательные технологии» 9 классы;
  3. «Образовательные технологии и МХК» 10,11 классы;
  4. профкосультирование;
  5. элективные курсы;
  6. профильная лагерная смена.

2. Профильная подготовка.

Основой учебной деятельности является осознанный выбор, в результате которого составляется индивидуальная образовательная программа (ИОП).  

Структура ИОП следующая:

  1. индивидуальный учебный план;
  2. план социальных действий;
  3. рефлексия.

Задачи, которые решает ИОП:

  1. определение вида деятельности учащегося;
  2. раскрытие познавательных возможностей учащегося;
  1. выбор альтернативных способов получения образования;
  2. организация условий для построения индивидуальной образовательной траектории;
  3. психолого-педагогическое сопровождение.
  1. Выбор во внеучебной деятельности
  1. НОУ «Мнемозина»
  2. Школа АКТИВА
  3. Школа  туризма
  4. Студия актерского мастерства
  1. Весёлый Арлекин    1-4 классы
  2. Хочу на сцену           5-8 классы
  3. Шаг в будущее         9-11 классы
  1. Студия школьного телевидения
  2. Студия «Мир МУЗЫКИ»
  1. Рок-группа
  2. Удмуртская песня
  1. Мастерская КВН
  2. Клуб «Подросток»
  3. Клуб «Дебаты»
  4. Пресс-группа
  5. Волонтерского движение
  1. Модель интеграции учебной и внеучебной деятельности

Вся деятельность в ситуации ВЫБОРА предполагает психолого-педагогическое сопровождение, для этого необходимы специально отработанные технологии поддержки и специальная организация образовательной среды. Эта среда обогащается деятельностью медиацентра, который  создан  на базе школьной библиотеки.

      В результате этой деятельности школа стала базовым, социально активным учреждением, которое принимает и готовит семинары для района и республики, праздники, конференции, соревнования, конкурсы и другие различные мероприятия.  Работа школы направлена на распространение инновационных способов, идей и оснований, позволяющих использовать ВЫБОР как инструмент обновления содержания образования,    В нашей школе созданы условия для всестороннего развития учащихся, а деятельность педагогов способствует внедрению в образовательный процесс нового содержания, мотивирует творческую активность всех участников образовательного процесса.

  1. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе
  1. Нормативно-правовое обеспечение
  1. Положения о НОУ «Мнемозина»
  2. Положение о проведении  школьных олимпиад
  3. Положение о научно-практической конференции
  1. Программное обеспечение
  1. Типовые авторские программы спецкурсов, факультативов, элективов.
  1. Организационно-методическое обеспечение
  1. Создание МО по проблеме работы с одаренными детьми
  2. Тематические школьные семинары
  3. Обобщение опыта педагогов
  4. Мониторинг работы системы
  1. Информационно-методические материалы
  1. Рекомендации, публикации, издание журнала «Эврика», оформление школьного сайта.

  1. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы.
  1. Факультативы, кружки, клубы
  1. Учет индивидуальных возможностей учащихся
  2. Повышение степени самостоятельности учащихся.
  3. Расширение познавательных возможностей учащихся.
  4. Формирование навыков исследовательской, проектной деятельности учащихся.
  5. Развитие творческих способностей учащихся
  6. Содействие в профессиональной ориентации.
  7. Самореализация учащихся во внеклассной работе.

  1. Научно-практическая конференция
  1. Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научной, учебной и справочной литературой.
  2. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  3. Формирование информационной культуры учащихся.
  1. НОУ «Мнемозина»
  1. Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
  2. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнении исследований.

ступени

этап

задачи

формы

1-4 классы

подготовительный

  1. Формирование навыков  научной организации труда.
  2. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  3. Формирование познавательного интереса.
  4. Выявление способных учащихся.

  1. Урок.
  2. Внеклассная работа.
  3. Кружки и секции.
  4. НПК, НОУ «Мнемозина».

5-7 классы

Творческий

  1. Совершенствование навыков научной организации труда.
  2. Формирование познавательного интереса.
  3. Творческое развитие учащихся.
  4. Индивидуальная работа со способными учащимися.

Формы:

  1. Предмет «Основы проектно-исследовательской деятельности».
  2. Внеклассная работа.
  3. Школьные олимпиады.
  4. Факультативы, кружки.
  5. НПК, НОУ «Мнемозина».

8-9 классы

Развивающий

  1. Совершенствование навыков научной организации труда.
  2. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  3. Формирование исследовательских навыков.
  4. Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

  1. Урок, НОУ «Мнемозина, НПК,
  2. спецкурс для 9 класса «Основы исследовательской культуры», элективные курсы.

10-11 классы

Исследовательский

  1. совершенствование исследовательских навыков.
  2. Совершенствование информационной культуры учащихся.
  3. Самостоятельное применение учащимися знаний, умений и навыков.

Формы:

  1. Предмет «Основы проектно-исследовательской деятельности и МХК»,
  2.  олимпиады,
  3. факультативы,
  4.  профильные спецкурсы,
  5. НОУ «Мнемозина»,
  6.  НПК,
  7. тьюторство

 

  1. План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»  

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

сентябрь-октябрь 10-11 кл.

февраль «Школа будущего первоклассника»

апрель  2-9 кл

ежегодно

психолог

2.

Проведение совещания  при директоре по результатам диагностирования способных учащихся

январь

март

ежегодно

директор

3.

Организация тьюторской деятельности

 в течение года

ежегодно

зам. директора по УВР

4.

Расширение сети курсов по выбору с учетом  способности и запросов учащихся

Май,

ежегодно

Администрация

5.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь

ежегодно

МС

6.

Участие в районных, республиканских олимпиадах

Ноябрь, декабрь

ежегодно

зам. директора по УВР

7.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

2008 г,2009 г, 2010 г.

январь

Администрация

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

в течение года

ежегодно

МС

9.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

в течение года

ежегодно

Учителя-

предметники

10.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

в течение года

ежегодно

Администрация

11

Организация работы научного  общества  обучающихся и учителей (НОУ) в учебном году

Сентябрь

зам. директора по УВР

12

Совершенствование системы интеграции учебной и внеучебной деятельности для развития творческих способностей одаренных детей

С 2008 года

зам. директора по ВР

13

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в различные образовательные учреждения УР, России

в течение года

ежегодно

зам. директора по УВР

14

Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов

Постоянно

зам. директора по УВР

Научно-практическая конференция учащихся

март

ежегодно

МС

15

День ученика

май

ежегодно

зам. директора по ВР

16

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

зам. директора по УВР МС

17

Распространение опыта работы с одаренными детьми в рамках межрайонного семинара « Школа Выбора»

январь

ежегодно

МС

18

Участие в «Русский медвежонок –

языкознание для всех» (2-11 кл.);

Всероссийский конкурс «КИТ:

компьютеры, информация, технологии»

(5-11 кл.);

Всероссийский конкурс по английскому

языку «BRITISH BULLDOG» (5-11 кл.);

Всероссийское тестирование по

математике «Кенгуру выпускникам»

(4,9,11 кл);

Международный игровой конкурс по

МХК «Золотое руно» (2-11 кл.);

Международный математический игровой конкурс «Кенгуру» (2-10 кл.)

в течение года ежегодно

руководители МО

19

Участие в районных, республиканских, российских конкурсах и научно-практических конференциях

зам. директора по УВР

20

Издание  школьного научно-методического журнала « Эврика»

 ежеквартально

ежегодно

зам. директора по УВР

  1. Основные мероприятия программы 

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

  1. Ожидаемые результаты реализации программы

 

Реализации программа призвана способствовать:

  1. созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
  2. созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, социального педагога и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
  3. созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
  4. повышению качества образования и воспитания школьников;
  5. формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...