Два урока для 6 класса
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

 

Урок-турнир в 6-м классе по теме "Действия с рациональными числами"

 

Урок-зачёт по математике в 6 классе

тема: «Рациональные числа и действия над ними»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _dva_uroka_v_6_klasse.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-турнир в 6-м классе по теме "Действия с рациональными числами"

Билетова Надежда Викторовна,  учитель математики

Цели урока:

обобщить и систематизировать умения и навыки выполнения действий с рациональными числами;

развивать творчество, сообразительность, смекалку учащихся; развивать культуру их речи; развивать познавательную активность учащихся;

воспитывать чувство коллективизма, ответственности, самоконтроля; формировать интерес к изучению математики.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент и начало урока

Команды заняли свои места. Приготовлены тетради для черновиков, ручки, рабочие тетради. Учитель настраивает учащихся на урок, желает победы, высоких результатов.

На доске приготовлены таблицы для выставления результатов туров, наглядности к заданиям тура.

II. Постановка целей и задач урока

– Тема нашего урока – «Действия с рациональными числами».

Мы повторим теоретический материал по данной теме, отработаем практические навыки действий с рациональными числами, тем самым подготовимся к контрольной работе.

Сегодня необычный урок, а урок-турнир. Класс разбит на две группы, поэтому каждый несет ответственность не только за себя, но и за всю свою группу, а любой ее член может прийти вам на помощь.

Сегодняшний урок мне поможет провести ваша одноклассница Латыпова Эльвина. Она уж не пропустит ни одной ошибки и очень строго и честно будет судить, к тому же у нее есть такой опыт судейства.

III. Обобщение, повторение, систематизация материала

Задача, конечно, не слишком простая:

Играя учить и учиться играя,

Но если с учебой сложить развлеченье,

То праздником станет любое ученье!

– Итак, начинаем наш турнир.

I тур. Представление команд, их девизов, их капитанов и домашних заданий.

Первой команде домашнее задание – история отрицательных чисел.

Второй команде – история уравнений.

Максимальное количество баллов – 5.

II тур. Разгадывание девиза урока-турнира.

Через графопроектор на экране задание: найдите значение выражения:

1) – 0,05 • 18 (– 0,9);

2)  – ();

3) 7,2 • (– 0,7) + (– 0,7) • 1,8 (– 6,3);

4) 48 • (– 0,25) • 40 • () (80);

5) – 5,151 : (– 17) (0,303);

6) – 12,3 + 6 (– 6,3);

7) – 0,8 •  – 0,2 •  (– );

8) 7,18 • (– 0,01) • 10 (– 0,718);

9) – 0,48 : (– 0,006) (80);

10) ()? • ();

11) – 1,2 + 7 – 2,4 – 5,4 (– 2);

12) 1,4 • (– 0,1) + 0,16 (0,02).

Таблица расшифровки:

А        В             Е            И          Л          М            С        Т        Ы

0,02        – 0,9        – 6,3        – 2        80        0,303        – 0,7     1             8

За каждый верно решенный пример команда получает 1 балл. Итак, всего 12 баллов. Тур заканчивается после того как одна из команд получает девиз: «Вместе мы – сила!».

Цель этого тура: отработка навыков быстрого правильного выполнения действий с рациональными числами, развитие внимательности и навыков коллективной работы (успех команды зависит от умелой организации работы капитаном ). Разгаданный девиз обращает внимание на значимость совместной деятельности учащихся. Результаты заносятся в таблицу.

III тур. Правила учим и знаем.

Приготовлены карточки с теоретическими вопросами. Капитаны команд берут конверты с вопросами для своей команды (по 9 вопросов). Заранее вопросы не читаются (они у капитана). Ученик вытягивает у капитана карточку (любую), читает и быстро, четко и грамотно отвечает. Если ученик не ответил, ему помогает его команда, но получает 0,5 балла вместо 1 балла, который дается за правильный ответ без помощи команды.

                                                                                          Вопросы для первой команды

1) Какие числа называются противоположными?

2) Какие числа называются рациональными?

3) Как сложить два отрицательных числа?

4) Как из данного числа вычесть другое?

5) Как перемножить два отрицательных числа?

6) Сформулируйте правило деления чисел, имеющих разные знаки?

7) Как сравнить положительные и отрицательные числа?

8) Сравните положительное число с нулем?

9) Назовите число, противоположное числу 0?         

                                                                                         Вопросы для второй команды

1) Чему равна сумма двух противоположных чисел?

2) Какие числа называются целыми?

3) Как сложить два числа с разными знаками?

4) Что называют модулем числа?

5) Как перемножить два числа с разными знаками?

6) Сформулируйте правило деления отрицательного числа на отрицательное число.

7) Как сравнить два отрицательных числа?

8) Сравните отрицательное число с нулем?

9) Каким числом является число 0: положительным или отрицательным ?

IV тур. Правила знаем и применяем.

1. «Найдите ошибку»

Каждая команда поднимает карточки с номером примера, где есть ошибки.

                                               I команда

1) 10 – 25 = – 15;

2) 100 : (– 10) = 10;

3) – 71 + 30 = 41;

4) – 5,1 • (– 0,2) • 5 = 5,1;

5) – 17 + 17 = 0.        II команда

1) 0 + (– 12) = – 12;

2) – 24 • 2 = – 48;

3) 5 • (– 1,2) • 2 = 12;

4) –12 + (– 19) = 31;

5) 0,72 : (– 0,2) = – 3,6.

2. «Развиваем сообразительность»

Командам необходимо заменить звездочки знаками действий, чтобы равенство получилось верным:

(– 3,2 * 7,4) * (– 6) = – 25,2;

(+) (•)

V тур. Конкурс капитанов «Капитан, не подведи!»

Побеждает и получает баллы тот капитан, который первым справится с заданиями.

1) Задание – решите уравнение (3 балла)

(х – 5,4) : (– 3) = – 2,6 + 5

Капитаны получают одинаковые задания и решают их у доски.

2) Занимательная задача: Кот в сапогах поймал 4 карасей и еще половину улова. Сколько рыб поймал кот в сапогах? (8 карасей). (3 балла)

Итого: 6 баллов.

Цель тура: воспитание ответственности за друзей, команду; отработка решения уравнений и действий с рациональными числами.

VI тур. Развивай сообразительность (запасной)

Замените звездочки знаками действий, чтобы равенство получилось верным:

– 1,1 * (– 7,3 * 2,7) * (– 4) = – 44

(•) (–) (•)

V||. Подведение итогов и организованное окончание урока

1. Подсчитываются баллы, объявляется команда-победитель.

2. Капитаны оценивают работу каждого ученика во всех турах и выставляет оценку, прокомментировав ее.

Учитель завершает урок, благодарит обе команды за работу, подбадривает проигравших, обращает внимание на анализ причины проигрыша и настраивает детей на дальнейшую работу на уроках математики.

Следует обязательно поощрить отдельных учеников, особенно тех, кто не блещет высокими результатами, а на этом уроке сумели проявить себя. Это создает положительную мотивацию на дальнейшее изучение математики.

Урок-зачёт по математике в 6 классе

тема: «Рациональные числа и действия над ними»

Цель урока:

-повторить действия сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень рациональных чисел;

-закрепить решение задач и уравнений;                ( слайд 2 )

-развитие внимания, познавательной активности уч-ся;

-воспитание у уч-ся интереса к предмету.

План урока:

  1. Игра на внимание
  2. Разминка: «Проверь себя и своего товарища»
  3. Ярмарка-распродажа
  4. Математическое поле чудес
  5. Умеешь ли ты решать задачи?                     ( слайд 3 )          

Детям объявляется тема урока, раздаются заранее приготовленные для каждого ученика контрольные листы, объясняется их назначение.

           

    Ф. И. _____________________________________________

1.

2.      

 - 7m

   4a

  - 8b

   - c

   10k

   2a

 - 3b

   5c

   6k

3.

Ход урока:

  1. Игра на внимание ( она проводится для того, чтобы настроить учащихся на урок ). Посмотрев на рисунок в течение 3 секунд, учащиеся должны запомнить и расположить кружки на аналогичных заготовках.                                      (слайд 4 )
  2. Разминка: «Проверь себя и своего товарища»

Задание №1:  Ученикам предлагается выполнить умножение (слайд 5)

 - 7m

   4a

  - 8b

   - c

   10k

   2a

 - 3b

   5c

   6k

 

После того как эта работа выполнена, ученик обменивается работой с соседом по парте. Таблица с правильными решениями вывешивается на доске или через слайд 6. По таблице ребята проверяют работы друг друга и выставляют оценки. Критерии выставления оценок записаны на доске или через (слайд 6):

все правильно – «5»

           1 - 2 ошибки – «4»

           3 – 4 ошибки – «3»

           в остальных случаях – «2»

           Задание №2 ( устно ):

  1. Назовите коэффициенты в каждой строчке данной таблицы
  2. Дайте определение коэффициенту                                                              ( слайд 6 )

     3. Ярмарка – распродажа.

     ( Ярмарка – распродажа обычно самая активная часть урока, ученики ждут её, работают с большим удовольствием, равнодушных нет ).

     Учитель: Я благодарный продавец: за то, что вы у меня покупаете товар, я вам даю жетон. Чем больше жетонов, тем выше полученный вами балл. Мой товар – примеры. Если вы решаете самые трудные задания и при этом проговариваете правило, которым пользовались, то получаете дополнительно ещё два жетона.

                               ( слайд 7)

     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:          Раз, два, три, четыре

                                                       Руки вверх, руки – шире

                                                       Развернулись, улыбнулись

                                                       Все присели, подтянулись

                                                       И готовы мы опять

                                                       Все заданья выполнять!                              

        ( слайд 8)                                             

     4. Математическое поле чудес

Каждая группа получает своё задание. Решив его, отыскивает букву, соответствующую его ответу, и записывает её напротив своего примера. Если буква не вписывается в слово, значит, пример решён неверно. Итогом работы всех групп является загадка, которую надо разгадать.                                                                                                                      ( слайд 9)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

  - 2,4 + 1,2

    82

  - 4 x ( - 4) x ( - 4)

  - 5 x 100

  - 12 – 25,5

    12,2 : ( -2)

   - 3,4m + 2,4m

   - 10x + x

   - 3,7 + 2,8

   - 3,5 : 7

    ( - 5)2

    8,2 + ( - 8,2)

   - 4,6 – 4,6

     11 x ( - 0,3)

     6,23 x ( - 1)

    - 2,4 : ( - 6)

    - 6 : 0,5

     12a – 14a

     1,5 + ( - 6,3)

    - 4,5 : (0,03)

     ( - 0,1)3

- 0,8 – 3,2

 0 : ( - 1,28)

- 6,7 + 2,9

- 0,35 : 0,7

6,285 x ( - 1)

5,3 – 6,9

    4,2 : ( - 0,1)

                                               

                                                 I группа

  1. 5x + 3 = 27 – 3x                              5)    2x – 4 = x + 9
  2. 2y – 12 = 18 – 4y                            6)    2x + 43 = 4x - 65
  3. 17 + 5x = 3x – 9                              7)    73 – 2z = 3z + 24
  4. 11 + 6y = 18 – y                              8)    -x + 11 = 4x – 13

                                                II группа

  1. 2y – 12 = 18 – 4y                            6)    -9a + 8 =  -10a - 2
  2. -13 + 7y = 13y – 7                          7)   7m + 1 = 8m + 9
  3. x – 1 = 3x – 12                                8)    2x + 43 = 4x - 65
  4. 6x – 12 = 5x + 4                              9)   73 – 2z = 3z + 24
  5. 5x + 3 = 27 – 3x                             10)   -x + 11 = 4x – 13

                                          III группа

  1. -x + 11 = 4x – 13                             7)    -13 - 13y = -7y - 7
  2. -13 + 7y = 13y – 7                           8)    4 + 25y = 6 + 24y
  3. -12m – 3 = 11m – 3                         9)   8x – 25 = 3x + 30
  4. -4x + 11 = x – 13                            10)   11 – y = 4y - 13
  5. 17 + 5x = 3x – 9                              11)   73 – 2z = 3z + 24
  6. -9a + 8 = -10a – 2                           12)   -z + 13 = 4z - 11

 А

  Г

 Д

 Е

 Ё

 И

 Й

 Л

 Н

 О

 П

 Р

 С

 Т

 У

 Ь

  2

 16

  5

  0

 9,8

- 13

- 10

 13

  1

  3

 - 8

 - 1

 11

 4,8

 5,5

 54

Загадка: Один льёт, другой пьёт, третий растёт.

Отгадка: Дождь, почва, растение                                                                            ( слайд 10)

     5. Умеешь ли ты решать задачи?

 I ВАРИАНТ

В одном ящике яблок в 3 раза больше , чем в другом. Когда из 1 – го ящика взяли 20 кг, а во   2 – й добавили 10 кг, то яблок стало в каждом ящике поровну. Сколько кг яблок было в каждом ящике первоначально?

II  ВАРИАНТ

Длина отрезка АВ на 4 см больше длины отрезка МН. Если длину отрезка АВ увеличить на 20 см, а длину отрезка МН увеличить в 4 раза, то получим равные отрезки. Найти длину отрезка АВ.                                                                     ( слайд 11)

                                       ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  

 РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ:

   а) 5 (х – 7) = 3 (х – 4) – 13

   б) 3 (3а + 7) + 4 = 5 (а + 3)                                                                                      ( слайд 12)

                                                   РЕФЛЕКСИЯ

Учитель: А сейчас определите своё отношение к уроку. Из предложенных рисунков выберите то, что вы считаете нужным.  

      НЕ ПОНРАВИЛСЯ          ПОНРАВИЛСЯ ЧАСТИЧНО          ПОНРАВИЛСЯ

                                                               

                                                                                                                                        ( слайд 12)

После того, как все задания выполнены, подводится итог урока.

Учитель: Итак, каждый получил возможность проверить себя и своего товарища по всем предложенным вопросам и получить несколько оценок. Урок окончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...