Урок Математика 5 класс (ФГОС)
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме

Петрова Валентина Александровна

Тема: Вычитание натуральных чисел

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon fgos.zip969.19 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока математики в 5 классе по теме «Вычитание натуральных чисел» (ФГОС)

Тема урока: вычитание натуральных чисел

Тип урока: урок-изучение нового материала

Цель урока: формирование представлений о вычитании, уменьшаемом, вычитаемом и разности

Понятия: разность натуральных чисел, уменьшаемое, вычитаемое, разность, вычитание, число нуль

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Выполнять вычисления с натуральными числами.
  • Находить разность натуральных чисел.
  • Определять уменьшаемое и вычитаемое.

Метапредметные:

  • Познавательные универсальные учебные действия: умение формулировать определения, понятия; развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей; умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений; умение находить ошибки и грамотно из исправлять.
  • Личностные универсальные учебные действия: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
  • Регулятивные универсальные учебные действия: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя.
  • Коммуникативные универсальные учебные действия: умение работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.

Личностные:

  • Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
  • Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
  • Осуществление самоконтроля результатов собственной деятельности.

Ход урока.

1. Оганизационный момент.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Приветствует детей
  • Сообщает, что на каждом этапе урока свои достижения они будут отмечать в листе успешности (ЛУ)
  • Приветствуют учителя
  • Знакомятся с листом успешности (ЛУ) [Приложение № 1]

2. Подведение к теме урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Загадывает термин «Вычитание»
  • Отвечает на вопросы детей «Да» или «Нет»
  • После отгадывания сообщает тему урока
  • По очереди задают вопросы учителю
  • Отгадывают термин «Вычитание»
  • Записывают в тетради тему урока
  • Заполняют ЛУ

3. Беседа по формированию задач урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Задает вопросы:
  1. Что вы знаете о вычитании?
  2. Как называются компоненты при выполнении действия вычитание?
  3. Как вы думаете, чем нам сегодня предстоит заниматься?
  • Отвечают на вопросы учителя
  • Формулируют задачи урока
  • Заполняют ЛУ

4. Проверка домашнего задания

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Задает вопрос: «Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?»
  • По необходимости отвечает на вопросы учеников
  • Собрать тетради с домашней работой
  • Предлагает исполнить придуманные дома частушки об арифметических действиях
  • Отвечают на вопросы учителя
  • Если возникают вопросы по выполнению домашнего задания, то задают их
  • Сдают тетради с домашней работой
  • Несколько человек по желанию исполняют частушки собственного сочинения

5. Устный счет

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Предлагает ребятам определить правило нахождения числа, стоящего в пустой клетке в карточке «Логические цепочки» [Приложение № 2]
  • Задает вопросы по проверке правильности выполнения задания
  • Предлагает поиграть в «Математическое домино» [Приложение № 3]
  • Фиксирует время
  • Выстраивают логические цепочки, работая в парах
  • Проверяют правильность выполнения задания, отвечая на вопросы учителя
  • В группах по 4 человека играют в «Математическое домино»
  • Проверяют правильность вычислений в «Математическом домино» по замкнутости цепочки вычислений
  • Заполняют ЛУ

6. Основной этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Предлагает ребятам задание на карточке [Приложение № 4]
  • Фиксирует время
  • Проверяет правильность выполнения задания
  • В группах по 4 человека выполняют задание
  • Заполняют ЛУ

7. Физминутка

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Проговаривает математические высказывания [Приложение № 5]
  • Встают из-за парт
  • Поднимают руки вверх, если высказывание верное, выполняют поворот вокруг себя, если высказывание неверное
  • Присаживаются на свои места
  • Заполняют ЛУ

8. Основной этап (продолжение)

«Лови ошибку»

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Предлагает учащимся найти ошибку в карточке с заданиями «Лови ошибку» [Приложение № 6]
  • Организует самопроверку через проектор [Презентация к уроку, слайд № 1, 2, 3]
  • Индивидуальная работа, выполняют задания
  • Выполняют самопроверку
  • Заполняют ЛУ

Задача «Спутник Земли»

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Предлагает решить задачу о спутнике Земли [Приложение № 7]
  • Вызывает ученика к доске для решения задачи
  • Проверяет правильность выполнения задачи на доске
  • Спрашивает детей, что интересного они узнали, решая данную задачу
  • Решают задачу индивидуально
  • Один ученик решает «за доской»
  • Проверяют правильность решения задачи, сверяясь с решением на доске
  • Отвечают на вопросы учителя
  • Заполняют ЛУ

Числовой эксперимент

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Предлагает учащимся провести числовой эксперимент [Приложение № 8]
  • Работая в группах, проводят числовой эксперимент
  • Сообщают результат проведенного эксперимента
  • Объясняют свой выбор супермаркета, перечисляя факторы, повлиявшие на него
  • Заполняют ЛУ

9. Подведение итогов урока и рефлексия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Выслушивает ребят
  • Подсчитывают свои баллы в ЛУ
  • Высказываются о своих успехах на уроке, анализируя ЛУ

10. Информация о домашнем задании

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Комментирует домашнее задание [Презентация к уроку, слайд № 4]
  • Слушают информацию о домашнем задании
  • Записывают домашнее задание в дневник

11. Завершение урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Благодарит детей за работу
  • Сдают ЛУ
  • Выходя из кабинета, желающие берут задачу из олимпиадной шкатулке


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Лист успешности ученика 5 класса:

Критерии самооценки:

Справился, все было понятно – 2 балла

Справился, но были затруднения – 1 балл

Не справился, многое осталось непонятным – 0 баллов                        

Этапы урока

Задачи этапа

Самооценка

Игра «ДА-НЕТ»

Логически грамотно задавать вопросы, отгадать слово

Постановка задач урока

Учиться грамотно формулировать цели и задачи урока

Логические цепочки

Строить логические цепочки

«Математическое домино»

Быстро и точно выполнять арифметические действия устно

Задания на карточке

Без ошибок выполнить задания на карточке

Физминутка

Грамотно и четко реагировать на верные и неверные утверждения

«Лови ошибку»

Умение находить ошибку и грамотно их исправлять

Задача «Спутник Земли»

Умение анализировать и осмысливать текст задачи, верное решение задачи

Числовой эксперимент

Развитие навыка анализировать, проводить числовой эксперимент

Подведем итог (подсчитай общее количество баллов, заработанное тобой за урок)

Критерии успешности:

18 - 20 баллов – оценка 5, у меня на уроке все получилось

13 – 17 баллов – оценка 4, я старался, но еще есть над чем работать

0 – 12 баллов – мне нужно еще много работать и я обязательно стану успешнее


Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Задания:

1. Решить уравнения:

 а) x+123=321        б) x-123=321                в) 321-x=123

2. Какое число нужно прибавить к числу 123, чтобы получилась разность чисел 345 и 77

3. Какое число нужно вычесть из числа 543, чтобы получилась сумма чисел 98 и 325

Приложение № 5

Приложение № 6

Приложение № 7

Задача:

Первые искусственный спутник Земли весил 84 килограмма. Он был на 1388 килограмм легче первой космической ракеты и на 4516 килограмм легче первого космического корабля-спутника. Найдите массу первой космической ракеты и первого космического корабля.

Приложение № 8

Числовой эксперимент

Наименование товара

Цены в супермаркетах города (в рублях)

Ашан

Лента

Магнит

Сибириада

1 кг картофеля

9

10

10

9

1 бутылка масла

82

75

80

67

1 кг мяса

267

279

272

300

 

Необходимо купить: 4кг картофеля, 1кг мяса, 2 бутылки растительного масла

Задача: определить, в какой из супермаркетов города выгоднее всего отправиться за покупкой указанного набора продуктов. При выборе магазина постарайтесь учесть все факторы, требующие затраты денег. Ваши затраты должны быть минимальными.

Выполните необходимые расчеты и дайте ответ на следующие вопросы:

  1. В какой магазин вы отправитесь?
  2. Какие факторы повлияли на ваш выбор?
  3. Какое количество денег у вас останется после похода в магазин, если первоначально из семейного бюджета вам дали 1 тысячу рублей?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа"

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей на натуральные числа". В приложении дана мультимедийная презентация к уроку. Это урок изучения на у...

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе "Сложение натуральных чисел и его свойства"

Технологическая карта урока математики по ФГОС в 5 классе по теме "Сложение натуральных чисел и его свойства " предназначена для учителей,работающих по ФГОС. Она поможет им в планировании современного...

Урок математики по ФГОС в 7 классе "Преобразование выражений, содержащих степени".

Заключительный урок по теме степени. На уроке отрабатывается умение пользоваться свойствами....

технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, автор учебника: С.М. Никольский

Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс, автор учебника С.М. Никольский. Тема  урока "Числовые выражения"...

Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Технологическая карта урока математики по ФГОС, 6 класс, выполнил учитель Овчинникова С.Н.

Технологическая карта урока математики по ФГОС, 6 класс, выполнил учитель Овчинникова С.Н.Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями. Тип урока: Открытие нового знания.Цели деятельнос...

Урок математики по ФГОС в 6 классе "Делители и кратные" Мерзляк А.Г

Технологическая карта урока математики в 6 классе по ФГОС "Делители и кратные" Мерзляк А.Г....