Интегрированный урок математики с элементами географии "Действия с десятичными числами"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему
Математика и география
Тема урока: « Действия с десятичными числами» и «Озеро Байкал».
Цели урока: Закрепление действий с десятичными числами; изучение флоры и фауны озера Байкал; воспитание бережного отношения к природе.
Форма проведения урока: путешествие по озеру Байкал.
Оборудование урока:
1. Выставка книг об озере Байкал; иллюстрации, связанные с Байкалом; карта Байкала.
2. Проигрыватель, пластинка с песней «Славное море, священный Байкал».
3. Таблицы, раздаточный материал.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 102.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок 5 класс
Математика и география
Тема урока: « Действия с десятичными числами» и «Озеро Байкал».
Цели урока: Закрепление действий с десятичными числами; изучение флоры и фауны озера Байкал; воспитание бережного отношения к природе.
Форма проведения урока: путешествие по озеру Байкал.
Оборудование урока:
- Выставка книг об озере Байкал; иллюстрации, связанные с Байкалом; карта Байкала.
- Проигрыватель, пластинка с песней «Славное море, священный Байкал».
- Таблицы, раздаточный материал.
Ход урока:
Звучит песня «Славное море, священный Байкал»
Учитель географии: Сегодня мы совершим экскурсию по Байкалу.
Озеру 25 млн. лет и образовалось оно в результате землетрясения. Озеро содержит 20 % мировых запасов пресной воды. На озере Байкал водится уникальное млекопитающее животное – нерпа, а ее детеныша называют хубунок. Чистоту Байкала поддерживает микроскопическое животное длиной 1мм – эпишура. В нем водится уникальная рыбка – голомянка, длина которой 15см, целиком состоящая из жира, которой питается нерка. Глядя сквозь эту рыбку, можно прочитать газетный текст.
Учитель математики: Мы продолжим знакомство с уникальным озером – морем и одновременно повторим правила действий с десятичными дробями.
В Сибири говорят: «Кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Только увидев это озеро своими глазами, вы почувствуете его красоту и уникальность.
Это единственное озеро-море в мире, которое полностью покрывается льдом. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3-4 метра, а в воде на глубине 12-40 м. Нагромождение льда называют торосами, они голубого цвета.
Задача: Толщина льда, чтобы по нему мог ходить человек должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях – 15-20см. Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?
Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт
Вычислим это, решив задания блок – схемы (на партах раздаточный материал – карточка №1).
Ответ: Итак, при толщине льда, равной 35 см по Байкалу начинают прокладывать автотрассу, связывающую один берег с другим.
Учитель географии: Ледовый панцирь на Байкале держится от 4,5 до 6 месяцев. Байкал начинает замерзать в октябре – ноябре, а таять льды начинают в апреле – мае, но иногда еще и в июне есть лед. Он становится игольчатым и очень красивым. Но есть на Байкале участок воды, который никогда не замерзает – это полынья длиной 3 – 5 км. Она существует большой скорости течения воды в данном месте и ее положительной температуре. Здесь зимуют 8-12 тыс. водоплавающих птиц.
Учитель математики: Как называется это место мы узнаем, проведя математическую разминку. Под правильным ответом в примере «спрятана» буква, входящяя в его название.
На доске заранее написаны примеры, ответы закрыты «перевернутыми» буквами. (на партах раздаточный материал – карточка №2).
- 2,5 -2
- 3,2 + 4,5
- 4,5 х 2
- 7/4 – 3/4
- 6,4 х 3
- 9: 1,5
- 18,6 : 6,2
- 4,7 : 0
- 0: 45,9
- 3,5 +3,5
- 0,125 х 0
- 0,75 – 0,75
- 2,75 + 0,25
- 7,8 – 6,8
- 4,5 – 2,5
7,7 | 1 | 0,5 | 9 | 3 | 6 | 19,2 | 0 | нельзя | 7 | 0 | 1 | 0 | 2 | 3 |
а | а | ш | м | к | с | н | й | и | к | а | н | м | ь | е |
Учитель математики: Это место называется Шаманский камень.
Весной сотни рек и речушек несут свои воды в Байкал. Сколько же их всего? Сколько рек впадает в озеро Байкал, узнает тот, кто правильно выполнит следующие действия ( на партах раздаточный материал – карточка №3).
((8 – 3,5) + (3,42 + 5,68))х 40
Ответ: 544. Из 544 рек, 6 крупных, остальные средние и мелкие.
Учитель географии: Водосборный бассейн озера составляет 540034 кв. км. Реки ежедневно приносят в Байкал 60 куб. км воды, примерно столько же выносит Ангара. На протяжении многих веков Байкал славился своими рыбными запасами.
Учитель математики: Вид очень ценной, которая водится в Байкале, вы узнаете, разгадав кроссворд. (на партах раздаточный материал – карточка №4).
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 |
- Расстояние от нуля до единицы на числовой прямой.
- Число, стоящее над дробной чертой в дроби
- Один из компонентов деления.
- Отношение длины отрезка на карте к длине отрезка на местности
- Число, при котором данное равенство принимает верное значение ( то есть верно)
Ответ: Осетр.
Учитель географии: Длина осетра достигает 1 – 2 м, а вес 20 кг. Осетровые относятся к деликатесной красной рыбе. В 1823г. его улов составил 1000 пудов.
Учитель математики: Рыбные промышленники скупали осетра на Байкале по 2 руб. серебром за пуд, а в Иркутске продавали по 4 руб. за пуд. Но как удавалось (с помощью какого приспособления в свежем виде) доставлять осетров в Иркутск? Ответ на этот вопрос вы узнаете, решив следующую задачу. Задание у каждого ребенка на карточке. Расположить результаты в порядке убывания и из данных букв составить слово. ( на партах раздаточный материал – карточка №5).
- К числу 23,7 прибавьте дробные числа
- Расположите ответы в порядке убывания
- Из данных букв составьте слово
Ответ: Кукан.
Учитель географии: Специально свитую пеньковую веревку длинной 2 сажени продергивают через специальную железную трубку вбитую в хрящевую часть носа рыбы. Образовывался поводок – петля. Осетров вылавливали, продергивали кукан и оставляли живыми в воде, привязывая к специальному столбу. Рыба, оставаясь живой, плавала в воде несколько дней, пока не набиралось определенное количество. Затем на подводу стелили мох, обливая его водой, укладывали рыбу, сверху опять клали мох. На половине пути рыбу сгружали, помещали в воду, привязывали за куканы, давали отдохнуть. На следующий день опять грузили на подводу и ехали дальше, до Ангары. Здесь рыбу за куканы привязывали к лодке и по реке сплавляли в Иркутск, сохраняя живой.
Учитель математики: Но Байкал богат не только рыбными запасами, но и своими достопримечательностями. Одна из них – острова. Сколько островов на Байкале? Ответ на этот вопрос вы узнаете выполнив следующие вычисления.(Используется раздаточный материал – карточка №6).
( 56,8 – 44,3)(14,5 – 2,5):5
Ответ: 30. На Байкале 30 скалистых островов.
Учитель географии: Поговорим о ветрах. На Байкале они имеют много названий и распределяются в две группы: северо – восточные и юго – западные, охватывающие озеро на всем протяжении, продувая его из конца в конец. Это Верховик, Баргузин, Култук, Ангара, Бургульдейка.
Учитель математики: Но есть еще один ветер, название и скорость которого вы узнаете, если правильно выполните вычисления. Каждая буква этого названия «спрятана» под числами, определяющими номер буквы в алфавите. На листе и раздаточном материале ( карточка №7) записаны примеры:
1)3,8 : 0,2
2)2,5 : 2,5
3)(4,7 + 4,3) х 2
4)2,84 : 0,4 + 6,9
5)4,6 – 3,6
19 | 1 | 18 | 14 | 1 |
с | а | р | м | а |
Ответ: Сарма.
Скорость этого ветра вы определите, если сложите все ответы и из суммы вычтите число 13.
Ответ: 40 км/ч. Были случаи, когда он срывал крыши с домов и сбрасывал скот с берега в Байкал.
Учитель географии: Но не все так хорошо и красиво на Байкале, как кажется с первого взгляда. Цивилизация шагнула и сюда. По побережью Байкала началось строительство заводов и комбинатов. Задымили трубы, отравляя воздух, начались всевозможные эпидемии, начала гибнуть рыба. В 1987 году какая- то болезнь обрушилась на нерпу. 30 лет назад на Байкале был построен Байкальский целлюлозно – бумажный комбинат. Это самый большой загрязнитель озера, он дает 95% загрязнения. Уже много лет ведется борьба экологов г. Иркутска с различными министерствами ведомствами о закрытии данного комбината. Наконец - то были услышаны просьбы экологов и 1 марта 2013 года этот комбинат был закрыть.
Итог урока:
- Выставление оценок
- рефлексия урока. (Предложить детям отразить свое отношение к уроку на карточке с изображением мимики лица. Если понравился урок, поставить «плюс», где на лице «радость». Если не понравился урок, поставить «плюс», где «грустное лицо».
Карточка №8
Задание на дом: № 1492(а, б) , 1494
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.
Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...
Как на Руси колокола отливали да на звонницу поднимали или Нахождение части от числа и числа по величине его части Интегрированный урок математики и истории в 6 классе
1.Отработка навыка решения задач на нахождение части от числа и числа по величине его части....

Интегрированный урок математики и русского языка на тему "Числа в нашей жизни"
Цели урока Русский язык Математика Обучающие Вспомнить и обобщить материал по теме «Числительные», опираясь на материал, изученный по русскому языку. Актуализировать з...

Интегрированный урок «МАТЕМАТИКА + СБО» для учащихся 7 класса «Числа, полученные при измерении. (Технология приготовления первых блюд)».
Цели: Активизация познавательной деятельности учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.Задачи игры:продолжить работу с числами, полученными при измерении: сравнение, перевод в более ме...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (интегрированный урок: математика – окружающий мир)
Данный урок математики предназначен для учащихся 5 классов, при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей". Вид урока -интегрированный. Урок ориентирован на развитие интереса к математике,...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения тем:по математике «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»,по истории «Древняя Греция»;по английск...

Интегрированный урок математики, истории и английскому языку по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция» и английских лексических единиц по теме «Числа и даты»
Интегрированный урок математики, истории и английскому языкупо теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»с использованием исторического материала по теме «Древняя Греция&raq...
