Технологическая карта урока "Простейшие показательные неравенства", 10 класс (с презентацией)
методическая разработка по алгебре (10 класс) на тему

Технологическая карта урока "Простейшие показательные неравенства", 10 класс (с презентацией)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Простейшие показательные неравенства» - представляет собой интегративное занятие, главной дидактической целью которого является формирование качественных системных знаний, интегрированных умений, интегрального стиля мышления, устойчивых мотивов к учению. Достижению этой цели способствуют: 1)включение субъектного опыта учащихся в процесс изучения нового материала; 2)задания, выполнение которых требует догадки; 3) создание ситуаций выбора (задания, ФОПД); 4)интегративные задания (карточка № 3); 5)сотрудничество учителя и учащихся.

Технологическая карта урока математики

Тема урока: Простейшие показательные неравенства, 10 класс

Боги открыли людям не всё. В поиск пустившись,

люди сами открыли немало.

Ксенофан.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущая идея урока: включение субъектного опыта учащихся в процесс познания посредством их сотрудничества с учителем.

Главная дидактическая цель: создать условия для формирования качественных системных знаний, интегрированных умений, интегрального стиля мышления, устойчивых мотивов к учению средствами технологии интегративного обучения.

Цели урока:

образовательная – способствовать формированию знаний о решении простейших показательных неравенств;

развивающая -  продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно–следственные связи, обобщать, оформлять выводы;

воспитательная – продолжить формирование опыта сотрудничества учащихся, умения быть полезным в процессе парной и групповой самостоятельной деятельности.

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый.

Средства обучения:

1) Алгебра и начала анализа: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / [С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин]. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 432 с.; 2) дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся; 3) мультимедийная презентация; 4) МК.

Интегративные связи:

внутрипредметные – с темами «Простейшие показательные уравнения», «Проценты», «Геометрическая прогрессия»

межпредметные – с физикой, экономикой.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предполагаемый результат

Экспозиция и завязка

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учителя и учащихся.

Обращает внимание на эпиграф к уроку, тему урока. Организует диалог по приятию темы урока, просит ответить на вопросы:

- Какая связь между эпиграфом и темой?

- Что ждёте от урока? На какие вопросы хотели бы найти ответы?

Просит сформулировать цель урока, оформить работу в тетради.

Организует работу по планированию урока и  повторение:

∙1        определения простейшего показательного уравнения и методов его решения (фронтальная работа)

∙2        решения простейших показательных уравнений (парная работа по карточке № 1, см. приложение 1)

Организует работу с графиками (использует карточку № 1, задание № 2):

-  укажите те значения x, для которых график показательной функции расположен выше (ниже) графика линейной функции.

Сообщает, что необходимый материал повторили.

Приветствуют учителя, настраиваются на  урок, проверяют готовность своего рабочего места.

Участвуют в диалоге с учителем.

Формулируют цель урока, оформляют работу в тетради.

Намечают план урока,

материал для повторения.

Повторяют материал в процессе фронтальной и парной работы.

Чтение графиков.

Активность и заинтересованность

 учащихся, их настрой на  самостоятельную работу по ходу урока.

Основное действие

Просит попытаться дать определение простейшего показательного неравенства (в случае затруднения советует обратиться к учебнику).

Организует работу в группах по решению и проверке задания на новый материал:

∙1        Решите неравенства: >4 и >4.

 Если у ребят получились разные ответы, предлагает рассмотреть графический способ решения этих заданий (для установления верного решения). (Если же у всех получились ответы верные (ребята точно этого знать не могут), учитель предлагает неверное решение и просит разобраться, кто же всё – таки прав, решив это же задание графическим способом).

Дают определение простейшего показательного неравенства. Работая в группе, выполняют задание на новый материал

Вникают в проблему.

Развязка

Указывает ребятам на то, что рассмотрены частные случаи решения простейшего показательного неравенства, ориентирует их на разбор общих решений, организует работу групп: две группы рассматривают решение неравенства >, где 0<<1; другие две группы рассматривают решение неравенства <, где 0<<1 (самостоятельная работа с последующей защитой).

Спрашивает, будет ли отличаться решение неравенств >и <, где >1 от разобранных?  (Если да, то в чём отличие?)

Организует работу (ФОПД выбирают сами) по закреплению: предлагает задания на выбор (см. приложение 2, карточка № 2 или карточка № 3).

Работают в группах. Сообщают  результаты.

Анализируют ситуацию, сообщают  результаты.

Выполняют задания на закрепление, сообщают  результаты.

Решают проблему, делают выводы.

Рефлексия и оценивание результатов деятельности

Предлагает выполнить графический диктант (см. приложение 3). Организует самопроверку, разбор ошибок.

Задаёт дифференцированное домашнее задание (см. приложение 4).

Предлагает вернуться к эпиграфу и цели урока, спрашивает, остались ли вопросы, на которые ребята не получили ответа, просит оценить достижение цели урока.

Высказывает своё суждение об уровне достижения школьников.

Выполняют графический диктант с последующей самопроверкой.  Оценивают полученные результаты,  выбирают домашнее задание.

Анализируют уровень достижения цели.

Адекватная самооценка уровня достижения цели урока.

Литература: 1) Колягин Ю. М. и др. Алгебра и начала анализа. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров, М. В. Ткачева, Н. Е. Фёдорова, М. И. Шабунин. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2004. – 364 с.; 2) Шабунин М. И. и др. Алгебра и начала анализа: Дидактические материалы для 10-11 кл. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2001. – 251 с.;

Приложения

Приложение 1

Карточка № 1

  1. Решите уравнения: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) .
  1. Решите графически уравнение .

Приложение 2

Карточка № 2

Решите неравенства: 1) <125; 2) >0,04; 3) >-1; 4) <; 5) <3.

Карточка № 3

  1. На лесном участке можно заготовить 4·105 м3 древесины. Ежегодный прирост деревьев составляет 4%. Через сколько лет на этом участке можно будет заготовить более, чем 4,5·105 м3 древесины? (Ответ округлите до целых).
  1. Используя барометрическую формулу нахождения давления , решите задачу.

Альпинист, находясь на высоте h1=1100 м над уровнем моря, определил, что давление воздуха p1=741 мм рт. ст., а температура 15C. На какой высоте при той же температуре давление воздуха не будет превышать 639 мм рт. ст.? (Ответ округлите до целых).

Приложение 3

Графический диктант

           Верно ли решены неравенства? 1) >216 >3;   2) ;   3) >0 >0;  

                                                                  4)  ; 5)< решений нет.

Приложение 4

 Домашнее задание

  1. Выбор: 1.№ 6.32, № 6.33 или 2. Придумать (или подобрать) интегративное познавательное задание, при решении которого используется простейшее показательное неравенство, представить решение этого задания.
  1. Обязательно: п. 6.4, разобрать примеры 4; 5 и выполнить № 6.34 (а, д), № 6.35 (а, г).