Интегрированные уроки
план-конспект урока по алгебре на тему

Чалбаева Ирина Николаевна

Интегрированные уроки по математике 5 - 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Интегрированный урок (Математика + Химия), 6 класс

                       Арифметические действия с рациональными числами

Планируемые результаты

  • предметные: обобщение  знаний и умений  учащихся по теме «Арифметические действия с десятичными дробями»
  •  УУД
  • коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений
  • регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
  • познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний

Оборудование: задания для лабораторной работы (по 2-3 экземпляра на группу), бланки для ответов, грамоты (сувениры).

Класс делится на команды по 4-5 человек; учитель заранее выбирает главных научных руководителей в каждой команде (дома руководители должны найти небольшой материал про серную и азотную кислоты, на уроке материалом должны поделиться со своей группой); руководители знакомятся с формой проведения  урока. Также учитель поясняет, что во время лабораторной работы задавать вопросы учителю может только руководитель группы. В обязанности руководителя входит правильно распределить работу в своей группе (либо каждый решает свой пример, либо все делают сообща) , следить за временем, отвечать на вопросы сотрудников.

Учитель:

Ребята, наш класс сегодня превратился в научно – исследовательский институт имени Дроби Десятичной, а ваши группы – это настоящие химические лаборатории. В каждой группе есть главный научный сотрудник, который уже ознакомлен с правилами проведения и оформления лабораторной работы, поэтому можете обращаться к нему по любому вопросу. В конце работы руководители будут выставлять оценки каждому из своих сотрудников, поэтому в ваших силах заслужить сегодня поощрение от своих главных сотрудников. Итак, приступайте к вашему химическому исследованию.

В конце урока учитель награждает всех главных научных сотрудников, также каждый руководитель выбирает из своей группы лучшего сотрудника, которого учитель также награждает памятным сувениром. Каждый из участников группы пишет отзыв о данном уроке, свои впечатления.

Домашнее задание: придумать задания, которыми можно дополнить данную лабораторную работу.  

                     

             

                   

                 Научно – исследовательский институт им. Числа Рационального

                                                     Лабораторная работа

Дата

Класс

Фамилия главного научного сотрудника

Фамилия научных сотрудников

  1. Лабиринт. Расшифруйте код вашей лаборатории, решив приведенный пример.

                                                         Код лаборатории

Расшифровка

7,5 : ( – 25) + 18 : ( – 60)  –  (– 0,2) • 3 +  ( – 6,4) • 2,05 – 23,712 : (17,5 – 28,9)

  1. Лаборатория. Наведите порядок в лаборатории.  Заполните таблицу.

Исходный материал

- 7,84;      ;     23;      5,001;      4 ;      ;      89;      0,001;     10;    ;      145,00;       11;       - 1,2;     54;     ;      ;     87;       0.

Натуральные числа

Обыкновенные дроби

Целые числа

Десятичные дроби

Смешанные числа

Рациональные числа

  1.  Химические опыты.

Для проведения серьезных и опасных опытов необходимо произвести некоторые вычисления.

3.1

1) - 0,7∙ 0,6

 2) 63 : (-21)

3) -7,1 · (-5)  

4) - 6 : 1,2

5)

3.2

3.3

3.4

Сравнить:

1) -1  и   2

2)3  и  2,5

3) – 3  и  - 3,1

4) - 2,3  и  3,3  

 5) – 0,09  и – 0,1  

6) 7,09  и 7,1  

7) – 5,17  и  - 5,172  

8) – 12,3  и  - 12,29  

  1.  Химический анализ

Для проведения опыта  необходимо использовать серную кислоту (химическая формула H2SO4 ) и  азотную кислоту (химическая формула HNO3 )  .Серная кислота (1 баночка) в цене составляет 108,75  рублей , а азотная -  86,51 рублей. Сколько будет затрачено на покупку 5 банок серной кислоты и 3 банок азотной кислоты?



Предварительный просмотр:

                Интегрированный урок (Математика + История),    5 класс

(учитель заранее оповещает  некоторых учащихся о таком уроке; раздает слова для сценок; ученику, который будет исполнять роль архивариуса, дает необходимую историческую информацию; также этим учащимся нужно придумать дома соответствующие костюмы)

Планируемые результаты

  • предметные: обобщение  знаний и умений

    учащихся по теме «Действия с натуральными числами»; дать    

    представление и старинных мерах длины

  •  УУД
  • коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
  • регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
  • познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач
  • личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, развитие творческих способностей через активные формы деятельности

 

Оборудование:

1)  Сводная таблица мер длин на плакате и на каждую парту.

2)  Математическая головоломка

3)  Задачи по литературным произведениям для каждого ученика класса.

4)  Разноцветные стикеры.

1) Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Наша тема – «Старинные меры длины». Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на 200 лет назад. Людям издавна приходилось измерять расстояния между городами, определять площадь земельных участков, использовать точные размеры при строительстве зданий, мостов. Как измеряли раньше? Какими пользовались единицами? Об этом мы и поговорим сегодня. А поможет нам в этом наш гость – Архивариус. Он по ходу урока будет давать нам исторические справки.

2)Устная работа на повторение (на доске)

72: 8

+51

: 15

*9

+14

81 : 9

+ 41

: 5

*7

- 17

54 : 6

*7

+ 17

: 10

- 8

3) Закрепление пройденного и сообщение нового материала. Игра «Колесо истории».

Все знают, что такое метр. Но эта единица длины появилась на свет всего лишь 2 столетия назад. Метр был «рождён» Великой Французской революцией в 1791 году. Так назвали одну сорокамиллионную долю длины окружности Земли. Вместе с метром родилась метрическая система мер. Она включает сам метр и другие единицы длины, которые получаются умножением или делением на 10, 100, 1000 и т.д. В 1918 году метрическая система мер стала обязательной и в нашей стране.

А в старину для определения длины люди нередко использовали части своего тела, которые всегда были под рукой. Например, пядь, локоть, сажень, верста.

Архивариус (ученик за отдельным столом) даёт историческую справку:

Локоть – это длина руки от локтевого сгиба до кончика среднего пальца. Такая единица длины применялась многими народами, но, конечно, под разными названиями: «аммату» в Вавилоне, «нелих» в Греции, «кубитус» в Риме. Обычно локоть имел от 42 до 52 см, но у всех он был разный.

Начиная с 11 века в строительных и землемерных работах на Руси использовали сажени. Их было две: маховая сажень – это расстояние между кончиками пальцев вытянутых в стороны рук; косая сажень – это расстояние от пальцев левой ноги до кончиков пальцев поднятой вверх правой руки.

Пядь – это расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами руки.

В более поздние времена установилась мера расстояний верста, приравненная к 500 саженям. Она использовалась, когда речь шла о больших расстояниях, например, о дорогах.

(Уч.) Времена менялись, исчезали одни меры, появлялись другие. В 16 веке на смену локтю от восточных купцов пришёл аршин. Это тоже был локоть, но персидский. В то же время был ещё аршин турецкий. Поэтому и возникла поговорка «мерить на свой аршин».

СЦЕНКА: Купец и покупательница.


ПОК. Вы, сударь, не купец вовсе, вы вор!

К. По какому праву вы так меня называете? Что же это такое? Я честный купец, ни копейки ни с кого не взял, всё честным трудом нажито!

ПОК. Да я вчера в турецкой лавке 5 аршин бархата на платье купила, а ваш-то аршин на целую пядь меньше. Вот и получается, что нечестным путём добро вы своё наживаете, нечестным!

К. Так ведь всяк на свой аршин мерит, сударыня!

( уходят )


(Уч.) А чему равны эти старинные меры длины? Давайте вычислим их. Каждый из вас получил конверт. Это математическая головоломка. В конверте 4 примера, решив которые мы узнаем , сколько составляет верста, сажень, аршин и пядь.

Верста (в м)

35 * 36 – 194 =…

Аршин (в см)

52 998 : (37 + 29) – 732 = …

Пядь (в см)

10 260 : 36 + 164 – 431 = …

Сажень (в м)

(87 + 35) * 25 - 3048 = …



(Уч.)
Итак: 
1) В первом выражении мы получили число 1066.              1066 м – это 1 верста.

2)  Во втором выражении мы получили число 71.               71 см – это 1 аршин.

3) В третьем выражении мы получили число 18.                 18 см – это 1 пядь.

4)  В четвёртом выражении мы получили число 2.              2 м – это 1 сажень.


(Уч.) В 18 веке Россия стала больше торговать с Западной Европой. То, что в России были такие разные меры, затрудняло развитие торговли между странами. Для определения длины Пётр I предложил воспользоваться английскими мерами. Они не менялись уже несколько столетий, и ими часто пользовались в торговле.


Сценка

Встречаются 3 моряка:

- Здравствуйте, друзья! Капитан, какие новости, далеко ли плавали, что интересного видели?

- Мы проплыли много миль, видели интересных животных: летающих рыб, акул длиной 5 ярдов, огромных китов – больше(почти) 10 ярдов.

- А мы на обед ели большую рыбу длиной 4 фута. Одной рыбы хватило, чтобы накормить всю команду!

- Да, интересное было у вас путешествие!

(уходят)


(Уч.) Ребята, о чём говорили эти моряки? О чём шла речь в сценке? Какие старинные английские меры длины в своём разговоре упомянули эти моряки?


Архивариус даёт историческую справку:

Основные английские меры длины –
ярд, фут, дюйм. В одной старой легенде говорится, что ярд был определён в 1101 году как расстояние от кончика носа английского короля Генриха I до кончика среднего пальца его вытянутой руки.

Фут, т.е. ступня, определяли как почти половина ярда. Но в одно из воскресений 1324 года другой английский король Эдуард II повелел определить 1 фут несколько иначе, а   именно взять первых 16 человек , выходящих из церкви после заутрени, сложить длины их ступней и разделить на 16. С тех пор 1 фут = 31 см, 1 ярд = 3 футам = 93 см.

Дюйм – голландское слово и означает «большой палец», а точнее первую фалангу большого пальца. Поначалу дюйм определяли как длину трёх ячменных зёрен. Но затем установили, что 1 дюйм = 3 см.

Именно эти английские меры были положены в основу новых русских мер Петром I.

( Сводная таблица мер длин для каждого ученика)

1 верста = 500 саженям = 1066 м

1 сажень = 3 аршинам = 7 футам = 12 пядям = 2 м

1 аршин = 16 вершкам = 28 дюймам = 71 см

1 ярд = 3 футам = 93 см

1 фут = 12 дюймам = 31 см

1 дюйм = 3 см

1 миля = 2 км


(Уч.) Но, несмотря на царский указ, повсюду применялись самые разнообразные меры длины. Только переход в 1918 году к метрической системе мер положил конец этой неразберихе. С тех пор старинные меры не применяются. Однако по традиции и в настоящее время моряки измеряют расстояния милями и кабельтовыми, а скорость – узлами.

Старые единицы длины уже не используют, но их названия часто вспоминают в поговорках:

1) «мерит на свой аршин» - о человеке, который других «по себе судит»;

2) «семи пядей во лбу» - так говорят об очень умном человеке;

3)  о человеке могучего телосложения могут сказать – «косая сажень в плечах»;

4)  о людях небольшого роста – «от горшка два вершка»;

5)  «верста коломенская» - очень высокий человек.


4) Решение задач по литературным произведениям.

(Уч.) Приступаем к решению задач . У вас на столах у каждого имеются отпечатанные задачи. Каждая задача – это строчка из какого-нибудь произведения, пословица или поговорка. Решить их нам поможет сводная таблица мер.


 1   Какой рост в миллиметрах у Дюймовочки из одноимённой сказки Г.Х.Андерсена?

2    А.С.Пушкин говорит, что у царя Салтана родился сын «в аршин». Найдите рост будущего князя в дюймах.

 3   Бывают ли люди «семи пядей во лбу»? Ответ объясните.

4    Есть поговорка: «Пять вёрст до небес, и всё лесом». Сколько метров до небес?

5   Обычное пожелание морякам перед плаванием: «Семь футов под килем!». Сколько это будет в метрах?

6   Ширина горницы равна 2 саженям, а длина – 4 саженям. Выразите размеры горницы в футах .

Д/З (придумать 2 задачи, используя старинные меры длины; придумать названия для своей новой меры)


5) Итог урока.


Спасибо вам, ребята, за урок. Я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового, интересного, сделали какие-то открытия для себя. А так же я надеюсь, что после этого урока ваш интерес к новым открытиям ещё больше вырос.


(Учитель выдает на ряд по две упаковки разноцветных стикеров)


И в оставшееся время для подведения итогов урока я попрошу вас в тетрадь вклеить стикер определенного цвета (зеленый – урок был интересным, я полностью разобрался в материале;    желтый - урок был необычным, но  остались вопросы  по пройденному  материалу;  красный – урок не вызвал у меня положительных эмоций, в материале я не разобрался)




Предварительный просмотр:

                            Интегрированный урок (Математика + ОБЖ + География), 5 класс

                                             Умножение и деление десятичных дробей

 (класс делится на команды по 4-5 человек; команда распределяет роли в своей группе)

Планируемые результаты

  • предметные: обобщение  знаний и умений  учащихся по теме «Арифметические действия с десятичными дробями»
  •  УУД
  • коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений
  • регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
  • познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний

Оборудование: задания для практической работы (по 2-3 экземпляра на группу), бланки для ответов, грамоты каждому участнику.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попадаем в центр стратегических исследований штаба МЧС; перед вами план совещания, состоящий из 4 пунктов. Для составления протокола собрания вам необходимо выполнить все эти 4 шага. Решение каждого пункта вы заносите в протокол. Ответственным за выполнение исследования назначаю министров в каждой группе.

(В завершении урока каждый ученик получает грамоту с указанием должности, которую он занимал в группе)

                           Штаб МЧС (Центральный аппарат)

                    Центр стратегических исследований (практическая разработка)

Класс_________

Дата__________

Министр ____________________________________________________________________

Первый заместитель министра__________________________________________________

Статс – секретарь_______________________________________________________________

Главный военный министр ______________________________________________________

Главный инспектор по пожарному надзору _________________________________________

Вопросы, рассматриваемые на совещании:

1) Статистика происшествий на водных объектах

В 2012 году зарегистрировано 7260 происшествий на водных объектах, а в 2011 году – 9075  происшествий. Во сколько раз в 2012 году было меньше происшествий? (в 0,8 раза)

2) Водные запасы России

Для тушения пожаров воду черпают из различных водохранилищ России. Перед Вами самые крупные водохранилища России. Соотнесите величину площади водохранилища с примером, результатом которого и является эта величина.

Примеры

Название водохранилища, площадь (км2)

1)    224010,9 : 48,9

А) Куйбышевское водохранилище,  6452 км2

2)    2000000*  0,001

Б) Братское водохранилище, 5003,1 км2

3)    21,2544 : 0,9

В) Рыбинское водохранилище ,  4581 км2

4)    222,36 * 22,5

Г) Красноярское водохранилище, 2000 км2

5)     567,6 * 3,5

6)     87747,2 :  13,6

А) 6    Б) 4   В) 1   Г) 2

3) Секретное задание

Расшифруйте понятие, которое обозначает геологическое образование на поверхности земной коры.

0,0256

0,0216

6,21

0,218

1

324

В

у

л

к

а

н

 1) 6,9 * 0,001 * 100 * 9       Л

2) 6 * 1000 * 5,4 * 0,01        Н

3) (130,2 – 30,8) : 2,8           М

4) 0,32: 0,8 : 0,4                     А

5) 10,79 : 8,3 * 0,7                 О

6) 0,0756 : 3,5                        У

7) 0,0981 : 0,45                      К

8) 0,064 * 0,4                         В

Приведите примеры данного геологического образования.

4) Подведение итогов

В завершении Вашего совещания необходимо заполнить кроссворд «Природные стихии».

Природные стихии

Описание: http://nsc.1september.ru/2003/01/09.gif

Вопросы

По горизонтали

4.Холод, понижение температуры воздуха ниже 0 °C. (мороз)

6. Гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. (молния)

7. Вид ливневых осадков, в виде частиц льда преимущественно округлой формы. (град)

По вертикали

1. Поток воздуха. (ветер)

2. Поток воздуха, возникающий в практически замкнутом пространстве, например в доме, через отверстия, расположенные друг против друга. (сквозняк)


3. Атмосферное явление, скопление воды в воздухе, когда образуются мельчайшие продукты конденсации водяного пара, из-за этого  по утрам возникает плохая видимость. (туман)

5. Атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды. (дождь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....