Урок математики 5 класс "Сложение десятичных добей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Гильц Светлана Ивановна

Урок открытие новых знаний по теме "Сложение десятичных дробей" составлен с учетом требований ФГОС,  презентация "Алгоритм сложения и вычитание десятичных дробей " применима как на этом уроке , так и при повторении материала ,разработана таблица -тренажер по данной теме с учётом наиболее часто встечающихся ошибок учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложение и вычитание десятичных дробей

(открытие новых знаний)

Урок математики 5 класс

Гильц Светлана Ивановна

Орёл 2015

План-конспект урока математики в 5 классе по теме

 «Сложение и вычитание десятичных дробей (открытие новых знаний) » 

Урок изучения нового материала с применением системно - деятельностного подхода

Гильц Светлана Ивановна учитель математики МБОУ «Знаменская сош» Орловского района Орловской области;

Цели:

предметные - знать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, складывать и вычитать десятичные дроби;

метапредметные-

познавательные –  составление опорной таблицы по алгоритму сложения и вычитания десятичных дробей;

регулятивные –  учиться контролировать выполнение своих действий по выведенному алгоритму, совершенствовать критерии оценки использование этих критериев в ходе оценки и самооценки;

коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

навыки сотрудничества;

личностные – продолжить развитие и саморазвитие, уважительное отношение к науке.

Оборудование : презентация, таблица-тренажер ,карта самооценки (КС)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1 этап. Мотивирование, актуализация опорных знаний, фиксирование затруднений. (20 мин)

  1. Организует повторение. «Вопрос-ответ»

«Для успешной работы на уроке необходимо вспомнить все, что вы уже знаете . Какие бы вы задали друг другу вопросы?»

По необходимости корректирует ответы.

  1. Учитель организует устную работу сравнить числа, записать(слайд 1-2), по окончании предлагает заполнить КС

Вы сравнивали десятичные дроби, складывали и вычитали обыкновенные дроби с равными знаменателями

 

  1. Ученики по очереди формулируют вопросы и отвечают на них.
  • Как сравнить десятичные дроби?
  • Какие десятичные дроби равны?
  • Как записать десятичную дробь в виде обыкновенной?
  • Как сложить обыкновенные дроби с равными знаменателями?
  • Как вычесть обыкновенные дроби с равными знаменателями?

Комментируют и корректируют ответы друг друга.

  1. ученики проверяют решение, заполняют КС

  1. ученики проверяют правильность выполнения задания, оказывают посильную помощь друг другу при затруднениях.

Личностные: мотивация, границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: инициативность и самостоятельность

Коммуникативные: речевая деятельность

Познавательные: формулировка вопроса,

критическая оценка ответа

.

2 этап. Открытие новых знаний. (8 мин)

Разработка проекта выхода из затруднений

-Организует деятельность  учащихся  по определению  способов решения  учебной задачи: определению  способа  получения  недостающих  знаний  и перечня  тех  источников,  из которых  они  могут быть получены. Побуждение  к принятию  наиболее рационального  способа действий.

Реализация готового проекта

- Организует  самостоятельную  деятельность  детей  по приобретению необходимых  знаний соответственно разработанному  плану  их  получения:

- Зачем нужен этот алгоритм? Нельзя ли обойтись без него?

Ищут  способы  решения учебной задачи: выдвигают гипотезы для  проверки, предлагают источники получения недостающих знаний, способы разработки новых  знаний; планы  действий. Ученики предлагают план действий:

- преобразовать в обыкновенную дробь

- посмотреть в учебнике.

Включаются в самостоятельную  деятельность  по  созданию  новых  знаний: читают учебник, составляют алгоритм вычисления:

  1.  уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  2. записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  3. выполнить сложение (вычитание),  не обращая внимание на запятую;
  4. поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях запятая «падает»)

Личностные:

Самоопределение

Регулятивные:

Управление своей деятельностью

Коммуникативные:

Речевая деятельность

Познавательные:

поиск информации

построение логической цепочки рассуждений

.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель предлагает в парах проговорить алгоритм по очереди с опорой на решение конкретного примера (слайд 5)

Ученики в парах проговаривают алгоритм, при необходимости пользуются подсказкой- слайдом.

Личностные:  умение работать в парах

Коммуникативные: навыки сотрудничества

Регулятивные:  контроль и коррекция

Познавательные:

Использование общих схем решения

3 этап. Применение знаний и рефлексия(17 мин)

Учитель предлагает выполнить задание по учебнику.

№1213(а-в);1214(а-в)

Организует выполнение №1215  у доски и в тетради. Побуждает задавать вопросы, отвечает на вопросы.

Выполняют задание. №1213(а,б);1214(а,б)

Задают вопросы.

Те, кто считают, что поняли тему, решают самостоятельно № 1215

Проверяют задание по образцу.

Те, кто недостаточно поняли, решают у доски и в тетради, проговаривая алгоритм №1213г

Учащиеся справившиеся с заданием 1215, выполняют задание: расставьте запятые так, чтобы получились верные равенства(а-г)

Проверяют решение по эталону(слайды 8-11)

Личностные,

Регулятивные: 

Формулировка своих затруднений Познавательные:

Решение по алгоритму

Коммуникативные: умение задавать вопросы

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Создает  условия  для   самостоятельной  деятельности  детей  по  закреплению и  развитию  полученных  знаний,  оказывает  востребованную  ими помощь

Учащиеся решают самостоятельно №1213(в);1214(в).

Проверяют решение по эталону (слайд5)

Личностные: самоуважение и самооценка

Регулятивные: инициативность и самостоятельность

Познавательные:

Использование общих схем решения

Рефлексия учебной деятельности 

Организует  деятельность  учеников  по  проверке  качества  усвоения  ими знаний. Экспресс-диагностика. Работа по таблице-тренажеру: В1 1строчка №5-10

В2 2строчка №5-10 самопроверка (таблица №1)

Ученики проверяют текущее качество  собственных  знаний, выполняя задания таблицы-тренажера.

Оценивают свою работу в КС.

Критерии:

Каждое задание 1 балл,

«5» - 6 баллов;

«4» - 5 балла;

«3» - 3-4 балла;

«2» - 0-1-2 балла.

Личностные

самоидентификация

Регулятивные

Контроль и коррекция

Познавательные

Выполнение логических операций (сравнение)

Подведение итогов.

Учитель организует подведение итогов урока.

- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

- Чему научились?

-Что вызывает затруднения?

Оценки за урок

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу по КС, в т.ч. личностные и коммуникативные достижения.

Личностные Регулятивные

самооценка

Коммуникативные

Речевая деятельность

 Домашнее задание

Обязательное: выучить алгоритм сложения и вычитание десятичных дробей.

№1255(а,б);1256(а-в);1265;1252(а)

Расставить запятые д); е).

Сами выбирают задания для домашней работы, с учетом карты самооценки.

Личностные

самоопределение

Регулятивные

Управление своей деятельностью

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей

Таблица – тренажер «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Информационный

Контролирующий

Презентация

Таблица- тренажер

Собственный ресурс

Собственный ресурс

Карта самооценки (каждого ученика)

Т-трудно, л- легко

Устные упр.

Д.з.

Участие в открытии новых знаний

Самостоятельная работа

Экспресс-проверка

При решении мне легко_________________________

Я испытываю затруднения __________________  

Литература:

Виленкин Н.Я. Математика. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2014

        

Урок математики 5 класс по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

(урок  «открытия» нового знания)

Цели:

предметные - знать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, складывать и вычитать десятичные дроби;

метапредметные-

познавательные – составление опорной таблицы по алгоритму сложения и вычитания десятичных дробей;

регулятивные – учиться контролировать выполнение своих действий по выведенному алгоритму, совершенствовать критерии оценки использование этих критериев в ходе оценки и самооценки;

коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

навыки сотрудничества;

личностные – продолжить развитие и саморазвитие, уважительное отношение к науке.

        Ход урока

1.Устные упражнения  (этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности)

  1. Сравнить числа:
  • 3,78 и 4,78                                        
  • 0,7 и 0.699
  • 5.15 и 5,51
  • 4,23 и 4,230
  1. Записать десятичную дробь в виде смешанного числа:
  • 6.1=
  • 76,07=
  • 0,003=
  • 2,0002=
  1. Записать в порядке возрастания:

  • 1,23;  0,99; 1,5; 1.04; 2,0001

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Вычислить:

  1. =
  2. =
  3. =
  4. =

  1. 0,25 + 0,2=

  1. 0,25- 0,2=

     3. Этап выявления места и причины затруднения

Какие примеры не можем вычислить? Почему?

Какая тема урока?

- Сложение и вычитание десятичных дробей.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Вопрос : что же нам нужно сделать,чтобы мы смогли складывать и вычитать десятичные дроби?

Вывести алгоритм (правило ) сложение и вычитание десятичных дробей

5.Этап реализации построенного проекта

Работа с учебником стр. 190-191;

прочитать и найти алгоритм сложения и вычитание десятичных дробей

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа на доске и в тетради :

Записываем пример и проговариваем все этапы алгоритма

1) 3,7+ 2,651=3,700+2,651= 6,351        

        3,700

                 +        2,651

        6,351

2) 3,7 - 2,651=3,700 - 2,651= 1,049

        3,700

                 -        2,651

                    1,049        

Алгоритм сложения и вычитание десятичных дробей

1) 3,7+ 2,651=3,700+2,651

1)Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;

 2)                3,700

                 +        2,651

        

2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;

3)                 3,700

4)              +2,651

        6 ,351

3) выполнить сложение (вычитание),  не обращая внимание на запятую;

4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях (запятая «падает»)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа в тетрадях самопроверка  

№ 1213(а,б,в);№1214(а,б.в)

8. Этап включения в систему знаний и повторения

1)№1215

2) Расставьте запятые так ,чтобы равенства получились верные:

а) 32+18=5

б)3+108=408

в) 42+17=212

г)736-336=4

д) 6,3-0,27=6,03

е)57-4=17

Ответы:

а) 3,2+1,8=5,0=5

б)3+1,08=4,08

в) 4,2+17=21,2

г)7,36-3,36=4

д) 6,3-0,27=6,03

е)5,7-4=1,7

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 

Экспресс-диагностика. Работа по таблице-тренажеру: В1- 1строчка №6-10

                                                                                             В2 -2строчка №6-10

                                                                                      самопроверка  (таблица №1)

Вопрос: что нового узнали  на уроке?

Ответ: вывели алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей,

Решали примеры и задачи на применение этого алгоритма.

Что вызвало затруднение?

Итог урока

Д.З.п 32 стр.190-191 ,№1255(а,б);№1256(а-в);№1265,№1252(а) 

Расставить запятые д); е).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Алгоритм сложения и вычитание десятичных дробей Урок математики 5 класс

Слайд 2

Сравнить числа: 3,78 и 4,78 0,7 и 0.699 5.15 и 5,51 4,23 и 4,230

Слайд 3

Записать десятичную дробь в виде обыкновенной дроби или смешанного числа: 6.1= 76,07= 0,003= 2,0002=

Слайд 4

Вычислить 0,25 + 0,2 0,25- 0,2

Слайд 5

3,7+ 2,651=3,700 +2,651 1)Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой; 2) 3,700 + 2,651 2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой; 3) 3,700 4) + 2,651 6,351 3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую; 4) поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях (запятая «падает»)

Слайд 6

3,7 - 2,651=3,700 - 2,651= 1,049 3,700 - 2,651 1,049

Слайд 7

Расставьте запятые так ,чтобы равенства получились верные: а)32+18=5 б)3+108=408 в) 42+17=212 г)736-336=4 д) 63-027=603 е)57-4=17

Слайд 8

а) 32+18=5 Решение а) 3,2+1,8=5,0=5

Слайд 9

б)3+108=408 Решение б)3+1,08=4,08

Слайд 10

в) 42+17=212 Решение в) 4,2+17=21,2

Слайд 11

г)736-336=4 Решение г)7,36-3,36=4

Слайд 12

д) 6,3-0,27=6,03 Решение д) 6,3-0,27=6,03

Слайд 13

е)57-4=17 Решение е)5,7-4=1,7



Предварительный просмотр:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5,8

0,68

3,82

2,4

12,9

0,4

2,15

0,55

0,028

12,4

1

7,23

0,94

2,307

6

25,46

3,5

4,92

0,63

8,15

3,5

2

17,3

4,04

3,74

4,7

17,5

1,7

3,25

0,58

0,302

16,3

3

25,05

3,57

6,52

5

14,3

6,8

0,52

0,55

0,34

11,13

4

9,02

6,66

3,28

3

13,8

7,2

0,98

0,01

2,03

11,67

5

9,04

3,75

5,75

4

16

0,6

3,65

0,05

5,01

12,3

6

15,12

12,85

7,58

5

11,78

2,4

6,23

0,33

0,085

18,38

7

9,6

12,17

10,8

0,1

18,7

5,4

9,15

0,01

2,047

11,36

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5+0,8

0,48+0,2

2,7+1,12

0,37+2,03

12,77+0,13

1-0,6

3-0,85

0,8-0,25

0,728-0,7

16,4-4

1

0,23+7

0,6+0,34

2,3+0,007

3,99+2,01

5,06+20,4

4-0,5

5-0,08

0,7-0,07

8,65-0,5

8,5-5

2

17+0,3

3,84+0,2

1,4+2,34

3,62+1,08

17,32+0,18

3-1,3

6-2,75

0,6-0,02

0,322-0,02

19,3-3

3

0,05+25

1,27+2,3

6,5+0,02

3,06+1,94

0,14+14,16

7-0,2

1-0,48

0,7-0,15

0,74-0,4

24,13-13

4

8+1,02

5,4+1,26

3,2+0,08

1,07+1,93

13,25+0,55

8-0,8

2-1,02

0,3-0,29

2,33-0,3

18,67-7

5

3,04

0,5+3,25

4,7+1,05

2,15+1,85

15,68+2,32

2-1,4

4-,035

0,4-0,35

5,11-0,1

15,3-3

6

7,12+8

7,85+5

0,06+7,52

2,99+2,01

11,34+0,44

5-2,6

7-0,77

0,5-0,17

0,685-0,6

26,38-8

7

4+5,6

9,17+3

8,43+2,37

0,01+0,09

0,36+18,34

6-0,6

10-0,85

0,9-0,89

2,547-0,5

17,36-6

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Умножение десятичных дробей" в 5 классе

разработка урока-путешествия в 5 классе по теме "Умножение десятичных дробей"....

урок математики" умножение десятичных дробей"

урок математики" Умножение десятичных дробей"+ презентация...

Урок математики "Умножение десятичных дробей", 5 класс

Тема: Умножение десятичных дробей.Цели урока:·        Создать условия для изучения правила умножения десятичных дробей и умения его применять.·...

Технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Создана технологическая карта урока математики "Деление десятичных дробей на натуральное число" для 5 класса по учебнику Виленкина Н Я для работы в соответствии с ФГОС . Данный урок-  к...

Открытый урок математики "Деление десятичных положительных дробей" 6 кл. Никольский С.М. Потапов М.К. и др.

Урок математики "Деление десятичных положительных дробей" 6 кл. Никольский С.М. Потапов М.К. и др....