Конспект урока с аспектным анализом математика 6 класс по теме Графики
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Конспект урока по теме Графики.

Учитель математики высшей категории Рязанцева Наталья Николаевна

Класс 6

Урок - знакомства с новым материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_s_aspektnym_analizom_grafiki.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Графики».

МКОУ ООШ № 20 ст. Суворовской

  учитель  математики высшей

квалификационной

категории Рязанцева Н.Н.

Класс: 6

Предмет: математика.

Продолжительность: 40 минут

Тип урока: Урок – знакомство, изучение нового материала.

Цели:

Обучающие:

Знание. Знание определения, основных понятий и назначения графиков.

Понимание. Использование графиков в различных областях человеческой деятельности.

Применение. Умение строить графики, считывать с графика нужную информацию, находить значения зависимых параметров по одному известному, описывать некоторые свойства зависимостей по графику

Анализ. Умение из множества предметов вычленить объекты, находить зависимость между ними, создание инструкции для чтения графиков.

Развивающие:

Развитие ценностно-смысловые компетентности, внимания, восприятия, памяти, представления, воображение, понимания, речи, элементов творчества, умения учиться.

Воспитательные:

Воспитание интереса к учебе, повышение познавательного интереса к математике, воспитание математической культуры, культуры общения, социализация личности.

Оборудование:

Компьютер;        мультимедийный проектор; экран; презентация к уроку.                

Базовый учебник

(УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2012

Рудницкая В. Н. 

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная, работа в парах

УУД

Познавательные: умение получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата и усвоение уровня знаний.

Личностные: владение основами  самоконтроля и самооценки; создание условий для обеспечения успешной  деятельности на уроке, эмоционального комфорта, планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение

до других; готовность к сотрудничеству.

        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

                                                            Этап урока

                                              Деятельность

УУД

Назва

ние

Цель

Учителя

1.Организацион

ный момент

(1мин)

Создать положитель

ный эмоциональ

ный настрой учащихся к работе на уроке.

«Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок».

Ребята, у вас на партах у каждого лежит желтый круг, нарисуйте на нем улыбку и подарите соседу, пожелайте друг другу хорошего настроения.

Откройте учебники стр, рабочие тетради.

2.Актуа

лизация   знаний

(4 мин)

Актуализиро

вать мыслитель

ные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуаль

ного задания.

Слайд 1

1.Сегодня у нас будет новая тема, а какая не скажу, вы догадаетесь сами, оставьте пустую строчку для записи темы.

2.А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем по теме «Координатная плоскость».

Слайд 2. Задание «Разгадай кроссворд» поможет вспомнить основные понятия по теме «Координатная плоскость». 

На экране интерактивной доски появляется кроссворд и учащимся предлагается решить его.

1. Две координатные прямые образуют координатную….(плоскость)

2. Координатные прямые - это координатные….(оси)

3. Какой угол образуется при пересечении координатных прямых? (прямой)

Слайд 3.

4. Как называется пара чисел, определяющих положение точки на плоскости? (координата)

5. Как называется первая координата? (абсцисса)

6. Как называется вторая координата? (ордината)

7. Как называется отрезок от 0 до 1? (единичный)

8. На сколько частей делится  координатная плоскость координатными прямыми? (четыре)

Слайд 4 (проверка кроссворда)

3.На координатной плоскости отмечены точки, каждой из которых соответствует буква. По заданным координатам прочитайте зашифрованное слово и вы узнаете оценку своей работы над кроссвордом. 

Слайд 5

(6;4) (-2;-2) (4;4) (-2;-2) (4;6) (-6;4) (0;2)

Ответ: М О Л О Д Е Ц.

4.Заполните лист самооценки (приложение 1), поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили.

выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р);

структурирование знаний, подведение под понятие (П);

умение аргументировать свою точку зрения (К);

самооценка (Л).

3.Проб

лемное объясне

ние нового знания

(20 мин)

Зафиксиро

вать  причину затруднения.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Организовать подводящий или побуждаю

щий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Соотнести новое знание с правилом в учебнике. 

Организовать фиксацию преодоления затруднения.

Слайд 6

В течение суток через каждые два часа измеряли температуру воздуха и получили, следующие данные:0,-1,3,4,5,-3,

7,4,4,-1,2.

Ребята скажите, удобно по этим данным описать изменение температуры? 

Слайд 7

Затем результаты измерений занесли в таблицу:

Время суток t , час

0

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

24

Температура Т, °С

3

0

-1

-3

-1

0

2

5

7

5

4

4

2

Нагляднее представлено изменение температуры?

Отметим получившиеся точки на координатной плоскости, откладывая на оси ОХ время в часах, а на оси ОУ – температуру в градусах. Соединим точки линией.  Она нагляднее показывает изменение температуры в течение суток?

 Данная линия называется графиком. Это и есть тема нашего урока.

Запишем тему: «Графики». Слайд 8

Что же такое график? Найдите ответ на вопрос в учебнике страница

(Линия на координатной плоскости, характеризующая зависимость между двумя величинами.)  Слайд 9

Правильно. А зачем понадобился  язык графиков?

(Чтобы наглядно представлять информацию.)

Действительно, давайте познакомимся с некоторыми областями применения графиков.

Презентация

Вопросы к каждому слайду:

В какой сфере деятельности человека используется этот график?

Зависимость между какими параметрами отражает этот график?

Дети отвечают устно.

Примерные ответы к слайдам:

№ слайда

сфера деятельности человека

зависимость между …

10

медицина

силой сердечного сокращения и временем

11

радиотехника

силой тока, напряжением тока и временем

12

Компьютерная графика

3Д графика

13

График движения поездов

Время и путь

14

экология

количеством населения и временем

площадью неосвоенных земель  и временем

15

метеорология

температурой и временем в течение месяца

16

График Винни - Пуха

Мудрость и время посещения гостей

Это лишь некоторые области применения графиков. Насколько важно уметь читать информацию с графика?

(Примерный вывод: Чтобы быть грамотным человеком необходимо уметь читать графики, так же как знать таблицу умножения.)

Поэтому сегодня перед нами стоит задача: научиться читать графики.

Выработаем правила чтения графиков.

Откроем учебники на стр 255, рис 129. Слайд 17.

Зависимость между какими параметрами рассматривается на этом графике? (временем и температурой)

В №  1442 нам предлагают ответить на вопросы по этому графику. (торопливые ученики начинают отвечать на вопросы)

Почему это невозможно сделать?

Слайд 18. (Ученики определяют, что по оси ординат имеется несоответствие единичных отрезков: от 0 до 1 две клеточки, от 1 до 2 одна клеточка; опечатка в учебнике 2007 г

Слайд 19.

Вывод: Прежде чем приступить к чтению графика необходимо ответить на вопросы:

1. Зависимость между какими параметрами рассматривается в задаче?

2. Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?

фиксирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

извлечение необходимой информации из текста, построение логической цепи рассуждений, доказательство,  умение получать новые знания (П);

самоопределение (Л);

Умение получать новые знания(П).

Постановка целей занятий, планирование деятельности (Р);

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса (К).

Умение выступать перед классом, умение оказывать помощь (К).

4.Физ

культ

минутка (1 мин)

Снять усталость и напряжение учащихся, улучшить внимание.

Упражнения для развития межполушарных связей  пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению.

  1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
  2. «Кулак-ребро-ладонь». Последовательно менять три положения руки на плоскости стола: ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Выполнять сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками вместе. Можно помогать себе командами (Кулак-ребро-ладонь), произносимыми вслух или про себя.
  3. «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «С точностью до наоборот».

Умение выступать перед классом, умение оказывать помощь (К).

                                     5.Пер

вичное закрепление во  внеш

ней речи.

(7 мин)

                                                                   

Организовать усвоение детьми новых правил с их проговари

ванием во внешней речи:

- фронтально,

- в парах.

Задача 1 Слайд 20На каждой парте имеется материал в распечатанном виде с графиками и таблицами см приложение.

Зависимость между какими параметрами рассматривается в задаче?

(рассматривается зависимость температуры сплава от времени)

 Какая единица измерения величины соответствует единичному отрезку на каждой оси?

 ( По оси абсцисс на 1 единичный отрезок соответствует 1 часу, по оси ординат 1 единичный отрезок соответствует 1000С)

Будем отвечать на вопросы, и заполнять таблицу. В процессе просмотра анимации на слайде и комментария учителя дети знакомятся с порядком чтения графика. Появление анимационных эффектов регулируется учителем – по щелчку.

Для исследования свойств сплава его несколько раз нагревали, а затем остужали. На рисунке представлен график изменения температуры сплава от времени. Ответьте на вопросы:

Какой была температура сплава через 1 час после начала испытаний? Через 5 часов? Через 8 часов?

До какой максимальной температуры нагревали сплав?

До какой минимальной температуры остужали сплав?

Сколько раз нагревали сплав?

Оцените свою работу.

структурирование собственных знаний, поиск и выделение необходимой информации (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);

оценивание усваиваемого материала (Л).

         6.Самос

тоятель

ная работа с самопроверкой

(5 мин)

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

на новый способ действия.

Организовать самопроверку самостоятельной работы.

По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

Задача 2 Слайд 23

Постарайтесь самостоятельно заполнить таблицу и ответить на вопросы задачи:

График показывает, как менялась температура воздуха в течение суток. Используя график, ответьте на вопросы и заполните таблицы:

а)

t,ч

6 ч

14 ч

7 ч

20 ч

Т, С0

б)

Т, С0

-60

-20

00

60

70

t,ч

в) Какая температура была максимальной в этот день?

г) Когда в течение суток температура повышалась?

д) Когда в течение суток температура была положительной?

После выполнения задания меняемся тетрадями с соседом и проводим взаимопроверку и обсуждение, используя слайд 24

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

формирование готовности к самообразованию (Л);

использование критериев для обоснования своего суждения (К);

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата (Р).

7.Итог урока

(7 мин)

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности

на уроке и поставленной цели. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1.Ребята, а вы задумались, зачем мы изучаем данную тему? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос: Где в нашей жизни может пригодиться чтение графиков?

2.Предлагает детям взять таблицу целеполагания и проанализировать, все ли намеченные цели были выполнены, в чём была трудность, довольны ли своей работой на уроке?

3.Возьмите лист самооценки, спросите у своего напарника, сколько баллов он вам поставит за работу в паре. Посчитайте общее количество баллов и оцените свою работу на уроке. Слайд 25

Набрано баллов

Оценка деятельности на уроке

18

Я работал (а) отлично

14-16

Я работал (а) хорошо

9-13

Я работал (а) удовл

Менее 9

Нужно ещё поработать над темой

Вот закончился урок,

Подведем сейчас итог:

1.Что нового вы узнали на уроке?

2.Что вас заинтересовало на уроке?

3.Что показалось необычным на уроке?

4. Какой вид деятельности понравился больше всего?

+ Узнали новое, понравился урок. Выставление оценок в журнал.

4.Запишите домашнее задание: слайд 26 опросить родителей, родственников, знакомых: используют ли они графики на работе? Можно найти примеры использования графиков в доп. литературе или сети Интернет. Для чего нужны эти графики? Зависимость между какими величинами они выражают? Начертить такой график в тетради.

формирование позитивной самооценки (Л);

управление поведением партнёра,

умение слушать и понимать речь других (К);

умение адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы (Р);

построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия (П).

        АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА

Анализ урока: 6 Б класс, алгебра, Тема: «Графики».

Учитель: Рязанцева Н.Н.

Аспект: современные подходы к целеполаганию.

Содержание наблюдения

Показатели эффективности урока

  1. Соответствие дидактической задачи отобранному содержанию
  2. Результативность решения дидактической задачи урока

На этапе актуализации знаний школьники самостоятельно сформулировали основную задачу урока, в процессе изучения нового материала правильно отвечали на вопросы, справились с самостоятельной работой, в конце урока подвели итоги.

Аспект: Содержание урока.

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Учитель умело вовлекает учеников в работу при объяснении и закреплении, материала, используя задания, вопросы, иллюстрации презентации и учебника.

Аспект: Методы обучения.

Соответствие методов обучения решению основной триединой образовательной цели

Изучение материала проводиться не на основе монолога учителя, а на основе бесед, дискуссий, исследований; в процессе урока наблюдается активность детей, желание задавать и отвечать на вопросы, самостоятельно находить решения.

Аспект: Формы обучения

Соответствие форм обучения решению основной дидактической задачи урока.

Сочетание на уроке нескольких форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная, способствовало  решению основной задачи урока.

Аспект: применение информационных технологий.

Компьютер работает для учителя и учащихся на всех этапах урока.  Обсуждаемые проблемы выносятся на экран. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся  сравнивать, анализировать, делать выводы, увеличивает процент наглядности, снимает стресс, т. к. ПК является для детей типичным носителем информации.

  Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, + иллюстратор + аниматор => повышение уровня усвоения материала учащимися.

  Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

Экономия времени на построении графиков позволяет за небольшой промежуток времени проработать большой объем заданий, а наглядность и точность построения позволяют учащимся  анализировать и самостоятельно делать выводы. 

Аспект: Результативность урока

Достижение и решение основной дидактической задачи урока

Учащиеся соотносят результат своей деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание, подводят итоги совместной деятельности

Аспект: Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для решения школьникам

Учащиеся безошибочно воспроизводят факты, правила, алгоритмы, владеют терминологией предмета и умело применяют их в практической деятельности

Аспект: Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

  1. Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока.
  2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий).

При организации самостоятельной работы учитель и наиболее подготовленные ученики оказывают индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам

Санитарно-гигиенические  требования

Температурный режим, оснащенность, соответствие классной мебели росту детей, чередование видов деятельности, динамические паузы

Кабинет хорошо проветрен, достаточно света и тепла; учебная деятельность сменяется динамическими паузами.

Зам.директора по УВР МКОУ ООШ №20         _____________                С.С. Поминова

                                                                                   (подпись)                             (ф. и. о.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с аспектным анализом. "Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина" 9 класс

Конспект урока с аспектным анализом.«Конспект урока по теме: Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина» 9 класс».Цели урока:Образовательные:Изучить научные и ...

Конспект урока с аспектным анализом по теме "Лишайники" 6 класс

Конспект урока с аспектным анализом.«Конспект урока по теме: «Первичное усвоение знаний» по теме: «Лишайники» в 6-класс»Цели урока:Образовательные:Создать условия для приобретения учащимися новы...

Конспект урока по алгебре в 9 классе по теме «Графики. Функции»

Данный интегрированный урок математики и информатики.  Проведение интегрированных уроков в учебном процессе  способствует развитию межпредметных  связей, где информатика выступает...

План конспект урока по алгебре в 7 классе на тему: "Линейная функция и ее график" С использование интерактивной доски.

Обобщающий урок по данной теме с использованием тестов и заданий на интерактивной доске. К уроку прилагается презентация для интерактивной дсоки SMART NOTEBOOK 2011....

Конспект урока с аспектным анализом. Урок английского языка "Лучший друг планеты -это ты" в 8 классе.

Цели данного урока: увеличение объема знаний о проблемах экологии, обсуждение способов защиты окружающей среды. Развитие творческих способностей учащихся , способности логически излагать, сопоставлять...

Использование интерактивных возможностей информационного пространства (конспекты уроков с аспектным анализом) Урок истории в 9 классе Тема. Холодная война - порождение Соединенных Штатов Америки.

Цель урока: через посредство технологии ДЕБАТЫ доказать ведущую роль  одной из сверхдержав в мировой политике развязывания «Холодной войны»...