Логарифмические неравенства
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний в 11 классе. Материал урока полезен при подготовке к ЕГЭ по математике. Материал содержит конспект урока и презентацию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 572.58 КБ | |
| 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 11 классе
Логарифмические неравенства
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме: «Логарифмические неравенства».
Задачи:
Обучающие
Отработать умения применять свойства логарифмов, логарифмических функций при решении логарифмических неравенств.
Научиться решать логарифмические неравенства классическим способом и методом рационализации.
Развивающие
Развивать математическую речь интерес и внимание, навыки сотрудничества.
Воспитательные
Воспитывать стремление к самосовершенствованию. Предоставить каждому учащемуся возможность проверить свои знания и повысить их уровень.
Оборудование: мультимедийный проектор, доска, справочный материал, раздаточный материал для домашней работы.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Здравствуйте, уважаемые гости!
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря
И приступим все к работе.
Учитель: Математика - наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? Тогда пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам удачи!
У НАС ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Мы должны показать знания, полученные при изучении данной темы.
А вот как называется тема нашего урока, вы узнаете из устных заданий.
Какие неравенства являются логарифмическими?
(Слайд №1)
1)
2)
3) 2x+5≤ log5125
4) ответ: 1,2,4.
Учитель. А теперь назовите тему нашего урока (Логарифмические неравенства).
Учитель. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Логарифмические неравенства». (Слайд №2)
Учитель. Скажите ребята, а мы уже решали с вами логарифмические неравенства? (Да). Тогда попробуйте сформулировать цель нашего урока? (Обобщить знания по решению логарифмических неравенств). (Слайд № 3)
Учитель: А где пригодятся знания по решению логарифмических неравенств? (При сдаче ЕГЭ).
Учитель. Какой теоретический материал будет вам необходим при решении логарифмических неравенств? (Чтобы решить логарифмические неравенства, нужно знать определение и свойства логарифма, свойства логарифмической функции, определение логарифмического неравенства, алгоритм решения логарифмического неравенства).
Устный опрос.
Учитель. Сформулируйте определение логарифма? (Слайд 4)
(«Логарифмом числа b по основанию a, где a > 0, a ≠ 1, называется показатель степени, в которую нужно возвести число a, чтобы получить число b:
log a b = x ax = b при a>0, a≠1, b>0»).
Учитель: Назовите формулы и свойства логарифмов, которые мы используем при решении логарифмических неравенств? Поставьте в соответствие каждой формуле её вторую часть. (Слайд №5)
Ответы:1-6,2-3,3-5,4-4,5-2,6-1
Учитель. При каком условии логарифмическая функция возрастает, убывает? (Если а>1,то у= logax-возрастает, если 0<а<1, то у= logax-убывает). (Слайд 6)
Учитель. Какова область определения логарифмической функции? (Для у= logax, х>0). (Слайд 7)
Учитель. Какие неравенства называются логарифмическими?
(Логарифмическими неравенствами называются неравенства вида
loga f(x)≥ logag(x), где а>0,а≠1). (Слайд 8)
Учитель. Сформулируйте алгоритм решения простейшего логарифмического неравенства. (Слайд 9)
1) Найти ОДЗ неравенства (подлогарифмическое выражение больше нуля).
2) Представить (если возможно) левую и правую части неравенства в виде логарифмов по одному и тому же основанию.
3) Определить, возрастающей или убывающей является логарифмическая функция: если а > 1, то возрастающая; если 0 < а < 1, то убывающая.
4) Перейти к более простому неравенству (подлогарифмических выражений), учитывая, что знак неравенства сохранится, если функция возрастает, и изменится, если она убывает.
5) Записать ответ с учётом ОДЗ.
Учитель. Какие логарифмические неравенства требуют дополнительных знаний. (Часто, при решении логарифмических неравенств, встречаются неравенства с переменной в основании логарифма. Так, неравенство вида
является стандартным школьным неравенством.) (Слайд 10)
Учитель. В чём заключается классический способ решения логарифмического неравенства
(Слайд 11)
.
Учитель. С неравенства. Если существует, то как он называется
(Слайд 12)
Учитель. В чём заключается метод рационализации? (Метод рационализации заключается в замене сложного выражения F(x) на более простое выражение G(x), при которой неравенство G(x)>0 равносильно неравенству F(x)>0 в области определения F(x).) (Слайд 13)
Учитель. Формулы метода рационализации. (Слайд 14)
(f, g, h– выражения с переменной х, a– фиксированное число или функция ( а>0, a≠1).
Выражение F | Выражение G | |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 |
Учитель. Алгоритм решения неравенства методом рационализации. (Слайд 15) (1. ОДЗ:
2. Преобразование логарифмического неравенства к виду:
3. Метод рационализации: (a(x)-1) · (b(x)-c(x))>0
4. Запись ответа с учётом ОДЗ.)
Учитель: Ребята, у вас на столах справочный материал, который поможет вам при решении неравенств.
Учебно-познавательная деятельность.
№ 1. Решите неравенство: (Слайд №16)
,
Решение:
Форма работы: Работают у доски и в тетрадях
Учитель: Проверка на слайде. (Слайд № 17-№ 20)
№ 2. Решите неравенство (работа у доски) (Слайд № 21-№ 23)
Решение:
Релаксирующая деятельность. (Слайд № 24)
Мы немного все устали. Давайте отдохнем.
Мы все вместе улыбнёмся,
Подмигнём слегка друг другу.
Вправо, влево повернёмся (повороты вправо, влево)
И кивнём затем по кругу (наклоны вправо, влево).
Все идеи победили,
Вверх взметнулись наши руки (поднимаем руки вверх),
Груз забот с себя стряхнули
И продолжим путь науки.
Физкультминутка. (Звезды)
Учитель: Решим задания типа № 15 ЕГЭ.
№3. Решите неравенство. (Слайд № 25)
Решение у доски : 1 ученик решает классическим способом, 2 ученик- методом рационализации. На местах учащиеся решают одним из способов.
Решение:
(Слайд № 26-№ 27)
№4. Решите неравенство. (Слайд № 28)
Решение:
(Слайд № 30)
Форма работы: Разбор задания выполняется у доски.
Рефлексивная деятельность
Цель: оценить результат учебной деятельности.
Давайте вернемся к цели нашего урока. Ребята, скажите, достигли мы цели сегодня на уроке?
1. А что мы повторили? (Решение логарифмических неравенств).
2. Где пригодится в жизни? (При сдаче ЕГЭ).
Ребята предлагаю вам последнее задание. Выберите то предложение, которое подходит для вас. (Слайд № 31)
1) «В теме не разобрался, нуждаюсь в консультации».
2) «В теме не всё понятно, дома нужно хорошо поработать».
3) «В теме разобрался, домашнее задание выполню самостоятельно».
Учитель: Молодцы, каждый из вас показал хорошую работу, хочется пожелать вам ребята дальнейших успехов в изучении такого интересного предмета, как математика, а самое главное хорошо сдать ЕГЭ.
Домашнее задание. (Слайд №15) На карточках.
Вариант 1
1.Найдите произведение всех целых чисел, являющихся решением неравенства:
;
2.Найдите наибольшее целое решение неравенства:
;
3.Решите неравенства:
а) ;
б) >0.
4. Решите неравенство МР: В-23, №15 из сборника для подготовки к ЕГЭ-2017 под редакцией Ященко.
Вариант 2
1.Найдите произведение всех целых чисел, являющихся решением неравенства:
;
2. Найдите наибольшее целое решение неравенства:
;
3. Решите неравенства:
а);
б) >0.
4. Решите неравенство МР: В-24, №15 из сборника для подготовки к ЕГЭ-2017 под редакцией Ященко.
Работа оценивается для диагностики качества освоения темы.
Подписи к слайдам:
http://aida.ucoz.ru Какие неравенства являются логарифмическими? 1) 2) 3) 2x+5≤ log 5 125 4) Ответ: 1, 2, 4
http://aida.ucoz.ru 5.04.17 Классная работа. Логарифмические неравенства.
http://aida.ucoz.ru Обобщить и систематизировать знания по решению логарифмических неравенств Цель урока
http://aida.ucoz.ru Сформулируйте определение логарифма Логарифмом числа b по основанию a , где a > 0, a ≠ 1, называется показатель степени, в которую нужно возвести число a , чтобы получить число b : log a b = x <=> a x = b при a>0, a≠1, b>0
http://aida.ucoz.ru А 1 Б 2 В 3 Г 4 Д 5 Е 6 Формулы и свойства логарифмов Поставьте в соответствие каждой формуле её вторую часть А-6,Б-3,В-5,Г-4,Д-2,Е-1
http://aida.ucoz.ru При каком условии логарифмическая функция возрастает, убывает? Если а>1, то у = log a x - возрастает Если 0<а<1, то у = log a x - убывает
http://aida.ucoz.ru Какова область определения логарифмической функции? y = log a x , ОДЗ: х > 0
http://aida.ucoz.ru Какие неравенства называются логарифмическими? Логарифмическими неравенствами называются неравенства вида log a f ( x ) ≥ log a g ( x ), где а > 0, а ≠ 1.
http://aida.ucoz.ru Алгоритм решения простейшего логарифмического неравенства 1)Найти ОДЗ неравенства (подлогарифмическое выражение больше нуля). 2) Представить (если возможно) левую и правую части неравенства в виде логарифмов по одному и тому же основанию. 3) Определить, возрастающей или убывающей является логарифмическая функция: если а > 1, то возрастающая; если 0 < а < 1, то убывающая. 4) Перейти к более простому неравенству (подлогарифмических выражений), учитывая, что знак неравенства сохранится, если функция возрастает, и изменится, если она убывает. 5) Записать ответ с учётом ОДЗ.
http://aida.ucoz.ru Какие логарифмические неравенства требуют дополнительных знаний? Неравенства с переменной в основании логарифма
http://aida.ucoz.ru Классический способ
http://aida.ucoz.ru В чём заключается метод рационализации? Метод рационализации заключается в замене сложного выражения F ( x ) на более простое выражение G ( x ), при которой неравенство G ( x )>0 равносильно неравенству F ( x )>0 в области определения F ( x ).
http://aida.ucoz.ru Формулы метода рационализации Выражение F Выражение G
http://aida.ucoz.ru Алгоритм решения неравенства методом рационализации 1. ОДЗ: 3. Метод рационализации: ( a ( x )-1) · ( b ( x )- c ( x ))>0 2. Преобразование логарифмического неравенства к виду: 4. Запись ответа с учётом ОДЗ.
http://aida.ucoz.ru № 1. Решите неравенство:
http://aida.ucoz.ru
http://aida.ucoz.ru
http://aida.ucoz.ru
http://aida.ucoz.ru
http://aida.ucoz.ru № 2. Решите неравенство:
http://aida.ucoz.ru
http://aida.ucoz.ru
http://aida.ucoz.ru Физкультминутка Мы все вместе улыбнёмся, Подмигнём слегка друг другу. Вправо, влево повернёмся (повороты вправо, влево) И кивнём затем по кругу (наклоны вправо, влево). Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки (поднимаем руки вверх), Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки.
http://aida.ucoz.ru № 3. Решите неравенство типа №15 ЕГЭ Классический способ Метод рационализации
http://aida.ucoz.ru
http://aida.ucoz.ru
http://aida.ucoz.ru № 4. Решите неравенство типа № 15 ЕГЭ
http://aida.ucoz.ru
http://aida.ucoz.ru «В теме не разобрался, нуждаюсь в консультации». 2) «В теме не всё понятно, дома нужно хорошо поработать». 3) «В теме разобрался, домашнее задание выполню самостоятельно».
http://aida.ucoz.ru Домашнее задание. На карточках. Вариант 1. Вариант 2 . 1.Найдите произведение всех целых чисел, являющихся решением неравенства: 2.Найдите наибольшее целое решение неравенства: 3 . Решите неравенства: а) а) б) >0. б) > 0. 4. Решите неравенство МР: В-23, №15 из сборника для подготовки к ЕГЭ-2017 под редакцией Ященко. В-24, №15
http://aida.ucoz.ru спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение показательных и логарифмических неравенств
Материал, связанный с неравенствами, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объясняется тем, что неравенства широко используются в различных разделах математики, в решении важны...

Методические рекомендации по формированию у обучающихся умения решать основные виды логарифмических неравенств
В работе рассмотрены основные виды логарифмических неравенств, даны методические рекомендации по обучению учащихся решению логарифмических неравенств разными способами....
Разработка открытого урока"Решение логарифмических неравенств"
Вданной разработке рассматриваются различные методы решения логарифмических уравнений ....

Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств
В данной разработке рассматривается стандартный метод решения логарифмического неравенства в основании которого находится переменная. Стандартный метод решения предполагает разбор д...

Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Решение логарифмических неравенств и систем неравенств. Уровень С-3 или №17 ЕГЭ
План - конспект урока по математике в 11 классе по теме " Решение логарифмических неравенств и систем неравенств"....

Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классе
Урок одного неравенства по теме: "Решение логарифмических неравенств, содержащих переменную под логарифмом и в основании логарифма" в профильном физико-математическом классеАвторы: ·...
