Рабочая программа по алгебре в 8 классе
рабочая программа по алгебре (8 класс) по теме

Чулкова Марина Николаевна

           Рабочая программа по алгебре составлена основе:

  1. Сборника нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Составители  Э. Д. Днепров, А. К. Аркадьев.                

М.: Дрофа. 2008 г.

  1. Сборника рабочих программ. Алгебра 7-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Составитель Т. А. Бурмистрова. М.  Просвещение. 2011 г.

 

Программа соответствует учебнику Алгебра 8 класс. Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2012 г.

 

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

 

          Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа. Контроль осуществляется в виде контрольных работ по разделам учебника (всего 9 к/р) входной к/р и итоговой к/р.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon algebra_8_klass.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Семёновская средняя общеобразовательная школа»

Порецкого района Чувашской Республики

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ТГ естественно-математического цикла

Руководитель _________Урыкина Л. П.

Протокол № ___

от «____»_________2017 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Завуч школы

______Егорова Л. Ю.

от «_____»_________2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

______Глушенков Н. В.

Приказ № ___

от «_____»_________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по алгебре

 в 8 классе

 

  Срок реализации:

2017-2018 учебный год

    Составитель: учитель математики Чулкова М. Н.

с. Семёновское

2017 г. 

Пояснительная записка

           Рабочая программа по алгебре составлена основе:

  1. Сборника нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Составители  Э. Д. Днепров, А. К. Аркадьев.                

М.: Дрофа. 2008 г.

  1. Сборника рабочих программ. Алгебра 7-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Составитель Т. А. Бурмистрова. М.  Просвещение. 2011 г.

Программа соответствует учебнику Алгебра 8 класс. Ю. Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2012 г.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

  • развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;
  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
  • овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
  • изучить свойства и графики функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
  • получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

          Программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа. Контроль осуществляется в виде контрольных работ по разделам учебника (всего 9 к/р) входной к/р и итоговой к/р.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения алгебры ученик должен

  • знать/понимать
  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
  • уметь
  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
  • решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Содержание

Рациональные дроби – 26 часов

Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция  у = k/x  и ее график.

Основная цель – выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений. Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с учащимися преобразования целых выражений.

Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям на все действия с дробями прежде, чем будут усвоены основные алгоритмы. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.

При нахождении значений дробей даются задания на вычисления с помощью калькулятора. В данной теме расширяются сведения о статистических характеристиках. Вводится понятие среднего гармонического ряда положительных чисел. Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции

Квадратные корни – 20 часов

Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция   ее свойства и график.

Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.

 В данной теме учащиеся получают начальное представление о понятии действительного числа. С этой целью обобщаются известные учащимся сведения о рациональных числах. Для введения понятия иррационального числа используется интуитивное представление о том, что каждый отрезок имеет длину и потому каждой точке координатной прямой соответствует некоторое число. Показывается, что существуют точки, не имеющие рациональных абсцисс.

 При введении понятия корня полезно ознакомить учащихся с нахождением корней с помощью калькулятора. Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Доказываются теоремы о корне из произведения и дроби, а также тождество  , которые получают применение в преобразованиях выражений, содержащих квадратные корни. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида    . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.

Продолжается работа по развитию функциональных представлений учащихся. Рассматриваются функция  , ее свойства и график. При изучении функции   показывается ее взаимосвязь с функцией , где x ≥ 0.

Квадратные уравнения – 21 час

Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.

Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.

В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений. Этот материал систематизируется. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.

Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, где а ≠ 0, с использованием формулы корней. В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, выражающими связь между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами. Они используются в дальнейшем при доказательстве теоремы о разложении квадратного трехчлена на линейные множители.

Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.

Неравенства – 20 часов

Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Основная цель – ознакомить учащихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.

Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Теоремы о почленном сложении и умножении неравенств находят применение при выполнении простейших упражнений на оценку выражений по методу границ. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.

Умения проводить дедуктивные рассуждения получают развитие как при доказательствах указанных теорем, так и при выполнении упражнений на доказательства неравенств.

В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление учащихся с понятиями пересечения и объединения множеств.

При решении неравенств используются свойства равносильных неравенств, которые разъясняются на конкретных примерах. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах > b, ах < b, остановившись специально на случае, когда а < 0.

В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

Степень с целым показателем. Элементы  статистики – 11 часов

Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Приближенный вычисления.

Основная цель – выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях.

В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде. Приводятся примеры использования такой записи в физике, технике и других областях знаний.

Учащиеся  получают  первоначальные  представления  об  организации  статистических  исследований. Они  знакомятся  с  понятиями  генеральной  и  выборочной совокупности. Приводятся  примеры  представления  статистических  данных  в  виде  таблиц  частот  и  относительных  частот.

Повторение – 4 часа

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения урока

 Рациональные дроби – 26 часов

1-3

Рациональные выражения.

3

4-5

Основное свойство дроби. Сокращение дробей.

2

6

Входная контрольная работа.

1

7-9

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

3

10-12

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

3

13

Обобщение по теме: «Рациональные дроби и их свойства».

1

14

Контрольная работа № 1 по теме: «Рациональные дроби и их свойства».

1

15-17

Умножение дробей. Возведение дроби в степень.

3

18-19

Деление дробей.

2

20-22

Преобразование рациональных выражений.

3

23-24

Функция  и её график.

2

25

Обобщение по теме: «Произведение и частное дробей».

1

26

Контрольная работа № 2 по теме: «Произведение и частное дробей».

1

Квадратные корни – 20 часов.

27

Рациональные числа.

1

28

Иррациональные числа.

1

29-30

Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.

2

31-32

Уравнение x2= a 

2

33

Нахождение приближенных значений квадратного корня.

1

34

Функция  и её график.

1

35-36

Квадратный корень из произведения и дроби.

2

37

Квадратный корень из степени.

1

38

Обобщение по теме: «Квадратные корни и их свойства»

1

39

Контрольная работа № 3 по теме: «Квадратные корни и их свойства».

1

40

Вынесение множителя из-под знака корня.

1

41

Внесение множителя под знак корня.

1

42-44

Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.

3

45

Обобщение по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни».

1

46

Контрольная работа № 4 по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни».

1

Квадратные уравнения – 21 час

47-48

Неполные квадратные уравнения.

2

49

Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена.

1

50-52

Формула корней квадратного уравнения.

3

53-54

Решение задач с помощью квадратных уравнений.

2

55-56

Теорема Виета.

2

57

Обобщение по теме: «Квадратные уравнения».

1

58

Контрольная работа № 5 по теме «Квадратные уравнения».

1

59-62

Решение дробных рациональных уравнений.

4

63-65

Решение задач с помощью рациональных уравнений.

3

66

Обобщение по теме: «Дробные рациональные уравнения».

1

67

Контрольная работа № 6 по теме: «Дробные рациональные уравнения».

1

Неравенства – 20 часов

68-69

Числовые неравенства.

2

70

Свойства числовых неравенств.

1

71-72

Сложение и умножение числовых неравенств.

2

73

Погрешность и точность приближения.

1

74

Обобщение по теме: «Числовые неравенства и их свойства».

1

75

Контрольная работа № 7 по теме: «Числовые неравенства и  их свойства».

1

76

Пересечение и объединение множеств.

1

77

Числовые промежутки.

1

78-81

Решение неравенств с одной переменной.

4

82-85

Решение систем неравенств с одной переменной.

4

86

Обобщение по теме: «Неравенства с одной переменной и их системы».

1

87

Контрольная работа № 8 по теме: «Неравенства с одной переменной и их системы».

1

 Степень с целым показателем. Элементы статистики – 11 часов

88-89

Определение степени с целым показателем.

2

90-92

Свойства степени с целым показателем.

3

93-94

Стандартный вид числа.

2

95

Сбор и группировка статистических данных.

1

96

Наглядное представление статистической информации.

1

97

Обобщение по теме: «Степень с целым показателем».

1

98

Контрольная работа № 9 по теме: «Степень с целым показателем».

1

Повторение – 4 часа

99

Повторение по теме: «Преобразование рациональных выражений».

1

100

 Повторение по теме: «Квадратные уравнения».

1

101

Итоговая  контрольная работа.

1

102

Повторение по теме: «Неравенства»

1

Учебно-методическое обеспечение

  1. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

 Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др.; под ред. С. А. Теляковского.

 М.: Просвещение, 2012 г.

  1. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2009 г.
  2. Алгебра 8 класс. Поурочные планы по учебнику Ю. Н.Макарычева, Н. Г.Миндюк и др. Волгоград. Учитель 2011 г.
  3. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Контрольно-измерительные материалы

Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2010 г.

Входная к/р (дидактические материалы по алгебре для 7 класса. Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2007 г., В-1, В-2, стр., стр. 139).

            К/р № 1, В-1,В-2, стр.106.

К/р № 2, В-1,В-2, стр.108.

К/р № 3, В-1,В-2, стр.110.

К/р № 4, В-1,В-2, стр.112.

К/р № 5, В-1,В-2, стр.114.

К/р № 6, В-1,В-2, стр.115.

К/р № 7, В-1,В-2, стр.116.

К/р № 8, В-1,В-2, стр.117, 118.

К/р № 9, В-1,В-2, стр.122.

Итоговая к/р, В-1, В-2, стр. 124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского

Рабочаяпрограмма содержит подробное календарно-тематическое планирование по учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского 2011года выпуска...

Рабочая программа по алгебре 7 класс .Учебник "Алгебра 7 класс" под редакцией С.А. Теляковского

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование (з часа в неделю)....

Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

Настоящая рабочая программа по алгебре для 7б класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства ...

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...