Иррациональные уравнения
учебно-методический материал по алгебре (9 класс)

Карташова Оксана Александровна

Данный материал предназначен для учеников, находщихся на дистанционном обучении или при отсутствии на данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irratsionalnye_uravneniya.docx94.43 КБ

Предварительный просмотр:

           Иррациональные уравнения               А - 9

Уравнения, которые содержат переменную под знаком корня, называются иррациональными.

Например:  https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180824/456cae00_7705_0132_7d64_12313c0dade2.pnghttps://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180825/46a6f1e0_7705_0132_7d65_12313c0dade2.png.

При решении иррациональных уравнений их пытаются свести к рациональным уравнениям, а именно, уравнения, сводящиеся к линейным или квадратным. Обратная операция к извлечению корня – это возведение в ту степень, в которой находится корень.  Поэтому большинство иррациональных уравнений решается однократным или многократным возведением обеих частей уравнения в некоторую степень.

При решении иррациональных уравнений надо помнить:

1) при возведении в чётную степень https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180826/47f426d0_7705_0132_7d66_12313c0dade2.png

2)  при возведении обеих частей уравнения https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180827/492f8d70_7705_0132_7d67_12313c0dade2.png в чётную степень мы получим уравнение https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180828/4a6ed930_7705_0132_7d68_12313c0dade2.pngрешая которое мы найдём не только корни исходного уравнения, но и корни уравнения  https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180829/4ba8b950_7705_0132_7d69_12313c0dade2.png.

3) Поэтому при таком способе решения необходимо либо оговаривать знаки функций https://cdn-fs.interneturok.ru/content/contentable_static_image/280867/29199970_7b09_0133_6a9e_12313c0dade2.pnghttps://cdn-fs.interneturok.ru/content/contentable_static_image/280868/2e169940_7b09_0133_6a9f_12313c0dade2.png до возведения в степень, либо в конце сделать проверку – подставить полученные значения в исходное уравнение и проверить, являются ли они его корнями.

Например, если возвести уравнение https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180831/4e3943d0_7705_0132_7d6b_12313c0dade2.png в квадрат, то получим https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180832/4f702790_7705_0132_7d6c_12313c0dade2.pngкорни которого https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180833/50b81980_7705_0132_7d6d_12313c0dade2.pngПри проверке выясняется, что https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180834/520cf6e0_7705_0132_7d6e_12313c0dade2.png не является корнем исходного уравнения.

Поэтому если при решении иррационального уравнения мы будем возводить обе части в чётную степень, то в конце обязательно будем выполнять проверку.

При возведении в нечётную степень таких проблем не возникает, так как минус при возведении в нечётную степень снова даёт минус. Например, уравнения https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180831/4e3943d0_7705_0132_7d6b_12313c0dade2.png и https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180835/5335e510_7705_0132_7d6f_12313c0dade2.png равносильны, так как имеют одинаковый действительный корень.

Первый тип иррациональных уравнений, который мы рассмотрим:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180823/4330e570_7705_0132_7d63_12313c0dade2.png.

Алгоритм решения:

1) Возводим обе части уравнения в n-ю степень:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180837/55d46370_7705_0132_7d71_12313c0dade2.png, 

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180838/57181c80_7705_0132_7d72_12313c0dade2.png.

2) Находим корни уравнения, полученного на первом шаге алгоритма: https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180838/57181c80_7705_0132_7d72_12313c0dade2.png.

3) Выполняем проверку (если n – чётное). Подставляем каждый корень в исходное уравнение. Если получаем верное равенство, то корень подходит. Если неверное равенство, то нет.

Пример

Решить уравнения:

1)  https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180824/456cae00_7705_0132_7d64_12313c0dade2.png,

2) https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180840/59a4c830_7705_0132_7d74_12313c0dade2.png,

3)  https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180841/5afd7bd0_7705_0132_7d75_12313c0dade2.png,

Решение

1)  https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180824/456cae00_7705_0132_7d64_12313c0dade2.png

В левой части стоит корень второй степени, чтобы избавиться от него, возведём обе части уравнения во вторую степень:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180843/5da6b8c0_7705_0132_7d77_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180844/5ee88580_7705_0132_7d78_12313c0dade2.png

Решаем полученное уравнение:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180845/6023cc30_7705_0132_7d79_12313c0dade2.png.

Выполним проверку. Подставим найденный корень  3  в исходное уравнение.

Проверка:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180847/62c6a7d0_7705_0132_7d7b_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180848/640ec240_7705_0132_7d7c_12313c0dade2.png.

Значит, корень 3 подходит.

Ответ: 3

2)  https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180840/59a4c830_7705_0132_7d74_12313c0dade2.png

В левой части стоит корень второй степени, чтобы избавиться от него, возведём обе части уравнения во вторую степень:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180849/65435910_7705_0132_7d7d_12313c0dade2.png

Решаем полученное уравнение

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180850/667d92b0_7705_0132_7d7e_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180851/67ce8e50_7705_0132_7d7f_12313c0dade2.png

Выполним проверку. Подставим найденный корень 10 в исходное уравнение:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180853/6a5e7460_7705_0132_7d81_12313c0dade2.png,

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180854/6b9692e0_7705_0132_7d82_12313c0dade2.png.

Значит, число 10 не является корнем исходного уравнения. Таким образом, уравнение решений не имеет.

Ответ: корней нет.

На самом деле то, что уравнение https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180840/59a4c830_7705_0132_7d74_12313c0dade2.png не имеет решений, можно сказать сразу. Так как в левой части стоит квадратный корень, а он принимает только неотрицательные значения, а в правой части стоит (- 3 ) – отрицательное число.

3)   https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180841/5afd7bd0_7705_0132_7d75_12313c0dade2.png

 В левой части стоит корень третьей степени, чтобы избавиться от него, возведём обе части уравнения в третью степень:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180856/6e1e4240_7705_0132_7d84_12313c0dade2.png 

Решаем полученное уравнение

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180857/6f553210_7705_0132_7d85_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180858/709c3b80_7705_0132_7d86_12313c0dade2.png

Так как степень корня нечётная, проверку можно не выполнять.

Ответ: - 26

2. Решение уравнений вида http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/180866/7a9ea080_7705_0132_7d8e_12313c0dade2.png и http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/180867/7be322c0_7705_0132_7d8f_12313c0dade2.png

Такие уравнения решаются по тому же алгоритму, что и уравнения вида https://cdn-fs.interneturok.ru/content/contentable_static_image/280869/b71ec3b0_7b09_0133_6aa0_12313c0dade2.png для https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180869/7e5a98c0_7705_0132_7d91_12313c0dade2.png1)   Возводим обе части уравнения в квадрат.

2)   Решаем полученное уравнение.

3)   Выполняем проверку.

Пример

Решить уравнения:

1)      https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180870/7f7ab910_7705_0132_7d92_12313c0dade2.png 

2)      https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180871/80caa3e0_7705_0132_7d93_12313c0dade2.png,

3)      https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180872/82088e60_7705_0132_7d94_12313c0dade2.png.

Решение

1) https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180870/7f7ab910_7705_0132_7d92_12313c0dade2.png

 Возводим обе части уравнения в квадрат:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180873/83298250_7705_0132_7d95_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180874/8475f2f0_7705_0132_7d96_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180875/85b2cb60_7705_0132_7d97_12313c0dade2.png

Получили квадратное уравнение. Решим его:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180876/86f91b80_7705_0132_7d98_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180877/8839a630_7705_0132_7d99_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180878/895c5c10_7705_0132_7d9a_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180879/8aab41f0_7705_0132_7d9b_12313c0dade2.png

Выполним проверку:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180880/8be9c3e0_7705_0132_7d9c_12313c0dade2.png               https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180881/8d2d9ed0_7705_0132_7d9d_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180882/8e62a950_7705_0132_7d9e_12313c0dade2.png.

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180883/8f86ebc0_7705_0132_7d9f_12313c0dade2.png               https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180884/90dfbad0_7705_0132_7da0_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180885/921626a0_7705_0132_7da1_12313c0dade2.png.

Ответ: - 9; - 8.

2)   https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180871/80caa3e0_7705_0132_7d93_12313c0dade2.png

 Возводим обе части уравнения в квадрат.

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180887/948a1a00_7705_0132_7da3_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180888/95af84e0_7705_0132_7da4_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180889/97047540_7705_0132_7da5_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180831/4e3943d0_7705_0132_7d6b_12313c0dade2.png

Выполним проверку.

                  https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180891/99670160_7705_0132_7da7_12313c0dade2.png,

  https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180892/9ab4a1e0_7705_0132_7da8_12313c0dade2.png.

Ответ: 2.

3)    https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180872/82088e60_7705_0132_7d94_12313c0dade2.png

 Возводим обе части уравнения в квадрат.

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180893/9bebfdf0_7705_0132_7da9_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180894/9d3573a0_7705_0132_7daa_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180895/9e69d670_7705_0132_7dab_12313c0dade2.png

Получили квадратное уравнение. Решим его:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180896/9f95ef60_7705_0132_7dac_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180877/8839a630_7705_0132_7d99_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180897/a0e44690_7705_0132_7dad_12313c0dade2.png

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180898/a2260500_7705_0132_7dae_12313c0dade2.png

Выполним проверку:

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180890/98440f40_7705_0132_7da6_12313c0dade2.png    https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180899/a35df4c0_7705_0132_7daf_12313c0dade2.png

 https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180900/a49c3f50_7705_0132_7db0_12313c0dade2.png

Обратите внимание: несмотря на то, что мы получили одинаковые выражения, 2 не будет корнем исходного уравнения, так как https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180901/a5bdd4b0_7705_0132_7db1_12313c0dade2.png не определен (корень чётной степени из отрицательных чисел не определён):

https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180902/a7142900_7705_0132_7db2_12313c0dade2.png  https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180903/a8526980_7705_0132_7db3_12313c0dade2.png

 https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180904/a96c5760_7705_0132_7db4_12313c0dade2.png

Ответ: https://cdn-fs.interneturok.ru/content/konspekt_image/180855/6cbf9810_7705_0132_7d83_12313c0dade2.png.

Задания для самостоятельного решения:

1)                     

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10)

11)

12)

13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иррациональные уравнения. Показательные уравнения.Логарифмические уравнения.

Тип урока: Урок повторения. Форма урока – мастерская (групповая работа)Форма урока работа в группах. Коллективная форма работы, которая позволяет создать ситуацию взаимообучения учащихся и сущест...

Учебно-методическое пособие "Решение уравнений". Часть 1: Решение иррациональных уравнений.

Электронное учебно-методическое пособие для уроков повторения в 11 классе по теме "Решение уравнений"....

Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Решение сложных иррациональных уравнений и систем, содержащих иррациональные уравнения. Профильный уровень. 11 класс

   Конспект урока содержит теоретический материал, в котором представлены следующие методы решения иррациональных уравнений: возведение обеих частей уравнения в одну и ту же натуральн...

Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10 классов

Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10классов разработана на основе федерального государственн...

Рабочая программа «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства»

Рабочая программа элективного учебного предмета «Иррациональные уравнения . Трансцендентные уравнения и неравенства» для учащихся 10классов разработана на основе федерального государственн...

N30 Решение рациональных уравнений. Решение иррациональных уравнений. за 22.05.20 для группы МЖКХ2

Задание:1. Законспектировать краткий справочный материал.2. Оформить решение типовых задач.3. Решить: "Рациональные уравнения"  N2,N4, N6...