Урок - Конкурс наставник+молодой специалист "«Способы разложения многочлена на множители»"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Цель урока (образовательная): отработка умений и навыков разложения многочлена на множители с использованием различных способов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.77 КБ | |
| 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 7 классе по теме: «Способы разложения многочлена на множители»
Цель урока (образовательная): отработка умений и навыков разложения многочлена на множители с использованием различных способов.
Развивающие цели:
развивать мыслительную активность, используя различные формы работы;
развивать навыков самостоятельной работы;
развивать математическую речь;
развивать навыки само- и взаимоконтроля.
Воспитательные цели:
воспитывать активность, умения общаться, сотрудничать и работать в группах;
воспитывать потребности в приобретении новых знаний
Задачи для обучающихся:
1. Повторить известные способы разложения многочленов на множители и закрепить их знание в ходе упражнений.
2.Составить алгоритм разложения многочлена на множители с помощью комбинации различных способов.
3. Закрепить данный алгоритм на практических заданиях
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии: информационно – коммуникационные; здоровьесберегающие; обучение в сотрудничестве; личностно-ориентированная.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point., карточки учета работы на уроке.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная, фронтальная.
Методы обучения соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, аналитический, обобщающий.
Планируемый результат УУД
Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
Познавательные: анализ, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации; использование знаково-символических средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Регулятивные: подведение под понятие выполнение пробного учебного действия фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения. самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения.
Ключевые компетентности, которые формируются в ходе данного урока.
Эвристическая беседа с использованием приобретенной учениками информации – формирование информационной. Работа в группах и в парах – формирование компетенций учебно-познавательной, личного самосовершенствования, социально-трудовые компетенции, коммуникативной.
Ход урока.
- Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Урок у нас необычный. На нём присутствуют гости - учителя математики нашего района. Сегодня на уроке вы будете себя оценить по нескольким критериям, которые указаны в листах оценки, лежащих у вас на столе. Все задания выполняйте в тетрадях. Наша работа распределяется на несколько этапов, каждый этап вы оцениваете и выставляете себе оценку.
(Итак, начинаем урок с эпиграфа: «Незнающие пусть научатся, а знающие - вспомнят еще раз» )
Лист оценки Ф.И. ______________________________________________________
Умение | Задание | Шкала оценивания | Баллы |
1 Этап. «Повторение – мать учения» А) Устные ответы Б) Найди верные равенства В) Классификация многочленов по методу разложения на множители. | А) Правила (1 балл) Б) «Верно – неверно» (6 баллов) В) Классификация многочленов (6 баллов) | «5» -верно 13 баллов «4» - верно 9 - 12 баллов «3» - верно 5 - 8 баллов «2»- верно 0 – 4 балла | |
2 Этап. «Видеть и делать новое – очень большое удовольствие» Исследование: разложение многочленов на множители | 1 задание (1 балл) 2 задание (1 балл) 3 задание (1 балл) Составление алгоритма (3 балла) | «5» -верно 6 баллов «4» - верно 4 - 5 баллов «3» - верно 3 балла «2»- менее 3-х баллов | |
3 Этап. «Силу уму придают упражнения, а не покой». Умение применять различные способы разложения на множители в сочетании | 1 вариант № 934 а (1 балл) № 935 а (1 балл) № 936 б (1 балл) 2 вариант № 934 б (1 балл) № 935 б (1 балл) № 936 а (1 балл) |
«5» -верно 3 балла «4» - верно 2 балла «3» - верно 1 балл «2»- верно 0 баллов | |
| Общая сумма баллов | ||
Оценка |
Критерии оценивания |
Баллы 22 – 19 18 – 14 13 – 8 Оценка «5» «4» «3» |
2. Актуализация знаний. Вы, наверное, помните поговорку «Повторение - мать учения». Математика не исключение. И чтобы хорошо усвоить её, надо постоянно повторять изученное.
А) Вспомним:
- Какие способы разложения многочлена на множители вы знаете?
- Сколько способов разложения вам известно?
- Как они называются?
- Опишите каждый из них.
- Какой самый легкий? Почему?
- Какой самый распространенный? Почему?
- Какой способ оказался для вас самым интересным и почему?
Б) «Верно – неверно»
15а + 5ау=5(3а-у) –
4а2-4аb+b2 =(4a-b)2 –
b(а+5)-с(а+5)=(a+5)(b-c) +
9a3-b3 =(3a-b)(9a2+3ab+b2)+
ах+bх+ас+bс=(ax+bx)(ac+bc) –
6х+7у+42+ху=(6x+42)+(xy+7y) +
С) Классификация многочленов по способам разложения на множители
Вынесение общего множителя за скобки | Группировка | Формулы сокращённого умножения |
b(а+5)-с(а+5)=(a+5)(b-c) | 6х+7у+42+ху=(6x+42)+(xy+7y) | 9a3-b3 =(3a-b)(9a2+3ab+b2) |
15а + 5ау=5а(3-у) | ах+bх+ас+bс=(ax+bx)+(ac+bc) | 4а2-4аb+b =(2a-b)2 |
Проверим задания и, используя шкалу оценивания. Поставьте баллы в лист учета - сколько правильно решенных заданий.
Молодцы ребята! А теперь попробуйте ответить на вопрос: какими способами выполнено разложение данного многочлена на множители?
3а2 – 6вс – 2ав + 9ас = (3а - 2в)( а + 3с) или пример 3, с. 187, учебник
- Проблемная ситуация.
На этот вопрос вы затрудняетесь ответить? Сказать, каким способом выполнено разложение довольно сложно. А может быть здесь применён не один способ? Чтобы ответить на этот вопрос проведём небольшое исследование, как можно сочетать друг с другом способы разложения на множители.
- Изучение нового материала.
Запишите в тетрадях число и тему урока «Применение различных способов разложения многочлена на множители». Австрийский поэт Вольтер Франсуа сказал «Видеть и делать новое – очень большое удовольствие» и сейчас я вас приглашаю провести исследование «как можно сочетать друг с другом способы разложения на множители». Работаете в паре, следуя инструкции, данной в задании.
Задание 1. 5 x² - 20 = 5(x² - 4) = 5(х – 2)(х + 2)
1. Вынесите за скобки общий множитель 5
2. Разложите по формуле разности квадратов
Задание 2. -5a2- 10ab -5 b2 = - 5 (a2+ 2ab + b2) = 5 (а + b)2
1. Вынесите за скобки общий множитель -5
2. Разложите по формуле квадрата суммы
Задание 3.
–bc - 5c - 4b - 20=
1. Примените способ группировки, создав группы –bc - 5c- 4b – 20 = (–bc - 4b) + (- 5c – 20)
Проверим решение и оценим свою работу: поставим баллы - сколько правильно решенных заданий.
Сделайте вывод: в какой последовательности удобнее применять несколько способов разложения на множители (запишите в тетрадь алгоритм). А теперь проверим его и поставим баллы.
Алгоритм разложения многочлена на множители
1. Вынести общий множитель за скобку (если он есть).
2. Попробовать разложить многочлен на множители по формулам сокращенного умножения
3. Попытаться применить способ группировки (если предыдущие способы не привели к цели)
(Алгоритм записан на доске)
Учитель. Возвращаемся к выражению, которое вызвало у вас затруднение. Анализируем: общий множитель вынести нельзя, формулы сокращенного умножения в готовом виде нет, пробуем группировать
3а2 – 6вс – 2ав + 9ас = (3а - 2в) ( а + 3с)
(3а2– 2ав) + (– 6вс+ 9ас) = а(3а - 2в) + 3с(3а - 2в) = (3а - 2в) ( а + 3с)
Откройте учебник на с. 187 и прочитайте текс, который находится после примера 3. Какую полезную информацию вы для себя узнали?
Ответ: 1) при разложении многочлена на множители хотя бы два из них ненулевой степени, то есть не числа; 2) не каждый многочлен можно разлагать на множители.
Релаксация?!
Встали дружно, улыбнулись.
Руки в стороны и вверх.
Потянулись, оглянулись.
Вы, конечно, лучше всех.
Все присели, теперь встали.
Руки в стороны и вверх.
Потянулись, улыбнулись.
Вы, конечно, лучше всех.
4. Применение алгоритма разложения на множители многочлена. Так как «Силу уму придают упражнения, а не покой» выполним задания из учебника у доски с объяснениями.
№ 934 в, 935 в, 936 в (проговаривая алгоритм)
А теперь поработаем самостоятельно по вариантам.
1 вариант
№ 934 а (1 балл)
№ 935 а (1 балл)
№ 936 б (1 балл)
2 вариант
№ 934 б (1 балл)
№ 935 б (1 балл)
№ 936 а (1 балл)
Проверим задания друг у друга и занесём результат в наши оценочные листы.
- Закрепление. «Спешите увидеть, услышать» (разбираются более сложные задания с применением изученной темы).
Ребята, недалек тот год, когда вы будете выпускниками.
Кому-то будет мил немецкий.
Кому-то физика важна.
Без математики же всем вам и ни туда и ни сюда (успешная сдача математики и русского языка гарантирует вам получение аттестата).
Тема «Разложение многочлена на множители» – неотъемлемая часть ОГЭ по математике. В этом вы убедитесь на следующем этапе « Спешите увидеть, услышать»
У нас сегодня на уроке присутствует Мария Петровна, которая работает в 9 классе и готовит ребят к экзаменам. Поднимите руки, кто получил оценку 5 или 4. Она вас познакомит с заданиями, которые решаются с применением темы нашего урока.
Задания ОГЭ 2023 г.
А) Х3 + 3х2 – 16х - 48 = 0;
Б) Х3 - 6х2 – 25х + 150 = 0;
В) (Х2 + 2х + 6)2 = (2х – 2)2;
(Обучающиеся выполнившие самостоятельную работу на «4» - «5» работают на отдельной доске).
Остальные ребята будут работать со мной. Давайте исправим ошибки в заданиях, которые выполняли самостоятельно, объясняя, почему мы их допустили. А теперь ещё раз попробуйте выполнить самостоятельно задания № 934 – 936 (г).
- Рефлексия. «Поляна впечатлений»
Наш урок заканчивается. Найдите общую сумму набранных баллов и используя приведённую шкалу, выставите себе оценку за работу на уроке. Листы оценки сдайте.
Итак, ребята, какая цель стояла перед нами в начале урока? Можно ли считать, что мы её достигли?
Спасибо за урок и помните, что знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем.
В заключении предлагаю вам посадить бабочку на понравившийся цветок – этап урока.
- «Повторение – мать учения»
- Исследование «Видеть и делать новое – очень большое удовольствие»
- Применение алгоритма «Силу уму придают упражнения, а не покой»
- Закрепление «Спешите увидеть, услышать»
Раздаточный материал
Исследование
«Как можно сочетать друг с другом способы разложения на множители».
Задание 1. 5 x² - 20 = 5(x² - 4) =
1. Вынесите за скобки общий множитель 5
2. Разложите по формуле разности квадратов
Задание 2. -5a2- 10ab -5 b2 =
1. Вынесите за скобки общий множитель -5
2. Разложите по формуле квадрата суммы
Задание 3.
–bc - 5c - 4b - 20=
- Примените способ группировки, создав группы
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители"
Обощающий урок по теме:"Применение нескольких способов разложения многочлена на множители" Цели урока: Организовать деятельность учащихся по закреплению навыков применения различных способов разл...

Урок по алгебре в 7 классе "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приёмов"
На данном уроке обобщаются знания по теме "Разложения многочлена на множители" и рассматривается новый способ разложения с помощью комбинации различных приёмов....

Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме "Разложение многочлена на множители различными способами" УМК Макарычев и др.
Презентация к уроку алгебры 7 класс по теме "Разложение многочлена на множители различными способами" УМК Макарычев и др....

математическое лото на тему "Вынесение общего множителя за скобки и разложение многочлена на множители"
Данное математическое лото использовать на этапе закрепления учебного материала. Использовать при групповой деятельности. класс делим на 3 группы...

Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: «Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки»
Тип урока: урок закрепления знаний. Урок соответствует требованиям ФГОС. Рассмотрены задания типа: задания с проверкой по эталону, групповая работа, физкульминутка, рефлексия...

Разработка урока и презентация к уроку изучения нового материала по теме " РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ СПОСОБОМ ГРУППИРОВКИ" 7 класс
quot;РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ СПОСОБОМ ГРУППИРОВКИ." разработка урока и презентация к уроку изучения нового материала по теме " РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА ...
