тематическое планирование.Природа.5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Мирошниченко Разалия Канифьяновна

календарно-тематическое планирование к учебнику Природа.Введение в биологию и экологию.5 класс. 68 часов(2 часа  в неделю) , автор учебникаТ.С.Сухова, В.И.Строганов, Издательский центр "Вентана-Граф", 2006

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirov_5_kl._novyy.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование. Природа. 5класс.  68 часов. Введение в биологию и экологию. Автор учебника Т.С.Сухова, В.И.Строганов.  Издательство Вентана –Граф, 2006 год

Тема

Количество часов

Дата проведения

Классная работа

Домашнее задание

1

Введение. О чем эта книга.

1

Изучение новой темы. Составление схемы «Живая и неживая природа», работа с рис. 1. Ознакомление с методами исследования природных явлений

§1, выполнить задание на с.4

2

Посмотри вокруг и подумай

1

Фронтальный опрос. Изучение новой темы. Работа над рис.2-7.Составление схемы «среды обитания»

§2, составить таблицу с.12

3

Как идет жизнь на Земле

1

Фронтальный опрос. Работа с рис. Учебника, обсуждение. Ознакомление с опытом Ф.Реди

§3, пересказ

4

Микроскоп.

1

Фронтальный опрос. Изучение новой темы. Ознакомление с устройством микроскопа, правилами работы с микроскопом.

§4, выучить  правила работы с микроскопом

5

Размножение

1

Изучение новой темы. Ознакомление с типами размножения(работа с рис.17-21), ведение краткой записи урока

§6, изучить

6

Способы размножения живых организмов

1

Фронтальный опрос. Изучение новой темы. Ознакомление со способами размножения разных организмов. Составление таблиц

§7, пересказ; выполнить задания на с.36

7

Половое размножение растений

1

Изучение новой темы. Ознакомление со строением цветка- с органом полового размножения. Работа с рис и моделью цветка Заполнение таблицы

§9, пересказ; заполнить таблицу с.46

8

Бесполое размножение растений

1

Фронтальный опрос. Изучение новой темы. Составление таблицы. Работа с текстом и рисунками учебника.

§9, прочитать с.45-46

9

Опыление растений

1

Беседа по вопросам. Изучение новой темы. Работа с текстом и рисунками учебника. Составление таблицы. Беседа по вопросам.

§10, пересказ

10

Распространение семян

1

Опрос. Изучение новой темы. Ознакомление с разными способами распространения семян.

§11, пересказ;, заполнить таблицу с.52

11

Почему всем не хватает места на земле

1

Изучение нового материала. Работа с текстом и рисунками учебника. Беседа.. Работа над вопросами «Подумай и ответь»

§13, ответить на вопросы

12

Питание живых организмов

1

Работа по вопросам домашнего задания. Изучение новой темы: хищники, растительноядные животные, паразиты, цепи питания

§15, составить таблицу

13

Приспособленность организмов к неблагоприятным условиям

1

Фронтальный опрос. Изучение новой темы. Выполнение заданий на с.69

§14, краткий пересказ

14

Питание живых организмов. Питание животных

1

Проверка домашнего задания. Изучение новой темы. Беседа, работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий на с.77. Сравнение питания животных и растений.

§17,отетить на вопросы

15

 Питание  растений.

1

 Опрос. Ознакомление с ходом лабораторной  работы и его выполнение, оформление с последующим обсуждением.

§18, краткий пересказ

16

Только ли лист кормит растение.

1

Изучение новой темы. Беседа. Ведение краткой записи

§19, ответить на вопросы

17

Как питаются паразиты

1

Обсуждение пройденного материала.. Изучение новой темы. Работа с текстом и рисунками учебника. Заполнение таблицы

§20, изучить;

18

Нужны ли минеральные соли животным и человеку

1

Изучение новой темы. Работа с текстом и рисунками, обсуждение. Работа по таблице «Значение минеральных солей для человека».

§22, прочитать

19

Вода на Земле

1

. Изучение новой темы. Беседа. Работа с текстом, рисунками учебника. Демонстрация опытов.

С.78-79 читать

20

Можно ли жить не питаясь

1

Опрос. Изучение новой темы. Работа с текстом, рисунками. Заполнение таблицы на с.114. Работа над вопросами 1-3 с.115

§24, читать

21

Как можно добыть энергию для жизни

1

 Работа по карточкам. Изучение новой темы. Беседа. Демонстрация опытов.  Работа с текстом, рисунками учебника, заполнение таблицы на с.121.

§25, читать

22

Запасают ли живые организмы питательные вещества

1

Работа по карточкам. Изучение новой темы. Беседа. Работа с текстом, рисунками учебника, обсуждение увиденного.

§26, читать

23

Одноклеточные и многоклеточные животные

1

Беседа по вопросам. Сравнение одноклеточных и многоклеточных организмов. Работа по рисункам учебника. Зарисовка клеток растений и животных

§28, читать

24

Дыхание живых организмов

1

Беседа. Изучение новой темы .Беседа. Работа с текстом, рисунками учебника, обсуждение увиденного.

§30, читать

25

Возвращают ли живые организмы вещества в живую природу

1

Беседа о роли дыхания для живых организмов. Изучение новой темы : сравнение дыхания и фотосинтеза, обсуждение опыта Пристли, ведение краткой записи

§31, краткий пересказ

26

Многообразие живого мира

1

Изучение новой темы .Беседа. Работа с текстом, рисунками учебника, обсуждение увиденного.Заполнение таблицы на с.158

§33, вопросы1,2

27

Деление живых организмов на группы

1

Обсуждение вопросов 1,2. Изучение новой темы .Беседа. Работа с текстом, рисунками учебника, обсуждение увиденного.

§34, читать

28

Царства живой природы. Растения. Грибы

1

 Изучение новой темы .Беседа. Работа с текстом, рисунками учебника, обсуждение увиденного. Заполнение таблицы на с.168

§35,вопросы 3,4

29

Царства живой природы. Животные Бактерии. Вирусы

1

Обсуждение вопросов 3,4. Изучение новой темы .Беседа. Работа с текстом, рисунками учебника, обсуждение увиденного

§36,37 читать

30

Три среды обитания

1

 Изучение новой темы .Беседа. Работа с текстом, рисунками учебника, обсуждение увиденного.Заполнение таблицы на с. 189

§39, читать

31

Организм как среда обитания

1

 Изучение новой темы .Беседа. Работа с текстом, рисунками учебника, обсуждение увиденного. Заполнение таблицы «Среда обитания живых организмов»

§43, читать

32

Природное сообщество. Экосистема

1

 Изучение новой темы .Беседа. Работа с текстом, рисунками учебника. Выполнение заданий на с.206.Запись новых терминов

§44, 45, читать

33

Человек- часть живой природы

1

Работа с новыми терминами. Изучение новой темы .Беседа. Работа с текстом, рисунками, вопросами  учебника.

§46, вопросы 1,3

34

Подведение итогов учебного года

1

Повторение царств живой природы

Итого:35 часов, из них 1 час   резервное время

               

Пояснительная записка

     Программа рассчитана для ученика VII вида обучения. Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой. Некоторые темы носят ознакомительный характер. При составлении плана учитывались следующие психические особенности ученика: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт ученика, связь изучаемого материала с реальной жизнью. Требования к знаниям ограничены, домашнее задание облегчено.

    Курс Природоведение «Введение в биологию и экологию» даёт обобщённые представления о жизни на Земле, о её возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предполагается ввести учащихся 5 класса в мир биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята информация о живой и неживой природе, которые ученики получили в курсе «Окружающий мир». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете, с учётом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения экологии и биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

     Тематический план рассчитан  на использование учебника Введение в биологию и экологию. Автор учебника Т.С.Сухова, В.И.Строганов.  Издательство Вентана –Граф, 2006 год

        

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик должен знать:

Базовый уровень:

- методы изучения природы: наблюдение, опыт, измерение, эксперимент;

-  о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях;

- основные признаки  биологических явлений;

- среды обитания живых организмов;

- устройство простейших увеличительных приборов;

- характерные признаки организмов разных царств органического мира;

- примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов;

- правила поведения в природных сообществах.

Ученик должен уметь:

Базовый уровень: 

- наблюдать за  биологическими явлениями;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 34 признакам;

- узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности;

- приводить примеры приспособлений растений и животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- описывать личные наблюдения;

- объяснять влияние природных явлений на живой организм;

- описывать результаты наблюдений;

- работать с простейшим лабораторным оборудованием и увеличительными приборами;

- проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результат;

- выполнять инструкции правил безопасности.

 

 

Основные понятия курса

Глава

Основные понятия 

Введение

 

Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов.

Явления в живых организмах

Биология – наука о живых организмах.  Размножение: половое и бесполое. Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид.  Семена.

 Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды

Экология – наука о взаимосвязи живых организма с окружающей средой. Среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.

Как питаются живые организмы

Пища – источник энергии. Солнце – источник энергии. Растения – созидатели органического вещества. Животные и человек – потребители органического вещества. Цепи питания. Вода – растворитель. Нитраты.

Многообразие живого мира

Систематика. Систематические единицы: вид, царство. Царства органического мира: бактерии, растения, животные, грибы, вирусы. Человек разумный.  

Среда обитания. Факторы среды  

Среда обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, другой организм.  Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы: вода, воздух, температура, почва, живые организмы.

 Природное сообщество

Сообщество. Экосистема.  Приспособленность к совместному обитанию.

Человек и природа

Человечество. Биосфера