Календарно-тематическое планирование
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Календарно-тематический план по ботанике 6 класс, по программе Пономарёвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kal-tem_plan_po_botanike.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

иДата

Тема урока

Кол-во часов

Цели и задачи

Практические и лабораторные работы

Основные понятия

Домашнее задание

Введение

1.Наука о растениях-ботаника

Сформировать у уч-ся знания о биологии как науке,изучающей живые организмы;дать понятие «царство»;раскрыть особенности представителей царства растений-дикорастущих и культурных растений;показать многообразие растений;познакомить уч-ся с методическим аппаратом учебника,рабочими тетрадями и правилами работы с ними.

Царство растений, биология

Стр 4-8,подготовиться к экскурсии.

Общее знакомство с растениями

5+1ч

2.Мир растений (урок-экскурсия)

Познакомить уч-ся с миром растений;сформировать у них представление о многообразии жизненных форм растений,о продолжительности жизни растений,о происхождении разнообразия культурных растений;научить различать жизненные формы растений.

Царства живых организмов, жизненные формы растений.

выполнить отчет об экскурсии.§ 1

3. Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений

Познакомить уч-ся с разнообразием растений;сформировать понятие «орган»;углубить знания о вегетативных и генеративных органах растений;показать различия между споровыми и семенными растениями

Л/Р №1 «Знакомство с цветковым растением»

Признаки растений, основные органы растений, семенные и споровые растения.

§2,доделать Л/Р.

4.Семенные и споровые растения.

Углубить знания уч-ся о внешнем строении цветкового растения;научить их работать с ручной лупой;зарисовать изучаемый объект и обозначать органы;познакомить уч-ся с внешним строением листа спорового растения папоротника и с его спорами.

Л/Р №2 «Споры папортника»

Признаки растений, основные органы растений, семенные и споровые растения.

§2, до конца доделать Л/Р

5. Растение-живой организм

Познакомить уч-ся с особой единицей жизни-организмом;раскрыть сущность жизнедеятельности организма;охарактеризовать основные свойства организма как биосистемы.

Система,биосистема,обмен веществ, основные фугкции растений

§3,записи в тетради.

6. Условия жизни растений.

Сформировать у уч-ся представление об экологических факторах,влияющих на растение;показать роль биотических и абиотических факторов в жизни растений;разъяснить значение антропогенного фактора.

Факторы среды: абиотические,биотические,антропогенные.,экология,экологические факторы.

§4, записи в тетр

7. Среды жизни растений. Растения Астраханской области, приспособленные к различным средам жизни.

Сформировать представление о четырех средах жизни растений;показать особенности условий жизни растений в них;познакомить с растениями-обитателями разных сред жизни.

Среды жизни: водная,наземно-воздушная, почвенная, организменная

§5, записи в тетради, зад на стр.26 учебника,принести лук.

Клеточное строение растений

4+1ч

8.Микроскоп и лупа-приборы для изучения строения растений.

1ч.

Повторить с уч-ся материал об устройстве увеличительных приборов для изучения растений-лупы и светового микроскопа-и правилах работы с ними;закрепить у школьников умение пользоваться увеличительными приборами;показать технику приготовления микропрепаратов;научить работать с микропрепаратами

Л/Р №3 «Приготовление микропрепарата»

Правила работы с микроскопом, микропрепарат, предметное стекло, покровное стекло.

 §6, ,доделать Л/Р, принести лук

9. Особенности строения растительной клетки.

Сфлормировать у уч-ся знания о частях растительной клетки (клеточной оболочке,цитоплазме,ядре,вакуоли и пластиды);раскрыть особенности строения растительной клетки;показат значение каждой части клетки;продолжить развивать у уч-ся умения работать с микроскопом и умение приготовления микропрепарата;научить школьников различать части клетки на микропрепарате,сравнивая их с изображением на таблице;научить делать схематические зарисовки клетки и обозначать её части

Л/Р №4 «Строение клетки кожицы лука»

Пластиды, вакуоли, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, цитоплазма, клеточный сок, ядро.

§7, доделать Л/Р. Доп.зад. Заложить опыт о прорастании семян фасоли,кукурузы,гороха.

10. Жизнедеятельность клетки.

Познакомить уч-ся с проявлениями жизнедеятельности клетки;сформировать представления о движении, питании, дыхании, обмене веществ,росте и размножении растительных клеток.

Движение цитоплазмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение, деление.

§8,  записи и рисунки в тетради, заполнить таблицу.

11. Ткани растений и их виды.

Систематизировать знания уч-ся о строении и жизнедеятельности растительной клетки,сформировать представления о растительных тканях и их многообразии;раскрыть особенности строения и функций растительных тканей.

Виды тканей: образовательные, основные, покровные, проводящие, механические.

§9, повторить §6-9,    подготовиться к проверочной работе.

12. Срезовая работа по теме «Клеточное строение»

Систематизация и обобщение знаний уч-ся о клеточном строении растений,о способах изучения клеточного строения растений с помощтю увеличительных приборов;закрепить знания о растительных тканях,их многообразии,особенностях строения и функций;контроль усвоения материала темы «Клеточное строение растений» и сформированности умения приготовить микропрепарат растения и изучить его.

Все пройденные основные понятия.

Принести заложенный опыт о прорастании семян

Органы цветковых растений

16+1 ч

13. Семя. Внутреннее и внешнее строение семени.

Познакомить уч-ся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;продолжить формирование у них умения проводить лабораторные работы.

Л/Р №5 «Строение семени фасоли»

Проросток, кожура, рубчик, зародыш, эндосперм, зародышевый корень, стебелек, семядоли, зародышевый побег.

§10, доделать Л/Р.

14. Условия прорастания семян.

Сформировать знания уч-ся об условиях прорастания семян;раскрыть понятие «прорастание»;конкретизировать условия прорастания семян;отметить влияние изменения условий на прорастание семян;показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян;формировать умение проверять (определять)всхожесть семян и правильно осуществлять посев семян.

Вода,воздух,свет.

§11, записи в тетради

15. Значение семян.

Раскрыть значение семени как органа размножения семенных растений и как единицы расселения растений по земной поверхности;показать значение семян в жизни человека.

Ораган размножения и орган расселения.

 §12, схема в тетради.

16. Корень. Внешнее строение корня.

Сфрмировать знания о корне как главном вегетативном органе растения;раскрыть функции корня;показать разнообразие видов корней и типов корневых систем;охарактеризовать особенности роста корней;познакомить уч-ся с явлением геотропизма и хемотропизма корей,с практическими приемами управления развитием корневых систем растений в растениеводстве.

Л/Р №6 «Строение корня у проростка тыквы»

Главный корень,придаточные корни,боковые корни, корневые системы :мочковатая,стержневая,геотропизм,хемотропизм.

§13, записи в тетради.

17. Внутреннее строение корня.

Продолжить формирование знаний о строении корня;раскрыть понятие о зонах корня;показать их размеры;познакомить с особенностями строения клеток и функциями каждой зоны корня.

Зоны корня:зона роста,зона растяжения,зона деления,зона проведения,зона всасывания, корневые волоски, нисходящий ток,восходящий ток.

§14, схемы в  тетради.

18. Значение корней и их разнообразие.

Продолжить формирование знаний о функциях корня;сформировать понятие о видоизменениях корня как результата приспособления растений к новым условиям существования;расширить знания о видоизменениях корней;обобщить знания о биологическом и хозяйственном значении корней растений.

Функции корня: всасывание, укрепление,вегетативное размножение, запасающая, корнеотпрыски, корнеплоды, корневые шишки.

§15, таблица.

19. Побег.Строение и значение побега.

Сформировать понятие о побеге как целостной системе органов высшего растения;показать строение побега;раскрыть функции частей побега;познакомить с типами расположения листьев и тпочек.

Побег,стебель, лист, вегетативные и генеративные почки, узел, междоузлие, пазуха листа, верхушечные и боковые почки.

§16, тетрадь.

20.Развитие побегов из почек растения.

Сформировать у уч-ся понятие «почка»;показаь особенности строения вегетативных и генеративных почек;познакомить с развитием побега из почки;раскрыть сущность роста растений;научить распознавать вегетативные и генеративные почки.

Л/Р №7 !»Строение вегетативных и генеративных почек»

Вегетативные и генеративные почки, почечные чешуи, конус нарастания, годичный побег.

 §17, схема в тетради., таблицу заполнить.

21. Лист-часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа.

Сформировать у уч-ся знания о листе как важной боковой части побега;познакомить с  особенностями внешнего и внутреннего строения листа;сформировать умение распознавать простые,сложные листья,их жилкование и положение на побеге.

Л/Р №8 «Внешнее строение листа»

Листовая пластинка, черешок, прилистник, основание, простые и сложные листья, жилки, перистое, пальчатое, параллельное, дуговое жилкование, устьице, кожица, мякоть листа.

§18, доделать Л/Р.

22. Значение листа в жизни растения.

Сформировать понятие о функциях листа,раскрыть значение основных функций листа для растений в целом;показать листопад и видоизменения листьев как результат приспособления к условиям обитания.

Синтезирование органических веществ, испарение воды, газообмен.

§19,  рис. и схема в тетради.

23. Стебель.Его внешнее и внутреннее строение. Значени стебля.

Сформировать понятие о стебле как осевой части побега;познакомить уч-ся с внешним и внутренним строением стебля;раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями.

Л/Р №9 «Внешнее и внутреннее строение стебля»

Кожица, пробка, чечевички, луб, кора, ситовидные трубки, лубяные волокна, трахеиды, древесные волокна, камбий, годичные кольца.

§20, доделать Л/Р.

24. Видоизменения подземных побегов.

Продолжить формирование понятия «побег»;расширить знания о многообразии побегов;показать взаимосвязь дополнительных функций побега и изменения его строения;раскрыть значение подземных видоизменений побега в жизни растения;познаокмить с использованием корневищ,клубней и луковиц человеком;формировать умение исследовать объекты природы.

Л/Р №10 «Внешнее строение корневища и клубня»

Корневище, луковицы, столоны, клубень, донце, детки.

 §21-22, таблица в тетради.

25. Цветок-генеративный орган. Его строение и значение.

Сформировать у уч-ся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений;раскрыть биологическое значение частей цветка; познакомить с наиболее распространенными соцветиямии показать их биологическое значение.

Л/Р №11 «Рассмотрение соцветий»

Пестик, тычинки, лепестки, венчик,чашелистики, чашечка, околоцветник, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, тычиночная нить, пыльник,  цветки однополые и обоеполые, растения однодомные и двудомные, соцветие.

§23, доделать Л/Р, заполнить таблицу.

26. Цветение и опыление растений.

Сформировать понятие о цветении и опылении;показать взаимосвязь между цветением,опылением и оплодотворением;познакомить с различными типами опыления цветков и факторами,их определяющими;раскрыть преимущество прекрестного опыления по сравнению с самоопылением.

Л/Р №12 «Изучение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений»

Опыление, самоопыление, перекрестное опыление, оплодотворение, ветроопыляемые растения.

 §24, доделать Л/Р

27. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Сформировать понятие о плоде как важном генеративном органе растения;познакомить с разнообразием плодов и семян;показать различные приспособления плодов и семян к распространению растений,возникшие в процессе эволюции.

Покрытосеменные растения, околоплодник, плоды: многосемянки, односемянные, сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, саморазбрасывание.

§25, таблица.

28. Растительный организм как живая система.

Систематизировать знания уч-ся о взаимосвязи всех органов и функций в растительном организме;подвести к пониманию того,что растение-целостный организм,являющийся биосистемой.

биосистема

§26, повторить пар.10-26

29. Промежуточный мониторинг по курсу «Ботаника» 6-й класс.

Систематизировать и обобщить знания уч-ся об органах цветкового растения,об особенностях их строения и функций,о взаимосвязи органов как основе целостности растительного организма;повторить материал о многообразии и видоизменениях органов растения;закрепить понятие «биосистема».

Все основные понятия данного раздела

 Основные процессы жизнедеятельности растений

10ч

30. Минеральное (корневое) питание растений

Расширить знания уч-ся о питании живых организмов;показать значение питания;познакомить с почвенным питанием растений;показать роль корневых волосков и зоны всасывания корня;расширить и углубить знания об удобрениях и их значении для роста и развития растений.

Почвенное, корневое питание, органические, минеральные удобрения, макроэлементы, подкормки.

§27, таблица.

31. Воздушное питание растений и фотосинтез.

Продолжить формирование понятия «питание растений»; познакомить с листом как специализированным органом воздушного питания;раскрыть сущность процесса фотосинтеза;охарактеризовать автотрофные и гетеротрофные организмы.

Фотосинтез, воздушное питание, хлорофилл, хлоропласты, автотрофные и гетеротрофные организмы.

§28, схема в тетради.

32. Космическая роль зеленых растений.

Познакомить уч-ся с космической ролью зелёных растений и историей её открытия; раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обосновать необходимость защиты воздушной среды от загрязнения.

Органическая масса, гумус.

 §29, записи в тетради

33. Дыхание растений и обмен веществ.

Познакомить уч-ся с дыханием растений; показать различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза; обосновать необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Дыхание, обмен веществ.

§30, таблица.

34. Значение воды в жизни растений. Экологические группы. Растения Астраханской области.

Познакомить уч-ся с важной функцией листа — испарением воды; показать зависимость процесса от факторов окружающей среды; раскрыть понятие о водообмене растений с окружающей средой; познакомить с экологическими группами растений по отношению к воде; формировать умение распознавать растения разных экологических групп.

Л/Р №13 «Знакомство с растениями разных экологических групп по отношению к воде. Растения Астраханской области»..

Гидатофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, суккуленты, склерофиты.

§31, сообщ.  о растениях Аст.обл.

35. Размножение и оплодотворение у растений.

Сформировать знания о размножении растений; познакомить со способами размножения растений (бесполым и половым); раскрыть сущность процесса оплодотворения у растений; рассказать о двойном оплодотворении у покрытосеменных растений и его значении.

Бесполое, вегетативное размножение, размножение спорами, половое размножение, оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, сперматозоиды, зигота, эндосперм.

 §32, рис в учебнике.

36. Вегетативное размножение растений.

Познакомить уч-ся со способами вегетативного размножения цветковых растений; показать роль вегетативного размножения растений в природе.

Клон, выводковые почки.

§33, схема в тетради.

37. Использование вегетативного размножения человеком.

Углубить и расширить знания уч-ся о вегетативном размножении растений; показать различные способы прививки растений; раскрыть использованиеи значение вегетативного размножения в растениеводстве (цветоводстве и плодоводстве); формировать умение размножать комнатные растения вегетативным путем.

Л/Р №14 «Черенкование комнатных растений».

Искусственное вегетативное размножение, прививки, подвой, привой, прививка черенком, прививки глазком.

 §34, доделать Л/Р.

38. Рост и развитие растительного организма.

Сформировать понятия о росте и развитии растения; показать рост растения как количественное увеличение размеров и массы тела растения; познакомить с индивидуальным развитием растения, охарактеризовать возрастные преиоды развития цветкового растения.

Рост, развитие, онтогенез.

§35,

39. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Продолжить формирование понятия об индивидуальном развитии растения; познакомить с периодичностью как свойством растительного ораганизма и с причинами её возникновения в процессе эволюции; раскрыть зависимость роста и развития растений от факторов окружающей среды; расширить знания уч-ся об использовании закономерностей жизни растений в растениеводстве (цветоводстве)

Периодичность, суточные ритмы, сезонная  периодичность, состояние покоя.

 §36, тетрадь.

Основные отделы царства растений

40. Понятие о систематике растений.

Дать общее представление о систематике растений; познакомить с основными таксономическими группами растений; сформировать первоначальное понятие о виде растений; раскрыть правила образования названий видов.

Систематика, ареал, род, семейство, порядок, класс, отделы, бинарное название.

§37, схема

41. Водоросли. Общая характеристика.

Познакомить уч-ся с водорослями как представителями древних растений; сформировать знания об их среде обитания; раскрыть особенности строения тела водорослей; показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидомонады; объяснить способы размножения водорослей; продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника.

Слоевище (таллом), хроматофор, жгутики, зооспоры.

§38, схемы в теради.

42. Многообразие водорослей и их значение.

Познакомить уч-ся с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей; раскрыть особенности их строения и условий обитания; показать значение водорослей в природе и жизни  человека; развивать умения пользоваться микроскопом и готовить микропрепараты.

Л/Р №15 «Определение одноклеточных водорослей в аквариуме».

Зелёные водоросли, бурые водоросли, ризоиды.

§39, рис. в учебнике, доделать Л/Р

43. Отдел моховидные. Общая характеристика и значение.

Познакомить с характерными особенностями высших растений на примере моховидных; показать черты усложнения организации, особенности среды обитания, размножения и распространения моховидных; раскрыть  экологическую роль и хозяйственное значение.

Л/Р №16 «Изучение внешнего вида моховидных растений».

Коробочка (спорофит), протонема, печеночники, листостебельные мхи.

 §40, доделать Л/Р.

44. Отдел папоротниковидные. Хвощи,плауны,папоротники. Общая характеристика и значение.

Познакомить уч-ся с характерными особенностями высших споровых растений на примере папоротниковидных; показать черты усложнения организации, особенности среды обитания, размножения и распространения папоротниковидных; показать многообразие папоротниковидных и особенности их внешнего вида; раскрыть экологическую роль и хозяйственное значение, необходимость охраны.

Л/Р №17 «Изучение внешнего вида папоротниковидных растений».

Хвощи, плауны, папоротники.

§41, доделать Л/Р

45. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

Раскрыть преимущества семенного размножения; показать особенности строения голосеменных; расширить знания о многообразии голосеменных; познакомить с размножением голосеменных на  примере сосны; обосновать экологическую роль голосеменных и их значение в жизни человека; формировать умение распознавать голосеменные по хвое и шишкам.

Л/Р №18 «Изучение внешенего вида хвойных растений».

Хвоя, шишки.

 §42, доделать Л/Р.

46. Отдел покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Углубить и  обобщить знания уч-ся об особенностях среды обитания, строения и о многообразии покрытосеменных растений, раскрыть их значение в природе и жизни человека, показать их господствующее положение в растительном покрове Земли, обосновать необходимость бережного отношения и охраны.

Л/Р №19 «Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений»

Цветковые, однодольные, двудольные

§43, доделать Л/Р.

47. Семейства класса Двудольные.

Познакомить уч-ся с отличительными признакми и многообразием растений семейств розоцветных,мотыльковых,крестоцветных,паслёновых и сложноцветных класса двудольных растений; показать их биологические особенности;расширить и углубить знания уч-ся о многообразии цветковых растений;продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения,лавать морфологическую и систематическую характеристику.

Семейства: розоцветные, паслёновые, мотыльковые, крестоцветные, сложноцветные.

§44, заполнить таблицу.

48. Семейства класса Однодольные.

Срезовая работа по теме: «Основные отделы царства растений.»

Познакомить уч-ся с отличительными признакми и многообразием растений семейства лилейных и злаков; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания уч-ся о многообразии цветковых растений; продолжить работу по формированию умения распознавать цветковые растения,давать морфологическую и систематическую характеристику.

Семейства: лилейные, злаковые. Соломина, цветковые чешуи.

§45, заполнить таблицу., повторить §37-45

Историческое развитие растительного мира на Земле

49. Понятие об эволюции растительного мира на Земле.

Сформировать представление об эволюции живого мира как историческом процессе; показать основные эволюционные события в растительном мире и их значение для дальнейшего развития; познакомить с первыми растениями суши — риниофитами.

Прогрессивное развитие, эволюция, риниофиты.

§46, схема в тетради.

50. Эволюция высших растений.

Систематизировать и обобщить знания уч-ся о специализированных органах питания наземных растений как результате эволюции растительного мира; уточнить знания о развитии процесса размножения растений; расширить знания об эволюции цветковых растений и значении палеоботаники для изучения современного растительного мира; формировать у уч-ся умение обощать имеющиеся сведения о растениях; дать представление об охране растительного мира.

Палеоботаника, реликтовые растения.

.§47, записи в тетради.

51. Многообразие и происхождение культурных растений

Расширить и углубить знания уч-ся о культурных растениях, их происхождении и многообразии; сформировать представление о центрах происхождения культурных растений; показать вклад Н.И.Вавилова в изучение происхождения культурных растений; познакомить с достижениями селекции растений.

Дикорастущие, культурные растения, искусственный отбор, центры происхождения культурных растений, селекция.

§.48, выучить все центры происхождения культурных растений.

52. Дары Старого и Нового Света.

Познакомить уч-ся с основными пищевыми  культурами, их происхождением; показать роль географических открытий и путешествий в распространении культурных растений; раскрыть значение даров Нового и Старого Света для человечества;привести уч-ся к пониманию необходимости сохранения биологического разнообразия растени, включая культурные.

Новый Свет, Старый Свет, географические открытия.

§.49, сообщение по теме.

Царство Бактерии

53. Бактерии. Общая характеристика, строение.

Познакомить уч-ся с самой древней группой живы существ — бактериями; показать особенности строения и размножения бактерий; выявить их отличие от растений.

Бактерии, клеточная стенка, жгутики, капсула, ядерное вещество,  ворсинки, аэробы, анаэробы.

.§50

54.Многообразие бактерий

Познакомить с широким распространением бактерий; показать многообразие форм бактерий; раскрыть способы питания бактерий; охарактеризовать типы дыхания баактерий; познакомит с особым отделом бактерий — Цианобактерии.

Л/Р №20 «Рассмотрение внешнего вида бактерии сенная палочка»

Кокки, стрептококки, стафилококки, диплококки, бациллы, спириллы, вибрионы, сапротрофы, симбионты, паразиты.

§51, записи в тетради.

55. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Познакомить уч-ся с различными группами бактерий; раскрыть их роль в природе и в жизни человека.

Бактерии гниения, бактерии разложения, антибиотики, кисломолочные бактерии, болезнетворные бактерии.

§.52, таблица в тетради.

Царство Грибы. Лишайники.

56.Царство Грибы. Общая характеристика.

Познакомить уч-ся с характерными признакми  грибов; показать их сходство с растениями и отличие от них; охарактеризовать строение грибов, типы питания, размножение; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

Л/Р № 21 «Изучение строения плесневых грибов».

Микология, грибница, мицелий, гифы, трутовик, мукор, пеницилл, спорангиеносцы,

§53, доделать Л/Р

57. Многообразие и значение грибов.

Расширить знания уч-ся о царстве грибов, о его многообразии; о многообразии шляпочных грибов — съедобных и несъедобных; углубить знания о строении плодового тела; сформировать понятие о микоризе как симбиозе мицелия гриба с корнями растений; показать значение грибов в природе и жизни человека.

Шляпка, ножка, шляпочные, трубчатые, пластинчатые грибы, микориза, грибы съедобные и несъедобные.

§54, записи в тетради.

58. Лишайники. Общая характеристика и значение.

Познакомить уч-ся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоза гриба и водоросли; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям жизни; раскрыть их роль в природе.

Накипные, листоватые, кустистые лишайники.

.§55

Природные сообщества.

5+1ч

59. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме.

Познакомить уч-ся с природными сообществами; раскрыть причины их появления в природе; показать структуру сообщества и роль каждого звена, формировать понятие о биогеоценозе как совокупности живых организмов и абиотических условий среды на определенной территории.

Природное сообщество, биогеоценоз, биосистема, экосистема, круговорот веществ и энергии, фитоциноз, растительность, местообитания (биотоп).

§.56, записи в тетради.

60. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

Показать приспособленность организмов к совместному проживанию в сообществе; раскрыть значение ярусного расположения растений в сообществе; познакомить с типами взаимоотношений организмов; продолжить формирование понятия «биогеоценоз».

Ярусность

§57, записи в тетради

61. Смена природных сообществ.

Дать представление о развитии и смене природных сообществ; раскрыть естественные причины смены природных сообществ; показать зависимость смены природных сообществ от изменения природно-климатических условий;сформировать представление о временных и конечных сообществах; показать влияние хозяйственной деятельности человека на сообщества.

Внешние и внутренние причины, неустойчивость сообществ, конечное природное сообщество.

§58,тетрадь

62. Многообразие природных сообществ.

Познакомить уч-ся с многообразием природных сообществ и его причинами; расширить знания уч-ся о биогеоценозах; формировать представление  об агроценозах и их особенностях; показать  природное сообщество как часть биосферы; обосновать необходимость сохранения многообразия природных сообществ.

Лес, луг, пойменные луга, Альпийские луга.

§59, записи в тетради.

63. Жизнь организмов в природе.

Систематизировать и обобщить знания уч-ся о взаимосвязи организмов и неживой природы;продолжить формирование понятия «круговорот веществ»; раскрыть роль зелёных растений в биологческом круговороте веществ; показать значение растений на Земле; познакомить с влиянием деятельности человека на растительный мир; дать уч-ся задание на лето и проинструктировать о правилах его выполнения.

Автотрофы, гетеротрофы

§60

64. Итоговый мониторинг по курсу «Ботаника. Растения. Грибы. Лишайники. Бактерии.

Системтизировать и обобщить знания уч-ся по всему курсу; познакомить с заданием на лето и проинструктировать о правилах его выполнения.

65-68. Резервное время. Повторение пройденного материала за курс 6 класса.

Методическое обеспечение:

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Биология. Растения Бактерии Грибы Лишайники», М., «Вентана–Граф», 2007,
  2. Рабочие программы по биологии 6 – 11 классы по программам
  3. А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники», М., «ВАКО», 2005,
  4. И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: методическое пособие», М., «Вентана-Граф», 2004,
  5. «Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях», М., «Глобус», 2009,
  6. С.Н. Лебедев «Уроки биологии 6 класс с применением информационных технологий», М., «Глобус», 2009,
  7. Т.В. Иванова «Тесты. Биология, 6 – 11 класс», М., «Олимп», 1999,
  8. В.В. Петров «Растительный мир нашей Родины», М., «Просвещение», 1991,

Мультимедийные средства обучения:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2006
  2. Мультимедийная энциклопедия «Комнатные растения» - Медиа-Арт, 1997,
  3. Уроки биологии «Кирилла и Мефодия», 6 – 7класс – ООО «Кирилл и Мефодий», 2005,
  4. Электронный атлас для школьника «Ботаника. 6 – 7 класс» - «Новый диск», 2004,
  5.  «Открытая биология. Версия 2.6», ООО «Физикон», ЗАО «Новый диск», 2005.

Интернет-ресурсы:

  1. www.it-n.ru – Сеть творческих учителей
  2. www.intergu.ru – Интернет-сообщество учителей
  3. www.fcior.edu.ru/wps/portal/maun - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  4. www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  5. www.wikipedia.org – Википедия, свободная энециклопедия.

Пояснительная записка

Курс ботаники для 6 класса имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии,  экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура  этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Тематическая последовательность обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира и понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и основы её устойчивого развития, формирование навыков практической деятельности.

В програме за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.

Программа расчитана на 1час в неделю, но для усиления федерального компонента, из школьного компонента выделяется дополнительный 1час и добавляется к основной программе. При этом в данном курсе рассматривается краеведческий материал, при изучении конкретных тем, так, например,при изучении темы «Различные среды жизни растений» изучаются растения Астраханской области, приспособленные как к водной среде жизни (лотос,чилим, кувшинка), так и к наземно-воздушной среде, а так же при изучении темы «Значение воды в жизни растений. Экологические группы растений», рассматриваются и изучаются  растения Астраханской области, относящися к различным экологическим группам. Из резервного времени взяты часы на промежуточный и итоговый мониторинг, а так же добавлены часы при изучении некоторых тем.

Учащийся должен ЗНАТЬ:

*основы жизни, размножения и развития организмов основных царств живой природы;

*основные процессы жизнедеятельности растений и других представителей изучаемых царств;

*основы эволюционных процессов, происходящих на Земле с участием растений;

*гигиенические и экологические правила формирования здорового образа жизни, способствующие сохранению физического и нравственного здоровья человека;

*различные причины видового разнообразия живой природы.

Учащийся должен УМЕТЬ:

*правильно пользоваться знаниями о живой природе;

*устанавливать гармоничные отношения с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

*применять биологические знания на практике, в сельском хозяйстве;

*соблюдать правила поведения в природе;

*готовить микропрепараты и пользоваться ими на практике;

*правильно работать с увеличительными приборами;бережно относиться к живой природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...