Методическая разработка по теме "Семя"
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя". Оформление кабинета. Оформление доски. Демонстрация семян. Виды. Проверка знаний об особенностях строения семян двудольных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_biologii_semya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по биологии в 6-м классе по теме "Семя"

Кожефова Нурсауле Кусмановна,  учитель биологии 

Оформление кабинета:

Пословицы и поговорки: 

  1. Земля кормит людей как мать детей.
  2. Забота и на песке колос вырастит.
  3. У кого весной простой, у того амбар пустой.
  4. Всякое семя знает свое время.
  5. Что посеешь, то и пожнешь.
  6. День прозевал, урожай потерял.
  7. Где сорняки растут, там хлеба вянут.
  8. Урожай собирай, а сеять собирайся.

Интересное о семенах!

1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы.

Родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее ,чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года. Молодое растение получает питательные вещества от него в течение 3-5 лет. Обычно семена не имеют периода покоя, при хранении быстро теряют всхожесть.

2. Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.Такие семена как пылинки подхватываются и разносятся ветром. Но мелкие семена имеют и маленький зародыш – у орхидей он состоит из 30 клеток, мало запасных питательных веществ, поэтому для прорастания требует идеальных условий и быстро теряют всхожесть.

Так семена грушанки и орхидей прорастают только с помощью микоризных грибов, а семена осины и тополя уже через несколько часов теряют всхожесть.

3. У подавляющего большинства цветковых растений созревшие семена не способны сразу прорастать. Они находятся в состоянии так называемого покоя. Обычный случай вынужденного – это сухие семена.

У некоторых растений сухие семена сохраняют всхожесть в течение нескольких лет, а иногда в течение десятков и даже сотен лет.

Если подсушенные семена хранить в герметических условиях, при температуре близкой к абсолютному нулю они сохраняют жизнедеятельность практически бесконечно.

4. Наибольшая долговечность свойственна “твердым семенам”. Так удалось прорастить семена лотоса, пролежавшие в торфянике Манжурии более 1000 лет. Еще большую долговечность обнаружили семена люпина, извлеченные из льдов (занесенных с почвой) Аляски – их возраст 10 000 лет.

Оформление доски:

Семя – зачаточное растение.

Плоды и семена – производные цветка.

Строение семян однодольных растений.

И это все о семенах.

Таблицы или рисунки “Строение семени фасоли”, “Строение зерновки пшеницы”

На столах учащихся: 

  1. Инструктивные карточки по лабораторной работе: “Строение семян однодольных растений”,
  2. Препаровальные чашки,
  3. Иглы,
  4. Лупы,
  5. Проросшие семена фасоли, гороха, пшеницы,
  6. Гербарии пшеницы.

Для демонстрации: 

  1. Коллекции семян однодольных и двудольных растений.
  2. Дидактические карточки семени пшеницы и фасоли.
  3. Таблицы : а)жилкование листьев .б) корневая система.
  4. Стакан с промокательной бумагой и семенами пшеницы.

1. Вступительное слово учителя:

Ребята, мы изучаем с вами тему: “Семя”. Кому из вас не приходилось видеть великое множество удивительно разнообразных по форме и окраске цветов у растений. А цветок является органом, в котором образуются плоды и семена.

Семя – это созревшая семяпочка ,заключенная в завязь или плод .По мере того, как семя развивается, завязь разрастается и образует плод защищающий семя

2. Проверка знаний об особенностях строения семян двудольных растений. 

  1. С семенами какого растения мы работали на прошлом уроке?
  2. Дать пояснения, что представляет собой семя фасоли?
  3. Какие растения называются двудольными?
  4. Что несут в себе две семядоли? (для чего нужны эти питательные вещества?)
  5. У каких растений питательные вещества находятся не в семядолях, а в другой части семени? (эндосперм у фиалки трехцветной, в корешке и стебельке –у пастушьей сумки).

Проверочный диктант с использованием печатной основы по строению семени фасоли:

1 вариант

Обязательная часть:

При прорастании семени фасоли первым появляется ________________.
Из зародышевого корешка развивается _________________.
У фасоли образуется ___________ корневая система, которая состоит из _________ корня и _____________ корней.
Зародыш фасоли состоит из двух _________ , корешка ,___________, и __________.
Семя фасоли сверху покрыто _____________.

Задание по желанию (более сложное): 

  1. Из чего образуется зародыш семени?
  2. Из чего образуются питательные вещества семени?
  3. Из чего образуется семенная кожура?

2 вариант

Обязательная часть:

Что находится на поверхности семени фасоли?____________.
Из зародышевого стебелька развивается________________.
Запас питательных веществ находится в двух __________.
Зародыш фасоли состоит из двух _____________, корешка,__________. и _____________.

Задание по желанию (более сложное): 

  1. Слияние двух гамет называется _____________
  2. Из чего образуется плод ____________?
  3. Из чего образуется семя ____________?

3. Переход к новому материалу:

Итак, семя, имеющее две семядоли, стержневую корневую систему, параллельное и дуговое жилкование называется двудольными растениями.

А сегодня мы познакомимся с растениями, имеющими одну семядолю.

Что же это за растения? Как вы думаете? (ответ учащихся _____пшеница, ячмень, рожь, кукуруза и другие.)

Что же это за растение ПШЕНИЦА?

Куда уводит нас это растение в своей истории?

4. История пшеницы: (рассказ ученика).

Пшеница это удивительное растение!

Начало возделывания хлебных растений теряется в глубокой древности. Свыше десяти тысяч лет назад. Еще в то время ,когда человек жил в пещерах и его единственным орудием был отточенный камень, наши дикие предки начали употреблять в пищу пшеницу.

В то время , когда мужчины охотились на диких животных женщины собирали съедобные растения, коренья, листья, плоды. Это были первые “охотницы” за растениями. Они делали запасы на случай неудачной охоты.

Лучше всего сохранялись сухие зерна злаков. Зерна, просыпанные около жилища, давали всходы. Человек сначала с удивлением наблюдал, как вырастали растения, а затем сам стал сеять семена.

Постепенно было замечено, что растения дают большой урожай на рыхлой почве, что привело в дальнейшем к обработке и удобрению почвы.

Свежие зерна пшеницы можно было есть, но сухие, были слишком тверды, пробовали разбивать камнем ,разводили водой .Сначала ели сырую кашу, а потом вареную. Затем научились получать муку. Из теста делали лепешки, клецки и т.д. Таким хлеб был до тех пор, пока в него случайно не попали дрожжи. Вероятно, первобытный человек испугался, что тесто “задышало”, а брошенное в огонь, дало выпечку гораздо вкуснее, чем из пресного теста. И по сей день, мы употребляем дрожжевое тесто. В хлебе ест

все необходимые питательные вещества: белки, жиры, углеводы.

И так пшеница—очень древнее растение. Зерна пшеницы находили в гробницах древних египетских царей---фараонов, а это говорит о том, что пшеница возделывается человеком свыше 10 000 лет тому назад.

5. Заключение:

Вот какое древнее растение пшеница!

А что же оно представляет собой по строению?

Пшеница древностью гордится -
Уж десять тысяч лет пшеница
Шумит в полях под синим небом
И кормит всех нас белым хлебом

6. Исследовательская лабораторная работа: “Изучение строения семян однодольных растений” – по инструктивной карточке:

  1. Рассмотрите сухие и “наклюнувшиеся” зерновки пшеницы. Попробуйте снять кожицу с набухшей зерновки. Объясните, почему это невозможно сделать?
  2. Сделайте продольный разрез зерновки и рассмотрите его под лупой. Найдите эндосперм и зародыш.
  3. Рассмотрите зародыш и найдите корешок, стебелек, почечку, семядолю.
  4. Зарисуйте схему строения зерновки пшеницы в тетради.

Учитель: Зерно пшеницы – одновременно и семя и плод ,т. к. золотисто – желтый околоплодник срастается с семенной .

Зародыш = одна семядоля + корешок + стебелек + почечка.

Растения, зародыш которых имеют одну семядолю, называют однодольными (лук, ландыш, рожь, ячмень и т. д.)

Ответьте на вопрос: каково же значение эндосперма?

Другие однодольные: лук, ландыш майский имеют эндосперм, окружающий зародыш со всех сторон, а не с одной стороны, как в зерне пшеницы.

Сравним семя пшеницы с семенем фасоли!

Рассматривая рисунки на доске, дети проводят сравнительную характеристику семени пшеницы и семени фасоли по плану:

  1. Зародыш фасоли и зародыш пшеницы
  2. Питательные вещества фасоли и пшеницы
  3. Семенная кожура.

7. Закрепление:

Учитель: Ответьте на вопросы:

  1. Назовите характерные особенности двудольных растений.
  2. Назовите характерные особенности однодольных растений.

8. Интересная информация:

Рассказ учащихся: о семенах.

Семена – продолжатели жизни растений.

Главная часть семени – зародыш. Он представляет собой зачаток нового растения, который прошел начальное развитие в материнском растении.

Кожура семени защищает зародыш от повреждений и позволяет хранить его в течение длительного периода, особенно для тех семян, у которых период покоя тянется очень долго .У одних растений – несколько месяцев, а у других год и больше, пока окружающие условия не окажутся подходящими для прорастания семян.

Есть семена, которые выпадая из материнского растения, могут сразу же прорастать. Например семена тополя прорастают через 2-3 часа после освобождения из плода, но если они не находят благоприятных условий, то теряют всхожесть и погибают.

Есть и такие растения, у которых семена прорастают на материнском растении и проросшие – опадают (мятлик живородящий, мангры).

Таким образом, прорастание семян фактически является не началом, а продолжением жизни растения. Но только в измененных условиях, благоприятных для роста и развития растительного организма.

Рассказ учащихся о лекарственных растениях:

а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.

Заряд бодрости и энергии несут в себе проросшие семена пшеницы, регулируют обмен углеводов, белковый обмен, а также образование жирных кислот.

б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника – при запорах. (Пить два раза в день по столовой ложке с водой.)

в) Семя укропа огородного применяется при желчекаменной болезни. Две столовые ложки плодов залить 2 стаканами кипятка, кипятить 15 мин. На слабом огне. Охладить процедить, пить по 0.5 стакана теплого отвара 4 раза в день. Курс лечения 2-3 недели .

г) Настой семян укропа применяют не только при болезнях печени, но и для возбуждения аппетита, как мочегонное средство при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.

Для приготовления настоя используют 1 ст. ложку сухих семян заливают одним стаканом крутого кипятка, охлаждают, процеживают, пьют по одной ст. ложке 3-4 р. в день.

д) Семена петрушки обладают мочегонным действием ,выгоняют соли из организма . усиливают тонус мускулатуры кишечника и мочевого пузыря.

Отвар готовят из расчета 4 чайные ложки семян на один стакан кипятка, кипятят 15 мин.остужают и пьют по одной столовой ложке 4-6 раз в день.

ж) Знахарское средство от камней в печени и почках.

Пропустить через мясорубку 1 стакан конопляных семян. Смешать с тремя стаканами сырого молока, уварить до одного стакана, горячим процедить и пить натощак по одному стакану в день в течение 5 дней.

Через 10 дней повторить. Не есть ничего острого, возможны боли в печени, но надо выдержать. Повторять надо лечение систематически, пока камни не растворятся и перестанут беспокоить.

9. Минутка отдыха – играем!

Загадки:

1.

Цветок – крылатка, а плод – лопатка
Плод зелен и молод. Но сладок, как солод.

(горох)

2.

Даже в день укоса, кустик ниже проса,
Зато семя одно – ста просинкам равно

(бобы)

3.

Из растений, чей портрет выбит на монете?
Чьих плодов нужнее нет на земной планете?

(пшеница)

4. Одежкой сер, да телом бел. (рис)
5. Без окошек и дверей -- полна горница людей
(огурец)
6. На кусте родился, под куст свалился, на зубах очутился
(орех)
7. Среди лета метелица, пух летит и стелется
(семена тополя)
8. Золотое решето -- крупным бисером полно
(подсолнечник)

9.

В малой хатке, в спаленке, спит ребенок маленький,
В кладовой еда лежит, как проснется будет сыт.

(семя с зародышем и питательными веществами)

10. Слово поварам! Что можно приготовить из пшеницы?

На отдельных столах фабричные продукты: лапша, рожки, макароны, разные крупы.

Выпечка: булочки, пирожки, ватрушки., салат из фасоли, проросшие зерна пшеницы (на столе лежат рецепты)

Чтоб здоровым сильным быть – надо хлебушек любить!
Вот его продукты и крупа и рожки, перья и спагетти, вермишель, ракушки.
В этом нет сомнения, в каждом польза есть и вкус
И решать я не берусь, что из них вкуснее.
Что из них важнее.

Дорогие гости наши, просим к нашему столу.
Не стесняйтесь, угощайтесь
Есть рецепты каждому.

“Мы радушные хозяйки и надеемся на то, что нашу выпечку
Отведать не откажется никто!”

(повара предлагают взять рецепты)

Итог урока подводит учитель:

Вот такая интересная жизнь у семян двудольных и однодольных, маленьких и больших.

Задача и переход к следующему уроку:

А из чего же состоят питательные вещества семени?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Литература: 

  1. В.А.Корчагина “БИОЛОГИЯ” Растения, бактерии, грибы, лишайники.
  2. Т.И.Серебрякова “БИОЛОГИЯ” Растения.
  3. В.И.Кузнецова “УРОКИ БОТАНИКИ” Пособие для учителя.
  4. А.Н.Большаков “Биология” Занимательные факты и тесты.
  5. В. Рохлов “Занимательная БОТАНИКА”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...