Элективный курс "Экология питания"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме

Формирование навыков здорового образа жизни, в том числе пропаганда здорового питания, определены в качестве приоритетного направления социально-экономического развития страны до 2020 года. Понятие «Здоровый образ жизни» давно и прочно вошло в сознание современного человека. Но, к сожалению, школьники часто недооценивают значение правильного (рационального) питания, которое обеспечивает полноценное развитие человека, влияет на его физическое и эмоциональное состояние. И по этой причине необходима пропаганда здорового питания с раннего возраста, в том числе системы курсов о здоровом питании.

Разработанный мной курс «Экология питания» является логическим продолжением трех модулей «Разговор о правильном питании» (3 класс), «Две недели в лагере здоровья» (4 класс), «Формула правильного питания» (5 класс), разработанных в Институте возрастной физиологии РАО под руководством академика М.М.Безруких.  В результате изучения модулей дети младшего и среднего школьного возраста  получают элементарные знания по основным принципам  здорового питания.

Из этого издания ребята узнают, какие продукты самые полезные, как соблюдать гигиену и режим питания, как сделать нелюбимую кашу вкусной и многое другое. Авторы курса основывались на кулинарных традициях населения страны и учитывали разные экономические условия российских семей. Вопреки распространенному мнению о том, что "здоровое питание - дорогое питание", программа учит детей строить свой рацион на полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах. Кроме того, каждый ребенок может самооценить правильность своего питания.

 После изучения третьего модуля «Формула правильного питания» необходим курс о правильном питании и для учащихся старшего школьного возраста. И продолжением Разговора может быть  курс «Экология питания»,.Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов (9,10 классы), возможно использование в профильных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma__elektivnogo_kursa_ekologiya_pitaniya.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Программа  курса «Экология питания» (9,10 класс)

                                                   Пояснительная записка

Программа ориентирована на учащихся общеобразовательных классов (9,10 классы), возможно использование в профильных классах.

Цель курса – формировать у детей представления о рациональном питании как составной части здорового образа жизни.

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Безопасность пищевых продуктов и продовольственного сырья относят к основным факторам, определяющим уровень здоровья населения России и сохранения его генофонда. Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного питания.

Положение дел с безопасностью продовольствия в РФ, особенно в последнее десятилетие, ухудшилось в связи увеличением объемов поставок некачественной продукции из-за рубежа, ослаблением государственного и общественного контроля  производства и реализации продуктов питания. Бесконтрольное использование удобрений, средств защиты растений, консервантов, пищевых добавок, гормонов, трансгенных организмов при производстве продуктов питания в различных странах мира создает заметную экологическую опасность.

Возможность извлечения выгоды в виде финансовой наживы путем фальсификации многих продуктов питания при практически полной экологической безграмотности населения становится настолько реальной, что угроза здоровью человека здесь вполне очевидна. Особенно, если эта фальсификация связана с применением химических соединений, в том числе маскирующих микробиологическую порчу продуктов.

Если говорить об экологической безопасности пищевых продуктов, то здесь речь идет о соблюдении жизненно важных экологических интересов человека: на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду. Качество продуктов питания оказывает влияние на уровень жизни, социальную активность человека, влияет и на демографический аспект его существования.

 «Жить не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить», — пожалуй, основной прин цип рационального питания, помогающего нам быть здоровыми на протяжении всей жизни.

Курс является продолжением трех модулей «Разговор о правильном питании» (3 класс), «Две недели в лагере здоровья» (4 класс), «Формула правильного питания» (5 класс), разработанных в Институте возрастной физиологии РАО под руководством академика М.М.Безруких.  В результате изучения модулей дети младшего и среднего школьного возраста  получают элементарные знания по основным принципам  здорового питания.

Программой предполагается изучение факторов окружающей среды, влияющих на здоровье человека через продукты питания. У детей старшего школьного возраста сформирован достаточный уровень знаний для того, чтобы не только говорить о правильном питании, но и подтверждать сказанное собственными экспериментальными данными, заниматься научно-исследовательской деятельностью по данной тематике.

     Реализация программы может осуществиться за счёт регионального компонента учебного плана курсов, направленных на формирование у детей основ здорового образа жизни.

Программа рассчитана на 32 часа, из которых 3 часа на защиту проектов. По темам программы учащиеся выполняют проекты.

                                                Содержание программы

                                                              Введение (1 ч)

Значение питания в жизни человека. Цель и задачи курса. Ознакомление с результатами социологического опроса учащихся по проблеме питания. Ознакомление с программой курса, с тематикой проектных работ.

                       

                             Тема 1. Эволюция пищевых потребностей человека (5 ч)

Питание древнего человека. Взаимосвязь климатических условий и питания древнего человека. Сравнительная характеристика пищеварительной системы человека и человекообразных обезьян. Сыроедение. Адаптация пищеварительной системы к употреблению термически обработанной пищи. Пищевые стратегии в обществах доисторических охотников-рыболовов-собирателей.

        Естественное питание коренного населения разных климатических зон. Влияние климата на интенсивность обмена веществ. Преобладание в пище северян жиров и белков. Обилие клетчатки в пище африканцев. Острая пища как адаптация против паразитов. Пища и долголетие.

         Особенности питания современного человека. Принцип Г. Гейне «Человек есть то, что он ест». Избыточно калорийное питание. Употребление слишком жирной пищи. Повышенное содержание в пищевом рационе поваренной соли, сахара. Низкое содержание в повседневном питании пищевых волокон. Питание, не соответствующее возрасту. Проблема ожирения. 

 «Быстрая еда» - вред или польза? История приготовления «быстрой еды». Обусловленность популярности у населения. Разнообразие продуктов и их влияние на здоровье

Лабораторные работы. Качественное определение жиров, катионов натрия, хлорид – ионов, крахмала в чипсах. 

         Что мы знаем о диетах? Диетическое питание. Кремлевская диета,  лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание. Чего больше пользы или вреда в диетах?

      Тема 2. Экологическая безопасность продуктов питания (17 ч)

Экологическая безопасность продуктов питания. Классификация пищевых добавок по воздействию на продукты: красители, консерванты, антиокислители, стабилизаторы, эмульгаторы, загустители, усилители вкуса и аромата, пеногасители. Список «неразрешенных пищевых добавок» в России.

Практическая работа. Первичная экологическая экспертиза продуктов питания по информации на упаковке.

Посуда и упаковка продуктов питания. Пластики, упаковочные материалы и их кодировки. Не токсичные пластики: полиэтилентерефталат, полиэтилен высокой и низкой плотности, полипропилен. Токсичные пластики: поливинилхлорид (ПВХ).  Маркировка пластиковой посуды. Одноразовая посуда. Посуда для приготовления пищи (меламин, титан, алюминий, латунь, тефлон, жароупорное стекло, керамика).

Загрязнение продуктов питания. Понятие «ксенобиотики». Аллергены, мутагены, канцерогены, тератогены.  Типы загрязнений пищи: механические (песок, мелкие камни), химические (тяжелые металлы: свинец, ртуть, кадмий и др.; пестициды, нитраты), биологические (болезнетворные бактерии, яйца некоторых паразитических червей человека, афлатоксины, антибиотики), физическое (радиация). Биоаккумуляция. Аддитивные, синергетические  и антагонистические эффекты. ПДК.

Нитраты в продуктах питания. Признаки присутствия нитратов в овощах и фруктах. Рациональное использование удобрений при выращивании сельскохозяйственной продукции.  Где в плодах, клубнях и корнеплодах больше всего нитратов? Использование пищевой селитры. Рекомендации по снижению содержания нитратов во время переработки и использования в сыром виде овощей и фруктов.       

Лабораторные работы. Определение нитратов и нитритов в исследуемой пробе воды. Определение наличия нитратов и нитритов в сельхозпродуктах. Определение нитратов при помощи тест-системы «Нитрат-тест».

         Пестициды в продуктах питания.  Экологически чистая сельскохозяйственная продукция. Как вырастить овощи и фрукты без использования ядохимикатов? Биологические методы борьбы с вредителями. Рекомендации по снижению пестицидов в продуктах питания.

Тяжелые металлы в продуктах питания. Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.  Токсическое действие тяжелых металлов (ртуть, свинец, кадмий, цинк, мышьяк, хром, кобальт, олово, никель).

Лабораторная работа. Определение свинца в овощах хроматным методом.

        Диоксины в продуктах питания. Источники диоксинов. Острая и хроническая токсичность. Клиника отравления диоксинами.

       Радиоактивная безопасность продуктов питания. Источники радиоактивного загрязнения продуктов питания. Влияние радиации на организм.

Лабораторная работа. Определение загрязненности продуктов питания радиоактивными веществами при помощи бытового дозиметра «Белла»

Канцерогены в пище. Способы приготовления пищи, приводящие к появлению канцерогенов (жарение, копчение, гриль, высоко термическая обработка). Алкоголь- активатор проканцерогенов в активные формы. Принципы здоровой кулинарии. Практические рекомендации по уменьшению потребления канцерогенов с пищей.

Проблемы генетически модифицированных продуктов питания. Методы создания генетически модифицированных организмов. Опасны ли ГМП для человека?

Бактериальное загрязнение пищи. Бактериальные инфекции. Болезнетворность, инвазивность и токсигенность бактерий. Факторы болезнетворности бактерий. Экзо- и эндотоксины. Периоды развития инфекционной болезни. Кариес, ботулизм, сальмонеллез. Бактериальная природа гастрита желудка.

Экскурсия на санитарно-эпидемиологическую станцию.

Заражение гельминтами посредством пищи. Многообразие гельминтов. Биогельминты. Причины заражения гельминтами. Проблема «грязных рук». Локализация гельминтов в организме человека. Симптомы заражения гельминтами. Профилактика гельминтозов.        

Пищевая аллергия. Причины пищевой аллергии. Понятие аллергенов. Продукты, наиболее часто вызывающие аллергию. Перекрестная аллергия. Анафилаксия, бронхиальная астма, крапивница и др. формы аллергии. Механизм аллергической реакции. Симптомы аллергических реакций. Диагностика аллергии.

Роль микроэлементов для организма человека. Эндемические заболевания. Использование пищевых биодобавок.

Ядовитые растения. Локализация растительных ядов. Профилактика отравления ядовитыми растениями, первая помощь при отравлениях.

Ядовитые макро- и микромикоты. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.

Лабораторные работы. Ознакомление с ядовитыми растениями (презентация).

Определение ядовитых грибов (презентация)

                                   

                                    Тема 3. Проблемы питьевой воды (2 ч)

       Питьевая вода - важнейший фактор здоровья человека. Понятие «питьевая вода». Физико-химическая, санитарно - гигиеническая характеристика питьевой воды. Органолептические показатели питьевой воды: запах, цветность, температура, прозрачность, мутность. 

       Критерии безопасности питьевой воды в эпидемическом отношении. Отсутствие в ней патогенных микроорганизмов. Общее количество микроорганизмов, количество кишечных палочек ( коли-индекс,  коли-титр).

       Основные источники загрязнения питьевой воды: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки. Влияние загрязняющих элементов на организм. Меры по улучшению качества питьевой воды.

      Лабораторная работа. Определение органолептических показателей водопроводной и речной воды.

      Использование минеральных вод для питьевого лечения. Разнообразие минеральных вод. Влияние  экологических факторов на состояние минеральных источников. Фальсификация минеральных вод.

     

                         Тема 4. Права потребителей продуктов питания (2 ч)

         

    Права потребителей при покупке продуктов питания. Закон РФ «О защите прав потребителей». Право потребителя на качество,  безопасность, информацию, возмещение ущерба. ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя». Информация о пищевых продуктах: наименование продукта, изготовитель,  страна - изготовитель продукта, дата изготовления продукта, срок годности или срок хранения продукта, масса нетто или объем, состав продукта, пищевая ценность,  способы и условия приготовления, условия хранения, товарный знак изготовителя.

        Гигиенические требования к торгующей организации. Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

      Фальсификация продуктов питания. Виды фальсификации: видовая (ассортиментная), качественная, количественная, стоимостная, информационная. Способы фальсификации: частичная замена продукта водой; добавление в продукт низко ценного заменителя, имитирующего натуральный продукт; замена натурального продукта имитатором.

      Лабораторные работы. 1.Определение соды, воды в молоке. 2. Определение крахмала, сахара, желатина в меде.3. Определение присутствия в сливочном масле маргарина.

                                                       Обобщение курса (5 ч)

        Составление рекомендаций по рациональному питанию. Викторина «Что есть? Где есть? Когда есть?»

       Открытый урок.  Круглый стол «Культура питания». Урок для учащихся и их родителей.

        Защита проектов.

       

                Основные требования к знаниям и умениям учащихся

                                Учащиеся должны знать:

      - об экологических факторах, снижающих качество продуктов питания;

      - о мерах, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

      - критерии здорового питания;

      -  права потребителя на качественные продукты;

      -  о взаимосвязи  состояния окружающей среды и здоровья и необходимости охраны    

         окружающей среды.

                                Учащиеся должны уметь:

- оценивать состояние здоровья;

- прогнозировать возможные последствия несоблюдения гигиенических правил  

   питания;

- оценивать качество продуктов питания.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс пред профильной подготовки для учащихся 9 классов "Питание и здоровье ученика"

Элективный курс для учащихся 9 классов.Питание и здоровье учеников” (Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на естественнонаучный профиль).18 часов...

программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Здоровое питание».

Целью данного курса является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии направленные на повышение возможностей человека через культуру питания. Решая вопросы здор...

Элективный курс по химии Химия и здоровое питание

  Элективный курс «Химия и здоровое питание» предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы....

Программа элективного курса по ОБЖ для 9х классов. "Азбука питания"

В программе изложено краткое содержание элективного курса, сформулированы его цели и задачи. Представлено тематическое планирование. Дан список рекомендуемой литературы....

Программа элективного курса «Питание и здоровье»

Предлагаемая программа элективного курса на тему «Питание и здоровье» основана на современных представлениях валеологии и задумана для учащихся профильных классов....

Элективный курс "Питание и здоровье"

Представленный элективный курс для учащихся 9 классов  можно определить как  пред­метно-ориентированный, направленный  на углубление и расширение знаний по предмету, в частности, таких ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Питание и здоровье» Биология 9 класс

В результате изучения элективного курса учащиеся научатся: характеризоватьхимический состав клетки, его постоянство;значение макро- и микроэлементов клетки;роль ферментов, гормонов и витаминов в орган...