Экологический урок
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

 

Экологический урок в 5б классе МБОУ лицея №4 города Чехова Московской области

Учитель: Хачева Ирина Викторовна

Тема: «Человек – часть природы».

Цель: привлечь внимание к проблемам охраны природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_urok_5_klass_licey_4.doc511 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический урок в 5б классе МБОУ лицея №4 города Чехова Московской области

Учитель: Хачева Ирина Викторовна

Тема: «Человек – часть природы».

Цель: привлечь внимание к проблемам охраны природы

Задачи:

развивающие:

– способствовать развитию аналитического мышления;
– стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;                                                             – повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

образовательные:

– актуализировать знания детей о природе, её составляющих и значении;

воспитательные:

– способствовать формированию коммуникативных навыков;
– создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Оборудование мультимедиа проектор, экран, компьютер, программа 1С «Природоведение 5 класс»,  фото и видеоматериал.

                                                     Ход урока.

Вот мы и подошли к завершающему уроку этого года. Впереди еще много лет поисков и открытий. Но и этот год научил тебя многому. Это важно, поскольку от каждого из нас, от наших знаний и умения применять их в жизни зависит состояние окружающей нас среды, а следовательно, наше здоровье. От способности человека видеть и ценить красоту природы зависит его понимание добра и зла, желание умножить и сохранить эту красоту

Дом – это наша планета Земля,
На которой прекрасны леса и поля.
В этом доме мы с вами живем,
День поработаем, ночь отдохнем.
Утро приходит, солнце встает,
Так год за годом время идет.
Для меня в этом мире нет непогоды.
Хочу изучать я законы природы.
А мне, человеку, нужна красота,
Как птице в полете нужна высота.
Себя ты законы заставь изучить,
Чтобы природу потом не лечить.
Чтобы жить по законам природы
Их нужно, конечно же, знать!
Нужны для этого годы и годы,
Чтобы частицей ее себя ощущать!

Видеоролик: песня Юрия Антонова «Живет повсюду красота»

Задания:

1. Если бы вам пришлось беседовать с природой, о чем бы вы ее спросили?

2. Прочитайте предложенные высказывания о природе, объясните, как вы их понимаете.

«Кто не любит природу, тот не любит человека». (Ф.Достоевский.)

«Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». (А.Герцен.)

«Охранять природу – значит охранять Родину». (М.Пришвин.)

«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения». (К.Паустовский.)

Класс делится на четыре группы.

Задания для 1 группы

1. Известно, что зеленые насаждения уменьшают количество пыли в воздухе. Над 50 кв.км леса в воздухе находится около 50 т пыли, а над такой же площадью безлесого пространства – в 10-12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 50 кв.км безлесого пространства. Сделайте вывод.

2. Рассмотрите  рисунок и выскажите свое отношение к изображенной ситуации.

Задания для 2 группы

1. В жаркую погоду в сквере температура воздуха на 2,2 градуса ниже, чем на городской площади, и выше на 1,5 градуса выше, чем в лесу. Какая температура воздуха в сквере и лесу, если на городской площади она 29 градусов. Сделайте вывод.

2. Рассмотрите  рисунок и выскажите свое отношение к изображенной ситуации.

Задания для 3 группы.

1. Сколько куб.метров воздуха очистит лес площадью 50 га за 10 лет, если известно, что 1 га лесного массива за год очищает от углекислого газа и пыли 18 млн.куб.метров воздуха. Сделайте вывод.

2. Рассмотрите  рисунок и выскажите свое отношение к изображенной ситуации.

Задания для 4 группы.

1. В 1 куб.метре городского воздуха содержится около 5000 микробов. Сколько микробов в 1 куб.метре воздуха лесного массива, если известно, что их содержание ниже в 9-12 раз. Сделайте вывод.

2. Рассмотрите  рисунок и выскажите свое отношение к изображенной ситуации.

Перенесите на свои листочки предложения, закончив их.

Природные леса являются местом отдыха людей. Сюда их привлекают … Однако присутствие большого числа отдыхающих не проходит для леса бесследно. От воздействия людей в лесу …

Зачитывание некоторых работ.

Задание.

Здесь путем перестановки слов и знаков зашифрована поговорка о том, как люди могут нанести лесу непоправимый вред.

«ОДИН – ТРОПУ; ТЫСЯЧА ЧЕЛОВЕК – В СЛЕД ЛЕСУ; ОСТАВЛЯЕТ СОТНЯ

ПУСТЫНЮ».

Просмотр мультфильма

Обсуждение ситуации. Можно ли подобное увидеть у нас?

Решение экологической задачи.

Гектар зеленых насаждений выделяет за один час столько кислорода, сколько его требуется для дыхания 200 человек в течение этого времени. Сколько зеленых насаждений требуется нашему городу Чехову, если количество жителей в нем 45000 человек? Как вы считаете, достаточно ли в городе зеленых насаждений, чтобы бы вы изменили в ландшафте города?

Подведение итогов

Оказывается, наивысшее наслаждение – любоваться полевыми цветами, красивыми бабочками, чистой водой, не нанося природе вреда. Конечно же, скажешь ты, не все ведут себя как гости, общаясь с природой. Но ведь и машины, и дороги, и города– это всё тоже нужно человеку. Да, несомненно, человеку нужны космические корабли, электростанции, удобрения для сельскохозяйственных растений, заводы для производства необходимых в быту вещей и многое другое. И всё же, созидая и строя, люди осознали, что сокращаются невосполнимые запасы полезных ископаемых – источников необходимой для жизни энергии. Надежда – на растения, которые могут преобразовывать энергию Солнца. Однако огромное количество разнообразных видов растений уничтожено и продолжает уничтожаться.

Человечество осознало свою роль на Земле как носителя разума, способного понять законы природы, которые действуют на планете миллиарды лет и поддерживают жизнь. Надо научиться соблюдать эти законы, чтобы жить в согласии с природой. Что же должен делать каждый житель нашей планеты?

Выполнять очень простые правила:

1. Сохранять богатство и разнообразие живого мира.

2. Экономить природные ресурсы.

3. Регулировать свои потребности.

4. Не загрязнять окружающую среду.

Это вполне посильно каждому.

А еще надо любить свою землю, свой край и свою улицу и в то же время ощущать себя частицей космоса, жителем нашей удивительной планеты.

Учитесь смотреть на родную Землю, на всё, что на ней существует и происходит, на самих себя со вселенской точки зрения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный экологический урок- конференция « Чудеса на букву Е»

Заключительный экологический урок- конференция « Чудеса на букву Е» (11 класс)Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-ПетербургаКуцапкина Людмила ВасильевнаЦели:  расширить представ...

Экологический урок.

Цель: обсудить проблемы охраны окружающей среды и возможные последствия ее загрязнения для природы и общества.Познакомить учеников с основными способами утилизации загрязнителей окружающей среды...

Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»

Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодн...

Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)

Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты  утилизации и...

Всероссийский экологический урок Тема урока: «Береги природу, человек!»

Цели урока:1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельно...

Разработка урока экологического урока «Наш дом. Ничего лишнего» ( технологическая карта)

Ученики средних и старших классов узнают, в чем преимущества рационального использования природных ресурсов, и примерят на себя роль консультантов по разумному подходу, дающих советы людям, которые хо...

Конспект урока. Экологический урок по математике.

Экологический урок по математике....