Экологический урок.
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

 

Цель: обсудить проблемы охраны окружающей среды и возможные последствия ее загрязнения для природы и общества.

Познакомить учеников с основными способами утилизации загрязнителей окружающей среды; развить способности учащихся анализировать ситуации, оценивать степень ответственности, которые они могут взять на себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekolog._urok_belyaeva_va.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Петропавловская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан"

Учитель географии :  Беляева Вера Анатольевна

Цель: обсудить проблемы охраны окружающей среды и возможные последствия ее загрязнения для природы и общества.

Познакомить учеников с основными способами утилизации загрязнителей окружающей среды; развить способности учащихся анализировать ситуации, оценивать степень ответственности, которые они могут взять на себя.

Оборудование: фотостенд «Наша помощь природе», сочинения и стихи школьников по теме, классная стенгазета, посвященная заботам о природе, Красная книга, плакаты на тему «Охрана природы», фотоснимки о Новошешминске, карты Республики Татарстан и Новошешминского района, призентация.

Эпиграф:       

Три клада у природы есть:

        Вода, земля и воздух –

        И три ее основы…

                        А. Викулов

На доске:

Я рожден в Новошешминске

Я в него с детства влюблен

Край родной, родная сторонка.

Как же ты мне мила!

Край родной, родная сторонка.

Как же ты мне нужна.

Учащиеся исполняют песню «Земля Новошешминская» (сл. З Кандеева, музыкальный работник Ленинского детского сада)

Над Шешмою родною рекой,

Заливаясь, поет соловей.

Что сравнится с природой такой,

С красотою сравнится такой?

Припев:          Славлю тебя – земля Новошешминская,

                Славлю тебя – народ мой трудовой,

                Зову тебя – стороною милою,

                Новошешминск, Новошешминск,

                Уголок тихий мой.

Трудолюбив народ Новошешминский,

Хлебом богат и душой своей.

Сколько славных сынов ты взрастила,

Вечно ими горда, мать – земля.

Припев:          Славлю тебя – земля Новошешминская,

                Славлю тебя – народ мой трудовой,

                Зову тебя – стороною милою,

                Новошешминск, Новошешминск,

                Уголок тихий мой.

И плывет по земле словно лебедь,

Песня тихая сердцу близка.

Как люблю тебя, край мой любимый,

Дорогая сторонка моя.

Учитель: Историческая справка.

Первое поселение на месте Новошешминска появилось в 1610 году, крепость была построена в 1652 году на горе, на выступе правого берега реки Шешма. Военная крепость 17-18 веков играла видную роль в истории Русского государства по защите закамских населенных пунктов от кочевых народов. Окружающие Новошешминск селения: Петропавловка, Екатериновка, Черемуха, Архангельское, Волчья – называли слободами (названия сохранились и по сей день), потому что они заселялись служивыми людьми, которые освобождались от денежных платежей и податей и отправляли разные военные повинности. В дальнейшем все они стрельцы, гвардейцы, казаки и поляки – составили особые сословия  людей под именем «пахотный солдат», которые не подлежали рекрутству и вызывались только в особых случаях.

Большие леса в окрестностях создавали благоприятные условия для строительства жилья, а обилие хищно-пушного зверя обеспечивало возможность заниматься заготовкой и продажей пушнины, переполненная рыбой река Шешма и окружающие озера позволяли заниматься рыбным промыслом. Для занятия хлебопашеством и разведением скота леса постепенно стали вырубаться.

Учитель географии: Новошешминский район расположен в центральной части Республики Татарстан, в юго-восточной зоне. На севере он граничит с Нижнекамским, на востоке с Альметьевским, на юге с Черемшанским и Аксубаевским, а на западе с Чистопольским районами.

До мая 1983 года район входил в состав Чистопольского района и был вновь образован 1 мая 1983 года на основании Указа Президиума  Верховного Совета РСФСР № 5-321/7 от 27 апреля 1983 года «Об утверждении образования Новошешминского района ТАССР».

Районным центром является село Новошешминск с населением 4,5 тыс. человек, которое находится в 186 км от города Казани, в 78 км от железнодорожной станции Шантала, в 64 км от порта Чистополь на реке Кама. По территории района проходит трасса республиканского значения Казань – Оренбург. Новошешминский район в силу экономических связей тяготеет к Наб. Челнинскому, Нижнекамскому и Альметьевскому территориальным промышленным комплексам.

Общая площадь района составляет – 132 тыс. га, из них сельхозугодья – 109 тыс. га, пашня – 92,4 тыс. га, население – 16300 человек, из них русские – 51%, татары – 43%, чуваши – 4,3 % и другие национальности 1,5 %. Район является типичным сельскохозяйственным.

Ученик 10 класса Кравцов Иван читает стихотворение о Новошешминске:

        

            Гляжу не нагляжусь на Новошешминское поле

        Желанней и пышней не знаю я долины.

        Семейное крыльцо, знакомое, родное

        И детства боль, и в небе журавли….

        Родное ты мое село – нет слова лучше.

        Перед тобой стою я на коленях

        И буду предан я тебе.

        Твои поля покрыты белым пухом

        И в глубине души  проложена тропа

        Гляжу не нагляжусь на Новошешминские горы

        И кланяюсь тебе красивая земля,

           Отдам тебе я труд и нежность,

           А в трудный час я жизнь тебе отдам!

Учитель: Новошешминский район красивый край, много лугов, лесов, река Шешма, мелкие реки Студенец, Сикинесь и др.

Местные жители средних лет еще помнят чистоту речушки своего детства. Тогда холодные быстрые волны не только спасали от жары ребятню, служили неиссякаемым источником для полива огорода и обихода скотины, из рек воду брали даже на питье.

В прозрачных струях плескалась рыба, кишмя кишели жабы – известные любительницы хорошей экологии.

Что же ныне? Редкая хозяйка рискнет прополоскать в нем белье, и зачерпнуть ведро воды из речки  безбоязненно можно разве что на огородные нужды, да и то еще подумаешь – уж слишком неприятно наблюдать, как по дурно пахнущей серой жидкости плывут не детские корабли, а пластиковые бутылки с легким непотопляемым шлейфом оберток. Воистину – «ускакали деревянные лошадки, пароходики бумажные уплыли…». На смену приходят захламление и, как следствие, циничное равнодушие.

Кто убивает реки? Сами новошешминцы, конечно. Пусть, положим, действительно, не придет никому в голову отправлять в холодные струи содержимое помойного ведра, однако тот же эффект получится, если свалить мусор на берегу: дождик и талые воды доведут начатое до конца. Что же делать, чтобы помочь рекам? Ответ напрашивается сам собой: не мусорить и периодически проводить общественные субботники на реках. Всего однажды, лет 5-6 назад, была предпринята акция по очистке рек. Наверняка имеет смысл проводить такого рода мероприятия регулярно и даже распределить прибрежные территории между организациями и предприятиями также, как закрепляются участки центральных улиц сел.

Учащиеся показывают экологический спектакль: «Защитим биосферу!»

Звучит композиция «Счастлив тот, чья Родина ….» из репертуара группы «Золотое кольцо». Выходят ведущие мальчик и девочка.

Мальчик: Сейчас, дорогие друзья... Девочка (перебывай). Стоп, стоп, стоп!

Мальчик: (недоумевая). Почему ты меня останавливаешь?

Девочка   Я останавливаю? Я помогаю.

Мальчик:  Хорошенькая  «помощь».   Ни  с того  ни  с сего  кричишь  (передразнивая):   «Стоп,  стоп,   стоп:»  Я даже забыл, что хотел сказать.

Девочка:  Зато я знаю: Стоп — это...

Мальчик: (злясь) Опять «Стоп»?!

Девочка. Да, именно. "Стоп»: Ведь это название нашего импровизированного театра - Сатирический Театр Охраны Природы.

Мальчик: Ах, вон что! Оригинально, но, по-моему, напоминает Правила дорожного движения.

Девочка: Увы, нарушителей Закона охраны природы гораздо больше, чем нарушителей на автодорогах. Поэтому мы решили дать нашему театру такое категорической название.

Стоп – расхитителям

Стоп – браконьерам

Всем,  кто природу

Тратит без меры!

Мальчик:                Стоп – нерадивым,

                   Стоп – бюрократам!

                   Долг наш перед нею

                   Вырос стократно!

Выходит вокальная группа. Дети  исполняют песенную композицию на мелодию «Аист на крыше»

Дети (поют).

        Где это было? Когда это было?

        В детстве, а может, во сне.

        Воздух был чистым, незапыленным,

Как по весне.

Припев: люди, прошу вас, потише, потише!

              Отходы пусть сгинут во мгле!

              Воздух, будь чистым!

              Вода, будь прозрачной!

              А мы -  на Земле!

Мальчик: (кричит) А что теперь?

Дети (поют)

        Сейчас над Чистополем и над Новшешминском

        Ракеты взлетают не вдруг.

        Люди, очнитесь, ведь это опасно, -

        Природа вокруг!

Припев:

Мальчик: А как же Кама, Шешма?

Дети (поют)

Уж не напиться и не умыться –

Химия вместо воды:

Рыбки исчезли, птички пропали,

А сажи – пуды!

Припев:

Мальчик. А что же люди?

Дети (поют).

Валим отходы и мусор мы в реку:

Дескать, вода унесет.

Но у воды есть пределы терпенью,

Смотрите ж вперед!

Припев.

Мальчик. А водоплавающие птицы?

Дети (поют)

Шешма обмелела, и ее воды в Каму  так бурно уже не текут.

Луга заливные засохли, и утки здесь гнезда не вьют.

Припев:

Звучит   фонограмма песни   «Чунга-чанга»,   вокальная  группа поет и танцует.

Чунга-чанга, воздух весь в пыли;

 Чунга-чанга, вот этим дышим мы!

Чунга-чанга, газы травят нас!

Чунга-чанга, зависит все от нас!

Припев:

Чунга-чанга, чунга-чанга,

Жить в стране «легко и просто» (2 раза]

Чунга-чанга!

               Наше счастье постоянно:

               Жуй отходы, ешь нитраты,

                чунга-чанга!

Появляется почтальон с телеграммой в руках.

Почтальон. Телеграмма! Телеграмма;

Мальчик. Кому?

Почтальон. В Общество охраны природы.

Мальчик. От кого?

Почтальон. От обитателей рек.

Мальчик. А что у них?

Почтальон. А вот что.. (Читает телеграмму.} «Осетр,  Стерлядь: занесены в Красную книгу. Судак: скрываюсь от преследователей. Карась: задушили отходами.  Щука: задыхаюсь, без чистой воды. Чебак: а меня вообще есть нельзя, пропах бензином. Горбуша: десять лет назад поймали, моего дедушку, пять лет спустя выпотрошили икру из моей бабушка, мама с папой задохнулись от мазута,  братья и сестры погибли малыми от рук мелиораторов, осталась я одна, спасите!!!

Вокальная  группа поет  под фонограмму  песню «Солнечный круг».

Хор. Солнечный круг, небо вокруг –

         Помнишь рисунок мальчишки?

         Нарисовал. он на  листке

          И подписал в уголке...

Припев: Пусть всегда будет солнце!

               Пусть всегда будет небо,

               Пусть всегда будет мама,

               Пусть всегда буду я!

Время прошло и подросло

Много способных  детишек.

Хочет узнать каждый из нас,

Где тот мальчишка сейчас.

Девочка (поет).    Он сидит в кабинете,

                              Строит химкомбинаты,

                              Осушает озера, затопляет леса,

                              Он готовит доклады,

                              Выступает с трибуны,

                              А потом на досуге,

                             Сидя в кресле, поет...

Мальчик: (поет) Пусть всегда будут должность

                            И карьеры возможность,

                             Кабинет, секретарша,

                             И конечно же, я!

Девочка (поет)

        Все бы ничего, но у него

        Вырос упрямый сынишка.

        И написал он на листке,

        Выйдя с плакатом в руке…

Мальчик (в роли сынишки поет)

        Защитим эту Землю

        От руки бюрократов!

        Не позволим глумиться

        Над природой родной!

Хор:

Пусть всегда будут реки,

Пусть всегда будет рыба,

Пусть всегда будет море,

А в пустыне верблюд!

        Пусть всегда будут рощи,

        Пусть всегда будет птицы.

        Пусть в Тайке будут звери,

        А у – дома цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе,

Будет солнце светить!

Снова звучит фонограмма песни «Счастлив тот, чья Родина…». На фоне музыки выступает чтец.

Чтец: Давайте отдадимся на милость природы! Давайте попробуем, а? Ей ведь обидно, мы даже в легкий теплый летний дождичек прыгаем под зонт, а кто из нас последний раз сидел в лесу на зеленой траве, а? В лес идешь, как на свалку – консервные банки валяются, на берегу Шешмы бутылки разложены, в пруду автомобили моют. А давайте доверчиво войдем в лес и побродим. Пусть льет дождь и промочит нас насквозь, а солнце затем высушит. И пройдем мы мимо маленькой елочки, не тронем ее. Шлепнемся в воду. И если повезет, увидим рыбку. Если повезет, увидим зайчонка. Мы станем говорить с природой на одном языке. Давайте попробуем, а? Утро – то какое!!!

Зачитывается обращение к детям: 

«Юный друг! Ты живешь в Новошешминском районе, где протекают реки Шешма и другие. Издавна люди селились по берегам рек и озер, потому что без воды, как и без солнца, нельзя жить. Ты пользуешься ежедневно водой и не задумываешься о том, сколько тратишь воды, в каком она состоянии, каковы ее запасы. Ты можешь расчистить и огородить родники, посадить деревья по берегам рек и озер, организовать ребят на очистку берегов от завалов мусора, установить «Голубые патрули» у мест, где жители сел сваливают в водоем бытовые отходы. Критиковать в местной печати тех, кто загрязняет реки и озера. Ты имеешь право обратиться к руководителям предприятий, загрязняющих водоемы, с требованием принять меры к недопущению этого. Обратиться за помощью  в районную экологическую службу. Только конкретные дела помогут спасти наши реки и озера, а вместе с ними и людей, живущих на их берегах, от различных болезней. Реки и озера ждут твоих заботливых рук. Помоги им».

Учитель: Есть у нас в районе заповедные места. Часть территории Татарстана, расположенную к востоку от Волги и к югу от Камы, называют Закамье. Здесь в восьми километрах от Новошешминска на территории Красный Октябрь находится памятник природы – склон Коржинского. Это классический участок каменистой степи. Впервые он описан С.И. Коржинским в 1988 году.

С.И. Коржинский – основатель Казанской школы геоботаников, всемирно известный ученый. Он был студентом 3-го курса Казанского университета, когда во время летних каникул решил заняться изучением растительности Казанской губернии.

В один из первых своих маршрутов по Закамью Коржинский проезжал из Слободы Русская Волчья в Новошешмински вдоль реки Волчанка и наткнулся на ее вершину и то, что он увидел, поразило его. Ряд прибрежных холмов разделились оврагами. Были видны породы, слагающие возвышенность известняки, доломиты. Почвы на склоне были черноземные. Большая часть их была их распахана, но между полями находились участки удлиненной ковыльной степи.  Но самый большой интерес вызвала растительность южного склона. Молодой ученый собрал гербарий.

На южном склоне было зарегистрировано 93 видов растений, из которых 20 видов на территории Татарстана больше нигде не встречались. Здесь отмечены все произрастающие в Татарстане виды ковылей: коржинского, лессинга, сарептских, волосатик;  копичники, гмелина, хрупкоцветковые астрогаль; (эспарцетный, австрийский, яйцеплодный) астра альпийская, козельцы, (испанский, таурский, маршала), скабиозы, бледно-желтая исетская,  лук маровидный; эфедра двухколосковая и ряд других видов. Растительность эта, благодаря ее своеобразию и редкости, является очень ценной для науки. Она помогает решит целый ряд проблем, в том числе проблему взаимоотношений леса и степи. Растительность их склонов имеет и большое практическое значение: здесь встречаются лекарственные и декоративные растения. Эта  (формация) растительность была названа формацией каменистой степи. На основании постановления Совета Министров Республики Татарстана № 251 от 19 мая 1992 года «Склон Крожинского» признан памятником природы.

Для сведения минимуму антропогенного воздействия на уникальный природный комплекс склона Коржинского администрация Новошешминского района, руководитель ОПХ «Красный Октябрь», Новошешминский районный  комитет по земельным ресурсам и земельной реформе постановили обратиться в кабинет Министров Республики Татарстана с предложением о создании в Новошешминском районе на базе заказника «Склона Коржинского» государственного заповедника «Степной», где это обращение нашло поддержку и принято решение о представлении вышеназванному памятнику природы статуса «Заповедник Республики Татарстана». Открыта финансирование для его благоустройства.

В 1998 году Экофонд выделил нашему заповеднику «Степной» - 100 тыс. руб. Ученики школ нашего района оказывают посильную помощь в охране этого природного комплекса. Вместе с учащимися педагоги нашего района устраивают экскурсию на Склон Коржинского. Ежегодно весной и осенью очищают территорию заповедника от мусора. Сохраняя почву склона от эрозиочных процессов, весной 1997 -1998 года силами  учащихся нашего района было посажено около 5 тыс. саженцев. Также силами учащих старших классов оказывается помощь в ограждении территорий заповедника. В воспитательные планы классных руководителей включены различные беседы о сохранении и бережном отношении к окружающей природе.

После того, как был образован заповедник «Степной», проделана следующая работа по восстановлению растительного сообщества: засыпаны многие ямы, и сейчас происходит их зарастание, заповедник огораживается,  для предотвращения распашки земель была организована лесопосадка: для уменьшения образования оврагов было высажено 5 тыс. саженцев.

В настоящее время происходило восстановление этого сообщества. И хочется верить, что в течение времени оно восстановится, так как такого растительного сообщества не больше нигде.

Ученик читает стихотворение «С болью в сердце» (Шумковой Александры Филипповны, учителя русского языка и литературы Краснооктябрьской средней школы)

Что с тобою, мой край оскуделый,

Босоногого детства страна?

Тише шепчет трава проределая

И грустит ковылей седина.

Склон Коржинского брови нахмурил

И сурово глядит свысока.

Вырывает травы-кудри человеческая рука,

Топчет скот, выжигают весною,

Экскаватор грызет его грудь.

Скоро вовсе не будет такого,

На чем взгляду бы отдохнуть.

Та картина волнует любого,

Когда вместо цветного ковра,

Словно оспы  следы у рябого,

Будет скопище рытвин и ям.

В Сикинеси воды не стало,

Ее берег порос ивняком.

И куда-то Волчанка пропала,

Где мы бегали босиком.

Рвут ли гриб – обязательно с корнем,

А навоз – непременно в овраг.

Захлестнула нас жажда наживы.

Огрубели мы нынче душой.

И в погоне за сиюминутным,

Человек, до чего ты дошел?

Нам дороги повсюду открыты.

Но к чему мы в итоге придем?

У разбитого сядем корыта

И что натворили поймем.

Учитель:

Новошешминский район не обделен родниками. А ведь родники не просто красивое, но еще и очень полезное явление. В сельской местности они часто становятся для жителей главным источником питьевой воды.  Но в результате добычи нефти на территории Новошешмиского района многие родники пришли в негодность. Восстановить и благоустроить родник – дело непростое, хлопотное и дорогостоящее.

Поэтому за это дело взялись в первую очередь сами нефтяники. Первый благоустроенный нефтяниками родник появился на Новошешминской земле в 1998 году – эту работу провела компания «Шешма-Ойл».

Затем и другие нефтяные организации приступили к этому благородному делу. «Троицкнефть» восстановил родники в селах Ерыклы и Слободе Петропавловской,

«Нурлатнефть» - в Сульче-Баше, близ села Екатериновка. Не остались в стороне и частные лица. Например, средства на восстановление родника в селе Шахмайкино выделил его уроженец, ныне директор мебельной фабрики в г.Наб.Челны Н.Н. Галимов. Чудо, какой получился уголок для отдыха сельчан! Здесь даже есть волейбольная площадка. Строители не забыли и про мусорный контейнер – чтобы уж, как говорится, блюсти чистоту по полной программе. В теплое время года у родника проходят сельские праздники – вся деревня здесь собирается.

А сколько еще таких заброшенных родников, заросших сорняками.  Облагораживание родников это не только создание места для отдыха, но и то, что родниковая вода – это альтернатива питьевой централизованной воде. А с ней в районе большие проблемы: по данным санитарных врачей, вода 90% деревень района не соответствует питьевым качествам. Так что родники с прозрачной ключевой водой всем в радость.

Ученица поет песню «Родник» (сл. Дюков В., муз. Добрынин В.)

Поет день и ночь в сторонке родной

Заветный родник лесной.

И нет холодней, и нету вкусней

Воды во Вселенной всей.

Я помню как-то в день июля

Земля, ручьем звеня,

Как будто ковш мне протянула,

Чтоб напоить меня.

Припев:

        Живи, родник, живи

        Родник моей любви.

        Любви к земле одной

        К земле навек родной.

Вода родника – живая вода.

Она как любовь чиста.

Пусть струйка тонка и легка –

С нее началась река.

А мне всегда родник бессонный

Слышен в любой дали,

Словно звучит с глубин бездонных

Голос родной земли.

Припев.

Ученик 10 класса Яклвлев Александр читает стихотворение.

Новошешминск – край ты мой родной.

Жизнь в нем течет большой рекой.

Он небольшой и немалый.

Здесь люди живут и они этому рады.

Рады тому, что жизнь хороша,

То, что живут они в селе Новая Шешма,

Где построили школу и открыт детский сад.

Каждый ребенок этому рад.

То, что все строят и только для них

Ничего не жалеет наш Новошешминск

Учитель:

                Три клада у природы есть:

                Вода, земля и воздух –

                И три ее основы…

                Какая бы ни грянула беда –

                Все возродиться снова.

                Но если…

                Впрочем, в наш жестокий век

                Понятно всем,

                Что «если» значит

                О человек!

                Природа – мать ни рек

                И ни морей от глаз твоих не прячет,

                Ни росших трав, ни голубых озер…

                Цени ее доверие, природы!

                Не обмани его!

                И в темный лес входи,

                Как в храм под мраморные своды.

                        А. Викулов.

Участники призывают всех зрителей поставить свои подписи под текстом декларации.

Декларация

Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас, и надо действовать сегодня, надо действовать сейчас!

  1. Пусть это будет посаженое твоими руками дерево.
  2. Или незагубленный уголок природы.
  3. Вовремя потушенный пожар или костер.
  4. Заботливо расчищенный ручеек.
  5. Защищенные гнезда и муравейники.

Сохранность природы зависит от нашей культуры, нравственности и милосердия!

Список литературы.

  1. Газета «Шешминская Новь» № 18 сентябрь 2006 г., №6 январь 2007 г.
  2. Газета для педагогов «Педсовет» № 6, 2002 г.
  3. Журнал «Новошешминск» 1995 г.
  4. Справочно-энциклопедическое издание Атлас Татарстана. История татар и народов Евразии Республики Татарстана вчера и сегодня; 2006 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический урок

Экологический урок в 5б классе МБОУ лицея №4 города Чехова Московской областиУчитель: Хачева Ирина ВикторовнаТема: «Человек – часть природы».Цель: привлечь внимание к проблемам охраны природы...

Заключительный экологический урок- конференция « Чудеса на букву Е»

Заключительный экологический урок- конференция « Чудеса на букву Е» (11 класс)Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-ПетербургаКуцапкина Людмила ВасильевнаЦели:  расширить представ...

Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом»

Экологический урок « Экология и культура – будущее России» на тему «Земля - наш общий дом» дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодн...

Сценарий занятия «Отходы жизнедеятельности как мировая экологическая проблема» (в рамках Всесоюзного экологического урока «Сделаем вместе»)

Занятие доказывает, что проблема отходов общемировая. В каждом регионе России также существует проблема их утилизации. В процессе практической деятельности учащиеся находят варианты  утилизации и...

Всероссийский экологический урок Тема урока: «Береги природу, человек!»

Цели урока:1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельно...

Разработка урока экологического урока «Наш дом. Ничего лишнего» ( технологическая карта)

Ученики средних и старших классов узнают, в чем преимущества рационального использования природных ресурсов, и примерят на себя роль консультантов по разумному подходу, дающих советы людям, которые хо...

Конспект урока. Экологический урок по математике.

Экологический урок по математике....