календарно-тематическое планирование по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

Шишова Ирина Анатольевна

природоведение 5 класс, биология 6класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_6_klass.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ разд

Наименование раздела программы

Дата

№ урока

Тема урока

Форма (тип) урока

Основные понятия и термины

Требования к уровню подготовки обучающихся (ЗУНЫ)

Оборудование

Практическая часть программы

Дом. Задание.

1

Введение (1 час).

1

Наука о растениях – ботаника. Мир растений.

Царство, ботаника, биология, культурны

е

дикорастущие

растения.

Однолетние

,

двулетние,

многолетние

растения,

жизненная

форма.

Знать основные царства живых организмов;

Роль растений в природе и жизни человека. Уметь самостоятельно наблюдать за изменениями растений  в природе

Гербарий, табл. «Жизненные формы растений».

Вводный инструктаж по т./б. в кабинете биологии

Стр.  3 -6

§1

2

Общее знакомство с растениями (3 часа)

1

Строение растений. Семенные

и споровые растения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Органы, растения, вегетативное тело,

побег,

спора,

гаметы.

генеративные органы

Знать органы цветкового растения, условия жизни и среды обитания растений уметь самостоятельно вести фенологические наблюдения; выполнять упражнения в рабочей тетради по заданию учителя.

Л. р. № 1 «Знакомство

с

цветковым

растением».

Л.р. № 2

«Споры у

папоротников».

§2

2

Растение - организм.

Условие жизни

растений. Среды жизни

растений.

Комбинированный урок.

Факторы, среда,

абиотические

факторы,

биотические,

антропогенные. Водная, Наземно-воздушная, почвенная, организменная среда

§3-5

3

Осенние явления в

жизни

растений(экскурсия).

Урок изучения и первоначального закрепление новых знаний.

Блокноты, карандаши, папки для гербаризации листьев.

Повт. §3-5

3

Клеточное строение растений (5 ч)

1

Увеличительные приборы.  Приготовление

микропрепарата.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Микроскопы, линзы, микропрепараты.

Знать особенности  строение растительной клетки, процессы жизнедеятельности клетки, типы растительных тканей, их функции, знать устройство увеличительных приборов и их значение; уметь называть структуры клетки, узнавать их по немому рисунку, называть роль хромосом, объяснять биологическое значение движения цитоплазмы, уметь отличать старую клетку от молодой, выполнять упражнения в рабочей тетради по заданию учителя.

Микроскопы, лупы.

Л. р. №3 «Приготовление

микропрепарата».

§6

2

Строение растительной клетки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оболочка,  цитоплазма,  ядро,

вакуоль,

пластиды,

хлоропласты.

Микроскоп,  микропрепараты,  табл.

«Схема

строения

растит.

клетки».

Л. р. №4 «Рассмотрение клеток

лука».

§7

3

Жизнедеятельность

клетки.

Комбинированный  урок.

Обмен веществ, движение цитоплазмы.

Табл. «Растительная клетка».

§8

4

Ткани растений и их виды.

Комбинированный  урок.

Ткань, основная, покровная, проводящая

Комплект карточек с названиями терминов,  Табл. «Микроскопическое строение листа»,

§9

5

Обобщающий  урок по теме

«Клеточное строение  растений».

Урок совершенствования  ЗУН

Табл. «Микроскопическое строение листа», микроскоп.

§ 6 – 9

4

Органы цветковых растений (15 ч)

1

Семя.  Внешне и  внутреннее  строение  семени.  Условия прорастания семян.

Значение семян.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Однодольные,   двудольные растения,  эндосперм,  семядоли.

Прорастание ,

теплолюбивые

холодостойкие растения.

Знать особенности строения семян однодольных и двудольных растений; особенности строения побега, листа, почек; типы корневых систем, строение цветка, типы соцветий. Способы опыления растений. уметь определять возраст по спилу, объяснять механизм образования годичных колец.

Табл. «Строение семени фасоли», «строение семени пшеницы».

Л. р. №5 «Рассмотрение  строения  семени  фасоли».

§10 - 12

2

Корень. Внешнее строение корня.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Мочковатая,  стержневая

, главный,

боковой,

придаточный корень,

корневой

чехлик,

корневые

волоски.

Табл. «Типы  корневых систем», гербарии.

Л. р. №6 «Строение корня. У проростка

тыквы».

§13

3

Внутренне   строение

корня.

Значение

корней и

их

разнообразие.

Комбинированный урок.

Зоны роста,  деления, всасывания.

Корнеплоды,

корневые

шишки,

воздушные

корни.

Табл. «Клеточное

строение корня».

§14 - 15

4

Побег.

Строение и значение

побега.

Комбинированный урок.

Побег, узел.

междоузлие,

пазушные.

верхушечные

, боковые

почки.

Табл.

«Побеги

Растений ».

§16

5

Почка.

Внешнее

и внутреннее строение почки.

Комбинированный урок.

Почка,

вегетативная,

генеративная

конус

нарастания.

Табл. «Строение почек», «Листорасположение»,комплект карточек с названием терминов, лупы, побеги деревьев.

Л. р. №7

«Строение вегетативных и

генеративных почек».

§17

6

Обобщающий урок по теме: «Корень. Побег».

Урок совершенствования ЗУН.

Табл. «Строение почек», «Листорасположение».

Повтр.

§13-17

7

Лист. Внешнее

и  внутреннее строение листа.

Урок изучения нового материала.

Простые, сложные листья,

параллельное

, дуговое,

перистое жилкование.

Устьица,

замыкающие  эпидерма, столбчатая, губчатая, ткань, фотосинтез.

Табл. «Строение устьица», гербарии.

§18 стр. 66-68

8

Значение  листа в

жизни

растений.

Комбинированный урок.

Гербарии.

§19

9

Стебель. Внешнее и внутреннее   строение

стебля. Многообразие

стеблей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Стебель, удлиненный,   укороченный,

сердцевина,  древесина.

кора, луб,

камбий,

сосуды,

трахеиты,

ситовидные

трубки.

Инструментарий, ветка  дерева.

спилы.

Табл.

«Внутренне

е строение

стебля».

Л. р. №9 «Внешнее и внутренне  строение

стебля».

§20- 21

10

Видоизменение подземныX побегов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Столоны,  клубень, луковица, усы, корневище.

Табл. «Видоизменённые побеги».

Инструмент

арий,

луковицы.

клубень

Л. р. №10 «Внешнее и внутреннее

строение

корневища

клубня луковицы».

§22

11

Обобщающий  урок по теме: «Лист. Стебель».

Табл. «Видоизменённые побеги»внутреннее строение стебля., строение устьица.

Повт.

 §18, 20, 21

12

Цветок.  Строение  и

значение цветка.

Урок изучения нового материала.

Цветоножка, лепестки, пестик, тычинка, цветоложе, однодомные, двудомные растения.

Табл. «Строение цветка».

§23

Стр. 85 - 86

13

Соцветия.

Комбинированный урок.

Простые, сложные соцветия.

Табл. «Соцветия» , «Строение цветка», гербарий.

Л.р. №11 «Рас смотрение

соцветий».

§23

стр86 -88

14

Цветение и опыление растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Опыление,  самоопыление,

перекрестное опыление.

Гербарий,  DVD фильм BBC «Живая природа».

Л. р. №12 «Рассмотрение цветков  насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений».

§24

15

Плод.  Разнообразие и значение плодов.

Комбинированный урок.

Околоплодник,  покрытосеменные растения,

типы плодов.

Плоды и семена растений.

§25 -  26

5

Основные

процессы

жизнедеятельности

ости растений

(7ч).

1

Корневое питание

растений.

Комбинированный урок.

Питание,

удобрение,

микроэлементы, макроэлементы,

подкормка: сухая, жидкая.

Знать определения терминов, способы вегетативного размножения растений, механизм оплодотворения цветковых растений; механизм процессов фотосинтеза; уметь объяснять признаки отличия фотосинтеза от дыхания, применять способы вегетативного размножения растений на практике.

Коллекции удобрений.

§27

2

Воздушное  питание

растений.

Космическая роль

зеленых

растений.

Комбинированный урок.

Фотосинтез,  АТФ,

автотрофные

организмы.

Модель листа, гербарии.

§28- 29

3

Дыхание у  растений. Обмен веществ.

Комбинированный урок.

Дыхание, обмен веществ.

Комнатные растения.

Л. р. №13 «Знакомство с

растениям  разных экологических групп по

отношению к воде».

§30

4

Значение  воды в жизнедеятельности растений.

Комбинированный урок.

Мультимедиа.

§31

5

Размножение и  оплодотворение у цветковых растений.

Изучение нового материала.

Размножение:  бесполое,

вегетативное, спорами, зигота,

гаметы,

яйцеклетка,

оплодотворение, зародышевый мешок.

Табл. «Двойное

оплодотворение у цветковых растений».

§32

6

Вегетативное  размножение

растений.

Использование

вегетативного

размножения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вегетативное  размножение, прививка, подвой, привой.

Л. р. №14 «Черенкование

комнатных растений».

§33

7

Рост и  развитие растительного организма. Взаимосвязь роста и развития от условий окружающей среды.

Комбинированный урок.

Состояние  покоя, сезонная периодичность.

§35- 36

6

Основные отделы царства растений (9ч)

1

Понятие о

систематике

растений.

Комбинированный урок.

Вид, сем-во, классы, роды, отдел.

Знать основные таксоны систематики и классификации; общую характеристику водорослей, мохообразных, папоротникообразных. Голосемянных и покрытосемянных растений; уметь составлять формулы цветов различных семейств, объяснять биологическое значение соцветий.

Гербарий.

§37

2

Водоросли.  Общая характеристика.

Многообразие водорослей.

Изучение нового материала.

Слоевище,  таллом.  Бурые, красные водоросли.

Табл. «Внешний вид одноклеточных».

Л. р. №15

«Определение

одноклеточных

водорослей в

аквариуме».

§38- 39

3

Отдел мохообразные. Общая характеристика.

Комбинированный урок.

Спорофит,  гаметофит.

Табл. «Зелёный мох.  Сфагнум»

Л. р. №16 «Изучение  внешнего

вида

мохообразных

растений»

§40

4

Отдел  папоротникообразные. Общая хар-ка.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Заросток,  архегоний, антеридий.

Табл. «Папоротникообразные».

Л. р. №17 «Изучение

внешнего

вида

папоротниковых растений».

§41

5

Отдел  Голосеменные. Общая хар-ка.

Изучение нового материала.

Голосеменные растения.

Табл. «Цикл развития хвойныX».

Л. р. №18 «Изучение внешнего

вида хвойных

растений».

§42

6

Отдел  покрытосеменные. Общая хар-ка.

Комбинированный урок.

Двудольные и

однодольные растения.

Комнатные растения.

Л. р. №19 «Знакомство с

разнообразием

покрытосеменных

на примере цветковых

растений».

§43

7

Семейство  двудольных

цветковых

растений.

Семейство

розоцветные. Семейство  мотыльковые.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Признаки семейств   розоцветных и мотыльковых растений, симбиоз.

Табл. «Сем-во

розоцветные»,

«Гербарий».

Табл. «Сем-во

бобовые»,

гербарий.

Л. р. №20 «Выявление

признаков сем-в по

внешнему

строению

растений».

§44

8

Семейство  крестоцветные,

пасленовые.

Комбинированный урок.

Признаки семейств крестоцветных и паслёновых растений.

Табл. «Дикая редька», «Сем -во

Пасленовые».

§44

стр. 161-162

9

Сем-во  класса

однодольные:

лилейные,

злаки.

Комбинированный урок.

Признаки семейств лилейных растений и злаковых.

Табл. «Сем-во

лилейные.

злаки»,

гербарий.

§45

стр.

164-

168

7

Историческое развитие растительного мира на Земле (2ч).

1

Понятие

об эволюции растит.

Мира. Эволюция

высших растений.

Изучение нового материала.

Эволюция,

эукариоты,

прокариоты,

искусств.

Отбор.

Иметь представление о эволюции растительного мира высшим растений.

Иллюстрации древних  растений, табл. «Эволюция растительного мира».

§46-

47

2

Многообразие и

происхождение

культурных

растений.

Дары

Старого и

Нового

света.

Комбинированный урок.

Селекция.

Книга для чтения по ботанике.

§48-49

8

Царство Бактерий

(2ч).

1

Бактерии -древнейшая группа организмов

Изучение нового

материала.

Клеточная стенка.

Знать особенности строения прокариотической клетки; роль бактерий в природе и жизни человека; уметь объяснять способы защиты продуктов питания от бактерий, защиты человека от заражения болезнетворными бактериями; выполнять упражнения в рабочей тетради.

Табл.

«Бактерии».

§50

2

Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе.

Комбинированный урок.

Бактерии-сапрофиты , паразиты, симбионты

§51 -

52

9

1

Общая хар-ка царства грибов.

Изучение нового

материала.

Плодовое тело, гифы, мицелий.

Знать особенности строения шляпочных и плесневых грибов; знать меры оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами; уметь различать ядовитые и съедобные грибы; давать определение терминам сапрофиты, паразиты, выделять признаки царства грибов, характеризовать особенности жизнедеятельности грибов; выделять особенности строения лишайников; узнавать компоненты лишайников по немому рисунку.

Табл. «шляпочные Грибы

», мультимедиа

§53 стр. 194-196

2

Плесневые грибы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Плесневые грибы.

Табл.

«Плесневые

грибы»,

микроскоп,

плесень, мукор.

Л. р. №21

«Изучение

строения

плесневых

грибов».

§53 стр. 196-198

3

Многообразие и

значение грибов.

Комбинированный урок.

Шляпочные, паразитические  грибы.

Табл. «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», мультимедиа.

§54

4

Лишайники.

Урок изучение

нового

материала.

Слоевище.

Табл.

«Лишайники».

§55

10

Природные сообщества (2ч).

1

Понятие о

природном

сообществе,

биогеоценозе,

экосистеме.

Многообразие

природных

сообществ.

Изучение

нового

материала.

Биоценоз, биогеоценоз, экосистема

Знать понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема, природное сообщество; черты приспособленности растений к совместной жизни в природном сообществе; причины смены природных сообществ; уметь работать в тетради по заданию учителя; давать определения терминам симбиоз, паразитизм. Приводить примеры растительных сообществ

Биоценоз пресного водоёма.

§56

2

Приспособленность растений к

совместной

жизни в

природном

сообществе.

Смена

природных

сообществ.

Комбинированный урок.

биоценоз пресного водоёма.

§57

11

Заключение (1 час)

1

Прощай, ботаника?

Урок совершенствования ЗУН.

Обобщить и закрепить знания учащихся по пройденному материалу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...