Рабочая программа
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, 2009 год издания. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование учебника для общеобразовательных учебных заведений:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая». 5 класс – М.: Дрофа, 2009. Согласно действующему учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 5-х классах обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой 68 часов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc57.5 КБ
Microsoft Office document icon 5_klass_setka.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящий календарно-тематический план разработан применительно к учебной программе «Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой, 2009 год издания. Курс «Природа. Неживая и живая» как интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование
учебника для общеобразовательных учебных заведений:
Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая». 5 класс – М.: Дрофа, 2009. Согласно действующему учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 5-х классах обучение природоведению в объеме 2 часов в неделю.
В соответствии с этим реализуется: типовая программа
«Природа. Неживая и живая» (5 класс), авторов В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой 68 часов.
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по природоведению в 5-х классах реализуется
базовый уровень с элементами продвинутого по уровню владения информацией.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В содержание типовой программы авторами (
Пакулова В. М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М. Пакуловой и Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс». – М.: Дрофа, 2007) внесены следующие изменения:

изменено количество часов на изучение темы «Вода» (в тематическом планировании отводится 4 часа вместо 6 часов по программе). Эти два часа распределены на обобщающие уроки по темам «Вселенная» и «Строение и свойства вещества», что связано с достаточной подготовкой учащихся по теме «Вода» в начальной школе и сравнительно небольшим количеством новых понятий.

рекомендуемая программой тема «Растения и животные уголка живой природы» заменена темой «Ваши любимые растения и животные» что позволит расширить знания о растениях и животных научить ухаживать за ними в домашних условиях.

Цели изучения предмета:

освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с
тетрадью с печатной основой:
Пакулова В.М., Иванова Н.В.: Рабочая тетрадь к курсу «Природа. Неживая и живая». 5 кл. – М.: Дрофа, 2007.
В тетрадь включены вопросы и задания, в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения
узнавать изученные объекты, а также их компоненты и свойства. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Тип программы: типовая, базового уровня.

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие темы:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  КУРСА ПРИРОДОВЕДЕНИЯ ДЛЯ 5-х КЛАССОВ

 № п/п

Название темы

Кол-во часов

 

ВВЕДЕНИЕ

2

1.

Вселенная

6

2.

Строение и свойства вещества

11

3.

Электрические явления.

4

4

Воздух.

9

5.

Вода.

4

6.

Горные породы.

4

7.

Почва.

4

8.

Организмы.

6

9.

Растения.

6

10.

Грибы.

2

11.

Животные.

4

12.

Ваши любимые растения и животные.

3

13.

Человек. Его здоровье и безопасность жизни.

3

Итого:

68 часов

 

Требования к уровню подготовки
В результате изучения природоведения ученик 5-ого класса должен
знать/понимать: 

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь:

узнавать наиболее распространённые растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространённых в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Учебно-методическое обеспечение

Красная книга Саратовской области: Грибы. Лишайники. Растения. Животные / Комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратов. обл. – Саратов: изд-во Торгово-промышленной палаты Саратов. обл., 2006. – 528 с.

Красная книга  России. Растения. Словарь-справочник школьник.    О.Д. Ушакова Санкт-Петербург, 2008

Красная книга  России. Животные. Словарь-справочник школьник.   О.Д. Ушакова Санкт-Петербург, 2008

 Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природоведение. Природа. Неживая и живая». Учебник для общеобразовательных учреждений,  5 класс – М.: Дрофа, 2009

Диск. Атлас растений Саратовской области. Л.П. Худякова, 2011

Диск. Атлас позвоночных животных Саратовской области.     Р.Л. Сосновская, 2011

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков природоведения

Название темы урока

Кол-во

часов

Тип и форма урока

Формы контроля

Дата

План

Факт

1

Человек и природа.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

2

Природа неживая и живая (экскурсия).

1

Урок-экскурсия

3

Звёзды на небе.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

4

Земля – наш дом.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

5

Оболочки Земли.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

6

Луна – естественный спутник Земли.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

7

Солнце. Солнечная система.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

8

Солнце. Солнечная система.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

9

Тела и вещества.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

10

Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

11

Вещества и смеси.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

12

Молекулы, атомы, элементы.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

13

Движение частиц вещества.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

14

Взаимодействие частиц..

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

15

Разнообразие веществ.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

16

Физические и химические явления.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

17

Горение.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

18

Окисление.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

19

Строение и свойства вещества. Обобщающий урок.

1

Урок ознакомления с новым материалом

тестирование

20

Электризации тел. Электрические заряды.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

21

Электрический разряд. Молния.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

22

Электрический ток.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

23

Электрические станции на службе у человека.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

24

Воздух – смесь различных газов.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

25

Свойства воздуха.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

26

Вес воздуха и атмосферное давление.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

27

Изменение давления воздуха с высотой.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

28

Нагревание воздуха.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

29

Изменение температуры воздуха с высотой.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

39

Ветер.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

31

Погода и её предсказание. Лабораторная работа «Описание погоды за месяц и сезон».

1

Урок-практикум

32

Воздух, его значение в природе, жизни человека. Охрана воздуха от загрязнения (обобщающий урок).

1

Урок ознакомления с новым материалом

тестирование

33

Три состояния воды.

1

Урок-лекция

фронтальный

34

Тепловое расширение воды.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

35

Температура кипения воды
и плавление льда.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

36

Вода – растворитель. Работа воды в природе.

1

Урок-семинар

фронтальный

37

Внутреннее строение Земли. Горные породы.
Лабораторная работа «Определение свойств минералов и горных пород».

1

Урок-практикум

38

Разрушение горных пород.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

39

Полезные ископаемые. Металлы. Лабораторная работа «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

40

Экскурсия. Изучение работы текучих вод и ветра.

1

Урок-экскурсия

41

Образование почв и их разнообразие.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

42

Состав и свойства почвы. Почва – кладовая Земли.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

43

Влияние растений на почву.

1

Урок-лекция

фронтальный

44

Разрушение почв.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

45

Организм и его свойства.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

46

Где живут организмы..

1

Урок-лекция

фронтальный

47

Экскурсия  в природу:«Разнообразие живых организмов, их относительная приспособленность к условиям среды».

1

Урок -экскурсия

48

Увеличительные приборы.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

49

Строение организмов.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

50

Организмы (обобщающий урок).

1

Урок закрепления изученного

тестирования

51

Признаки растения.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

52

Разнообразие растительного мира.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

53

Строение цветковых растений.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

54

Места обитания дикорастущих растений.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

55

Красная книга растений.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

56

Многообразие культурных растений.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

57

Разнообразие грибов.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

58

Шляпочные грибы.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

59

Признаки животных

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

60

Условия жизни и многообразие диких животных.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

61

Значение диких животных и их охрана.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

62

Домашние животные.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

63

Комнатные растение.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

64

Уход за домашними животными.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

65

Аквариум и его обитатели.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

66

Человек и окружающая среда.

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

67

Как беречь свое здоровье?

1

Урок ознакомления с новым материалом

фронтальный

68

Вредные привычки и их предупреждение.

1

Комбинированный урок

фронтальный

Итого: 68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...