Грибы.
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Малец Владимир Франкович

Разработка открытого урока по теме "Грибы" в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

12 октября 2007 года

План-конспект

открытого урока по биологии в 6 классе.

Тема: Грибы.

Цели:

научить учащихся находить сходство и различие в строении различных царств живой природы;

продолжить формирование понятия единства живой природы;

воспитать у учащихся чувство бережного отношения к родной природе, всему её разнообразию.

Задачи:

научить работать с компьютером во время опроса;

научить распознавать грибы съедобные и ядовитые;

продолжить формировать навыки работы с микроскопом;

обобщить имеющиеся знания о Царствах Бактерии и Грибы.

Оборудование:

живые экспонаты грибов (мухоморов, шампиньонов, маслят, рыжиков, трутовиков, мукора, дрожжей, пеницилла и др.)

муляжи съедобных и ядовитых грибов;

микропрепараты мукора, пеницилла, спор шампиньонов двуспорового и желтеющего;

таблицы «Грибы шляпочные», «Грибы- паразиты», «Плесневые грибы и дрожжи»;

микроскопы, лупы;

персональные компьютеры.

открытки с изображением грибов.

                            План урока:

Оргмомент;

вступительное слово учителя;

обобщение знаний о грибах и бактериях;

демонстрация презентации о грибах на компьютере;

демонстрация живых экспонатов и раздаточного материала;

рассматривание микропрепаратов под микроскопом;

выполнение заданий в рабочей тетради с одновременными ответами отдельных учащихся на тестовые задания на компьютерах;

дополнительный материал (сообщения учащихся, презентация «Сердце спасёт… гриб»)

подведение итогов урока, домашнее задание.

Ход урока

Этот год в нашей стране объявлен годом русского языка и я хотел бы начать урок с определения грибов по «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля . «ГРИБЪ м. губа запд. блица пск. растение более или менее мясистое, без веток, без листьев, без цвета; гриб состоит из корешка или пестика с мочками, и шляпки; исподъ шляпки: мездра, бухтарма.»

Ответьте, чем современное определение гриба отличается от старорусского?

Вот несколько пословиц и поговорок о грибах.

Гриб не хлеб, а ягода не трава.

Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.

Ешь пирог с грибами, а держи язык за зубами.

Без счастья и в лес по грибы не ходи.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Попытайтесь разобраться в их смысле.

Загадки:

На бору, на яру, стоит старичёк, красненький колпачёк?

 Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл?

Шило мотовило, под землёй ходило, перед солнцем стало и шляпу сняло? (Гриб)

А теперь немного поговорим о том, что мы уже знаем о бактериях и грибах.

На какие царства подразделяется всё живое на земле?

Что является мельчайшей структурной единицей всего живого?

Какими двумя способами могут питаться живые организмы?

Чем бактерии отличаются от остальных царств живой природы?

Чем полезны бактерии?

Назовите болезнетворных бактерий, чем они опасны?

Можно ли однозначно разделять бактерии и грибы на вредные и полезные?

Как питаются грибы?

Как размножаются грибы?

Какое строение имеют шляпочные грибы?

Как размножаются грибы?

Что такое симбиоз грибов и растений?

На что обращал внимание человек, давая названия грибам? Объясните названия – подберёзовик, маслёнок, волнушка, рыжик, сморчок, сыроежка, мухомор.

Тесты к теме «Грибы»

Дайте правильные ответы на вопросы:

Каковы типы строения тела грибов?

одноклеточный,

многоклеточная грибница,

доклеточный

Как происходит размножение грибов?

спорами,

частью корня,

семенами,

частью стебля

Как питаются шляпочные грибы?

образуют на свету органические вещества,

готовыми органическими веществами,

только органическими веществами живых организмов

Почему грибы не способны к фотосинтезу?

они живут в почве,

имеют небольшие размеры,

не имеют хлорофилла,

паразитируют на других организмах

Какие грибы живут в симбиозе с корнями деревьев?

дрожжи,

трутовик,

подберёзовик,

дождевик

Какие вещества получают грибы из корней деревьев?

минеральные вещества,

воду,

органические вещества

Какие вещества получают корни деревьев от грибов?

минеральные вещества,

воду,

органические вещества

Жизнь на Земле многообразна и представлена ... царствами живой природы.

одним,

двумя,

тремя,

четырьмя

Живые организмы, состоящие из одной клетки, встречаются среди представителей … царств.

двух,

трёх,

четырёх,

всех

Ни одноклеточные, ни многоклеточные организмы царства грибов не способны образовывать на свету

органические вещества,

неорганические вещества

воду

минеральные соли

5. Демонстрация живых экспонатов : трутовики пяти видов, мухоморы, маслята, рыжики, шампиньоны двуспоровый и желтеющий, бледная поганка, чага, опята

учитель обращает внимание на внешние и органолептические отличия шампиньона двуспорового и желтеющего (последний ядовит и встречается на территории школы и станции Анисовка), мухоморов, особое внимание уделяется чаге как грибу, использующемуся при борьбе с онкологическими заболеваниями

 В это время часть учащихся выполняет тестовые задания на компьютере.

6. На предметных столиках микроскопов находятся микропрепараты , изготовленные самими учащимися : споры шампиньона двуспорового и желтеющего, мухомора, дрожжевые клетки, мукор и аспергилл. Учащиеся должны определить где какой микропрепарат находится.

7.Параллельно учащиеся выполняют в рабочих тетрадях по биологии задания, связанные с грибами. В качестве вспомогательного материала используются наборы открыток с изображением съедобных и ядовитых грибов.

8.По желанию учащиеся самостоятельно подбирали материал о грибах («Грибы-разрушители», «Волшебные круги», «Как же устроено тело хищных грибов?») и сделали устные сообщения с демонстрацией рисунков. В оставшееся время посмотрели презентацию «Сердце спасёт… гриб».

9.По итогам тестирования, устных сообщений и выполненных работ в рабочих тетрадях учащиеся получили оценки за урок. Домашнее задание : Обобщение материала по бактериям и грибам на стр. 47-48.

Литература:

С.П. Вассер. Съедобные и ядовитые грибы Карпат. Ужгород: Карпаты, 1990г.

Жизнь растений. Т.2. Грибы. М.:Просвещение, 1992.

М. Кундзинь, Э. Вимба. Грибы. Фотоальбом. «Лиесма» Рига, 1971.

www.informatika.ru/text/database/biology

Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. Биология в таблицах. 6-11 кл. Справочное пособие. Дрофа. Москва, 2002.

Общая биология.: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /Д.К.Беляев, В.М.Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; М.: Просвещение, 2004.

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.Н.Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа,2002.

Н.Н.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа,2007.

Среда разработки «Macromedia Flash 5.0»

учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие для учителя.- 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса....

Грибы как царство живой природы. Грибы нашего леса. 6 класс

1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,Все равно его найдем: шляпка красная на нем.                            ...

«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».

раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....