тематическое планирование
методическая разработка по биологии по теме

Дьячкова Юлия Мельсовна

тематическое планирование зоологии, общей биологии по Вахрушеву А.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zoologiya.doc107.5 КБ
Microsoft Office document icon obshchaya_bilogiya_9.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса биологии в 7-х класса

«БИОЛОГИЯ. РАЗНООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ: ЖИВОТНЫЕ»

 учитель: Дьячкова Ю. М.

Курс биологии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089). Допущено Министерством образования и науки РФ (письмо № 03-408 от 01.04.2005)

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». В рамках этой Системы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Курс «Биология. Разнообразие организмов: животные »  по федеральному базисному учебному плану рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).

Основные идеи курса:

Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программе строение и функции организмов рассматриваются  не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов и строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.

Исторический подход к явлениям жизни. Историческое воззрение на природу проводится в самого начала изучения предмета в основной средней школе, показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов.

Экосистемный   подход. В программе показана роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.

Сравнительный метод (теория классификаций). Без применения этого научного метода нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода.

Таким образом, на конкретном материале зоологии осуществляется необходимое предварительное введение материала общей биологии (закономерности эволюции, закон зародышевого сходства, биологический прогресс).

                                           

Методическое обеспечение:

1.  Вахрушев АА., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. От амебы до человека. Учебник для 7-го класса. - М.: Баласс, 2005;

2.  Вахрушев АА., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. От амебы до человека. Задачник к учебнику для 7-го класса. - М.: Баласс, 2005;

3.   Электронное пособие «Уроки биологии Кирилла и Мефодия: Животные».

4.  Электронное пособие «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»

Тематическое планирование:

№ темы

название темы

количество часов

1

Введение

1

2

Сравнительный метод

3

3

Отличия животных от других организмов

3

4

Простейшие

5

5

Низшие многоклеточные

8

6

Членистые и моллюски

15

7

Тип хордовые

35

Поурочное планирование:

№ урока

тема урока

примечания

1

Введение

1

Сравнительный метод

3

2

Цель науки - предсказание на основе опыта.

3

Гомология.  Аналогия.

4

Систематика. Искусственная и естественная системы.

Отличия животных от других организмов

3

5

План строения животной клетки.

6

Автотрофный, гетеротрофный и осмотрофный способы питания.

7

Комбинации признаков, отличающих животных от других групп

Простейшие

5

8

План строения простейших.

9

Жизнедеятельность простейших на примере амебы и инфузории-туфельки

10

Понятие о жизненном цикле. Жизненные циклы простейших (амеба, эвглена, грегарина, инфузория, малярийный плазмодий).

11

Роль простейших в биосфере и жизни человека.

12

Представление о природных очагах инфекционных заболевании.

Низшие многоклеточные

8

13

Преимущества и недостатки многоклеточности. Губки.

14

Кишечнополостные  - настоящие  многоклеточные животные

15

Жизнедеятельность и жизненные циклы гидроидных и сцифоидных кишечнополостных

16

Многообразие кишечнополостных.

17

Плоские черви - ползающие животные.

18

Жизнедеятельность и жизненные циклы свободноживущего и паразитических плоских червей. Меры профилактики заражения.

19

Круглые черви. Биологический прогресс на примере круглых червей.

20

Жизнедеятельность и жизненные циклы круглых червей. Паразитические черви и борьба с очагами вызываемых ими болезней.

Членистые и моллюски

15

21

Тип кольчатые черви. План строения кольчатого червя.

22

Образ жизни дождевых червей и их роль в процессе почвообразования.

23

Жизненные циклы кольчатых червей.

24

Общие черты планов строения моллюсков и членистоногих

25

Тип моллюски. План строения моллюсков.

26

Сравнительный анализ брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.

27

 Роль моллюсков в жизни человека

Тип членистоногие. План строения членистоногих.. Сравнительный анализ ракообразных, паукообразных и насекомых.

28

Класс ракообразные. Примеры жизненных форм и жизненных циклов

29

Примеры жизненных форм и жизненных циклов (паук, клещ).

30

Тип членистоногие. Класс паукообразные.

31

Приспособления к жизни на суше.

32

Тип членистоногие. Класс насекомые.

33

Жизненные формы насекомых

34

Многообразие насекомых.

35

Нарушение природных и создание антропогенных сообществ как причина появления «вредителей». Роль насекомых в жизни биосферы и человека.

Тип хордовые

35

36

План строения и жизненные циклы низших хордовых. Биогенетический закон.

37

Позвоночные животные. Бесчелюстные - первые позвоночные.

38

Надкласс рыбы.

39

Жизненный цикл рыб.

40-41

Многообразие рыб.

42

Особенности экосистемы океана.

43-44

Класс земноводные. Важнейшие черты, строения, связанные: жизнью на суше.

45

Размножение и развитие земноводных.

46

Хвостатые и бесхвостые амфибии и их особенности.

47-48

Класс пресмыкающиеся - первые настоящие наземные позвоночные.

49

Размножение и развитие рептилий.

50

Современные отряды и жизненные формы пресмыкающихся.

51

Роль пресмыкающихся в природных сообществах.

52

Возникновение теплокровности.

53-54

Класс птицы. Интенсификация обмена веществ. Полет.

55

Общий план строения.

56

Размножение и развитие птиц.

57-58

Основные экологические группы птиц

59

Роль птиц в природе и в жизни человека.

60

Промысловые и охотничьи птицы и рациональное использование их ресурсов.

61-62

Класс млекопитающие. Интенсификация обмена веществ

63

Происхождение млекопитающих.

64

Размножение и развитие у однопроходных, сумчатых и плацентарных.

65-66

Основные экологические группы млекопитающих.

67

Роль млекопитающих в природе и в жизни человека.

68

Охрана зверей

69

Характерные млекопитающие своей местности.

70

Животные - самый яркий пример биологического прогресса

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

- характерные признаки царства животных;

- строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы г инфузории-туфельки);

- роль простейших в биосфере и жизни человека;

- многоклеточность и ее биологический смысл;

-  отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви: моллюски, членистоногие, хордовые);

-  основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;

- особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;

-  особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезни

- основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;

-  основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;

- важнейшие отряды насекомых;

-  о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;

-  роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей,  общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);

- важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;

- насекомые человеческого жилища на примере своего региона;

- роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;

- классы позвоночных животных;

- приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;

-  особенности размножения и развития представителей разные классов позвоночных;

- роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;

-  о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов;

-  особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;

- роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;

-  о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;

- основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;

- основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;

-  основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона;

- характерных животных своего региона;

- об охране животных, роли заповедников и заказников.

- о гомологии как существенном сходстве;

- важнейшие группы простейших;

-  важнейшие группы кишечнополостных, плоских, круглых и кольчатых червей, моллюсков и иглокожих;

- важнейшие отряды ракообразных и паукообразных;

- о происхождении основных групп животных;

- важнейшие отряды насекомых (прямокрылые, стрекозы, поденки, перепончатокрылые, жуки, двукрылые);

- о происхождении теплокровности.

- сравнивать, находить сходство и отличия важнейших групп животных;

- понимать смысл биологических терминов;

-  проводить наблюдения за жизнедеятельностью животных; сезонными изменениями в природе;

-  ставить простейшие биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- соблюдать правила поведения в кабинете биологии;

- отличать пауков от насекомых;

- уметь осуществлять личную профилактику заболеваний, вызываемых паразитическими беспозвоночными;

- узнавать основные изученные типы животных (по таблице);

-  отличать представителей разных классов позвоночных животных;

- отличать ядовитых животных своего региона;

- соблюдать правила поведения в природе;

- готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.

- сравнивать элементы по их относительному положению в целых;

-  сравнивать целые и их элементы при помощи рядов промежуточных форм; устанавливать соответствие внешне непохожих целых ж элементов при помощи «непрерывных» рядов;

- отличать основные отряды насекомых;

- отличать отряды земноводных, пресмыкающихся;

-  отличать важнейшие экологические группы птиц и млекопитающих.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса биологии в 9-х класса

«Биология. Порядок в живой природе»

 учитель: Дьячкова Ю. М.

Курс биологии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089). Допущено Министерством образования и науки РФ (письмо № 03-408 от 01.04.2005)

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». В рамках этой Системы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Курс «Биология. Порядок в живой природе»  по федеральному базисному учебному плану рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю).

Основные идеи курса:

Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому в программе строение и функции организмов рассматриваются  не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов и строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого.

Исторический подход к явлениям жизни. Историческое воззрение на природу проводится в самого начала изучения предмета в основной средней школе, показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов.

Экосистемный   подход. В программе показана роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах.

Сравнительный метод (теория классификаций). Без применения этого научного метода нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода.

Таким образом, на конкретном материале зоологии осуществляется необходимое предварительное введение материала общей биологии (закономерности эволюции, закон зародышевого сходства, биологический прогресс).

                                           

Методическое обеспечение:

1.  Вахрушев АА., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология. Порядок в живой природе. Учебник для 9-го класса. - М.: Баласс, 2011;

2.  Электронное пособие «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс»

Тематическое планирование:

№ темы

название темы

количество часов

1

Введение

4

2

Цитология. Регуляция на клеточном уровне

7

3

Организменные регуляции

12

4

Регуляция на популяционном и биосферном уровне

12

5

Генетика – наука о наследственности и изменчивости

13

6

Эволюция – регулируемый процесс

12

7

Взаимоотношения человека и природы

8

8

Заключение

1

Поурочное планирование:

№ урока

тема урока

примечания

Введение

4

1

Чудо жизни.

2

Устройство живых систем

3

Уровни организации живого

4

Свойство живого

Цитология. Регуляция на клеточном уровне

7

5

Живая клетка

6

Химические связи решают все

7

Хранение и использование информации

8

Поток энергии через живую клетку

9

Деление клеток

10

«Неживые» паразиты

11

Регуляция на клеточном уровне

Организменные популяции

12

12

Соленость «внутреннего» моря

13-14

Регуляция температуры тела и дыхания

15

Транспортировка веществ  и координация функций

16-17

Размножение – путь в будущее

18

Миллиард лет эволюции за короткую жизнь

19-20

Регуляция собственного развития

21-22

Регуляция на организменном уровне.

23

Повторение

Регуляция на популяционном и биосферном уровнях

12

24

Всё связано со всем

25

Факторы среды и приспособления к ним

26

Экологические ниши и среды жизни

27

Что такое хорошо  и что такое плохо

28

Популяция – одновидное сообщество

29

Регуляция численности

30

Экосистема – круговорот веществ в потоке энергии

31

Экосистема – гармония живого и неживого

32

Жизнь меняет условия своего существования

33

Агросистемы – искусственные экосистемы

34

Биосфера – экосистема экосистем

35

Экология. Повторение.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости

13

36

У истоков науки генетики

37-38

Наследование одной пары признаков

39-40

Наследование двух пар признаков

41

Непарные хромосомы

42-43

Взаимодействие генов

44-45

Изменчивость

46

Генетика и человек

47

Генитика.

48

Повторение

Эволюция – регулируемый процесс

14

49

Эволюция – поиск удачного решения путем проб и ошибок

50-51

Искусственный отбор – альфа и омега селекции

52-53

Естественный отбор – движущая сила эволюция

54

Происхождение вида  - итог микроэволюции

55

Вклад теории эволюции в биологию

56

Кто прогрессивнее: бактерии или человек

58

Как появилась жизнь?

59

Основные события в истории жизни на Земле

60-61

Вехи палеонтологической летописи

62

Эволюционная теория.

63

Повторение.

Взаимоотношение человека и природы

6

64

Наши родственники

65

Из животных в люди

66

Неолитическая революция

67

Прогресс против природы

68

Экологический кризис

69

Взаимоотношения человека и природы

Заключение

1

70

Решение биологических проблем – важнейшая задача человечества

Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

 - о природе устойчивости нормального онтогенеза;

- особенности жизни в разных средах обитания;

- понятие об экологической нише и жизненной форме;

- об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем;

- о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота;

-о природе и профилактике наследственных болезней;

-о происхождении и основных этапах эволюции;

-о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека.

- находить, какие функции клеток и их нарушения сказываются на жизнедеятельности целого организма;

- использовать знания о теории эволюции и экологии для оптимальной борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...