Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Букина Ольга Николаевна

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_sayt.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 99»

Рабочая программа

учебного предмета (курса)  « биология»

                                                                       

для 10 класса

Составитель

Букина О.Н., учитель биологии

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2012 год

Пояснительная записка

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе  средней  общеобразовательной  школы  по  учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы.«Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».

На изучение биологии на базовом  уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для среднего (полного)   общего  образования  программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1час в неделю.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  2. овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы  с различными источниками информации;
  4. воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Задачи:

  1. изучение общих свойств живого, законов его существования и развития,
  2. формирование у школьников системы общебиологических знаний для осуществления интеллектуальной и практической деятельности,
  3. воспитание познавательного интереса путем вовлечения учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия» новых знаний.




Межпредметные связи:

  1. химия,
  2. физика,
  3. история,
  4. основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ),
  5. информационно-коммуникативные технологии.


             Для контроля уровня обученности используется  основная системы:

               Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:

  1. за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
  2. за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.

Формы промежуточной и итоговой аттестации:

  1. устные ответы,
  2. тематические сообщения,
  3. самостоятельные работы,
  4. контрольные работы,
  5. тесты,
  6. зачётно-обобщающие уроки.

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

  1. основные положения биологических теории (клеточная);
  2. строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
  3. сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
  4. вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  5. биологическую терминологию и символику.

Уметь:

  1. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
  2. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
  3. сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процесс естественного и искусственного отбора, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  4. находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.  

      Использовать приобретенные ЗУН для:

  1. соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
  2. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания  в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Информационно – методическое обеспечение

Основная литература:

  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009.
  3. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009.
  4. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 286с.

Дополнительная литература:

  1. «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.
  2. Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
  3. П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 240с.
  4. Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.  
  5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  6.  «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
  7. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  8. http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".

6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  2. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
  3. http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.

Содержание тем учебного курса .

                                         

Введение(2ч.)

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.


Основы цитологии (16ч.)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и  организме человека

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

Размножение и индивидуальное развитие( 7ч.)

Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Основы генетики (8ч.)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных  генетических  задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека

Генетика человека (2ч.)

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Перечень лабораторных и практических работ

Наименование темы

Кол-во часов

Лабораторные работы

Практические работы

1.Введение

2

2.Основы цитологии

16

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»


Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».


Лабораторная работа.№3 «Сравнение  строения клеток растений и животных»  

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов

7

Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

4.Основы генетики

8

Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».


Практическая  работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».


Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

5.Генетика человека

2

Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

Итого:

35

4

4

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/И. Е. Мартынова/

«______» ______________ 20____ г.

Календарно- тематическое планирование

по биологии 10 класс

на 2012 – 2013 учебный год.

№ п/п

Дата проведения урока

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Повторение

(указать тему)

*Практическая часть

**Примечание

Введение 2 часа

1.

3-7 сентября

1

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

2

10-14 сентября

2

Cущность жизни  и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Основы цитологии 16 часов

3

17-21 сентября

1

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки.

4

24-28 сентября

2

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке.

5

1-5 октября

3

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

6

8-12 октября

4

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

7

15-19 октября

5

Строение и функции белков.

8

22-26 октября

6

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

9

5-9 ноября

7

АТф и другие соединения клетки.

10

12-16 ноября

8

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. 

Лабораторная работа № 1. «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

11

19-23 ноября

9

ЭПС. Комплекс  Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения 

Лабораторная работа № 2. «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

12

26-30 ноября

10

Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

Лабораторная работа.№3 «Сравнение  строения клеток растений и животных»  

13

3-7 декабря

11

Неклеточные формы жизни. Вирусы и Бактериофаги.

14

10-14 декабря

12

Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки.

15

17-21 декабря

13

Энергетический обмен в клетке.

16

24-28 декабря

14

Пластический обмен в клетке..Фотосинтез. Хемосинтез.

17

8-11 января

15

Генетический код. Транскрипция.

18

14-18 января

16

Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. 

3.Размножение и индивидуальное развитие организмов 7 часов

19

21-25 января

1

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

20

28-1 февраля

2

Мейоз.

21

7-8 фераля

3

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

22

11-15 февраля

4

Половое размножение. Развитие половых клеток.

23

18-22 февраля

5

Оплодотворение.


24

25-1 марта

6

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный  период. 

Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

25

4-7 марта

7

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Основы генетики 8 часов

26

11-15 марта

1

История развития генетики. Гибридологический метод

27

18-22 марта

2

Моногибридное скрещивание Анализирующее скрещивание. 

Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания».

28

1-5 апреля

3

Дигибридное скрещивание.

29

8-12 апреля

4

Хромосомная теория наследственности.

30

15-19 апреля

5

Взаимодействие неаллельных генов.

Практическая  работа №2 . «Решение элементарных генетических задач».

31

22-26 апреля

6

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола.

32

2-3 май

7

Изменчивость. Виды мутаций. 

33

6-10 май

8

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. 

Практическая работа №3 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм».

5.Генетика человека-2ч.

34

13-17 май

Методы исследования генетики человека. 

Практическая работа №4 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

35

20-24 май

Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.

Итого количество часов:

35

По программе

35

35

              Л.р-4

              П.р-4

Выполнено






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...