кружок для учащихся 5-7 классов "Природотерапия"
элективный курс по биологии на тему

Фальгот Любовь Викторовна

 Программа кружка «  Природотерапия» обращена к обучающимся  5 по 7 классов общеобразовательной школы.  Содержание программы отличается от базового глубиной, практическими занятиями, направленными на изучении сырья местной флоры. Предусмотрена работа с дополнительной литературой, периодикой, что способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности. Научить понимать важность сохранения здоровья, через лекарственные растения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodoterapiya.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

  Программа кружка « Природотерапия»

  Пояснительная записка.

 Программа кружка «  Природотерапия» обращена к обучающимся  5 по 8 класс общеобразовательной школы.  Содержание программы отличается от базового глубиной, практическими занятиями, направленными на изучении сырья местной флоры. Предусмотрена работа с дополнительной литературой, периодикой, что способствует совершенствованию навыков самостоятельной деятельности. Научить понимать важность сохранения здоровья, через лекарственные растения.

   Лекарственными называют растения, биологические вещества которых можно применять для лечения и профилактики заболеваний и животных.

  Данный кружок имеет прикладное значение и предполагает изучение полезных свойств растений на базе регионального материала.

 

 Актуальность кружка

Окружающая нас  природа –солнце, воздух, вода, лекарственные растения использовались человеком еще с древних времен. И с каждым днем интерес к ним не ослабевает. К сожалению, в обществе складывается впечатление о полной безопасности применения средств природы.

 Все в природе  содержит комплекс сопутствующих и балластных веществ, которые также оказывают непосредственное влияние на живой организм, поэтому  существуют ограничения и противопоказания к применению живой и неживой природы. Тем не менее, этот факт не уменьшает потребительского отношения человека к природе. Неумелые заготовки лекарственного растительного сырья привели к тому, что в настоящее время большое количество видов относятся к категории редких и исчезающих и внесены в региональные Красные книги растений, подлежащих охране. Поэтому необходимо знать особенности лекарственных растений, их биологию. Возможности применения с учетом противопоказания к использованию и, что немаловажно, бережно относиться к природе, разумно использовать ее ресурсы.

 Основной целью является развитие умения использовать и применять сырье местной флоры, для укрепления здоровья человека.

 Задачи:

 -Повысить уровень общих и социальных знаний и умений по биологии.

-Сформировать понятие о  природотерапии, значении солнца, воды, животных,  лекарственных растений в жизни человека;  представление о современных достижениях народной медицины, об охране растительного мира вообще и лекарственных растениях в частности.

 -Развивать творческие способности каждого члена кружка.

-Воспитывать  бережное отношение к природе родного края, умение работать в коллективе.

 -Научить работать с дополнительными материалами ( литературами, видеосъемками, фотографированием и.т.д.).

 -Участвовать в конференциях.

 Программа предусматривает следующие формы организации деятельности обучающихся: лабораторные и практические занятия, подготовка сообщений, написание рефератов, оформление и описание гербарных материалов.

Кружок рассчитан на 34 часа в течения года.

 Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

-значение воды, солнца в жизни человека;

-значение животных в жизни человека;

-лекарственные растения, произрастающие в окрестностях места жительства;

-правила сбора и первичной обработки лекарственного сырья;

-применение наиболее часто используемых и распространенных в природе видов лекарственных растений. Противопоказания в использовании;

-принципы рационального использования различных источников природы.

Учащиеся должны уметь:

-определять в природе и по гербарным экземплярам наиболее распространенные виды растений своего края;

-собирать и сушить лекарственное сырье;

- готовить настои, отвары. Ванны и другие формы применения лекарственного сырья;

-применять лекарственные растения при лечении различных заболеваний человека и животных;

-применять полученные знания при изучении базовых дисциплин школьного курса.

-в будущем умело применять  источники природы в  жизненной практике.

Тематический план        

  1. Вводная беседа. Роль растений в жизни челове История траволечения ка.
  2. Мир вокруг нас. Человек – повелитель или дитя природы?
  3. Мир вокруг нас. Экскурсия.
  4. Солнце – друг или враг? Солнечные ванны, загар.
  5. Солнце. Профилактика близорукости.
  6. Эта чудотворная вода.
  7.  Лечение водой.
  8. Цвет. Влияние цвета на самочувствие человека.
  9. Аромат цветов душистых. Лечение травами.
  10. Как приготовить лечебный чай (отвар,настои).
  11. Шиповник. Использование шиповника в народной медицине.
  12. Боярышник, его применение.
  13. Черемуха, рябина.
  14. Профилактика простудных заболеваний.
  15. Профилактика простудных заболеваний.
  16. Иммунитет. Вкусные лекарства(соки).
  17. Иммунитет. Вкусные лекарства(соки).
  18. Иммунитет. Вкусные лекарства(соки).
  19.   Овощные соки.        
  20. Овощные соки.
  21. Лекарства из овощей.
  22. Ароматы трав душистых
  23. Ароматы трав душистых
  24. Ароматы трав душистых
  25. Комнатные растения, применяемые в медицине.
  26. Лекарства из ягод.
  27. Лекарства из ягод.
  28. Звери лечат…(кошки, пчелы и др)
  29. Осторожно! Мы ядовиты! (растения, ягоды)
  30. Природная косметика.
  31. Природная косметика.
  32. Экскурсия «Весенние изменения растения»        
  33. Сбор березовой почки, сосновой шишки, чистотела. Средства из них.
  34. Итоговое занятие. Гербарий первоцветов.

 

 

         

Литература:

  1. ГаммерманН,Ф,, Гром Н,И. Дикорастущие лекарственные растения СССР – М., 1976 -183 с
  2. Определители растений . Под редакцией Мамаева.
  3. Гилева М,В, Попова О.А.и др Сохрани сейчас, чтобы не жалеть потом./ Сборник информационных материалов- Чита, 2001 -50 с.
  4. Дулепова Б.И.Зеленая аптека Забайкалья – Чита, 2000 -99 с.
  5. Лекарственные растения  Читинской области
  6. Лекарственные растения советы по сбору и применению С.Гюринг, Москва 2005г.
  7. Энциклопедия лекарственных растений Мазнев Н.И. издательство «Мартин», 2004г
  8. Атлас лекарственных растений  Читинской области
  9. Красная книга растений  Читинской области
  10. . Газета Первое сентября «Биология»
  11. . Журнал «Биология в школе».

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» (КРУЖОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ)

Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся...

Математический кружок для учащихся 7 классов "Задачи для мудрого школяра".

В данной разработке представлен план работы  математичекого кружка. Занятия в кружке вызывают большой интерес учащихся, повышают мотивацию к предмету....

Кружок по английскому языку для учащихся 3-х классов

В наше время стало совершенно очевидным фактом, что обществу нужны люди, свободно владеющие английским языком. Решению этой проблемы поможет обучение языку детей, начиная с раннего возраста....

Кружок театрализованной песни и сказки на немецком языке для учащихся 5-8 классов

1 Программа включает 3 взаимосвязанных звена: обучение, творческое развитие и воспитание. Все виды музыкальной, театральной и лингвистической деятельности протекают как  творческий познавательный...

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Ручеёк» для учащихся 7 «В» класса.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Ручеёк" может использоваться для развития и обучения детей в школах....

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок «Колобок» для учащихся 1-х классов.

Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Колобок" может использоваться в детских садах, начальной школе для развития и обучения....

ПРОГРАММА дополнительного образования: кружок интеллектуалов учащихся 8-11 классов и учителей СОШ № 19 «Эрудит»

  Занятия в интеллектуальном клубе «Эрудит» помогают развить интеллектуальную и познавательную активность обучающихся....