Содержание и методы работы с одаренными детьми
статья по биологии (5 класс) по теме

Расскрываеться опыт работы с одаренными детьми. Применение различных форм и методов работы по раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_i_metody_raboty_s_odarennymi_detmi.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

.            

                  К.К. Разгалиева, учитель биологии МОУ"Аксарайская СОШ"

       

                             Содержание и методы работы с одаренными детьми.                                        

 В настоящее время не существует четкого определения одаренности . Значительные трудности в определении понятия одаренности связаны с общепринятым пониманием этого термина , когда одаренность рассматривается как синоним таланта. В основе определения одаренности можно выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству .Непременная отличительная черта одаренного ребенка -оригинальность его мышления , выражающаяся в непохожести ,нестандартности решения. Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью .как правило , их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство - это громадное упорство в области их интересов.  

С точки зрения А.И. Доровского, одаренность- своеобразное сочетание способностей у человека . Единство , которое они составляют в своем взаимодействии, приводит к высоким достижениям.

Каких детей надо называть одаренными ? Традиционно детей , значительно опережающих своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующих выдающиеся специальные способности , например музыкальные, художественные, математические, исследовательские и др., называют одаренными.  

Можно ли выявить признаки одаренности у ребенка? Однозначно ответить на это вопрос сложно . Пока нет комплексной диагностики , позволяющей  определить общую и специфическую одаренность . склонность ребенка к тому  или иному  виду творчества. В повседневной жизни мы  часто не замечаем , что каждый ребенок  талантлив по –своему. Одаренность обнаруживается тогда , когда ей удалось проявиться и закрепиться.

В.М. Слуцким выделены следующие признаки одаренных детей:

1. Высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали , что у таких детей повышена биохимическая и электрическая  активность мозга.

2. Уже в раннем детстве одаренных детей отличает способность прослеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации , их внутримозговая система является более разветвленной , с большим числом новых связей .

3. Они обычно обладают отличной памятью , которая основана на раннем овладении речью . и абстрактным мышлением .

4. Способность классифицировать и категоризировать  информацию и опыт . умение широко пользоваться накопленными знаниями.

5.Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы.

6. Повышенная концентрация внимания на чем –либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Одаренность имеет свои врожденные , генетические предпосылки , которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания. В социальной среде, под влиянием обучения и воспитания. Помочь ребенку найти то единственное ,в чем он может быть успешен, а далее организовать деятельность в этой сфере – задача педагога.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется  программой и спецификой школы.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для  таких детей самоценным. А главное , нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям  и способам. Методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных , интеллектуальных и физических усилий.

       Методы и формы работы с одаренными учащимися , прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школ и в тоже время  отличаться определенным своеобразием.

Могут использоваться, в частности . тематические и проблемные миникурсы,

« мозговые штурмы» во всех  вариантах. Ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов. Прежде всего, методы и формы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

  Основной формой организации  учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную  познавательную деятельность. Диалоги, дискуссии. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы. В различных практикумах и при проведении лабораторных работ в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.  

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсов вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.            

    В современной педагогике и образовательной практике обучение одаренных детей чаще всего рассматривается как глобальная педагогическая задача. В соответствии с философией  этого подхода гений, талант не принадлежит отдельному человеку  или стране. Где он родился,- они достояние планеты. Поэтому дети должны находить поддержку в сфере образования , где бы они ни родились и не жили  .

                                                                                                                                                                              На протяжении многих лет в нашей школе   учителя - предметники выработали целую систему  и создали свою программу НОУ " Эрудит".

 Деятельность НОУ регламентирована нормативными документами : Положение о НОУ, Устав НОУ. Более 10 лет  являюсь  куратором  естественно- научного цикла.

Цель программы : 

      Развитие у учащихся интереса  исследовательской деятельности, склонности к выполнению сложных заданий , способных мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

Задачи:

● выявить способных и одаренных детей,  проявляющие интерес к предмету ;

●использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

●развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

●воспитание активной  гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры учащихся.

Модель  системы работы  с одаренными детьми :

Направления  работы:

● диагностика- изучение личности учащихся.

●работа со способными и одаренными учащимися на уроках биологии;

● внеклассная  работа

Методы работы:

анкетирование , опрос;

●собеседование;

●тестирование;

●анализ литературных источников;

●творческие работы;

● метод исследования проблемы

 ●научно-практические работы.

        

Исходя из общего плана учебно-воспитательной работы на учебный  год, я –как учитель предметник, классный руководитель , куратор , руководитель кружка , методист и прежде всего воспитатель , системно планирую целый ряд мероприятий по обеспечению занятости обучающихся во внеурочное время.

На территории  школьного двора , пришкольного участка, набережной была создана «Экологическая», которая используется на уроках биологии, кружковой работе, в НОУ и классном руководстве.

Часто использую во внеурочное время, совершаю походы на природу по маршрутному листу, в лесопосадку. Организую экологические и биологические мероприятия : конференции, конкурсы, интеллектуальные игры, акции, семинары, круглые столы, тренинги, КВН и т.д. Выезды и посещение Краеведческого музея . исторических памятников  культуры: Астраханского кремля, армянских  и персидских подворий, ботанического сада в ККР «Октябрь» г. Астрахани, музея АГПЗ в Аксарайске, лаборатории охраны окружающей среды, очистных сооружений АГПЗ, биолого-экологического центра при станции «Юннаты» в п. Мошаик.

Развивая творческую активность обучающихся , учитель сам  должен прежде всего быть творчески активным. Кредо моей педагогической деятельности – «Движение – это жизнь, а жизнь это творчество»

                               Результаты и достижения

2000г.- заняли  І место на районном слете экологов, защищали честь района на ІV  Областном научно- практическом слете экологов в лагере с. Яксатово, отмечены почетной грамотой.

2000г.- победители областного конкурса» Пришкольный участок», после чего были делегатами Астраханской области на ІV Всероссийском  конкурсе УПБ и учебно - опытнических работ на пришкольных участках в г. Ставрополь.Были отмечены дипломами и памятными призами.

2000г.- областная конференция « За единство с природой»,  отмечены грамотой и благодарственным письмом.

2004г.- защищали и осуществляли проект « Благоустройство и озеленение школьного двора».  Победители районного , областного и ІV Всероссийской акции « Я – гражданин России !», детский гражданский форм ВДЦ «Орленок»

2004г.- АГТРК «Лотос», круглый стол по социальному проектированию « Я гражданин России!», прямой эфир.

2006г. Победители областного смотра – конкурса учебно-опытнических участков в номинации « Село».

2006г. –Областная научно-практическая конференция « Молодые  исследователи природы» ( 2 место)

2006г.-Областная детская молодежная экологическая конференция « За единство с природой» ( лауреат).

2006г. – Международный детский экологический  форм» Зеленая планета-2006» конкурс фотографии ( диплом 3 степени)

2006г. Областная заочная сессия экологов , игра- -конкурс « Биржа экологических знаний» ( грамота)

2007г. – Общероссийская историко- краеведческий марафон «Зеленая планета», посвященная 180-летию Российского лесничества акция « Накормите птиц зимой», проект «Орловский лес», ( грамота, благодарственное письмо)

2008г. Участие в І международном фестивале молодежи России и стран СНГ « Дружба не знает границ» в Астраханской области и проведение интеллектуальной игры »Край наш Астраханский» ( грамота).

2009г- Областная детская и  молодежная конференция « За единство с природой» ( диплом 2 степени , благодарственное письмо)

2010г.- Областная научно- практическая конференция « Молодые исследователи природы» ( грамота, благодарственное письмо).

2011г. Областная научно- практическая конференция « Молодые исследователи природы» ( сертификат , благодарственное письмо)

2012 г.  Областной конкурс « Моя малая Родина» ( призовая грамота, диплом, благодарственное письмо)

Перспективы  работы  :  продолжение работы с одаренными детьми , создание экспериментальной  площадки по исследовательской  работе.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми

      Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.  Смысл утверждения в том, что нужн...

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Доклад: «Формы и методы работы с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам»

Признаки мотивационного аспекта поведения одаренного ребенка.Методы обучения - важный фактор успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качес...

Формы и методы работы с одаренными детьми в области исследовательской деятельности

Не существует сколько-нибудь досто­верных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской раб...

Формы и методы работы с одаренными детьми (из опыта работы)

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные ...

Содержание и технология работы с одаренными детьми

Содержание и технология работы с одаренными детьми...

Приемы и методы работы с одаренными детьми ( из опыта работы ).

В работе приведены примеры приёмов работы с учениками , проявляющими интерес к математике .  Но данный материал может быть использован и для того , чтобы количество таких учеников стало значитель...