Всероссийский урок экологии.
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Бобрышева Елена Алексеенва

Наша планета страдает от воздействия человечества. Будущие поколения должны проявить заботу о нашей планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekologii.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Война человека с природой»

Цель урока:

Образовательная: изучить глобальное и региональное воздействие антропогенных факторов на окружающую среду и основные пути решения проблем экологического кризиса.:

Развивающая: продолжить развитие умений выявлять причинно-следственные связи и поиски путей решения противоречий между обществом и природой; развитие четкости и образности речи учащихся.

Воспитательная: воспитание чувства  личной ответственности за сохранение и улучшение среды нашей жизни;

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический.

План сетка

№ п/п

Этапы урока

Время, мин

Основные вопросы содержания

Методы обучения

Средства обучения

1

Организационный

 момент

1-2 мин.

Приветствие, проверка отсутствующих, организация учебной работы

словесный, беседа

2

Постановка целей и задач урока

1-2 минуты

Сообщение цели и задач  урока

словесный

Доска

3

Актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний, умений и навыков

2 мин.

Сообщение актуализации темы урока.

словесный

План конспект

4

Передача и усвоение новых знаний, умений и навыков

20 мин.

Словесный, наглядный и  иллюстративный

Доп. иллюстрации, презентация.


5

Закрепление нового материала


10 мин.

Словесный, письменный

6

Подведение итогов

1-2 мин.

Вывод

словесный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный момент


Здравствуйте, Ребята! Садитесь. Кто сегодня на уроке отсутствует?

Ученики приветствуют учителя, присаживаются и называют отсутствующих

Постановка темы и целей урока

Сегодня мы проводим Всероссийский урок экологии. Тема урока «Война человека с природой» мы познакомимся как человек взаимодействует природой и определим основные пути решения экологических проблем. 

 

Актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний, умений и навыков

Человек начал негативно влиять на природу с того момента, как выделился из животного мира, но у биосферы хватало ассимиляционного потенциала, чтобы противостоять этим воздействиям.

Антропогенные загрязнения биосферы различного происхождения и масштаба (механические, физические, химические, биологические и биотические) пагубно влияют на состояние биосферы и здоровье человека. Поэтому данной проблеме уделяется большое внимание со стороны экологов.

Предполагается, что в результате своей активной деятельности, человек наносит огромный вред всем оболочкам Земли, при этом существуют некоторые способы решение существующих и предполагающихся проблем.



Передача и усвоение новых знаний, умений и навыков

(Слайд) Эпиграф

«Увлеченные удовлетворением своих потребностей,

мы начинаем забывать о том,

что человек не царь природы,

а составная ее часть,

что Земля - наш общий дом

и о нём нужно заботиться ,

как о своей крепости.»



Многие виды деятельности человека можно считать особыми экологическими факторами, которые получили название антропогенных. Масштаб действия антропогенных факторов в последнее время становится сопоставимым с действием геологических сил.

- Как вы понимаете слово «воздействие»?

(ученик) Воздействие - непосредственное влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду. Все виды воздействия можно объединить в четыре типа: преднамеренное, непреднамеренное, прямое и косвенное (опосредованное).


(слайд)  Воздействие человека на оболочки Земли


Преднамеренное воздействие происходит в процессе материального производства с целью удовлетворения определенных потребностей общества.(Слайд) К ним относятся: добыча полезных ископаемых, строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, оросительных каналов, ГЭС), вырубка лесов для расширения земледельческих площадей и для получения древесины и др. Непреднамеренное воздействие возникает побочно с первым типом воздействия, в частности, добыча полезных ископаемых открытым способом приводит к понижению уровня грунтовых вод, к загрязнению воздушного бассейна, к образованию техногенных форм рельефа (карьеры, терриконы, хвостохранилища). Строительство ГЭС сопряжено с образованием искусственных водохранилищ, которые воздействуют на среду: вызывают повышение уровня грунтовых вод, меняют гидрологический режим рек и т. д. При получении энергии из традиционных источников (уголь, нефть, газ) происходит загрязнение атмосферы, поверхностных водотоков, подземных вод и пр.

Как преднамеренные, так и непреднамеренные воздействия могут быть прямыми и косвенными.

Как преднамеренные, так и непреднамеренные воздействия могут быть прямыми и косвенными.

Прямые воздействия имеют место в случае непосредственного влияния хозяйственной деятельности человека на среду, в частности ирригация (орошение) непосредственно воздействует на почву и изменяет все процессы, связанные с ней.

Косвенные воздействия происходят опосредованно - через цепочки взаимосвязанных влияний. Так, преднамеренные косвенные воздействия - это применение удобрений и непосредственно влияние на урожайность культур, а непреднамеренные - влияние аэрозолей на количество солнечной радиации (в особенности в городах) и т. д.

Воздействие горного производства на среду - многообразно проявляется в прямом и косвенном воздействии на природные ландшафты. Наибольшие нарушения земной поверхности происходят при открытом способе разработки полезных ископаемых, на долю которого в нашей стране приходится более 75% объема горного производства.

В настоящее время общая площадь земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых (уголь, железные и марганцевые руды, нерудное сырье, торф и др.), а также занятых отходами горного производства, превысила 2 млн. га, из которых 65% приходится на европейскую часть страны. Только в Кузбассе угольными карьерами сейчас занято более 30 тыс. га земель, в районе Курской магнитной аномалии (КМА) - не более 25 тыс. га плодородных земель.



(слайд )Воздействие человека наоболочки Земли.


Животные вместе с растениями играют исключительную роль в миграции химических элементов, которая лежит в основе существующих в природе взаимосвязей. Однако хозяйственная деятельность человека сильно повлияла на животный мир планеты.

(Слайд) По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Исчезли такие животные, как тарпан, тур, сумчатый волк, европейский ибис и др.

(Слайд ) В России к началу нынешнего века отдельные виды животных (зубр, речной бобр, соболь, выхухоль, кулан) стали редкими, поэтому для их охраны и воспроизводства были организованы заповедники. Это позволило восстановить популяцию зубра, увеличить численность амурского тигра, белого медведя.

(Слайд) Воздействие на морские экосистемы проявляется в ежегодном поступлении на акватории водоемов огромного количества загрязняющих веществ (нефть и нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, сульфаты, хлориды, тяжелые металлы, радионуклиды и др.).


(слайд) Загрязнение атмосферы.


Атмосфера - внешняя оболочка биосферы. Масса атмосферы нашей планеты ничтожна - всего лишь одна миллионная массы Земли.

Современный состав атмосферы - результат длительного исторического развития земного шара. Состав атмосферы - кислород, азот, аргон, углекислый газ и инертные газы.

(Слайд) В процессе своей деятельности человек загрязняет окружающую среду. Над городами и промышленными районами в атмосфере возрастает концентрация газов, которые обычно в сельской местности содержатся в очень небольших количествах или совсем отсутствуют. Загрязненный воздух вреден для здоровья. Кроме того, вредные газы, соединяясь с атмосферной влагой и выпадая в виде кислых дождей, ухудшают качество почвы и снижают урожай.

(Слайд )По данным ученых ежегодно в мире в результате деятельности человека в атмосферу поступает 25,5 млрд. т оксидов углерода, 190 млн. т оксидов серы, 65 млн. т оксидов азота, 1,4 млн. т фреонов, органические соединения свинца, углеводороды, в том числе канцерогенные, большое количество твердых частиц (пыль, копоть, сажа). [3, c. 204]
Глобальное загрязнение атмосферного воздуха сказывается на состоянии природных экосистем, особенно зеленого покрова нашей планеты.

(Слайд) Кислотные дожди, вызываемые главным образом диоксидом серы и оксидами азота, наносят огромный вред лесным биоценозам. От них страдают леса, особенно хвойные.

(Слайд) Основная причина загрязнения атмосферы - сжигание природного топлива и металлургическое производство.

Воздействие на климат

(слайд )Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере привело к глобальному потеплению климата: средняя температура воздуха повысилась на 0,5 - 0,6 0С.




(слайд )Воздействие на гидросферу


В настоящее время в мире имеется и строится около 30 тыс. водохранилищ, объем вод которых превысил 6000 км3.



(слайд )Воздействие на биосферу


Животные вместе с растениями играют исключительную роль в миграции химических элементов, которая лежит в основе существующих в природе взаимосвязей. Однако хозяйственная деятельность человека сильно повлияла на животный мир планеты.

(Слайд) По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Исчезли такие животные, как тарпан, тур, сумчатый волк, европейский ибис и др.

(Слайд ) В России к началу нынешнего века отдельные виды животных (зубр, речной бобр, соболь, выхухоль, кулан) стали редкими, поэтому для их охраны и воспроизводства были организованы заповедники. Это позволило восстановить популяцию зубра, увеличить численность амурского тигра, белого медведя.

(Слайд) Воздействие на морские экосистемы проявляется в ежегодном поступлении на акватории водоемов огромного количества загрязняющих веществ (нефть и нефтепродукты, синтетические поверхностно-активные вещества, сульфаты, хлориды, тяжелые металлы



(слайд) Загрязнение литосферы

Воздействие на земную кору - человек стал вмешиваться в жизнь земной коры, являясь мощным рельефообразующим фактором. На земной поверхности возникли техногенные формы рельефа: валы, выемки, бугры, карьеры, котлованы, насыпи, терриконы и др. Отмечены случаи прогибания земной коры под крупными городами и водохранилищами, последние в горных районах привели к увеличению естественной сейсмичности.

(Слайд) Антропогенные изменения земной поверхности также связаны со строительством крупных гидротехнических сооружений. К 1988 г. во всем мире построено более 360 плотин (высотой 150 - 300 м), из них в нашей стране 37.

(Слайд )Загрязнение почвы. Почва - важная составляющая часть биосферы. Почва - верхний слой суши, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится.

(Слайд) Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий и городов. Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, многократная распашка земли без соблюдения правил агротехники приводит к возникновению эрозии почвы - разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром. Эрозия в настоящее время стала всемирным злом.

- Какие пути решения экологических проблем вы предлагаете? (Слайд) 


(слайд) Пути решения экологических проблем, возникших в результате антропогенного воздействия



ВЫВОДЫ

1. Выделяют преднамеренное и непреднамеренное воздействие человека на природу.

2. Основная причина загрязнения атмосферы - сжигание природного топлива и металлургическое производство.

3. Антропогенные преобразования вод континентов уже достигли глобальных масштабов, нарушая естественный режим даже крупнейших озер и рек земного шара. Этому способствовали: строительство гидротехнических сооружений (водохранилищ, оросительных каналов и систем переброски вод), увеличение площади орошаемых земель, обводнение засушливых территорий, урбанизация, загрязнение пресных вод промышленными, коммунальными стоками.

4. Влияние на органический мир является последствием загрязнения всех других оболочек. По данным Международного союза охраны природы, с 1600 г. на Земле вымерло 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. Исчезли такие животные, как тарпан, тур, сумчатый волк, европейский ибис и др. Особенно пострадала фауна океанских островов.

5. Наибольшее воздействие на земную поверхность и недра оказывает горное производство, особенно при открытом способе добычи полезных ископаемых. Как уже отмечалось выше, при этом способе изымаются

6. Активная работа во всех областях человеческой деятельности по формированию отношения к природе, разработка рационального природопользования, природосберегающие технологии будущего смогут решать экологические проблемы сегодняшнего дня и перейти к гармоничному сотрудничеству с Природой



Ученики внимательно слушают учителя,


Ученики внимательно слушают учителя, просматривают презентацию.








Ученики внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, смотрят презентацию.










Ученики внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, смотрят презентацию.





Ученики внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, смотрят презентацию.



Ученики внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, смотрят презентацию.







Ученики внимательно слушают учителя, просматривают презентацию













Ученики внимательно слушают учителя, просматривают презентацию







Ученики внимательно слушают учителя, просматривают презентацию





Ученики внимательно слушают учителя, просматривают презентацию












Ученики внимательно слушают учителя, просматривают презентацию



Ученики предлагают свои пути решения экологических проблем.






Закрепление нового материала


Составить договор «О правах природы». ( Класс делится на четыре группы и каждая группа составляет свой договор  оправах природы, зачитывают их)

Ученики отвечают на вопросы.

Заключительный этап


Медленно играет музыка песни «Не  рвите Цветы» (Ю.Антонова) , ученица читает отрывок из стихотворения В. Шеффера  «Человек».  

….Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного материала Всероссийский экологический урок «Экология и культура - будущее России»

Данный материал может быть использован при проведении на уроках природоведения, биологии по экологической теме....

«Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»

Всероссийский открытый урок «Экология и культура- будущее России»Был приурочен Году охраны окружающей среды и экологии. Проведен в рамках недели биологии, экологии,  географии. Сценар...

введение в экологию. презентации к урокам экологии 5 класс

некоторые темы экологии 5 класса в презентациях к урокам...

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК ЭКОЛОГИИ Тема: ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ

Урок проводится для пятиклассников в рамках Всероссийского урока по экологии. Основан данный урок на знаниях, полученных при изучении  предмета «Природоведение с элементами экологии». В проведени...

Отчёт о проведении Всероссийского урока"Экология и энергосбережение"

Урок был посвящён проблеме энергосбережения в нашей стране....

Технологическая карта урока английского языка.УМК: «Spotlight» 9 класс Авторы: В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина.Тема урока: Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет

Технологическая карта урока английского языка.УМК: «Spotlight» 9 класс Авторы: В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина.Тема урока: Всероссийский урок безопасности школьников...