Элективный курс "Экология питания"
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Жихарева Лилия Григорьевна

Программа создана для проведения занятий элективного курса "Экология питания" в 10-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс

«Экология питания»

Автор: Жихарева Л.Г., учитель биологии и географии

МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Усинск

Пояснительная записка:

Актуальность изучения элементов экологии питания связано с тем, что детская и подростковая психика устроена так, что в организации своего питания они отдают предпочтение продуктам широко разрекламированными, с яркими красочными упаковками, не всегда являются полезными и безопасными. Нарастает противоречие между увеличением популярности продуктов относящихся к здоровому питанию и растущей неосведомленностью учащихся о негативном влиянии данных продуктов питания на здоровье. Поэтому, учащиеся, знакомясь с основами здорового рационального питания, узнают свою физиологическую потребность в разных компонентах пищи, формируют научное мировоззрение и осмысленное отношение к своему рациону. В современном мире, ученик должен быть информирован о потенциальных опасностях скрытых в продуктах питания.        

Концепция данной программы состоит в том, что ее содержание предусмотрено реальная практика – ориентированная деятельность учащихся, дающие им возможность для саморазвития, становлению экологической культуры и активной жизненной позиции.

Рабочая программа элективного курса «Экология человека» рассчитана на учащихся 10-10 классов, она расширяет биологические знания в вопросах экологии человека, углубляет знания учения и практические навыки в области гигиены питания и здорового образа жизни.

Занятие проводиться один раз в неделю, всего предполагается 20 частей в любом учебном полугодии.

Цель:  расширение знаний о пище и питание человека, выходящих за рамки школьного курса, удовлетворяющих  познавательный интерес, направленный на формирование знаний и практических навыков в области гигиены питания и здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Формирование знаний, умений и навыков организации рационального питания.
  2. Формирование знаний о пище, как экологическом факторе, об эволюции рационального питания человека.
  3. Формирование знаний первой медицинской помощи при пищевых отравлениях.
  4. Воспитание экологической и потребительской культуры, здорового образа жизни.
  5. Развивать умение использовать знание гигиены питания в повседневной жизни для решения практических задач.

Планируемые результаты

Учащиеся будут уметь:

- составлять, анализировать и корректировать свой рацион питания.

- характеризировать основные загрязнители находящихся в пищевых продуктах и их действие на организм.

- характеризировать порядок номинирования вредных веществ, в продуктах питания.

- характеризировать основные типы пищевых отравлений, оказывать первую помощь.

Учащиеся будут владеть:

- навыком составления рациона питания.

- навыком ориентации в продуктах питания и предпочтении наиболее полезных и безопасных.

-навыками оказания первой медицинской помощи при пищевых отравлениях.


   Учебно-тематический план

N задания

                                  Тема

Кол-во

часов

1

Место экологии питания среди дисциплин экологии и физиологии человека.

1

2

Понятие адаптации человека. Адаптации человека к условиям крайнего севера.

1

3

Рациональное питание в современном мире составление рациона питания для жителей крайнего севера и юга России

Лабораторная работа: «Качественное определение жиров, крахмала в чипсах».

1

4

Экологическая ценность (калорийность) пищи для народов Крайнего севера и различных регионов России.

Лабораторная работа: «Вычисление калорийности питания всех членов семьи».

1

5

Компоненты пищи и последствие из недостаточности. Роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.

1

6

  1. Лабораторная работа:

«Обнаружение белков в продуктах питания».

  1. Лабораторная  работа:

«Цветная реакция на холестерин».

  1. Лабораторная работа:

«Обнаружение углеводов в продуктах питания».

  1. Лабораторная работа:  

«Обнаружение минеральных веществ в продуктах питания (железо)».

  1. Лабораторная работа:

«Обнаружение витаминов в продуктах питания».

1

7

Режим питания. Распределение рациона в течение суток. Общие рекомендации и правила для тех, кто борется с лишним весом.

Лабораторная работа: «комплексный анализ совместного рациона».

1

8

Что мы знаем о диетах? Диетическое питание, кремлевская диета, лечебное голодание, вегетарианство, раздельное питание. Чего больше пользы или вреда от диеты? (подготовка и анализ презентации)

1

9

Зависимость характера пищи от среды обитания.

1

10

Расовые и социальные различия в питании.

1

11

Рацион питания народов Коми, особенности национальной кухни народов проживающие в городе Усинске(украинцы, татары, башкиры, азербайджанцы, чуваши и т.д.).

1

12

Классификация загрязняющих веществ

1

13

Нитраты в продуктах питания.

Лабораторная работа:

«Обнаружение соланина в картофеле, выращенном в городе Усинске».

1

14

Пестициды в продуктах питания рекомендации по их снижению.

1

15

Тяжелые металлы в продуктах питания. Источники загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами. Токсичное  воздействие тяжелых металлов.

1

16

Канцерогены в пище. Принципы здоровых кулинарий.

1

17

Пищевые добавки, как загрязнители продуктов питания.

Лабораторная работа:

«Определение пищевых добавок в продуктах питания, приобретенных в магазинах».

1

   18

Нормированное содержание вредных веществ в продуктах питания. Санитарный и гигиенический контроль продуктов питания ПДК вредных веществ.

1

19

Пищевые отравления и первые помощь.

1

20

Контрольное тестирование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс пред профильной подготовки для учащихся 9 классов "Питание и здоровье ученика"

Элективный курс для учащихся 9 классов.Питание и здоровье учеников” (Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов с ориентацией на естественнонаучный профиль).18 часов...

Элективный курс "Экология питания"

Формирование навыков здорового образа жизни, в том числе пропаганда здорового питания, определены в качестве приоритетного направления социально-экономического развития страны до 2020 года. Понятие «З...

программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Здоровое питание».

Целью данного курса является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии направленные на повышение возможностей человека через культуру питания. Решая вопросы здор...

Элективный курс по химии Химия и здоровое питание

  Элективный курс «Химия и здоровое питание» предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы....

Программа элективного курса по ОБЖ для 9х классов. "Азбука питания"

В программе изложено краткое содержание элективного курса, сформулированы его цели и задачи. Представлено тематическое планирование. Дан список рекомендуемой литературы....

Программа элективного курса «Питание и здоровье»

Предлагаемая программа элективного курса на тему «Питание и здоровье» основана на современных представлениях валеологии и задумана для учащихся профильных классов....

Элективный курс "Питание и здоровье"

Представленный элективный курс для учащихся 9 классов  можно определить как  пред­метно-ориентированный, направленный  на углубление и расширение знаний по предмету, в частности, таких ...