урок биологии в 9 классе
план-конспект урока (биология, 9 класс) по теме

Миронова Нина Анатольевна

Конспект урока по биологии в 9 классе  в рамках экспериментальной работы по проектированию компетентностно – ориентированной образовательной среды (II этап «Осознание генезиса способов деятельности»)

 

Тема: «Решение генетических задач»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_9_klasse.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области

Конспект урока по биологии в 9 классе  в рамках экспериментальной работы по проектированию компетентностно – ориентированной образовательной среды (II этап «Осознание генезиса способов деятельности»)

Тема: «Решение генетических задач»

Учитель биологии

Миронова Н.А

2012год

Цели урока:

  • Формирование умений решать генетические задачи на основе обобщенных способов деятельности  

Задачи:

  1. Формирование познавательных метапредметных умений:

- моделирование

- классификация

- сравнение

-анализ

2. Формирование коммуникативных метапредметных умений:

- формулировать вопрос;

- выдвигать гипотезу;

- находить решение в совместной деятельности

Оборудование: таблица “1и2 законы Менделя», печатная тетрадь.

Ход урока

  1. Организационный момент 

Приветствие учащихся.

Учитель обозначает нахождение учащихся на определенном этапе изучения темы.

      II. Решение задач в совместной деятельности с учителем. (осознание генезиса способов деятельности,проводится  на примере решения ключевых задач).

Учащиеся используют конспект в тетради, условные обозначения.

Фенотип- совокупность всех признаков организма.

Генотип- совокупность всех генов организма.

Гаметы- половые клетки

Ген – единица наследственной информации

Доминантный признак – преобладающий

Рецессивный признак - подавляемый

Р – обозначение родителей

F – гибридное потомство

А,В,С – доминантные гены

а, в, с – рецессивные гены

X – символ скрещивания особей

АА – гомозигота по доминанту

аа – гомозигота по рецессиву

Аа – гетерозигота

Г – гаметы

Алгоритм записи (таблица на доске)

«Моногибридное скрещивание, 1и 2 законы Менделя»

Р1  АА  x   аа                            А – желтая окраска,

        ж          з

Г                                                 аа - зеленая

             

F1        Аа                     1 закон- «Единообразия гибридов первого поколения»

              ж

Р2      Аа      х   Аа

           ж             ж

                                           

  Г        

             

F2       АА:Аа:Аа:аа      2 закон- «Расщепления»

            ж   ж  ж    з

   По Ф  3:1

   По Г   1:2:1

1. Рассмотрение решения ключевых задач.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

   На первых примерах показывается, как используя теорию, решать предложенные задачи.

    Организация деятельности по выполнению заданий на основе обобщенных способов деятельности и способов решения ключевых задач:

- со всем классом на одном уровне сложности, дает обобщенный алгоритм решения генетических задач;

- просит самостоятельно проговорить теоретическое обоснование выполняемых действий по решению задачи;

- записывает на доске этапы решения задачи под диктовку учащихся;

- в случаях затруднения сам объясняет механизм работы теории в данном задании

   Учащиеся включаются в обсуждение:

-  самостоятельно проговаривают теоретическое обоснование действий;

- объясняют, что дано в задаче и как  кратко записать условия задачи;

- записывают решение, проговаривая вслух (как записать фенотипы, схему скрещивания, генотипы, гаметы)

- задают вопросы

    Задача. У гороха желтая окраска семян доминирует над зеленой. От скрещивания гомозиготных желтосемянного и зеленосемянного растения получено 158 семян в F1 и 3256 – в  F2.

  1. Сколько семян в F1 гомозиготны?
  2. Сколько разных генотипов имеют семена F1?
  3. Сколько разных фенотипов имеют семена F2?
  4. Сколько семян F2 могут быть гомозиготными?
  5. Сколько зеленых семян может быть в F2?

Дано:

А – желтая окраска

а – зеленая окраска

F1 - 158 семян

      F2 – 3256 семян

_____________________

Решение:

  1. Записываем схему скрещивания. По условию задачи скрешиваемые растения гомозиготны, следовательно, генотип желтосемянного растения АА, а зеленого – аа.

Р     АА х аа

        ж       з

2.  Определяем типы гамет скрещиваемых особей.

   Р  АА  x   аа                            

        ж          з

Г                                                

             

(типы гамет)

  1. Определяем генотипы и фенотипы потомков F1.

   Р  АА  x   аа                            

        ж          з

 Г                                                  

             

(типы гамет)

F1    Аа

         Ж

        100 %

4. Записываем скрещивание потомков F1

Р        Аа   х   Аа

           ж        ж

5. Определяем типы гамет. Потомки  F1 гетерозиготны, поэтому они образуют по два типа гамет.

 Р      Аа      х   Аа

           ж             ж

                                           

  Г        

   (типы гамет)    

        6. Получаем потомков F2.  

Р       Аа      х   Аа

           ж             ж

                                           

  Г        

             

F2       АА:Аа:Аа:аа      

            ж   ж  ж    з

7. Проводим анализ скрещивания. В F2 произошло расщепление.

   По Ф  3:1

   По Г   1(АА): 2(Аа): 1(аа)

По фенотипу – ¾(желтосемянные растения) : ¼ (зеленосемянные)

По генотипу – 1(АА): 2(Аа): 1(аа)

8. Отвечаем на вопросы задачи.

  1. Все семена F1 гетерозиготны. Поэтому количество гомозиготных семян в F1 – 0.
  2. Количество генотипов в F1 – 1.
  3. В F2 произошло расщепление по фенотипу в  соотношении 3:1, то есть в F2 2 разных фенотипа
  4. В F2 – 3256 семян. Гомозиготны семена с генотипами АА и аа. Они составляют ½ от общего количества семян – 3256: 2=1628
  5. Зеленые семена составляют ¼ от общего количества семян в F2, то есть

     3256: 4=814

 Краткая запись решения задачи в тетради:

   Р  АА  x   аа                            

        ж          з

Г                                                

             

(типы гамет)

F1    Аа

         ж

        100 %

Р       Аа     х   Аа

           ж             ж

                                           

  Г        

             

F2       АА:Аа:Аа:аа      

            ж   ж  ж    з

   По Ф  3:1

   По Г   1(АА): 2(Аа): 1(аа)

Ответ: 1) 0; 2) 1; 3) 2; 4) 1628; 814.

III. Групповая работа учащихся по решению ключевых задач с использованием алгоритма решения генетических задач.

1. Прочтите условие задачи.

2. Введите буквенное обозначение доминантного и рецессивного признаков.

3. Составьте схему 1-го скрещивания и запишите фенотипы и генотипы родительских особей.

4. Запишите гаметы, которые образуются у родителей.

5. Определите генотипы и фенотипы потомства.

6. Составьте схему 2-го скрещивания.

7. Определите гаметы, которые дает каждая особь.

                       Генетические задачи.

  1. Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. Оба ребенка у них были кареглазыми. Определите генотипы всех членов семьи. Известно, что у человека ген, определяющий карий цвет глаз, доминирует над геном, определяющим голубой цвет глаз.
  2. У человека шестипалость является доминантным геном Р, а пятипалость –рецессивным геном- р . Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, где оба родителя гетерозиготные шестипалые? Один родитель- гомозиготный шестипалый, а другой- пятипалый? Оба родителя пятипалые?
  3. Н звероферме получен приплод в 356 норок. Из них 267 норок имеют коричневый цвет меха и 89- голубовато-серый. Определите генотипы исходных форм, если известно, что коричневый цвет доминирует над голубовато – серым.
  4. У собак черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Черная самка скрещивалась с коричневым самцом. Получено 15 черных и 13 коричневых щенков. Определите генотипы родителей и потомства.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель организует деятельность по выполнению заданий.

Выступает в роли консультанта.

Подходит к группам учащихся и просит их:

-  объяснить, что дано в задаче и как  кратко записать условия задачи;

-  проговорить вслух как записать фенотипы, схему скрещивания, генотипы, гаметы.

Отвечает на возникшие вопросы учащихся.

- учащиеся работают в парах или группах равных по способностям;

- выполняют задания, объясняя решение соседу по парте, сравнивая решение с решением соседа по парте;

 - учащиеся могут пользоваться опорными конспектами, обращаться за помощью к напарнику;

 - записывают решение, проговаривая вслух;

-  задают вопросы если что-то не понятно.

IV Подведение итогов урока.

Проводится анализ самостоятельной деятельности учащихся по решению задач, указываются типичные ошибки, на которые нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания.

V Задание на дом.

Задания в печатной тетради:

 стр.41-42, номера 2-5

 стр. 39- 40, номера 4 и 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...