рабочая программа 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) по теме

Маслова Елена Васильевна

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 118

"Школа мудрости" Ворошиловского района

города Ростова-на-Дону

 
 
 
 
«Согласовано»
Руководитель методического объединения ____________________2013г.
 
«Утверждаю»
директор гимназии № 118 ____________________2013г.
 
 
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 7 КЛАССА

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

 


 
 

(Латюшин, В.В. Биология. Животные. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 13-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2012 - 302с.ил.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)


 

Разработчик программы

учитель

Маслова Елена Васильевна

Педагогический стаж 20 лет,

высшая квалификационная категория


 


 


 


 


 


 


 

2013 год

 


Пояснительная записка

 


Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. За основу рабочей программы взята : Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. -М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

В 7 классе учащиеся продолжают знакомство со структурой биологической науки, ее историей и методами исследования, нравственными нормами и принципами отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности животных организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии животных и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производств, основанных на использовании биологических систем.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Результаты изучения курса «Биология. Животные. 7 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 

 


Требования к уровню подготовки обучающихся

 


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • систематику животного мира;

  • особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;

  • исчезающие, редкие и охраняемые виды животных., основные системы органов животных и органы, их образующие;

  • особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;

  • эволюцию систем органов животных;

  • сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;

  • причины эволюции по Дарвину;

  • результаты эволюции.

  • признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;

  • признаки экологических групп животных;

  • признаки естественного и искусственного биоценоза

  • методы селекции и разведения домашних животных;

  • условия одомашнивания животных;

  • законы охраны природы, признаки охраняемых территорий;

  • пути рационального использования животного мира

Учащиеся должны уметь:

  • находить отличия простейших от многоклеточных животных;

  • правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;

  • работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;

  • распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;

  • раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;

  • применять полученные знания в практической жизни;

  • распознавать изученных животных;

  • определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;

  • наблюдать за поведением животных в природе;

  • прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;

  • работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

  • объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

  • понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;

  • отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

  • совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;

  • вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;

  • привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;

  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

  • правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;

  • объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;

  • сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;

  • описывать строение покровов тела и систем органов животных;

  • показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;

  • выявлять сходства и различия в строении тела животных;

  • различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;

  • анализировать доказательства эволюции;

  • характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;

  • устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;

  • доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;

  • объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;

  • правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;

  • распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;

  • выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;

  • определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу, объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;

  • определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам;

  • пользоваться Красной книгой;

  • анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир.

 


Метапредметные результаты обучения

 


Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;

  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

  • выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;

  • абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

  • презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ, устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития;

  • абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла, составлять тезисы и конспект текста;

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

  • конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления;

  • получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из различных источников;

  • конкретизировать примерами доказательства эволюции;

  • составлять тезисы и конспект текста;

  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;

  • получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;

  • анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;

  • толерантно относиться к иному мнению;

  • корректно отстаивать свою точку зрения

  • устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;

  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений; находить в словарях и справочниках значения терминов;

  • поддерживать дискуссию

  • выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;

  • выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны и т.д.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • знать правила поведения в природе;

  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;

  • видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

  • испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;

  • признавать право каждого на собственное мнение;

  • формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;

  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • уметь отстаивать свою точку зрения;

  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.

 


 


 


 


Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник.

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. М., «Дрофа», 2012г.

Рабочая тетрадь к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Тематическое и поурочное планирование к учебнику.

В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. «Биология. Животные». «Дрофа» 2012

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

для учителя:

1) А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. издательства дрофа;

3) Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.;

4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

1. http://www.bugdreams.com/ - - материалы о насекомых

2. http://zooclub.farpost.com - - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

4. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.

  1. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.

  2. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.

  3. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library

  4. www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie

  5. school-collection.edu.ru/.nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.

  6. www.uroki.net/docxim/docxim32.htm

 


 


 


 


 


 


 


Содержание программы

 


Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

Роль зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

 


Многообразие животных. Простейшие и беспозвоночные (21 час)

Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы

Демонстрация Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

Беспозвоночные животные.

Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Многообразие кольчатых червей.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Многообразие моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Знакомство с разнообразием ракообразных.

Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение представителей отрядов насекомых

Многообразие животных. Хордовые животные (21 час)

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения птиц.

Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

 


Строение. Индивидуальное развитие. Эволюция(14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.

Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные и практические работы

Изучение стадий развития животных и определение их возраста. Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Развитие животного мира на земле (3 часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация

Палеонтологические доказательства эволюции.

 


Биоценозы ( 7 часов)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

 

Повторение и обобщение (1 час + 1 час резерва)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 118

"Школа мудрости" Ворошиловского района

города Ростова-на-Дону

«Согласовано»

Руководитель методического объединения                                                                   ____________________2013г.

«Утверждаю»

директор гимназии №         118                                                 ____________________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 7  КЛАССА

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Латюшин, В.В. Биология. Животные. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. - 13-е изд., стериотип. - М.: Дрофа, 2012 - 302с.ил.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Разработчик программы

учитель

Маслова Елена  Васильевна

Педагогический стаж 20 лет,

 высшая квалификационная категория

2013 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.  За основу рабочей программы взята  : Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. -М.: Дрофа, 2010.

        Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

        Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

         В 7 классе учащиеся продолжают знакомство со  структурой биологической науки,                     ее историей и методами исследования, нравственными  нормами и принципами отношения                   к природе.

        Учащиеся   должны   усвоить  и   применять   в   своей   деятельности   основные   положения биологической науки о строении и жизнедеятельности животных организмов, их индивидуальном             и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться  принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии животных и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производств, основанных на использовании биологических систем.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые  являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

        Результаты изучения курса «Биология. Животные. 7 класс» приведены   в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся»             и полностью соответствуют стандарту.

      Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного                      и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными                  в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.    

 

Требования к уровню подготовки обучающихся          

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • систематику животного мира;
  • особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
  • исчезающие, редкие и охраняемые виды животных., основные системы органов животных и органы, их образующие;
  • особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
  • эволюцию систем органов животных;
  • сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
  • причины эволюции по Дарвину;
  • результаты эволюции.
  • признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
  • признаки экологических групп животных;
  • признаки естественного и искусственного биоценоза
  • методы селекции и разведения домашних животных;
  • условия одомашнивания животных;
  • законы охраны природы,  признаки охраняемых территорий;
  • пути рационального использования животного мира

Учащиеся должны уметь:

  • находить отличия простейших от многоклеточных животных;
  • правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
  • работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
  • распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
  • раскрывать значение животных в природе и в жизни человека;
  • применять полученные знания в практической жизни;
  • распознавать изученных животных;
  • определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
  • наблюдать за поведением животных в природе;
  • прогнозировать поведение животных в различных ситуациях;
  • работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
  • объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;
  • понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение;
  • отличать животных, занесенных в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
  • совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств, находясь в природном окружении;
  • вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
  • привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
  • правильно использовать при характеристике строения животного организма, органов и систем органов специфические понятия;
  • объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
  • сравнивать строение органов и систем органов животных разных систематических групп;
  • описывать строение покровов тела и систем органов животных;
  • показать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
  • выявлять сходства и различия в строении тела животных;
  • различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;
  • анализировать доказательства эволюции;
  • характеризовать гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы;
  • устанавливать причинно-следственные связи многообразия животных;
  • доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
  • объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
  • правильно использовать при характеристике биоценоза биологические понятия;
  • распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;
  • выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания;
  • определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу, объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;
  • определять принадлежность биологических объектов к разным экологическим группам;
  • пользоваться Красной книгой;
  • анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и сопоставлять животных изученных таксономических групп между собой;
  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
  • выявлять признаки сходства и отличия в строении, образе жизни и поведении животных;
  • абстрагировать органы и их системы из целостного организма при их изучении и организмы из среды их обитания;
  •  обобщать и делать выводы по изученному материалу;
  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;
  • презентовать изученный материал, используя возможности компьютерных программ, устанавливать причинно-следственные связи при изучении приспособленности животных к среде обитания на разных стадиях развития;
  • абстрагировать стадии развития животных из их жизненного цикла, составлять тезисы и конспект текста;
  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
  • конкретизировать примерами рассматриваемые биологические явления;
  • получать биологическую информацию об индивидуальном развитии животных, периодизации и продолжительности жизни организмов из различных источников;
  • конкретизировать примерами доказательства эволюции;
  • составлять тезисы и конспект текста;
  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение и делать выводы;
  • получать биологическую информацию об эволюционном развитии животных, доказательствах и причинах эволюции животных из различных источников;
  • анализировать, обобщать высказывать суждения по усвоенному материалу;
  • толерантно относиться к иному мнению;
  • корректно отстаивать свою точку зрения
  • устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов;
  • находить в тексте учебника отличительные признаки основных биологических объектов и явлений; находить в словарях и справочниках значения терминов;
  • поддерживать дискуссию
  • выявлять причинно-следственные связи принадлежности животных к разным категориям в Красной книге;
  • выявлять признаки сходства и отличия территорий различной степени охраны и т.д.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

  • знать правила поведения в природе;
  • понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и эстетические чувства от общения с животными;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • формировать эмоционально-положительное отношение сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
  • проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Учебник.

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. М., «Дрофа», 2012г.

Рабочая тетрадь к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. Биология. Животные.                       7 класс. – М.: Дрофа, 2012.  

Тематическое и поурочное планирование к учебнику.

В. В. Латюшин, Г. А. Уфимцева. «Биология. Животные». «Дрофа» 2012

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

для учителя:

1) А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. М.: Дрофа, 2006, - 96 с.;

2) Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. издательства дрофа;

3) Дидактические карточки-задания по биологии: Животные / Бровкина Е.Т., Белых В.И. – М.: Издательский Дом «ГЕНДЖЕР», 1997. – 56 с.;

4) Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.;

5) Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

6) Теремова, Рохлов Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. – («Занимательные уроки»);

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

1. http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых

2. http://zooclub.farpost.com -  - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.

3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.

4. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.

  1. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.
  2. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.
  3. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library
  4.  www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie
  5. school-collection.edu.ru/.nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.
  6. www.uroki.net/docxim/docxim32.htm

Содержание программы

Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа)

        Роль зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Многообразие животных. Простейшие и беспозвоночные (21 час)

        Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы

Демонстрация Живые инфузории. Микропрепараты простейших.

        Беспозвоночные животные.

        Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

        Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация

 Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.

        Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

        Многообразие кольчатых червей.

        Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

        Многообразие моллюсков и их раковин.

        Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Демонстрация

Морские звезды и другие иглокожие. Видеофильм.

        Тип Членистоногие. Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

        Знакомство с разнообразием ракообразных.

        Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

        Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы

        Изучение представителей отрядов насекомых

Многообразие животных. Хордовые животные (21 час)

        Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни, поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

        Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

        Класс Земноводные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

        Класс Пресмыкающиеся: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

        Класс Птицы: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные и практические работы

        Изучение внешнего строения птиц.

        Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Строение. Индивидуальное развитие. Эволюция(14 часов)

        Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения.

        Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация

        Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные и практические работы

Изучение стадий развития животных и определение их возраста. Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.

Развитие животного мира  на земле (3 часа)

        Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

        Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

Демонстрация

 Палеонтологические доказательства эволюции.

Биоценозы ( 7  часов)

        Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных.

        Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

        Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

 

Повторение и обобщение (1 час + 1 час резерва)


Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Количество часов

В том числе, контр. раб.

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)

I

Введение

2

Фаза постановки и решения системы учебных задач

II

Многообразие животных. Простейшие и Беспозвоночные

21

1

III

Многообразие животных. Тип хордовые

21

1

IV

Строение, индивидуальное развитие, эволюция

14

1

V

Развитие животного мира на Земле

3

VI

Биоценозы

7

1

VII

Рефлексивная фаза

2

Календарно - тематическое планирование

Дата

план

Тема урока

Элементы содержания образования

Вид деятельности обучающихся

Метапредметный результат

Форма диагностики и контроль

Дата

факт

Фаза запуска (совместное проектирование и  планирование учебного года)

I

Введение

1

1

История развития зоологии

Отличительные признаки. Симметрия тела у животных. Происхож-дение и развитие животного мира. Систематические категории

Вводный урок - постановка учебной задачи.

Выбирают основания и критерии для сравнения,  классификации объектов. Устанавливают причинно-следственные связи.

Беседа

2

2

Современная зоология

Классификация науки о животных, значение зоологических знаний для человека

 Коррекция зна-ний и способов действий.

Устанавливают причинно-следственные связи.   Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Беседа

Фаза постановки и решения системы учебных задач

II

Многообразие животных. Простейшие и Беспозвоночные

3

1

Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. Лабораторная работа № 1 «Знакомство с многообразием водных простейших»

Основные признаки подцарства.  Особенности строения амёбы зелёной, инфузории туфельки. Типы простейших и их значение.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.  Лабораторное исследование

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные приз-наки. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умеют слушать и слышать друг друга.

Лабораторная работа

4

2

Подцарство Одноклеточные.

Тип Инфузории. Тип Споровики

 Особенности строения и передвижения инфузории туфельки, эвглены зеленой

Коррекция знаний и спо-собов действий.  

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Определяют основную и второстепенную информацию. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознают качество и уровень усвоения. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.  

Фронтальный опрос

5

3

Обобщение и повторение изученного материала

Тестовая работа № 1   "Одноклеточные животные"

Обобщение и систематизация знаний.

Строят логические цепи рассуждений.

Устанавливают причинно-следственные связи.  Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Тестовая работа

6

4

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. Губки,

их роль в экосистемах

Основные признаки подцарства. Проис-хождение много-клеточных. Беспоз-воночные животные.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля

Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Структурируют знания. Предвосхищают временные характеристики достижения результата. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.  Умеют слушать и слышать друг друга.

Комбинированный опрос

7

5

Тип Кишечнополостные

Основные признаки кишечнополостных. Представители и их значение. Роль кишечнополостных в экосистемах.

 Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Осознают качество и уровень усвоения. Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.  

Комбинированный опрос

8

6

Тип Плоские черви

Характеристика типа плоских червей. Особенности строения и физиологии, классификация, значение.

Коррекция знаний и спо-собов действий.

Выбирают основания и критерии для сравнения,  классификации объектов. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном.  Умеют слушать и слышать друг друга.

Комбинированный опрос

9

7

Тип Круглые черви.

Лабораторная работа № 2 Знакомство с многообразием круглых червей»

Общая характеристика типа, черты прогресса по сравнению с плоскими червями. Значение в природе и жизни человека.

Формирование разных способов и форм действия оценки. Лабораторное исследование

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Адекватно используют речевые средства.

Фронтальный опрос. Лабораторная работа

10

8

Тип Кольчатые черви

Характеристика типа плоских червей. Особенности строения и физиологии, классификация, значение.

Выделение основных признаков типа, работа в группах

Выбирают основания и критерии для сравнения. классификации объектов. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные приз-наки. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном.  Умеют слушать и слышать друг друга.

Комбинированный опрос

11

9

Классы кольчецов (малощетинковые или Олигохеты). Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение дождевого червя»

Классы кольчецов, их представители

Представление результатов самостоятельной работы. Лабораторное исследование

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Сличают свой способ действия с эталоном. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Комбинированный опрос, лабора-торная работа

12

10

Контрольно-обобщающий урок по темам «Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви»

Контрольная  работа № 2   "Черви и кишечнополостные"

Обобщение и систематизация знаний.

Строят логические цепи рассуждений.

Устанавливают причинно-следственные связи.  Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Принимают познава-тельную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регу-лируют весь процесс их выполнения. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

Контрольная работа

13

11

Тип Моллюски Лабораторная работа № 4 «Строение раковины моллюска»

Общая характеристика типа, черты прогресса по сравнению с кольчатыми червями. Значение в природе и жизни человека. Классы моллюсков, их представители.

Коррекция знаний и спосо-бов действий.   Лабораторное исследование

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Умеют заменять термины определениями выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.  Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Осознают качество и уровень усвоения. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Умеют слушать и слышать друг друга.

Лабораторная работа

14

12

Многообразие моллюсков

Особенности строения и физиологии, классифика-ция. Значение в природе и жизни человека.

Предъявление индивидуальных заданий.

Комбинированный опрос

15

13

Тип иглокожие

Общая характеристика типа иглокожие. Особенности строения и физиологии, классификация. Значение в природе и жизни человека

Коррекция знаний и способов действий.

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформу-лирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для реше-ния задачи информации. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть моно-логической и диа-логической формами речи

Графический диктант

16

14

Тип Членистоногие: общая  характерис-тика. Класс Ракооб-разные. Лабораторная работа № 5 «Знакомство с ракообразными»

Общая характеристика типа членистоногие. Особенности строения и физиологии, классификация. Значение в природе и жизни человека

постановка учебной задачи, лабораторное исследование

Лабораторная работа

17

15

Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные

Общая характеристика класса паукообразные. Особенности строения и физиологии, класси-фикация. Значение в природе и жизни человека.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа дейст-вия.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют объект, выделяя сущест-венные и несущественные признаки. Предвос-хищают временные харак-теристики достижения результата. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соот-ветствии с задачами и условиями комму-никации. Умеют слушать и слышать друг друга.

Комбинированный опрос

18

16

Тип Членистоногие.

Класс Насекомые: характерные признаки, особенности внешнего и внутреннего строения

Общая характеристика класса насекомые. Особенности строения и физиологии, клас-сификация. Значение в природе и жизни чело-века. Лабораторная работа № 6. «Внешнее строение насекомого»

Представление результатов самостоятельной работы. Лабораторное исследование.

Выбирают основания и критерии для сравнения,  классификации объектов. Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официального стиля. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффек-тивных совместных решений. Определяют цели и функции участ-ников, способы взаи-модействия. делового стилей.

Комбинированный опрос. Лабораторная работа

19

17

Класс Насекомые. Отряды насекомых: таракановые. Прямокрылые, уховертки и поденки.  Роль насекомых в экосистемах

и жизни человека

Значение насекомых в природе и практической деятельности человека.

Самостоятельное предъявление индивидуальных заданий

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. Выделяют и формулируют проблему. Определяют после-довательность проме-жуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения.  

Комбинированный опрос

20

18

Класс Насекомые . Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы.  Роль насе-комых в экосистемах

и жизни человека

Значение насекомых в природе и практической деятельности человека.

Индивидуальный и фронтальный опрос

21

19

Класс Насекомые . Отряды насекомых: бабочки, равно-крылые, двукрылые, блохи.  Роль насе-комых в экосистемах

и жизни человека

Значение насекомых в природе и практической деятельности человека.  

Индивидуальный и фронтальный опрос

22

20

Класс Насекомые . Отряд перепон-чатокрылые.  Роль насекомых в эко-системах и жизни человека

Значение насекомых в природе и практической деятельности человека. Вредители с/х растений. Опылители, естественные враги насекомых-вредителей, переносчики

Индивидуальный и фронтальный опрос

23

21

Обобщение и повторение изученного материала

Контрольная работа № 3  "Членистоногие и   моллюски"

Обобщение и систематизация знаний.

Знают особенности типа и классов. Их предста-вителей и значение.

Контрольная работа

III

Многообразие животных. Тип хордовые

24

1

Тип Хордовые.

Позвоночные животные. Подтип бесчерепные

Общая характеристика типа, черты отличия от позвоночных животных. Ланцетник – примитив-ный представитель  хордовых.

постановка учебной задачи.  

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие спосо-бы работы.

 Проблемно-поисковые задачи

25

2

Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутрен-него строения Лабораторная работа № 7. «Внешнее строение рыбы и передвижение»

Общая характеристика надкласса  Рыбы, особенности строения, связанные с обитанием в воде

Коррекция знаний и спосо-бов действий. Представление результатов самостоятельной работы. Лабо-раторное исследование

Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулиро-вания, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации. Осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения. Умеют  брать на себя инициативу в организации совместного действия,  с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Лабораторная работа

26

3

Класс Хрящевые рыбы

Особенности строения и физиологии  Хрящевых рыб, их классификация и значение   в природе и практической деятельности.

Решение частных задач -  отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Структу-рируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные приз-наки. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.

27

4

Класс Костные рыбы

Особенности строения и физиологии Костных  рыб, их классификация и значение   в природе и жизни человека.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют основную и второстепенную информацию. Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

Комбинированный опрос

28

5

Класс Земноводные. Внешнее строение

Общая характеристика класса Земноводные. Особенности внешнего  строения и физиологии в связи с наземным образом жизни.. Значение в природе и жизни человека.

Выявление общей харак-теристики класса, проблем-но-поисковое задание

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Структурируют знания. Выделяют и формулируют проблему. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умеют слушать и слышать друг друга.

Комбинированный опрос

29

6

Класс земноводные. Внутреннее строение и размножение

Особенности  физиологии и размножения земноводных в связи с наземным образом жизни.

Комбинированный опрос

30

7

Класс Пресмыкающиеся

Общая характеристика класса Пресмыкающихся. Особенности строения и физиологии в связи с наземным образом жизни.. Значение в природе и жизни человека.

Коррекция знаний и спо-собов действий.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Комбинированный опрос

31

8

Отряды пресмыкающихся

Признаки  отрядов, приспособления к местообитанию. Основные представители

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Работа в группах

32

9

Класс Птицы. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение птицы»

Общая характеристика класса. Особенности строения и физиологии в связи с полётом. Значение в природе и жизни человека.

Представление результатов самостоятельной работы.  Лабораторное исследование

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Лабораторная работа

33

10

Класс птицы. Внутреннее строение и размножение птиц

Общая характеристика класса. Особенности строения и физиологии в связи с полётом.

Представление результатов самостоятельной работы.

Комбинированный опрос

34

11

Отряды птиц. Пингвины, страусообразные, нандуобразные, казуарообразные и гусеобразные

Признаки  отрядов, приспособления к местообитанию. Основные представители

Обобщение и систематизация знаний. Предъявление индивидуальных заданий

Выделяют и формулируют проблему. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознают качество и уровень усвоения. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Понимают возможность различных точек зрения.

Индивидуальный опрос

35

12

Отряды птиц: дневные хищные, совы, куриные

Признаки  отрядов, приспособления к местообитанию. Основные представители

Обобщение и систематизация знаний. Предъявление индивидуальных заданий  

Индивидуальный опрос

36

13

Отряды птиц: воробьинообразные и голенастые

Признаки  отрядов, приспособления к местообитанию. Основные представители

Обобщение и систематизация знаний. Предъявление индивидуальных заданий

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компо-ненты. Выбирают основания и критерии для сравнения,  классифи-кации объектов. Предвосхищают результат и уровень усвоения. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают  достигнутый  результат. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

Индивидуальный опрос

37

14

Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности внешнего и внутреннего строения

Общая характеристика класса Млекопитающие, черты прогресса по сравнению с пресмы-кающимися. Особенности строения и физиологии.

 Постановка учебной задачи. Представление результатов самостоятельной работы.

Тест

38

15

Класс Млекопитающие: особенности размножения и раз-вития млекопитаю-щих. Происхождение млекопитающих

Общая характеристика класса Млекопитающие. Особенности  физиологии размножения  и развития. Животные предки млекопитающих

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосно-вывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Умеют слушать и слышать друг друга.

Индивидуальный опрос

39

16

Отряды млекопитающих. Однопроходные, сумчатые, насекомоядные, рукокрылые.

Отряды млекопитающих, их представители. Отличительные черты строения и физиологии.. Значение в природе и жизни человека

Обобщение и систематизация знаний. Формирование разных способов и форм действия оценки.

Структурируют знания. Выделяют и формулируют познавательную цель. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Пред-восхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).  Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат. Адекватно используют речевые средства. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

 Индивидуальный опрос

40

17

Отряды млекопитающих. Грызуны, зайце-образные

Отряды млекопитающих, их представители. Отличительные черты строения и физиологии.. Значение в природе и жизни человека

Обобщение и систематизация знаний. Предъявление индивидуальных заданий

 Индивидуальный опрос

41

18

Отряды млекопитающих. Китообразные, ласто-ногие, хоботные, хищ-ные

Отряды млекопитающих, их представители. Отличительные черты строения и физиологии.. Значение в природе и жизни человека

Обобщение и систематизация знаний. Предъявление индивидуальных заданий

 Индивидуальный опрос

42

19

Отряды млеко-питающих. Парно-копытные и непарнокопытные. Приматы

Отряды млекопитающих, их представители. Отличительные черты строения и физиологии.. Значение в природе и жизни человека

Обобщение и систематизация знаний. Предъявление индивидуальных заданий

 Индивидуальный опрос

43

20

Роль птиц и млекопитающих в жизни человека

Птицеводство, животноводство, звероводство, охота.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации. Самосто-ятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Осознают качество и уровень усвоения.

Учатся разрешать конфликты - выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтер-нативные способы разрешения конфликта.

беседа

44

21

Обобщение и повторение изученного материала

Контрольная работа   "Тип хордовые"

 Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Оценивают  достигнутый  результат. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Контрольная работа

IV

Строение, индивидуальное развитие, эволюция

45

1

Покровы тела. Лабораторная работа № 9 «Изучение покровов тела»

Характеристика покровов тела различных животных

Представление результатов самостоятельной работы.  Лабораторное исследование

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Умеют слушать и слышать друг друга.

Комбинированный опрос, лабораторная работа

46

2

Опорно-двигательная система

Характеристика опорно-двигательной системы различных животных, наружный и внутренний скелет. Основные отделы скелета

Представление результатов самостоятельной работы.

Комбинированный опрос

47

3

Способы передвижения животных. Полости тела. Лабораторная работа № 10 «Изучение способов передвижения животных»

Характеристика способов  передвижения различных животных различных животных: амебоидное движение,  движение при помощи жгутиков и ресничек, движение при помощи мышц.

Представление результатов самостоятельной работы.  Лабораторное исследование

Комбинированный опрос, лабораторная работа

48

4

Органы дыхания и газообмен.

Лабораторная работа № 11 «Изучение способов дыхания животных»

Характеристика дыхательной системы различных животных, органы дыхательной системы

Представление результатов самостоятельной работы. Коррекция знаний и способов действий. Лабораторное исследование

Комбинированный опрос, лабораторная работа

49

5

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Характеристика пищеварительной  системы различных животных, органы пищеварительной системы

Представление результатов самостоятельной работы.

Комбинированный опрос

50

6

Кровеносная система. Кровь

Характеристика кровеносной   системы различных животных, органы кровообращения. Типы кровеносной системы

Представление результатов самостоятельной работы.

Комбинированный опрос

51

7

Органы выделения

Характеристика выделительной  системы различных животных, органы выделения

Представление результатов самостоятельной работы.

Комбинированный опрос

52

8

Нервная система, Рефлекс. Инстинкт.

Лабораторная работа № 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»

Характеристика нервной  системы различных животных, рефлекс, виды рефлексов инстинкт

Представление результатов самостоятельной работы. Коррекция знаний и способов действий. Лабораторное исследование

Комбинированный опрос, лабораторная работа

53

9

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Лабораторная работа № 13 «Изучение органов чувств животных»

Характеристика органов чувств различных животных, нервная регуляция и жидкостная регуляция

постановка учебной задачи., лабораторное исследование

Комбинированный опрос, лабораторная работа

54

10

Продление рода. Органы размножения

Характеристика органов размножения различных животных.

постановка учебной задачи.

Комбинированный опрос

55

11

Способы размножения животных. Оплодотворение

Типы размножения и оплодотвореният (внутреннее и наружное)

Постановка учебной задачи.,коррекция знаний и способов действий.

Комбинированный опрос

56

12

Развитие животных с превращением и без превращения.

Лабораторная работа № 14 «Определение возраста животных»

Развитие, метаморфоз. Развитие с превращением, развитие без превращения.

Представление результатов самостоятельной работы.  Лабораторное исследование

Комбинированный опрос, лабораторная работа

57

13

Периодизация и продолжительность жизни животных

Онтогенез. Основные периоды онтогенеза, продолжительность жизни животных.

Формирование разных способов и форм действия оценки.  Эври-стическая беседа.

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Комбинированный опрос

58

14

Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения, функций органов и их систем»

Контрольная работа   "Тип хордовые"

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Оценивают  достигнутый  результат. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Контрольная работа

V

Развитие животного мира на Земле

59

1

Доказательства эволюции

Эволюция, записанная в строении организмов. Картины прошлого в развитии зародыша. Реликты. Каменная летопись эволюции.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Оценивают  достигнутый  результат. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Контрольная работа

60

2

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Движущие силы эволюции. Наследственность и изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор. Видообразование – результат эволюции.

Формирование разных способов и форм действия оценки.  

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий. Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Составляют план и последовательность действий. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.

Фронтальный вопрос, биологический диктант

61

3

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Ареал, типы ареалов обитания, закономерности размещения животных, периодические или сезонные миграции, непериодические или нерегулярные миграции

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Комбинированный опрос, зачет по терминам

VI

Биоценозы

62

1

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды их влияние на биогеоценозы

Природное сообщество. Видовая структура сообщества. Пространственная структура сообщества.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Сличают свой способ действия с эталоном. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Фронтальный опрос

63

2

Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Круговорот веществ. Структура экосистемы. Пищевые связи организмов. Цепи питания. Разнообразие экосистем в биосфере.

 Представление результатов самостоятельной работы. Кор-рекция знаний и способов дейст-вий.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Структурируют знания. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия.  

Комбинированный опрос

64

3

Разнообразие видов в сообществе.

Экскурсия № 1  "Видовое разнообразие в сообществе"

Знакомство с видовым разнообразием. Оформление результатов  экскурсии.

Определяют основную и второстепенную информацию. Извлекают необходимую инфор-мацию из прослушанных текстов различных жанров. Самостоятельно формулируют позна-вательную цель и строят действия в соответствии с ней. Осознают качество и уровень усвоения. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффектив-ных совместных решений.

Отчет о экскурсии

65

4

Влияние деятельности человека на животный мир. Одомашнивание животных

Антропогенное влияние, промысел, отбор, селекция и разведение

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Выделяют и формулируют познавательную цель. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Осознают качество и уровень усвоения. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Пла-нируют общие способы работы.  

Комбинированный опрос

66

5

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

Заповедники, заказники, Красная книга, природоохранные мероприятия.

Развернутое оценивание - применение в конкретно-практических ситуациях.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Определяют основную и второ-степенную информацию. Самостоятельно формулируют позна-вательную цель и строят действия в соответствии с ней. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контро-лировать, корректировать и оценивать его действия. Умеют слушать и слы-шать друг друга.

Защита проектов

67

6

Охрана и рациональное использование животного мира

Развернутое оценивание - применение в конкретно-практических ситуациях.

Защита проектов

68

7

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биоценозы. Развитие животного мира на земле»

Обобщение и повторение

Коррекция знаний и спосо-бов действий.  Обобщение и систематизация знаний.

Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Оценивают  достигнутый  результат. Осознают качество и уровень усвоения. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Контрольная работа

Рефлексивная фаза

VII

Повторение и обобщение.

69

1

Повторение и обобщение

Коррекция знаний и спосо-бов действий.  Обобщение и систематизация знаний.

Структурируют знания. Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Оценивают  достигнутый  результат. Осознают качество и уровень усвоения. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

зачет

Резерв

70

1

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...