Применение элементов ДМИ (ЛСМ) на уроках биологии
консультация по биологии на тему

Тихонова Елена Николаевна

В данной публикации речь идёт об особенностях ДМИ и методики построения и использования ЛСМ на уроках биологи

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

Применение 

дидактической многомерной 

технологии 

на старшей ступени обучения биологии

Учитель биологии: Тихонова Е.Н.

 

   

 

                   

г. Рассказово

               Важнейшим направлением педагогической деятельности, на современном этапе, является формирование у учащихся умения оперировать растущими объёмами научной информации. Данное направление становится особенно актуальным на старшей ступени обучения. Предмет «Общая биология» даже в пределах одной темы очень насыщен терминологией. Применение логико-смысловых моделей (ЛСМ), как конкретных инструментов дидактической многомерной технологии (ДМТ), позволяет установить логические связи между элементами знаний, упростить и свернуть информацию, перейти от неалгоритмизированных операций к алгоритмоподобным структурам мышления и деятельности.

К моделям, выполняющим инструментальные функции в обучении, предъявляются следующие требования: чёткая структура и логически удобная форма предъявления знания, «каркасный» характер – фиксирование наиболее важных, узловых моментов.

Главные функции дидактических многомерных инструментов (ДМИ):

  • Ориентировочная;
  • Сенсорная организация «дидактического биплана» как системы внешнего  и внутреннего  планов познавательной деятельности;
  •  Повышение управляемости, произвольности переработки и усвоения знаний  в процессе взаимодействия планов;
  • Выявление причинно-следственных взаимосвязей, формулирование закономерностей и построение моделей.

На уроках биологии наиболее целесообразно использовать ЛСМ как при индуктивном, так и дедуктивном обобщении, на вводных и обобщающих уроках в больших темах (уровни «Всеобщего, или сущности»; «Особенного»), а также и на промежуточных уроках (уровень «Единичного»).  Например:

Тема

Уровень предъявления ЛСМ

Всеобщее, или сущность.

Особенное

Единичное

Пластический и энергетический обмен

Метаболизм

(урок № 1)

Автотрофное питание

(урок № 1)

Фотосинтез

(урок № 8)

Учение о клетке

Клетка

(урок № 1)

Прокариоты

(урок № 2)

Мембрана; Ядро

(урок № 4; 7)

При построении ЛСМ используется следующий алгоритм:

  1. Выбор объекта конструирования (например, Генетика).
  2. Определение координат (например, К1 – Исторические данные; К2 – Учёные; К3  - Методы; К4  - Законы; К5  - Теории; К6  - Типы скрещивания; К7  - Типы наследования; К8   - Типы взаимодействия генов).
  3. Размещение координатных осей.
  4. Размещение  объекта конструирования в центре.
  5. Выделение и ранжирование узловых тачек для каждой координатной оси (например, К4  - Законы –      чистоты гамет, доминирования, расщепления, независимого комбинирования, Моргана).
  6. Размещение ключевых слов (словосочетаний, абревеатур, химических символов) на соответствующих точках оси.
  7. Координация ЛСМ (точки на осях должны коррелировать друг с другом, например, точка на К1  – 1920г должна соответствовать на К2 фамилии – Морган, а она в свою очередь, на  К4 – закону Моргана, на К5 – хромосомной теории, на К6 – анализирующему скрещиванию, на К7 –  сцепленному наследованию, на К8 – взаимодействию неаллельных генов).

 

Последовательность применения ЛСМ на уроке зависит от преобладающего типа функциональной организации полушарий головного мозга: если в классе преобладают правополушарные дети, то ЛСМ представляется в готовом виде, если же левополушарные, то тогда оси заполняются по ходу урока. Как показала практика, удобнее всего представлять заполненными несколько осей, а три – четыре оставить для совместного заполнения с детьми на уроке. Необходимо также учитывать уровень подготовки класса и степень работоспособности детей на уроке. ЛСМ можно использовать не только для представления и обобщения знаний, но и в качестве заданий для опроса, творческих домашних заданий.  ДМТ хорошо сочетается с Блочно-модульной технологией.

Применение ДМТ позволяет формировать у старшеклассников понимание и структурное видение предмета, его понятий и закономерностей во взаимосвязи, а также прослеживать внутрипредметные и межпредметные связи. Немаловажен и тот факт, что ЛСМ идеальный вариант сжатого материала для повторения биологии перед экзаменом и что греха таить –  ЛСМ это ещё и умная шпаргалка.  

© Тихонова Е.Н.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тихонова Е.Н. Применение дидактической многомерной технологии на старшей ступени обучения биологии Тихонова Е.Н. учитель биологии МБОУ сош № 3 г. Рассказово

Слайд 2

Тихонова Е.Н. ДМИ ЛСМ Инструмент ДМИ Упрощает и сворачивает информацию Позволяет установить логические связи между элементами знаний Переход к алгоритмоподобным структурам мышления

Слайд 3

Тихонова Е.Н. Требования к моделям Чёткая структура Логичность "Каркасный" характер

Слайд 4

Тихонова Е.Н. ДМИ Функции ДМИ Ориентировочная Сенсорная организация «дидактического биплана» как системы внешнего и внутреннего планов познавательной деятельности Повышение управляемости, произвольности переработки и усвоения знаний в процессе взаимодействия планов Выявление причинно – следственных взаимосвязей и построение моделей

Слайд 5

Тихонова Е.Н. ДМИ Уроках биологии использовать на вводных и обобщающих промежуточных

Слайд 6

Тихонова Е.Н. Уровень предъявления ЛСМ Всеобщего При дедуктивном или индуктивном обобщении Урок № 1 ЛСМ «Метаболизм» Пластический и энергетический обмен Урок № 1 ЛСМ «Клетка» Учение о клетке

Слайд 7

Тихонова Е.Н. Уровень предъявления ЛСМ Особенного При дедуктивном или индуктивном обобщении Урок № 1 ЛСМ «Автотрофное питание» Пластический и энергетический обмен Урок № 2 ЛСМ «Прокариоты» Учение о клетке

Слайд 8

Тихонова Е.Н. Уровень предъявления ЛСМ Единичное При дедуктивном или индуктивном обобщении Урок № 8 ЛСМ «Фотосинтез» Пластический и энергетический обмен Урок № 4 ЛСМ «Мембрана» Учение о клетке

Слайд 9

Тихонова Е.Н. Алгоритм построения Выбор объекта конструирования Например: «Генетика» 1 2 Определение координат 3 Размещение координатных осей 4 Размещение объекта конструирования в центре

Слайд 10

Тихонова Е.Н. Алгоритм построения Выделение и ранжирование точек для каждой координатной оси 5

Слайд 11

Тихонова Е.Н. Алгоритм построения Размещение ключевых слов на соответствующих точках оси 6

Слайд 12

Тихонова Е.Н. Генетика 1 2 3 4 5 6 7 8 Учёные Методы Законы Теории Типы скрещивания Типы наследования Типы взаимодействия генов Исторические данные

Слайд 13

Тихонова Е.Н. Генетика 1 2 3 4 5 6 7 8 Учёные Методы Законы Теории Типы скрещивания Типы наследования Типы взаимодействия генов Исторические данные Г. Мендель Т. Морган 1865 г. 1900 г. 1920 г. Гибридологический Аналитический Статистический Чистоты гамет Доминирования Независимого комбинирования Расщепления Моргана Хромосомная Моногибридное Полигибридное Аналитическое Независимое Крисс - кросс Сцепленное Взаимодействие аллельных генов Взаимодействие неаллельных генов

Слайд 14

Тихонова Е.Н. Алгоритм построения Координация ЛСМ 7

Слайд 15

Тихонова Е.Н. Применение дидактической многомерной технологии на старшей ступени обучения биологии Тихонова Е.Н. учитель биологии МОУ сош № 7 г. Рассказово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов проблемного обучения в курсе биологии 8 класс

В статье рассматриваются варианты применения элементов проблемного обучения при изучении курса биологии ввосьмом классе для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития творчества и интере...

статья "Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках физики"

В статье приводится описание элементов ТРИЗ-технологии, которые можно применять на уроках физики в основной школе....

Применение элементов арт - терапии на уроках чтения, как средство развития познавательной активности учащихся.

 Главная цель каждого педагога – сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусс...

ИСУД-технология и применение элементов данной технологии в курсе биологии

Материал содержит презентацию и тезисы. Был с успехом использован на педагогических чтениях!...

Методическая разработка по теме "Применение элементов дистанционного обучения на уроках математики в центре образования"

Данная работа может быть полезна не только для  учителей, работающих  в центрах образования, но и в обычных школах,  хотя  сама специфика работы центра образования  подразумев...

Применение элементов арт-терапии на уроках музыки

Арт-терапевтические приёмы, применяемые на уроках музыки, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представлени...

Применение элементов развивающего обучения на уроках математики учащихся, обучающихся по программе 8 вида.

В материале описаны приемы развивающего обучения, результаты достяжений, виды упражнений....