Урок-игра "Кровь и кровообращение"
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Калюжная Валентина Владимировна

Урок-игра "Кровь и кровообращение проводится в конце изучения темы. Тип проведения урок-обобщения и систематизации знаний. Учащиеся в интересной форме повторяют и углубляют знания по теме. Для проведения урока используется мультимедийная презентация. В материале проведения урока имеется связь с другими науками: физикой, химией, историей. Урок развивает интерес к у учащихся изучаемому предмету и расширяет их кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_igra_krov_i_krovoobrashchenie.rar1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Отдел  образования, молодежи и спорта  Советской районной государственной администрации в Автономной Республике Крым

Пушкинская общеобразовательная школа  I - III ступеней

Открытый урок для МО естественно-математического цикла

УРОК- ИГРА

«КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»

Подготовила

Учитель биологии

Пушкинской ОШ

I – III  ступеней

Калюжная В.В.

                               

                                              С. Пушкино – 2013 г.

УРОК-ИГРА «КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ»

ЦЕЛЬ: повторить, закрепить и обобщить знания по теме «Кровь и

кровообращение»

Задачи:

Образовательные:

- обобщить, углубить  и закрепить знания  о строении органов кровообращения и их функциях;

- связать материал по теме с другими науками;

Развивающие:

- умения быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- развивать самостоятельную деятельность;

Воспитательные:

- формирование умения работать в группах;

- уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

 ОБОРУДОВАНИЕ: конверты с заданиями, мультимедийная  презетация, таблицы «Строение сердца», «Круги кровообращения», муляж сердца, бочонки с цифрами.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Сократ любил повторять: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

Этот афоризм людей мудрых и скромных, которые не останавливаются на достигнутом.

Мы изучили тему «Кровообращение» школьного курса.

Сегодня мы обобщим и проверим наши знания по теме.

Что-то узнаем и новое. Для этого мы проведём урок в форме игры.

Условия игры:

- отвечать только после того, как задание будет прочитано;

- не перебивать товарища, давать высказаться до конца;

- работаем в группах по 5 человек;

- участвовать в работе должны все члены группы.

- для проверки и поправок выбираются учащиеся-рецензенты.

И. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

Первый конкурс «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

ВОПРОСЫ

Биология и физика

1.  В каких сосудах кровь течёт медленнее всего? Какое это имеет значение?

2.  В каком положении космонавту легче всего переносить перегрузки, возникающие при выходе корабля на орбиту? Почему?

3.   Какое давление крови называют систолическим, и диастолическим?

4.    Какое значение имеет разное давление крови в системе кровообращения?

Биология-химия

1.  Какое последствие будет иметь повышение содержания углекислого газа в крови?

2.  Почему при отравлении угарным газом человек умирает от удушья?

3.   Какой газообмен происходит в тканях и капиллярах большого круга кровообращения?

4.  Какие вы знаете белки крови? Какого их значение?

Биология и математика

1.  Сколько лет работали мышцы желудочков у 80-летнего человека?

2.  Сколько лет работали мышцы предсердий у 80-летнего человека?

3.  Сколько лет сердце находилось в расслабленном состоянии?

4.  Во сколько раз кровь по малому кругу кровообращения течёт быстрее, чем по большому?

Биология и история

1.  В начале V века до н.э. греки одержали победу вблизи села Марафон над персами. С вестью в Афины послали самого быстрого юношу. Достигнув Афин, он крикнул: «Победа» и упал замертво (не выдержало сердце дистанции 42 км 195 м). А почему сейчас сотни спортсменов преодолевают эту дистанцию без вреда для здоровья?

2.   Со II века до нашей эры и до XVII века просуществовала «теория» Клавдия Галена о движении крови ( 1500 лет). В чём заключалась её ошибочность?

3.  Анатом эпохи возрождения Везалий в 1564 году производил вскрытие трупа, чтобы установить причину смерти пациента. Каков же был ужас, когда все увидели, что сердце трупа сокращается. Около 300 лет медицина не могла объяснить этого факта. А вы?

4.   Каким учёным принадлежит важная роль в изучении и открытии циркуляции крови в замкнутой системе кровообращения по организму. В чём их заслуга?

Биология и медицина

  1. Доктор этот больной поступил почти в бессознательном состоянии. Обследование показало, что у него частичное омертвление сердечной мышцы. Также нарушено кровообращение в сосудах сердца, что приводитуменьшению снабжения клеток сердца кислородом и питательными веществами. ( инфаркт)

  1. Доктор, у этого больного наблюдается нарушение тонуса сосудов, в результате чего нарушилось кровообращение. Он жалуется на постоянную головную боль, утомление.(дистония)

  1. Доктор, этот больной поступил к нам с острым нарушением мозгового кровообращения, следствием чего являются точечные нарушения функций мозга. В части мозга наблюдается разрыв кровеносных сосудов, что сопровождается кровоизлиянием, (инсульт)

  1. При осмотре больного было выявлено. Что у него повышенное кровяное давление . Он признался, что это происходит у него не первый раз. Его работа связана с умственными перегрузками и малоподвижным образом жизни.(гипертония)

  1. При осмотре больного обнаружено неравномерное расширение вен. Причиной этого является врождённая слабость венозных стенок и неполноценность их клапанов, что затрудняет движение крови и повышает внутреннее давление.(варикозное расширение вен)

  1. Доктор, обследования показали, что у этого больного утолщились стенки артерий, сузился их просвет и часто образуются тромбы. Он долго болеет гипертонией и страдает от ожирения, (атеросклероз)

Второй конкурс «СХЕМА КРОВООБРАЩЕНИЯ»

На доске висит схема кровообращения и номерами помечены её составляющие части. Каждый участник себе в тетрадь под номерами пишет себе название этих частей. Проверку делают учащиеся рецензенты.

Третий конкурс «ИММУНИТЕТ»

На доске под цифрами записаны разные виды лейкоцитов:

1  - фагоциты

2 - Т- лимфоциты

3 - интерферон

4 - антитела

Раздаются карточки с названием иммунитета.

Учащиеся выбирают листки с ситуациями, при ответе называют вид иммунитета и название вида лейкоцита:

Ситуация 1. В 6-летнем возрасте мальчик переболел коклюшем. В последствии он контактировал с больными коклюшем, но сам при этом не болел.(4,Г)

 Ситуация 2. 9-летняя девочка в начале декабря переболела гриппом, а через 2 месяца заболела снова.(3,Г)

Ситуация 3. В повреждённую мышечную ткань попали микроорганизмы, подобные которым были здесь 5 месяцев назад. Организм удачно избавился от них. (3,К)

Ситуация 4. Больному во время операции в больнице перелили непроверенную кровь. Через 8 лет в организм этого человека попал вирус гриппа, человек тяжело заболел, чего ранее у него не наблюдалось. (4,Г)

Четвёртый конкурс «ТЕАТР»

Изобразить сценично большой круг кровообращения. Учитель раздаёт карточки: левый желудочек, правое предсердие, артерия, клетка, вена, С02, О2, эритроцит, питательные вещества, продукты распада. Команда должна стать по порядку происхождения данного процесса.

Пятый конкурс «ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ»

За 1 мин команда отвечает на максимальное число вопросов.

1.  Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)

2.  Наименьшие сосуды (капилляры)

3.   Какая кровь течёт по лёгочным артериям (венозная)

4.   Сосуды, в которых есть клапаны (вены)

5.   Откуда начинается большой круг кровообращения (левый желудочек)

6.  Где наибольшее давление крови (аорта)

7.  Сколько слоев клеток в капиллярах (один)

8.  Сосуды, несущие кровь к сердцу (вены)

9.  Сколько длиться сокращение предсердий (0,1 с)

10.Где заканчивается большой круг кровообращения (правое предсердие)

11.Повышенное давление (гипертония)

12.Наука о крови (гематология)

13.Сердечная мышца (миокард)

14.Сколько длиться сокращение желудочков (0,3 с)

15.При каком кровотечении кровь бьёт фонтаном алого цвета

(артериальная)

16.Сокращение сердца (систола)

17.Где наименьшее давление крови (полая вена)

 18.Кровь, насыщенная кислородом (артериальная)

19. Сокращение сердца (систола)

20.Клапаны вен (полулунные)

21 .Общее расслабление сердца (диастола)

22.Сердечная сумка (перикард)

23.Ион усиливающий кровообращение (Са +)

24.Учёный, открывший капилляры (Мальпиги)

25.Малый круг кровообращения начинается (с правого желудочка) 26.Клапаны между предсердием и желудочком (двустворчатые)

 27.Гормон, усиливающий работу сердца (адреналин)

28.Самые толстые стенки имеют (артерии)

29.Кровь, насыщенная СОг (венозная)

30.Ион, ослабляющий работу сердца (К+)

31 .Где заканчивается малый круг кровообращения (в левом предсердии) 32.Учёный, открывший 2 круга кровообращения (Гарвей)

33.Ритмичные колебания стенок артерий (пульс)

34.Какой гормон ослабляет сердечные сокращения (ацетилхолин) 35.Какая нервная система усиливает работу сердца (симпатическая)

III. Подведение итогов урока.

Подсчёт баллов. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Кровь. Кровообращение"

Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Кровь. Кровообращение" . Форма: тестовые задания различного вида....

Обобщающий урок по теме "Кровообращение".

Урок направлен на формирование не только теоретических знаний, но и на развитие практических умений и навыков. Выбранная тема имеет перспективы в плане воспитания ЗОЖ. Урок формирует позитивные ...

Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"

Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...

Круги кровообращения

Урок по биологии на тему  "Круги кровообращения" Цель урока: продолжить развития понятия о кругах кровообращения...

Дидактический материал для текущей проверки знаний по теме «Кровь и кровообращение».

Дидактический материал по биологии для 8 классов разработан для текущей проверки знаний по теме «Кровь и кровообращение». Представлен карточками в 6 вариантах. Разработан к учебнику для общеобра...

Круги кровообращения

1. Работа состоит из четырех основных этапов:актуализация знаний;изучение нового материала;закрепление изученного материала;домашнее задание (представлено творческими вопросами.2. Урок основан н...

Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.

При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....