Рабочая программа по предмету «Биология» для 9 класса на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Куликов Алексей Борисович

Изучение «Основ общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_biologiya_9_klass.docx59.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 97 г. Ельца»

Согласована на заседании

МО учителей  естественно-математического цикла

(протокол № 1 от 27.08.2014г.)

________ Е.А.Матвиенкова

Принята на заседании

педагогического совета

(протокол № 1 от 28.08.2014г.)

Утверждена

приказом директора  МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца»

от 29.08.2014г. № 294

___________ В.А.Пирогова

Рабочая программа

по предмету «Биология»

для 9А, 9Б классов

на   2014-2015 учебный год

Учитель

Куликов Алексей Борисович

Елец, 2014г.

I.Пояснительная записка

Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ
  2. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011, №19993
  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09.03.200 №1312 (изменения приказ МОиНРФ от 01.02.2012 №74)
  4. Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от05.03.2004 №1089
  5. Приказ МОиНРФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 05.03. 2004 №1089» от 10.11.2011 №2643
  6. Приказ МОиНРФ "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 5.03.2004 г. N 1089" от 24. 01. 2012 г. N 39
  7. Приказ МОиНРФ “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” от 31 марта 2014 г. № 253
  8. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиНРФ от 29.04. 2014 №08-548 «О федеральном перечне учебников»;
  9. Письмо МОиНРФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07.07.2005г.
  10. Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования(сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта.  Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007)

Региональный уровень

  1. Письмо УО и Н Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 №3499
  2.  Приказ УО и Н Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014-2015 учебный год» от 23.04.2014 №385

Уровень Образовательного учреждения

  1. Приказ МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» «Об утверждении списка учебников, приобретаемых гимназией за счет средств регионального бюджета на 2014-2015 учебный год» от 08.05.2014 №193
  2. Приказ МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» «Об утверждении перечня учебников, используемых в образовательном процессе, на 2014-2015 учебный год» от 08.05.2014 № 194
  3. Учебный план на 2014-2015 учебный год МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» (принят на педагогическом совете гимназии протокол №11 от 26.06.2014, утвержден приказом директора №263 от 27.06.2014)
  4.  Календарный учебный график МБОУ «Гимназия №97 г. Ельца» на 2014-2015 учебный год (принят на педагогическом совете гимназии протокол №11 от 26.06.2014г., утвержден приказом директора №263 от 27.06.2014г.)
  5. Локальный нормативный акт «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБОУ «Гимназия №97 г.Ельца» (принят на педагогическом совете гимназии протокол №1 от 28.08.2014, утвержден приказом директора №294 от 29.08.2014).

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи:

Обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 70 уроков              
  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы

Развития:

создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти,              критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в своих знаниях, закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в  обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).

Сведения о программе, на основании которой разработана Рабочая программа.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по биологии основного общего образования, программы для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н. Пономаревой, Н.М. Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана – Граф, 2008, - 72с.//.

Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы

Программа содержит сведения предусмотренные стандартом основного общего образования по биологии, содержание каждого учебного раздела адаптировано возрастным особенностями обучающихся. Предлагаемые лабораторные работы и демонстрации, облегчают восприятие учебного материала.

Данная программа имеет межпредметные связи с другими изучаемыми предметами, что способствует интеграции образования.

Программа позволяет решать задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания обучающихся.

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

Информация о внесенных изменениях.

Резервное время 4 часа можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Изучение «Основ общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Рабочая программа  рассчитана на 70 часов учебного времени. Включает в себя 7 лабораторных работ и 5 самостоятельных работ.

В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и базисным учебным планом, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Мною используются такие образовательные технологии как: системный подход , информационные технологии, тренинговые технологии,  технология проблемного обучения, технология проектных методов обучения, здоровьесберегающие технологии.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Формирование учебно-познавательной компетенции направлено на то, чтобы ученик овладел навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ, выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов, составление плана, заполнение предложенных таблиц), подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, описание природных объектов, сравнение их по выделенным признакам.

Для формирования коммуникативной компетенции и компетенции сотрудничества, социального взаимодействия используются коллективные и групповые формы работы, уроки – публичные формы общения, уроки, имитирующие деятельность учреждений, школьники учатся строить отношения с окружающими, устанавливать контакты, работать в команде, в процессе публичных выступлений развивают речь.

Для формирования компетенции решения проблем используются технологии проблемного обучения, уроки на основе исследовательской деятельности, технологии проектного обучения по программе Intel-Обучение для будущего, различные формы самостоятельных работ.

Для формирования информационной компетенции обучающиеся учатся работать с учебной, научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами, пишут рефераты, готовят сообщения и доклады, готовят презентации; у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Для формирования компетенции  личностного самосовершенствования обучающиеся изучают правила личной гигиены, экологической культуры, основ безопасной жизнедеятельности, учатся заботиться о собственном здоровье. Личностно-ориентированные технологии обучения направлены на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

При формировании социально-трудовой компетенции используются технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, которые позволяют обучающимся адекватно оценивать свои реальные и потенциальные возможности,  развивают у школьников уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Виды и формы контроля: фронтальный, тематическое тестирование, зачёты, лабораторный контроль, индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания), индивидуальные домашние задания (письменные и устные), промежуточная аттестация в форме тестовых заданий, подготовка проектов.

Информация об используемом учебнике:

И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2010г./

II.Содержание программы

Содержание обеспечивает выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.

Биология как наука. Методы биологии

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Признаки живых организмов

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

Система, многообразие и эволюция живой природы

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

Человек и его здоровье

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Проведение простых биологических исследований: анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия  разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

III.Учебно-тематический план

Тема

Общее количество  часов

Практика

лабораторных  и  практических  работ

самостоя-тельных  работ

1.

Введение.

3

2.

Тема 1. «Основы учения о клетке»

10

1

1

3.

Тема2. «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

5

4.

Тема3. «Основы учения о наследственности и изменчивости»

9

1

1

5.

Тема 4. «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»

4

           

6.

Тема 5. «Происхождение жизни и развитие органического мира»

6

           

7.

Тема 6. «Учение об эволюции»

10

1

8.

Тема 7  «Происхождение человека»

6

1

9.

Тема 8. «Основы экологии»

14

5

1

10

Резерв

3

         Итого

70

7

5

IV.Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 9 классе ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; культурные растения и домашних животных;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

V.Литература и средства обучения

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  2. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  3. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
  4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии/Сост. В.С.Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.
  5. Программно-методические материалы: Биология 6-11 класс/Сост. В.С. Кучменко. - 4-е изд. – М.: Дрофа, 2001.
  6. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
  7. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
  8. Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сб. тестов, задач и заданий с ответами: По материалам Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся средних и старших классов. – М.: Мнемозина, 1998.
  9. Пугал Н.А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  10. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
  11. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
  12. Сухова Т.С., Кумченко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  13. Анастасова Л. П. и др. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  14. Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов, Лицей, 2005 г.
  15. Ващенко О. Л. Олимпиадные задания по биологии. 8-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
  16. Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. –   М.: Просвещение, 1985.
  17. Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981.
  18. Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания. – Аквариум ГИППВ, 2000.

Электронные издания

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 2006 г.
  2. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология. 6 – 9 класс. – «Кирилл и Мефодий», 2003 г.
  3.  Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Учебное электронное издание. Республиканский мультимедиа центр, 2004.

Полезные ссылки

  1. http://fcior.edu.ru/
  2. http://school-collection.edu.ru

VI.Календарно – тематический план

№ п/п

Дата проведения урока

Тема, раздел

№ уро-ка в раз-деле

Тема урока

Форма  контроля

план

факт

Введение.

1

«Биология – наука о жизни»

2

«Общие свойства живого»

3

«Многообразие форм жизни»

Тема 1. «Основы учения о клетке»

1

«Химический состав клетки: вода, минеральные соли, углеводы, липиды»

2

«Химический состав клетки: белки, нуклеиновые кислоты»

3

«Строение клетки: мембрана, цитоплазма, ядро»

4

«Строение клетки: мембранные и немембранные органоиды»

5

«Обмен веществ – основа существования клеток»

6

«Биосинтез белков   в живой клетке»

7

«Биосинтез углеводов – фотосинтез»

8

«Обеспечение клеток энергией»

9

«Разнообразие клеток живой природы»

Л/р№1: «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

10

Зачет по теме «Основы учения о клетке»

Тест

Тема 2. «Размно-жение и индивидуальное развитие организ-мов»

1

«Типы размножения организмов»

2

«Клеточное деление: митоз»

3

«Клеточное деление: мейоз»

4

«Особенности образования половых клеток. Оплодотворение»

5

«Индивидуальное развитие организмов и его этапы»

Тема 3. «Основы учения о наследственности и изменчивости»

1

«Из истории развития генетики»

2

«Генетические опыты Менделя: моногибридное скрещивание»

3

«Генетические опыты Менделя: дигибридное скрещивание»

4

«Сцепленное наследование генов и кроссинговер»

5

«Взаимодействие генов и их множественное действие»

6

«Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом»

7

«Наследственная         изменчивость»

8

«Другие типы изменчивости»

Л/р №2: «Выявление изменчивости у организмов»

9

Зачет по теме «Основы генетики»

Тест

Тема 4. «Основы селекции»

1

«Генетические основы селекции организмов»

2

«Особенности селекции растений»

3

«Особенности селекции животных»

4

«Основные направления селекции микроорганизмов.

Биотехнология»

Тема 5. «Происхож-дение жизни и развитие органического мира»

1

«Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания»

2

«Современные теории возникновения жизни на Земле»

3

«Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни»

4

«Этапы развития жизни на Земле: Архей и Протерозой

5

«Этапы развития жизни на Земле: Палеозой»

6

«Этапы развития жизни на Земле: Мезозой и Кайнозой»

Тема 6. «Учение об эволюции»

1

«Идея развития органического мира в биологии»

2

«Основные положение теории Ч. Дарвина»

3

«Современные представления об эволюции органического мира»

4

«Вид, его критерии и структура»

5

«Процессы видообразования»

6

«Макроэволюция – результат микроэволюций»

7

«Основные направления эволюции»

8

«Основные закономерности эволюции»

9

«Результаты эволюции»

10

Зачет по теме «Учение об эволюции»

Тест

Тема 7. «Происхож-дение человека»

1

«Доказательства эволюционного происхождения человека»

2

«Эволюция приматов»

3

«Этапы эволюции человека»

4

«Первые современные люди. Человеческие расы, их родство и происхождение» Обобщение знаний по теме «Происхождение человека».

5

«Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли»

6

Зачет по теме «Происхождение человека».

Тест

Тема 8. «Основы экологии»

1

Анализ  результатов проверки знаний. «Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы»

2

«Общие законы действия факторов среды на организм

3

«Приспособленность организмов к  действиям факторов среды»

Л/р №3: «Выявление приспособлений у растений к среде обитания.

Выявление приспособлений у животных к среде обитания»

4

«Биотические связи в природе».

Л/р №4: «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

5

«Популяции»

6

«Функционирование популяции и динамика ее численности»

7

«Сообщества»

Л/р №5: «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»

8

«Биогеоценозы, экосистемы и биосфера»

Л/р№6: «Изучение и описание экосистемы своей местности»

9

«Развитие и смена биогеоценозов»

10

«Основные законы устойчивости живой природы.  Рациональное использование природы и ее охрана» Обобщение знаний по теме «Основы экологии»

Л/р №7: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы»

11

Зачет по теме «Основы экологии»

Тест

12

Анализ результатов проверки знаний. Повторение «Основы учения о клетке».

13

Повторение «Индивидуальное развитие организмов».

14

Повторение «Происхождение жизни. Учение об эволюции. Происхождение человека».

1

Резерв

1

Резерв

1

Резерв

70

час

5 с/р,

7 л/р

Лист коррекции

Тема и дата

№ урока в КТП

Форма коррекции

 ( объединение тем, за счет резервного времени, уроков обобщения и т.д.)

Причина коррекции

Руководитель ШМО

Урока, который требует коррекции

Урока, который содержит коррекцию

Утверждение

( № протокола, дата проведения заседания ШМО)

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Литература» 6 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 6 класс составлена на основе авторской программы по литературе для 5 -9 классов (базовый уровень) под редакцией Чертова В. Ф.: Литература. Рабочие программы. Предметн...

Рабочая программа курса «Литература» 7 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 7 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...

Рабочая программа курса «Литература» 8 класс на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа по «Литературе» 8 класс составлена на основе авторской программы под редакцией Коровиной В. Я. Программы общеобразовательных учреждений: Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень). 10-ое...

Рабочая программа по информатике 5 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа содержит:1 Пояснительную записку2. УМК3.Общая характеристика учебного предмета4. Цели и задачи изучения информатики5. Формы организации учебного процесса по предмету6. Учебно - темат...

Рабочая программа по информатике 6 класс на 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...

Рабочая программа по информатике 8 класс на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа содержит:1. Пояснительную записку2. Общая характеристика учебного предмета3. Цели и задачи изучения информатики4. Формы организации учебного процесса по предмету5. Тематический план6...

Рабочая программа по информатике 9 класс на 2014 - 2015 учебный год

Рабочая программа содержит:Пояснительную запискуОбщая характеристика учебного предметаЦели и задачи изучения информатикиФормы организации учебного процесса по предметуТематический планСодержание учебн...