технологическая карта урока по теме Лишайники
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

методическая разработка по  биологии для 5 класса по ФГОС по теме "Лишайники по программе И.Н.Пономаревой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lishayniki.rar1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Жулина Юлия Николаевна

Предмет: биология

Класс: 5

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

 Лишайники

Цели

Образовательные: сформировать у учащихся знания о лишайниках как симбиотический организмах;   способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, , терминами: автотрофы, гетеротрофы, симбиоз; выявить значение лишайников в природе и жизни человека;   продолжить формирование умения работать в коллективе, продолжить развивать навыки  самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы, и умения пользоваться ПК.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

-   Личностные УУД:  — формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями   Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета

- Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, , выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять  в группе  план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

- Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

- Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта

Планируемый результат

Предметные:

 Воспроизводят по памяти  понятия и термины: автотрофы, гетеротрофы, фотосинтез, гифы.

Показывают  на таблицах и слайдах строение лишайника, выявляют значение водорослей и грибов в симбиозе

Личностные: Формируют познавательные  интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные  умения (доказывают, строят рассуждения, анализируют, сравнивают, делают выводы и др.)

Метапредметные

Организовывают  свою учебную деятельность;

— планируют  свою деятельность под руководством учителя ;

— участвуют  в групповой работе;

— используют  дополнительную информацию,

— работают с текстом параграфа и его компонентами;

 - устанавливают  причинно-следственные связи

— узнают  изучаемые объекты на таблицах и схемах;

— оценивают  свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Основные понятия

Лишайники , слоевище , симбиоз, накипные, листоватые, кустистые лишайники

Межпредметные связи

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник "Биология 5 класс", авторы И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, изд. Вентана-Граф, 2012г., Параграф15,

Ресурсы ЦОР

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

Мотивировать к изучению темы

Слушают, наблюдают, отвечают на вопросы, настраиваются на восприятие материала урока.

Организует работу в классе , формулирует проблему.

Уточняет тематические рамки.

Учитель подводит учеников к теме урока используя притчу о Манне небесной

 

Формировать первоначальные представлений о биологических объектах

(Личностные УУД) -

проявлять интерес к изучению темы;

проявлять желание узнать о строении организма

(Познавательные УУД). - формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения проблемы.

 (Коммуникативные УУД).умение полно и точно выражать свои мысли

(Регулятивные УУД).постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и предстоит узнать

II. Формулирование темы урока, постановка цели

(3 мин)

Цели: стимулировать интерес к изучению клеточного строения организмов.

Определяют цели урока, формулируют тему  и записывают её в тетрадь

Уточняет тему, цели и задачи урока, подчёркивает значение материала изученной темы

Формировать первоначальные представления о строении  лишайника

 (Личностные УУД)  

проявлять интерес к изучению темы;

(Познавательные УУД). - поиск и выделение информации

(Коммуникативные УУД).определять цель урока, свои функции, контроль, коррекция действий портнера.

(Регулятивные УУД). - постановка учебной задачи, составление последовательности действий

III. Изучение нового

 (17 мин)

Цели :

Ввести понятие "Лишайник", "симбиоз", познакомить с особенностями строение лишайника, определить роль гриба и водоросли, значение лишайника в природе и жизни человека, выполнять самостоятельные работы

Организует работу в группах. Демонстрирует слайды Просит учащихся исследовать строение лишайника по рис учебника, гербариям  и слайдам

Организует беседу с учащимися по результатам

Задание для 1 группы

Изучить функции гриба и водоросли в лишайнике, ответить на вопрос о важности их сосуществования, объяснить понятие "симбиоз"

Задание для 2 группы

Изучите классификацию лишайников, ответ представьте в виде схемы, классифицировать предложенные гербарии.

Задание для 3 группы

Используя текст учебника и дополнительную литературу выявить значение лишайников в природе и жизни человека, ответ представить в виде схемы

Задание для 4 группы

Изучить текст учебника и дополнительный материал, ответить на вопрос где обитают лишайники, как они приспособились к обитанию в различных условиях, ответ представить в виде мини-сочинения.

 

Называть функции симбиотических организмов, классифицировать лишайники

Уметь -  показывать на таблицах строение лишайника, выявлять значение в природе и жизни человека

 Личностные УУД) -Формировать познавательные  интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные  умения

(Познавательные УУД). - Анализировать, классифицировать и обобщать;

(Коммуникативные УУД). - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

(Регулятивные УУД). - Составлять  в группе  план решения проблемы.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

IV. Закрепление  нового (8 мин)

Цель:

использовать приобретённые для выполнения заданий.

Работают в парах, выполняют кроссворд, корректируют работу

Формулирует вопросы, корректирует ответы, организует повторение понятий

Физкультминутка

Выполните кроссворд

Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильности выполнения работы согласно представленному эталону. Давайте обсудим, какие ошибки были допущены.

Уметь применять полученные знания для выполнения задания

 Личностные УУД - анализировать, делать выводы

(Познавательные УУД). - использовать приобретённые для выполнения заданий.

(Коммуникативные УУД). - корректировать, оценивать действие партнера,

Регулятивные УУД

выполнять учебное действие в соответствии с планом, контроль результата в соответствии с эталоном.

V. Контролирующее задание ( 7мин)

Цель:

Установить степень освоения темы

.

Работают с заданием слайда

Организует работу класса. Контролирует процесс выполнения задания;

Уметь применять полученные знания для решения поставленной задачи.

 (Регулятивные УУД).

выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

 (Познавательные УУД) - использовать приобретённые для выполнения заданий.

 (Личностные УУД). -оценивание усваеваемого материала.

 (Регулятивные УУД). - выделение и осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели: научить

соотносить результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности

Отвечают на вопросы. Анализируют собственную деятельность.

Организует беседу с классом по вопросам

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?

Использовать речевые средства для представления результата

(Коммуникативные УУД). умение слушать г, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Использовать речевые средства для представления результата.

 (Регулятивные УУД) -соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

 (Личностные УУД).  -оценивать результат собственной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Конкурс методической разработки по истории по теме:Технологическая карта урока по теме:Возвышение Македонии

Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции  и подчинению её  Македонскому царству....

Технологическая карта урока по теме: Решение задач по теме"Признаки и свойства параллельных прямых" 7класс

Урок обобщения и сис тематизации материала по теме:решение задач по теме "Признаки и свойства параллельных прямых" 7 класс...

Технологическая карта урока на тему: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Бактерии», «Грибы».

Технологическая карта урока на тему: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Бактерии", "Грибы"Класс: 5Тип урока: урок систематизации знаний....

Технологическая карта урока по теме «Треугольники» Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.В. Дорофеев,И.Ф.Шарыгин и др.

Технологическая карта урока по теме «Треугольники»  Урок в 5 классе по теме «Треугольники и их виды» Учебник: Математика.  5 класс: учеб. для общеобразоват. организац...

технологическая карта урока по теме "Географическая карта и ее масштаб" 6 класс

Технологическая карта урока по географии 6 класс по теме "Географическая карта и ее масштаб"...