урок географии в 6 классе на тему "Атмосферные осадки"
материал по биологии на тему

Цыганова Надежда Геннадьевна

конспект урока содержит материал по повторению изученной темы предидущего урока "Водяной пар и облака", изучение нового материала и закрепление, а также лист для самооценки учащихся и критерии оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе

учитель Цыганова Н.Г.

Тема: Атмосферные осадки.

Цели:

  • приобретение знаний об атмосферных осадках;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: на доске заготовленная таблица, карточки с рисованными видами осадков, карточки с листами самооценки и критериями самооценки

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала.

Давайте вспомним, что мы с вами изучали на прошлом уроке.

что такое водяной пар?

как он появляется?

что такое облака?

какие виды облаков вы знаете?

чем они характеризуются?

а что из них выпадает?

  1. Изучение нового материала.

Итак, как вы уже поняли из последнего вопроса, тема урока «Атмосферные осадки»

Подумайте, какие другие слова приходят вам на ум, когда вы слышите слово атмосферные осадки? Запишите в тетради эти слова (существительные). Обсудим ваши слова и отберем из общего списка 2-3 слова (первая строка в таблице). После записываются ассоциации с этими словами.

Ученики называют свои ассоциации, которые учитель записывает на доске в заранее заготовленную таблицу:

Вопросительные слова

Ключевые слова

Что?      Для чего?       Какой?         Какие?

Из чего?          Как?      Почему?

Дождь, снег, град

питают землю

виды, сила

сырость, грязь.

А теперь, используя свои ключевые слова и мои вопросительные слова, придумайте и запишите вопросы по этой теме.

Каждый ученик самостоятельно записывает свои вопросы. Затем все вопросы обсуждаются, из них выбираются наиболее важные и интересные, например:

  • Что такое атмосферные осадки?
  • Для чего нужны атмосферные осадки?
  • Каким бывает атмосферные осадки?
  • Почему атмосферные осадки бывают разного вида и силы?
  • Почему люди чаще не любят когда выпадают разные виды осадков, а когда их нет, долгое время считают это стихийным бедствием?
  • Как сохранить чистоту атмосферных осадков?
  • Почему на Земле выпадает разное количество атмосферных осадков: где-то очень много, а где-то слишком мало?

 У вас возникло много интересных и важных вопросов. Нужно попробовать ответить на них. Для этого ученики читают текст параграфа по частям. Во время остановок в чтении ученики отмечают, на какие вопросы они нашли ответы, и делают записи в тетради.

Обсуждаем на какие вопросы вы нашли ответы и какие записи сделали в тетради.

Учитель спрашивает отдельных учеников о том, что они узнали и записали в тетради.

А теперь давайте проверим, на все ли вопросы, которые были заданы в начале урока, мы нашли ответы.

  1. Закрепление.

что такое атмосферные осадки?

какие виды относят к жидким осадкам? …твердым?

от чего зависит количество осадков?

чем измеряют количество осадков?

  1. Д.з. Доклад «Почему бывают кислотные дожди, а также дождь из лягушек?», составить схему «Виды атмосферных осадков», составить диаграмму среднегодового количества осадков для г. Брянска по статистическим данным.

Пожалуйста, заполните каждый свой лист самооценки в баллах

Урок окончен выходя, не забудьте сдать листы самооценки.

Приложение № 1

Что мне известно

Что я узнал нового

  1. Атмосферные осадки выпадают из атмосферы.
  2. Атмосферные осадки бывают разного вида и количества
  3. Атмосферные осадки нужны и важны для Земли и человека

  1. Атмосферные осадки  – это вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.
  2. Количество выпавших осадков измеряют осадкомером на метеостанциях, высоту снежного покрова измеряют снегомерной рейкой.
  3. Количество осадков зависит от близости океана, преобладающих ветров.
  4. Количество осадков имеет большое значение для хозяйственной деятельности людей.
  5. Составляют диаграммы количества выпавших осадков.
  6. Существуют условные знаки, обозначающие разные виды осадков

Приложение 1

Лист самооценки

Имя, фамилия____________________________________________________________________

  1. Твой вопрос (3б):_________________________________________________________________
  2. Вопрос, который был выбран классом:_____________________________________________

3. Заполнение таблицы (3 б):

Что мне известно об атмосферных осадках?

Что нового я узнал об атмосферных осадках?

4. Ответ на групповой вопрос (2б):__________________________________________________

5. Ответ на твой собственный вопрос (2б):____________________________________________

6. Новый вопрос (3 б):_____________________________________________________________

7. Где я буду искать ответ на вопрос(2б):_____________________________________________

Общее количество баллов: 15 баллов

  1. Критерии оценивания умения задавать вопросы:

Критерий 1. Связь вопроса с темой урока.

1 балл – вопрос имеет непосредственное отношение к теме урока

0 баллов – вопрос задан не по теме

Критерий 2. Вопрос понятен.

1 балл – всем одинаково понятно, о чем хотел спросить ученик

0 баллов – другим  непонятно, о чем хотел спросить ученик

Критерий 3. Правильность формулировки вопроса.

1 балл – вопрос сформулирован правильно, не требует коррекции

0 баллов – вопрос сформулирован неправильно (нет вопросительного слова и т. д.), требует коррекции

  1. Критерии оценки заполнения таблицы:

Критерий 1. Правильность заполнения колонок таблицы.

1 балл – информация, которая помещена в каждой колонке, соответствует названию колонки

0 баллов – информация, которая помещена в колонке, не соответствует названию колонки

Критерий 2. Характер записей в колонках.

1 балл – записи в колонках ведутся в виде ключевых слов и словосочетаний

0 баллов – ученик переписывает из текста целые предложения и абзацы

Критерий 2. Полнота записей в таблице.

1 балл – в каждой колонке имеется не менее 4 записей

0 баллов – в колонках таблицы менее 4 записей

  1. Критерии оценки ответа на групповой вопрос:

Критерий 1. Соответствие содержания ответа заданному вопросу.

1 балл – ответ соответствует заданному вопросу

0 баллов – ответ не соответствует заданному вопросу

Критерий 2. Оформление ответа.

1 балл – ответ оформлен в виде развернутого высказывания, предложения (оформлены начало и конец предложения)

0 баллов – ответ оформлен в виде словосочетания или одного слова

  1. Критерии оценки умения работать с источниками информации

Критерий 1. Знание источников информации.

1 балл – ученик называет не менее 2 источников информации

0 баллов – ученик называет 1 источник информации (учебник)

Критерий 2. Соответствие источников информации заданию.

1 балл – источники информации, названные учеником, уместно использовать при выполнении данного здания

0 баллов – источники информации, названные учеником, не могут быть использованы для выполнения его задания



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

1 апреля - Международный день птиц

разработка Цыгановой Н.Г.

Вступительное слово.

Дата проведения праздника выбрана не случайно. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.

 Поэтому уже более века в начале апреля празднуют Международный день птиц.

 Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали – этого человек не мог, как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Птицы часто становились созданиями сказочными и даже божественными. И это сослужило им хорошую службу.

 Традиционное почитание многих видов птиц долгое время с успехом заменяло научную охрану – они были неприкосновенны.

Несколько официальных дат:

19 марта 1902 года в Париже была подписана «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», вступившая в силу 12 декабря 1905 года, а с 1906 года в мире начали отмечать День птиц.

В 1950 году была подписана «Международная конвенция об охране птиц», которая заменила устаревший документ 1902 года.

День птиц является самым «старым» праздником экологического календаря, во всем мире его начали отмечать еще в начале 20 века.

 Однако впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в Соединенных Штатах Амеpики в далеком 1894 году в небольшом американском городе Оил-Сити (штат Пенсильвания) по инициативе местного учителя Чарльза Бабкока.  Педагога поддержала популярная газета «Питсбуpгская телеграфная хроника», которая начала активно популяризовать Дни птиц. Более того, газета организовала специальный клуб-музей по охране птиц для школьников.

Через некоторое время День птиц стал широко проводиться, как народный праздник, во всех штатах страны, а чуть позже и во многих странах Старого и Нового света, уже как Международный день птиц.

А в России…. А к началу 20 века проник и в Россию.  При этом в России праздник отмечался позднее чем в Америке, что связано с более поздним прилетам к нам основной массы пернатых.

Идея проведения Дня птиц, установки дуплянок и кормушек упала в России на благодатную почву, ведь привлечение птиц в искусственные гнездовья, впервые было начато именно в России.

 Еще знаменитый путешественник Петр Симон Паллас, заметил, что российские крестьяне для скворцов вывешивали на местах цилиндрические ящики из коры.  Для аистов в Украине и Белоруссии по традиции весной на столбах выставлялись колеса от телег. А в 1879 году в официальной газете «Правительственный вестник» была помещена заметка с предложением устраивать на юге России для розовых скворцов специальные ниши в домах, кpыть крышу черепицей, делать специальные холмики из битого камня.

Однако еще в старину проходили обряды, связанные с прилетом птиц:

9 марта – День встречи перелетных птиц (Иванов день) - Жаворонки, Заклички весны, Сороки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.

 12 марта – Проломи наст (Феофан, Григорий), день, в который привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным и конопляным семенем.

17 марта - в народном календаре (месяцеслове) есть день Грачевник (Герасим,), знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей.

22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну.

На Благовещенье - 7 апреля - было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю.  На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

6 мая - День ласточки - (Егорий весенний (Юрьев день)

Изготовление и развешивание искусственных гнездовий стало центральной акцией праздника День птиц.

Одна из первых в мире книг по охране птиц - книга барона Ганса фон Берлепша "Всеобщая защита птиц, её основы и выполнение" вышла в 1900 году в Санкт-Петербурге.

Но и без издания книг и принятия Конвенций в Российской империи в XVIII в. считалось преступлением разорить гнездо или убить скворца. Вероятно, на это повлияло давнее представление о нем как о вестнике весны, не могли крестьяне и не замечать пользы приносимой птицей. Большим грехом было разорение гнезда ласточки – «божьей птички». Христиане охраняли персонажей библейских сказаний – клеста, снегиря, голубя. Клест при распятии Христа вытаскивал гвозди, снегирь – ломал иглы тернового венца на голове Спасителя, и одна капля крови попала ему на грудь. Голубь известил Ноя о появлении земли во время Всемирного потопа. Традиция привлечения на гнездование белого аиста возникла в связи с убеждением, что он приносит счастье, здоровье, благосостояние, защищает дом от пожаров, молний, стихийных бедствий. Подобных примеров можно привести множество. Правда, так везло не всем видам. Особенно тяжело приходилось хищным птицам – они считались вредными практически во все времена. В итоге сегодня огромное количество хищников занесено в Красную книгу.

Значительно меньше везло в России только крупным врановым птицам и хищникам, которые считались либо вредными, либо связывались с нечистой силой.

 Отношение к птицам у жителей городов изменилось. Связано это и с общим более практичным подходом, и с тем, что по настоящему красивых птиц в городе редко встретишь, все это многообразие красок, чудесных песен, издавна считавшихся признаками весны заменилось в это время монотонным курлыканьем голубей и веселой перекличкой ворон.

В 1999 году общероссийская некоммерческая общественная организация Союз охраны птиц России, совместно со многими другими заинтересованными организациями, возродила традицию Дней птиц в России.

Акции и мероприятия, приуроченные к Международному дню птиц, проходят по всей стране.

Экологи и орнитологи призывают всех к бережному отношению к нашим пернатым братьям.

Неутешительно, что за последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около 100 видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу.

Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение среды. Естественные загрязнители – это вещества, постоянно присутствующие в природе.

Искусственные загрязнители – это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда – замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера – увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.

По неутешительным прогнозам орнитологов, в ближайшие сто лет с Земли исчезнет около 1000 видов птиц. Поэтому человечеству стоит приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить стабильную численность хотя бы некоторых видов пернатых.

Ведь, как говорил знаменитый педагог Пётр Бузук, "тот, кто разоряет гнездо, опустошает небо".

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ПРИБАУТКИ, И ПРОСТО ХОРОШИЕ СЛОВА:

Без первой ласточки весна не обходится.    

Большой птице большое гнездо нужно.

Всякая ласточка свое гнездо хвалит.                                

  Всякая птица к своей стае летит.

Курица пьет, а на небо смотрит.                                        

  Молодой воробей учится чирикать у старого.

Невелика синица, голосок востер.                                      

 Ночная кукушка, дневную перекукует.

Одна ласточка весны не делает.                                          

 Ожиревшая курица яиц не несет.

Синичка - воробью сестричка.                                            

Увидел скворца - весна у крыльца.

Хвалилась синица хвостом море зажечь.                            

Где птица ни летает, а своё гнездо знает.

Не учи орла летать, а соловья петь.                                    

Ласточка день начинает, а соловей кончает.

Здоровое дерево дятел не долбит.                                      

Старый ворон не каркает впустую.

Всяк кулик на своей кочке велик.                                      

Журавль летает высоко, да видит далеко.

Ястреб в небе — не добыча.                                                

Поёт петух, да не по-соловьиному.

Не велика птичка-синичка,  и та свой праздник помнит.                                                

                                           

Первые детки соколятки,а последние воронятки.

                                                                                                 

Прилетел кулик из-за моря,    вывел весну из затворья.                                                                                                   Не нужна соловью золотая клетка,а лучше зелёная ветка.

Соловей поёт месяц, а ворона каркает круглый год.                                                                                                                

  Соловей с вороной в лесу живут,  да по-разному свои песни поют.

                                                                                                             

Ворона за море летала, да вороной и вернулась.                  

Сколько ворона не каркай, не быть ей соловьём.

Есть крылья и у курицы,                                                          

да не летать ей дальше своей улицы.

Существуют сказки про птиц и не только про них. Вот некоторые из них.

  1. Летучая мышь, колючка и зимородок

Летучая мышь, колючка и зимородок сговорились заняться торговлей. Летучей мыши удалось занять у птиц денег на покупку товара.

Вот товарищи отправились за море и накупили всяких тканей. Товар взвалили на спину зимородка и радостно пустились в обратный путь через море. Но в дороге их настигла беда – разыгралась буря, начался ливень. Вихрем сорвало кладь со спины зимородка, сбросило в море, где ее проглотила рыба.

Вернулись путники домой усталые, с пустыми руками.

Летучая мышь и колючка во всем стали винить зимородка; все домогались, чтобы он отыскал рыбу, проглотившую товар, и извлек бы его из её утробы. Покладистый зимородок не знал, куда деваться от их упреков.

Вот почему зимородок ловит рыбу на отмелях озер и рек. Колючка же расплодилась всюду, чтоб задержать кладь, если какой-нибудь похититель будет нести её или на ком-нибудь окажется одежда из пропавшей ткани. Поэтому она на всякий случай цепляется за платье каждого прохожего. А летучая мышь прячется днем от птиц-заимодавцев, боясь, что они набросятся на нее и жестоко с ней разделаются.

  1. Как сойка едой запасалась

Как-то давным-давно решила сойка еды на зиму припасти. Натаскала она ячменных колосьев под кочку и стала думать-гадать, как ей эту кочку отыскать зимой. Тут взглянула она на небо, а на небе как раз темная тучка стояла. Вот сойка и смекнула, что делать: надо зимой на небо взглянуть – где черная тучка будет, там, значит, и ячмень лежит.

Зимой прилетела сойка за ячменем, а черной тучки-то – что за диво! – как не бывало. Ничего не поделаешь! Что пропало, то пропало, только с тех пор сойка запасов на зиму не делает.

  1. Лесные домишки

Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-бере­говушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.

Была в их стае одна маленькая Береговушка, такая проворная, никак ее догнать нельзя было — от всех увертывается.

Погонится за ней пятнашка, а она — туда, сюда, вниз, вверх, в сторону бросится да как пустится лететь — только крылышки мелькают!

Вдруг, откуда ни возьмись, Чеглок-Сокол мчится. Острые изогнутые крылья так и свистят. Ласточки переполошились: все — врассыпную, кто куда, мигом разлетелась вся стая.

А проворная Береговушка от него без оглядки за реку, да над лесом, да через озеро!

Очень уж страшной пятнашкой был Чеглок-Сокол.

Летела, летела Береговушка — из сил выбилась.

Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась — а место совсем незнакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет. Только не своя — чужая какая-то.

Испугалась Береговушка.

Дорогу домой она не помнила: где ж ей было запомнить, когда она неслась без памяти от страха?

А уж вечер был — ночь скоро. Как тут быть?

Жутко стало маленькой Береговушке. Полетела она вниз, села на берегу и горько заплакала.

Вдруг видит: бежит мимо нее по песку маленькая желтая птичка с черным галстучком на шее.

Береговушка обрадовалась, спрашивает у желтой птички:

—  Скажите, пожалуйста, как мне домой попасть?

—  А ты чья? — спрашивает желтая птичка.

—  Не знаю, — отвечает Береговушка.

—  Трудно же будет тебе свой дом разыскать! — говорит желтая птичка. — Скоро солнце закатится, темно станет. Оставайся лучше у меня ночевать. Меня зовут Зуёк. А дом у меня вот тут — рядом.

Зуек пробежал несколько шагов и показал клювом на песок. Потом закланялся, закачался на тоненьких ножках и говорит:

—  Вот он, мой дом. Заходи!

Взглянула Береговушка: кругом песок да галька, а дома никакого нет.

—  Неужели не видишь? — удивился Зуек. — Вот сюда гляди, где между камешками яйца лежат.

Насилу-насилу разглядела Береговушка: четыре яйца в бурых крапинках лежат рядышком прямо на песке среди гальки.

—  Ну, что же ты? — спрашивает Зуек. — Разве тебе не нравится мой дом?

Береговушка не знает, что и сказать: скажешь, что дома у него нет, еще хозяин обидится. Вот она ему и говорит:

—  Не привыкла я на чистом воздухе спать, на голом песке, без подстилочки.

—  Жаль, что не привыкла! — говорит Зуек. — Тогда лети-ка вон в тот еловый лесок. Спроси там голубя по имени Витютень. Дом у него с полом. У него и ночуй.

—  Вот спасибо! — обрадовалась Береговушка. И полетела в еловый лесок.

Там она скоро отыскала лесного голубя Витютня и попросилась к нему ночевать.

—  Ночуй, если тебе моя хата нравится, — говорит Витютень.

А какая у Витютня хата? Один пол, да и тот, как решето, весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые голуби­ные яйца лежат. Снизу их видно: просвечивают сквозь дырявый пол.

Удивилась Береговушка.

—  У вашего дома, — говорит она Витютню, — один пол, даже стен нет. Как же в нем спать?

—  Что же, — говорит Витютень, — если тебе нужен дом со стенами, лети, разыщи Иволгу. У нее тебе понравится.

И Витютень сказал Береговушке адрес Иволги: в роще, на самой красивой березе.

Полетела Береговушка в рощу.

А в роще березы одна другой красивее. Искала, искала Иволгин дом и вот наконец увидела: висит на березовой ветке крошечный легкий домик. Такой уютный домик и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги.

«Какой же у Иволги домик маленький! — подумала Береговушка. — Даже мне в нем не поместиться».

Только она хотела постучаться, вдруг из серого домика вылетели осы.

Закружились, зажужжали — сейчас ужалят!

Испугалась Береговушка и скорей улетела прочь.

Мчится среди зеленой листвы.

Вот что-то золотое и черное блеснуло у нее перед глазами.

Подлетела ближе, видит: на ветке сидит золотая птица с черными крыльями.

—  Куда ты спешишь, маленькая? — кричит золотая птица Береговушке.

—  Иволгин дом ищу, — отвечает Береговушка.

—  Иволга — это я,— говорит золотая птица. — А дом мой — вот здесь, на этой красивой березе.

Береговушка остановилась и посмотрела, куда Иволга ей показывает. Сперва она ничего различить не могла — все только зеленые листья да белые березовые ветви. А когда всмотрелась, так и ахнула.

Высоко над землей к ветке подвешена легкая плетеная корзиночка.

И видит Береговушка, что это и в самом деле домик. Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой березовой кожурки.

—  Ух! — говорит Береговушка Иволге. — Ни за что не останусь в этой зыбкой остройке! Она качается, и у меня все перед глазами вертится, кру­жится… Того и гляди, ее ветром на землю сдует. Да и крыши у вас нет.

—  Ступай к Пеночке! — обиженно говорит ей золотая Иволга. — Если ты боишься на чистом воздухе спать, так тебе, верно, понравится у нее в шалаше, под крышей.

Полетела Береговушка к Пеночке.

Желтая маленькая Пеночка жила в траве как раз под той самой березой, где висела Иволгина воздушная колыбелька.

Береговушке очень понравился ее шалашик из сухой травы и мха. «Вот славно-то! — радовалась она.— Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких перышек. Совсем как у нас дома!»

Ласковая Пеночка стала ее укладывать спать. Вдруг земля под ними задрожала, загудела.

Береговушка встрепенулась, прислушивается, а Пеночка ей говорит:

—  Это кони в рощу скачут.

—  А выдержит ваша крыша, — спрашивает Береговушка, — если конь на нее копытом ступит?

Пеночка только головой покачала печально и ничего ей на это не ответила.

—  Ох, как страшно тут! — сказала Береговушка и вмиг выпорхнула из шалаша. — Тут я всю ночь глаз не сомкну: все буду думать, что меня раз­давят. У нас дома спокойно — там никто на тебя не наступит и на землю не сбросит.

—  Так, верно, у тебя такой дом, как у Чомги, — догадалась Пеночка. — У нее дом не на дереве — ветер его не сдует, да и не на земле — никто не раздавит. Хочешь, провожу тебя туда?

—  Хочу! — говорит Береговушка. Полетели они к Чомге. Прилетели на озеро и видят: посреди воды на тростниковом островке сидит большеголовая птица. На голове у птицы перья торчком стоят, словно рожки.

Тут Пеночка с Береговушкой простилась и наказала ей к этой рогатой птице ночевать попроситься.

Полетела Береговушка и села на островок. Сидит и удивляется: островок-то, оказывается, плавучий. Плывет по озеру куча сухого тростника. Посреди кучи — ямка, а дно ямки мягкой болотной травой устлано. На траве лежат Чомгины яйца, прикрытые легкими сухими тростиночками. А сама Чомга рогатая сидит на островке с краешка, разъезжает на своем суденышке по всему озеру.

Береговушка рассказала Чомге, как она искала и не могла найти себе ночлега, и попросилась ночевать.

—  А ты не боишься спать на волнах? — спрашивает ее Чомга.

—  А разве ваш дом не пристает на ночь к берегу?

—  Мой дом — не пароход, — говорит Чомга. — Куда ветер гонит его, туда он и плывет. Так и будем всю ночь на волнах качаться.

—  Боюсь, — прошептала Береговушка. — Домой хочу, к маме…

Чомга рассердилась.

—  Вот, — говорит, — какая привередливая! Никак на тебя не угодишь! Лети-ка поищи сама себе дом, какой нравится.

Прогнала Чомга Береговушку, та и полетела. Летит и плачет.

А уж ночь наступает; солнце зашло; темнеет.

Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ели, на толстом суку, выстроен дом.

Весь из сучьев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит, теплый, мягкий.

«Вот хороший дом, — думает она, — прочный и с крышей».

Подлетела маленькая Береговушка к большому дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском:

—  Пустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать!

А из дому вдруг как высунется рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с желтыми зубами. Да как зарычит страшилище:

—  С каких это пор птахи по ночам стучат, ночевать просятся к белкам в дом?

Обмерла Береговушка, сердце камнем упало. Отшатнулась, взвилась над лесом — да стремглав, без оглядки, наутек!

Летела, летела — из сил выбилась. Обернулась назад — никого сзади нет. Кругом оглянулась, а место знакомое. Посмотрела вниз — внизу река течет. Своя река, родная!

Стрелой бросилась вниз, к речке, а оттуда — вверх, под самый обрыв крутого берега.

И пропала.

А в обрыве — дырки, дырки, дырки. Это все ласточкины норки. В одну из них и юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длинному, узкому-узкому коридору.

Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату.

Тут уже давно ждала ее мама.

Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке у себя на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев…

  1. Чудо-птица

В некотором царстве жил-был король, и было у него три сына. Узнали как-то королевские сыновья, что в тридевятом государстве есть птица, которая живёт в саду в золотой клетке, а клетка висит на липе с тремя верхушками, а на коготь птицы надето колечко. Кто это колечко снимет, тому птица служить будет - все желания исполнять. Многие пытались его снять, да всё напрасно. Решили и королевские сыновья счастья попытать. Оседлали они коней и доехали до моста. Возле моста старший брат соскочил с коня, сделал мечом на мосту три зарубки и наказал братьям, чтобы они спешили на выручку, если зарубки покраснеют.

Прискакал старший брат в тридевятое государство, пришёл в сад и стал искать заветную липу. Искал, искал, наконец заглянул в густой березняк и увидел липу с тремя верхушками, а на липе - золотую клетку. Спрятался королевский сын в траве, дожидается. Немного погодя весь сад вдруг щебетом наполнился: тысячи птичек запели. Тут и чудо-птица прилетела. Села она на золотую клетку, огляделась по сторонам и жалобно-прежалобно заговорила:

-  Неужто никто не скажет: «Чудо-птица, иди спать!»?

-  Чудо-птица, иди спать! - сказал старший брат.

В тот же миг чудо-птица ударила его крылом, и старший брат превратился в берёзку. Утром подошли младшие братья к мосту и видят: покраснела одна зарубка. Мигом собрался в путь средний брат и поскакал старшего брата выручать. Приехал в тридевятое государство и отправился в сад. Смотрит: ни брата, ни липы с тремя верхушками. Наконец заглянул он в густой березняк и увидел липу. Укрылся он на поляне в густой траве и дожидается. Тихо вокруг. Но как только солнышко село, весь сад наполнился щебетом: тысячи птичек запели. Тут и чудо-птица прилетела. Села она на золотую клетку, поглядела по сторонам и жалобно-прежалобно заговорила:

-  Все спят! Неужто никто не скажет: «Чудо-птица, иди спать!»? Средний брат молчит. Подождала чудо-птица и снова жалобно-прежалобно говорит:

-  Все спят. Неужто никто не скажет: «Чудо-птица, иди спать!»? Пожалел средний брат птицу и говорит:

-  Чудо-птица, иди спать!

В тот же миг чудо-птица ударила его крылом, и средний брат превратился в берёзку.

Утром подошёл младший брат к мосту и видит: покраснела вторая зарубка. Мигом собрался он в тридевятое государство братьев выручать. Пришёл младший брат в сад, смотрит: нет ни братьев, ни липы с тремя верхушками. Наконец заглянул в густой березняк, видит: стоит липа, а братьев нет. Спрятался младший брат в траве, да так, чтобы до золотой клетки дотянуться можно было, и дожидается. Тихо вокруг. Но как только солнышко зашло, весь сад наполнился щебетом: тысячи птичек запели. Тут и чудо-птица прилетела. Села она на золотую клетку, поглядела по сторонам и жалобно-прежалобно заговорила:

-  Неужто никто не скажет: «Чудо-птица, иди спать!»?

Молчит младший брат, ни слова не говорит. Подождала немного чудо-птица и ещё жалобнее заговорила:

-  Все спят. Неужто никто не скажет: «Чудо-птица, иди спать!»?

Ни слова не вымолвил младший брат. Ещё немного подождала чудо-птица и громко зарыдала:

-  Все спят. Неужто никто не скажет: «Чудо-птица, иди спать!»? Тут уж младшему брату невтерпёж стало молчать. Он чуть было не отозвался, да, на его счастье, надоело чудо-птице жаловаться, и она прыгнула в золотую клетку. Смекнул тут младший брат, что лучше ему промолчать. В клетке чудо-птица по сторонам огляделась: никого поблизости не видно, не слышно, сунула клюв в перья и спокойно уснула. Младший брат тихонько поднялся и руку сквозь дверцу клетки просунул. Снял он колечко с левой лапки птицы и тут же дверцу клетки крепко запер. Проснулась чудо-птица, рвётся из клетки, кричит, будто беда стряслась. Долго-долго она билась, только на заре затихла и говорит:

-  Снял ты моё колечко, теперь я твоя!

-  Скажи мне, чудо-птица, где мои братья?

-  Две берёзки, что рядом с тобой - это твои братья, а остальные берёзки - тоже люди.

-  Скажи мне, чудо-птица, как мне их снова в людей превратить?

-  Ступай подальше в рощу, увидишь кучу песка. Если на каждую берёзку высыпать по три горсти того песка, превратятся берёзки в людей.

Так младший брат и сделал. Оживил он сначала своих братьев, а братья помогали других оживлять. Но и втроём им не справиться - стали другие люди помогать песок носить. И вот пропали берёзки, а вокруг младшего брата столпились ожившие люди и от радости не знают, что делать. Надумал младший брат повеселить спасённых и попросил чудо-птицу спеть так, как давеча пела.

Через три дня все расстались: братья пошли в одну сторону, остальные - в другую. А чудо-птица младшему брату служить стала, так что не знал он горя.

  1. Петух и курица в орешнике

Пошли однажды петух и курица в лес за орехами. И вот курица подавилась ореховой скорлупой - лежит и крылышками машет. Побежал петух за водой для курицы. Подбежал к ручью и говорит:

- Ручеёк, ручеёк, дай мне водицы, я отнесу её своей курочке, а то она лежит в орешнике и умирает.

Ручей ему в ответ:

- Хорошо, я дам тебе воды, только ты за это дай мне зелёных листиков.

Вот побежал петух к зелёной липе.

- Липа, липа, дай мне зелёных листиков, я дам их ручью, он за это даст мне воды, я отнесу её своей курочке, а то она лежит в орешнике и умирает.

- Хорошо, я дам тебе зелёных листиков, только ты за это дай мне радугу, - ответила липа. Побежал петух к Деве Марии.

- Ох, Дева Мария, дай мне радугу, я дам её липе, липа даст мне листиков, я отдам ручью, он за это даст мне воды, и я отнесу её своей курочке, а то она лежит в орешнике и умирает.

- Хорошо, я дам тебе радугу, только ты за это дай мне башмачки, - отвечала Дева Мария. Побежал петух к сапожнику.

- Сапожник, сапожник, дай мне башмачки, я дам их Деве Марии, она даст мне радугу, радугу я дам липе, липа даст мне листиков, листики я дам ручью, за это он даст мне воды, и я отнесу её своей курочке, а то она лежит в орешнике и умирает.

- Хорошо, я дам тебе башмачки, только ты за это дай мне щётки... - ответил сапожник. Побежал петух к подмастерью.

- Подмастерье, подмастерье, дай мне щёток, щётки я дам сапожнику, сапожник даст мне башмачки, башмачки я дам Деве Марии, Дева Мария даст мне радугу, радугу я дам липе, липа даст мне листиков, листики я дам ручью, за это он даст мне воды, и я отнесу её своей курочке, а то она лежит в орешнике и умирает.

- Хорошо, я дам тебе щёток, только ты за это дай мне хлеба, - ответил подмастерье. Побежал петух к пекарю.

- Пекарь, пекарь, дай мне хлеба, хлеб я дам подмастерью, подмастерье даст мне щёток, щётки я дам сапожнику, сапожник даст мне башмачки, башмачки я дам Деве Mapии, Дева Мария даст мне радугу, радугу я дам липе, липа даст мне листиков, листики я дам ручью, за это он. даст мне воды, и я отнесу её своей курочке, а то она лежит в орешнике и умирает.

- Хорошо, я дам тебе хлеба, только ты за это дай мне зерна, - ответил пекарь.

Побежал петух к мельнику.

- Мельник, мельник, дай мне зерна, зерно дам я пекарю, пекарь даст мне хлеба, хлеб я дам подмастерью, подмастерье даст мне щёток, щётки дам я сапожнику, сапожник даст мне башмачки, башмачки я дам Деве Марии, Дева Мария даст мне радугу, радугу я дам липе, липа даст мне листиков, листики я дам ручью, за это он даст мне воды, и я отнесу её своей курочке, а то она лежит в орешнике и умирает.

- Хорошо, я дам тебе зерна, только ты за это дай мне дров, - отвечал мельник.

Побежал петух к дровосеку.

- Дровосек, дровосек, дай мне дров, дрова я дам мельнику, мельник даст мне зерна, зерно я дам пекарю, пекарь даст мне хлеба, хлеб я дам подмастерью, подмастерье даст мне щёток, щётки я дам сапожнику, сапожник даст мне башмачки, башмачки я дам Деве Марии, Дева Мария даст мне радугу, радугу я дам липе, липа даст мне листиков, листики я дам ручью, а за это он даст мне воды, и я отнесу её своей курочке, а то она лежит в орешнике и умирает.

- Хорошо, я дам тебе дров, только ты за это дай мне топор, - ответил дровосек.

Побежал петух к кузнецу.

- Кузнец, кузнец, дай мне топор, топор я дам дровосеку, дровосек даст мне дров, дрова я дам мельнику, мельник даст мне зерна, зерно я дам пекарю, пекарь даст мне хлеба, хлеб я дам подмастерью, подмастерье даст мне щёток, щётки я дам сапожнику, сапожник даст мне башмачки, башмачки я дам Деве Марии, Дева Мария даст мне радугу, радугу я дам липе, липа даст мне листиков, листики я дам ручью, а за это он даст мне воды, и я отнесу ее своей курочке, а то она лежит в орешнике и умирает.

- Хорошо, я дам тебе топор, только ты за это дай мне угля, - ответил кузнец.

Побежал петух к угольщику.

- Угольщик, угольщик, дай мне угля, уголь я дам кузнецу, кузнец даст мне топор, топор я дам дровосеку, дровосек даст мне дров, дрова я дам мельнику, мельник даст мне зерна, зерно я дам пекарю, пекарь даст мне хлеба, хлеб я дам подмастерью, подмастерье даст мне щёток, щётки я дам сапожнику, сапожник даст мне башмачки, башмачки я дам Деве Марии, Дева Мария даст мне радугу, радугу я дам липе, липа даст мне листиков, листики я дам ручью, а за это он даст мне воды, и я отнесу её своей курочке, а то она лежит в орешнике и умирает.

Жалко стало угольщику петуха, и он дал ему угля. И вот получил кузнец уголь, а дровосек - топор, а мельник - дрова, а пекарь - зерно, а подмастерье - хлеб, а сапожник - щётки, а Дева Мария - башмачки, а липа радугу, а ручей - зелёные листики, а петух - воду. Отнёс он её своей курочке в орешник, и стала курочка снова жива-здорова.

  1. Хвастливая ворона

На берегу моря, в большом красивом доме, жил богач. Над его домом каждый день кружила ворона. Она пристрастилась подбирать объедки, которые выбрасывали из кухни богача. Сын богача заприметил ворону и, вместо того чтобы помогать беднякам, стал кормить её разными яствами.

Ворона постепенно привыкла к этому и стала часто прилетать за пищей. А через некоторое время вороне даже разрешили жить в доме богача.

Ворона растолстела и заважничала. Она стала с презрением относиться к своим бывшим подругам и считала всех остальных птиц недостойными её.

Однажды на берег моря прилетела стая диких гусей. Ворона с гордым видом уселась посреди гусиной стаи. Она считала, что только вожак стаи мало-мальски достоин её внимания, и обратилась к нему с такими словами;

— Вожак, давай полетим вместе, и я поучу тебя, как надо летать.

Гусь-вожак ответил:

— Ворона, не приставай к нам — мы бережём силы, чтобы без отдыха перелететь огромное море.

Ворона не унималась и продолжала хвастаться:

— Я знаю сто способов полёта: уддин, авадин, прадин, дин, нидин, мандин, тирьягадин, видин, паридин, праядин, су-дин, абхидин, тахадин, нирдин, атидин, диндин, сандинау-дуин-дин и много других. А теперь расскажи, какие ты, гусь, знаешь способы полёта.

Гусь спокойно ответил:

— Сестрица, я знаю только один способ: я всегда летаю напрямик. Если ты всё-таки хочешь тягаться со мной, то давай полетим.

Гусь и ворона поднялись в небо. Гусь летел просто и прямо, а ворона вихляла из стороны в сторону и вертелась вокруг гуся, показывала все свои способы. Гусь держал путь в море. Ворона продолжала лететь вместе с ним.

Так летели они долго и очутились далеко от берега, над морем.

Ворона не привыкла к далёким перелётам, устала и не могла больше лететь. Она упала в воду и стала отчаянно хлопать крыльями. Гусь подлетел к ней и спросил:

— Сестрица, а как же называется способ, которым ты сейчас летишь?

Но вороне было уже не до хвастовства. Всю спесь с неё сбило, и она могла только произнести:

— О великий гусь-вожак, спаси меня, я тону! Больше я никогда не буду хвастаться.

Гусь сжалился над вороной, опустился на море, вытащил ее из воды клювом и посадил себе на спину. Так он доплыв берега, высадил ворону на землю и сказал:

Ну, ворона, смотри вперёд будь поскромней, не хвались, не важничай и не делай глупостей.

Ворона опустила от стыда голову и с жалким видом полетела прочь.

  1. Ласточка, жук и змея

Бог распределял между животными, кому чем питаться. Сначала он вызвал змею и спросил: «Что дать тебе на прокормление?» Змея не смогла сразу ответить, а попросила несколько дней на размышление. Бог согласился.

Тем временем змея попробовала разную пищу и нашла, что самая вкусная – это мясо человека. Она послала жука сообщить о своем выборе богу. Летит жук, а навстречу ему – ласточка.

–  Куда летишь? – спросила она.

–  Лечу по поручению змеи к богу сообщить, что она выбрала себе в пищу мясо человека, – ответил жук.

Ужаснулась ласточка такому выбору змеи и решила спасти людей.

–  А ну, покажи язык, – попросила ласточка.

Только жук высунул язык, ласточка – раз и отщипнула его. Потом она сама полетела к богу и говорит:

–  Змея выбрала себе в пищу лягушек.

Бог так и повелел. Узнала об этом змея и вознегодовала на ласточку. Однажды змея решила поймать ласточку и расправиться с ней, но та вырвалась, только из хвоста её злодейка успела выдрать средние перья. Вот почему с тех пор жук не может говорить, а только жужжит, змея питается лягушками, а у ласточки в хвосте не хватает средних перьев. Но зато человек почитает ласточку и не разоряет её гнезда.

«ОЧЕВИДНОЕ – НЕВЕРОЯТНОЕ»

Самый большой размах крыльев у странствующего альбатроса, который живет в южных океанах. Он оказался 2,54 – 3,51 м, но рекорд значительно выше. У одного старого альбатроса размах крыльев составлял 3,63 м.

        

Самая крупная  ...современная летающая птица – андский кондор, относящийся к подотряду американских грифов. Самцы в среднем весят 9-12 кг при размахе крыльев 3 м и более (до 5 м) Самец калифорнийского кондора, чучело которого хранится в Калифорнийской академии наук в Лос-Анджелесе, США, как утверждают, весил при жизни 14,1 кг. Обитает кондор в американских Кордильерах. Питается кондор падалью.

Самые морозостойкие  Меньше всего боятся холода утки и гуси. Они выдерживают температуры до -110°С, тогда как белые медведи и тюлени – только до -80°С.

Самая тяжелая из современных летающих птиц - дрофа. Ее вес достигает 20 кг. Вес африканской большой дрофы, обитающей в Северо-Восточной и Южной Африке, а также птицы дудак, обитающий в Европе и Азии, также достойны упоминания. Описаны дрофы весом 19 кг и дудаки весом 18 кг, хотя есть и неподтвержденные сведения о самце дудака весом 21 кг, подстреленном в Маньчжурии, который был слишком тяжел, чтобы летать.

Самая крупная современная птица – это афрриканский страус. Взрослый самец достигает веса 75 кг. Из них самым крупным считается самец североафриканского подвида, который достигает высоты 2,74 м. Голова и шея у него длиной 1,4 м. Разумеется, такие рекорды встречаются лишь среди отдельных экземпляров. В средней страусы этого вида достигают в высоту порядка 2 метров.  Насиживание яиц у страуса занимается самец. Несколько самок сносят яйца ему буквально под клюв, и самец закатывает их в гнездо. Интересно, что в Северной Африке в гнезде бывает от 15 до 20 яиц, в Южной Америке – до 30, а в районах Восточной Африки – до 50-60.

Самые маленькие  самцы колибри-пчелки, обитающей на Кубе и на о. Пинос, весят 1,6 г, а их длина равна 5,7 см. Половину длины составляют хвост и клюв. Самки несколько крупнее. Колибри – это не только тропические птицы. Они доходят в своем распространении на севере до Аляски и на юге – до Огненной Земли. Еще одна самая маленькая птичка - это птичка с англ.назв. Little Woodstar, который живет в Эквадоре и на севере Перу. Эксперты считают, что вторая птичка еще меньше.

А вот и мультипликационные сказки:

- Галчонок. (Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

- Попугай. (Г. Остер «Зарядка для хвоста»)

- Соловей. (Г. Х. Андерсен «Соловей»)

- Гусь. (С. Лагерлёф «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»)

- Петушок. (А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

- Ворон. (Г. Х. Андерсен «Снежная королева»)

- Сова. (А. Милн «Вини Пух и все- все- все»)

- Ласточка. (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»)

- Жар- птица. (П. Ершов «Конёк - Горбунок»)

- Воробей. (К. Чуковский «Тараканище»)

- Лебедь. (Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди») - Утёнок. (Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»)

«ОТГАДАЙТЕ ПРО КОГО»

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица.

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Щиплет, а не рак.

Шипит, а не гадюка.

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

Скажи ты мне, какой чудак

И днем и ночью носит фрак?

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает …

Всех за день я навещу,

Всё, что знаю, растрещу!

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Длинная шея и длинные ноги.

Он может, как лошадь,

Бежать по дороге.

Воздух режут без усилья,

Как серпы кривые крылья.

Промелькнет – не разглядишь,

Так летает только …

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой!

Как трещотка

 Птица эта,

 Одного с берёзой

 Цвета.

В лесу, под щебет, звон и свист,

 Стучит лесной телеграфист:

 «Здорово, дрозд, приятель!»

 И ставит подпись ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии, 6 класс, Тема урока: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями,  раскрытие зависимости рек от  рельефа и климата....

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...