Календарно- тематическое планирование по биологии по программе Н.И. Сонина
календарно-тематическое планирование по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Корогодина Алена Владимировна

Каландарно- тематическое планирование по биологии содержит все программы включая 5-7 класс по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmy_2015.zip186.18 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАЛИВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

На заседании МО учителей естественно-математического цикла Протокол №

От «___»__________        2015 г.

Заместитель директора по

УВР                        Е.М. Зубкова

«__»__________2015 г.

Приказ №______

От «__» __________2015 г.

Директор школы

___________А.П. Лосев

                                Рабочая программа

по биологии

для 11 класс

Составитель

Корогодина Алена Владимировна,

                Учитель биологии

                БОУ «Заливинская СОШ»

                                2015-2016 учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и «Программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классы Базовый уровень Авторы: Агафонова И.Б. ,Сивоглазов В.И. Учебник: Сивоглазов В.И Агафонова И.Б. Общая биология. Базовый уровень.10-11 класс Сивоглазов В.И Агафонова И.Б., «Дрофа» 2010 г. Программа разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе и в 10 классе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы. Цель изучения предмета биологии заключается в подготовке высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитии индивидуальных способностей учащихся; формировании современной картины мира в их мировоззрении.

В рабочей программе заложены основные возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, выполнения лабораторных и практических работ, использо вания ИКТ.

Место предмета в учебном плане: программа рассчитана на 35 часов  1 час в неделю

Количество контрольных работ 2

Форма проведения промежуточной аттестации: КР в формате ЕГЭ

. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие формы контроля, как устный опрос, устный зачет, самостоятельная проверочная  работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):

  • освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науке в формировании современной естественно – научной картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитие современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях  и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны  освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющее адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно- научной картины мира, ценностных ориентаций и реализующему гуманизацию биологического образования.  Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико–ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции. Выполнение практической работы направлено на формирование  общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности. Нумерация работ представлена в следующей таблице.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик 11 класса должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере;
  • строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество

часов по рабочей

Лабораторные работы

Практические работы

4

Раздел 4 «Вид»

19

20

Тема 4.1. История эволюционных открытий

4

4

Тема 4.2 Современное эволюционное учение

8

9

3

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

3

3

1

Тема 4.4. Происхождение человека  

4

4

2

5

Раздел 5. «Экосистемы»  

11

13

Тема 5.1. Экологические факторы  

3

3

Тема 5.2. Структура экосистем

4

6

4

Тема 5.3. Биосфера – глобальная экосистема

2

2

Тема 5.4. Биосфера и человек

2

2

2

Заключение

1

1

итого

31

34

12

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ВИД (20 часов)

История эволюционных идей.Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка,эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.  Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида  

Популяция – структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей  одного вида

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих

ЭКОСИСТЕМЫ (13 час)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы.  Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Демонстрации

Экологические факторы и их влияние на организмы

Биологические ритмы

Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз

Ярусность растительного сообщества

Пищевые цепи и сети

Экологическая пирамида

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме

Экосистема

Агроэкосистема

Биосфера

Круговорот углерода в биосфере

Биоразнообразие

Глобальные экологические проблемы

Последствия деятельности человека в окружающей среде

Биосфера и человек

Заповедники и заказники России

Лабораторные и практические работы

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Примерные темы экскурсий

Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).

Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Заключение  -1 час

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Виды и формы деятельности

Вид и методы контроля

Наглядные пособия. ИКТ

Домашнее задание

Примечание

(количество часов по программе)

Раздел 4. Вид 19-20

Тема 4.1. История эволюционных идей 4-4

1

История эволюционных идей.

Урок изучения нового материала

Опрос, словесные методы

КП

4.1

2

Теория Линнея, учение Ж.Б.Ламарка, теория Ж.Кювье

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

Эл. уроки

4.2

3

Предпосылки возникновения теории Дарвина

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

Эл. уроки

4.3

4

Эволюционная теория Дарвина, ее роль в формировании современной картины мира

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

КП

4.4

Тема 4.2. Современное эволюционное учение 8-9

5

Вид: критерии и структура.

Комбинированный урок

Л.р. 1. Описание особей вида по морфологическому критерию

Лабораторн. Контроль, практич. методы

таблицы

4.5

6

Популяция – элементарная структура вида

Комбинированный урок

схемы

4.6

7

Факторы эволюции. Естественный отбор

Комбинированный урок

Л.р.2. Выявление изменчивости у особей одного вида

Лабораторн. Контроль, практич. методы

Эл. уроки

4.7

8

Адаптация организмов к условиям обитания

Комбинированный урок

Раздаточный материал, КП

4.8

9

Видообразование как результат эволюции

Комбинированный урок

Л.р.3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания

Лабораторн. Контроль, практич. методы

таблицы

4.9.11

10

Сохранение многообразия видов

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

схемы

4.12

11

Доказательства эволюции органического мира

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

КП

4.13

12

Доказательства эволюции органического мира

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

Эл. уроки

4.134.13

13

Урок обобщения знаний по теме «Современное эволюционное учение»

Обобщающий урок

Тема 4.3. происхождение жизни на Земле 3-3

14

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле

Комбинированный урок

Л.р.4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Лабораторн. Контроль, практич. методы

КП

4.14

15

Современные представления о происхождении жизни

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

Уч.фильм

4.15

16

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

Уч. фильм

4.16

Тема 4.4 Происхождение человека 4-4

17

Гипотезы происхождения человека

Комбинированный урок

Л.р.5. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Лабораторн. Контроль, практич. методы

Эл. уроки

4.17

18

Эволюция человека.

Комбинированный урок

Л.р.6. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Лабораторн. Контроль, практич. методы

КП

4.18

19

Расы

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

таблицы

4.19.20

20

Видовое единство человека

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

4.20

Раздел 5. Экосистемы  11-13

Тема 5.1. Экологические факторы 3-3

21

Организм и среда

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

схемы

5.1

22

Абиотические факторы

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

Эл. уроки

5.2

23

Биотические факторы среды

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

таблицы

5.3

Тема 5.2. Структура экосистем 4-6

24

Структура экосистем.

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

КП

5.4

25

Пищевые связи.

Комбинированный урок

Л.р.7. Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме.

Лабораторн. Контроль, практич. методы

Эл. уроки

5.5

26

Круговорот веществ и энергии. Причины устойчивости экосистем

Комбинированный урок

Л.р. 8Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Лабораторн. Контроль, практич. методы

КП

5.6

27

Искусственные сообщества - агроценозы

Комбинированный урок

Л.р.9Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем своей местности

Лабораторн. Контроль, практич. методы

Таблицы

5.7

28

Урок –практикум. Решение экологических задач

Л.р.10. Исследование изменений в экосистемах.

Лабораторн. Контроль, практич. методы

схемы

5.7

29

Экскурсия « Искусственные (парк) и естественные(лес) экосистемы

экскурсия

Наглядные иметоды

Тема 5.3 Биосфера  глобальная экосистема  2-2

30

Биосфера - глобальная экосистема

Комбинированный урок

Опрос, словесные методы

КП

5.8

31

Промежуточная аттестация – КР в формате ЕГЭ

Тема 5.4. Биосфера и человек   2-2

32

Экологические проблемы

Пути решения экологических  проблем

Комбинированный урок

Л.р.11. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в ОС.

Лабораторн. Контроль, практич. методы

КП

5.10

33

Природные ресурсы и их использование

Комбинированный урок

Л.р.12.  Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения

Лабораторн. Контроль, практич. методы

таблицы

5.11

Заключение  1-1

Рациональное прирордопользование

34

Рациональное природопользование

Комбинированный урок

Опрос, самост. работа

5.12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1: Программа  среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 классы Базовый уровень Авторы: Агафонова И.Б. ,Сивоглазов В.И.

2. Сивоглазов В.И Агафонова И.Б. Общая биология. Базовый уровень.10-11 класс Сивоглазов В.И Агафонова И.Б., «Дрофа» 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )...

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс, линейный курс Сонин, Захаров

Календарно-тематическое планирование, линейный курс Сонин, Захаров...

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс, линейный курс Сонин, Захаров

Календарно-тематическое планирование по биологии, линейный курс Сонин, Захаров...

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1.

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1....

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС (УМК Сонин Н.И.)

Предлагаю мою версию календарно- тематического планирования курса биологи для 5 класса(ФГОС). В материале представлено краткое содержание тем курса и видов учебной деятельности учащихся. Представлено ...

календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса Сонин

Календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса составлено на основе авторской программы Н.И. Сонина. КТП расчитано на 1 учебный час в неделю....