Методическая разработка
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Строение ядра, его роль для  клетки и организма. Кариотип организма.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : Строение ядра , его роль для клетки и организма . Кариотип организма . Тип урока: комбинированный урок. Вид: традиционный Группы: 101 Преподаватель биологии: Николаева О.Н. 2016г.

Слайд 2

Междисциплинарные связи: Биология Клиническая фармакология Анатомия Биология с основами мед. генетики Общая фармакология Экология Мед. катастроф Фармакогнозия Анатомия Зоология Ботаника школьный курс .

Слайд 3

Цели урока. Учебная цель. Студент должен знать: Строение эукариотических клеток; Отличие клеток прокариот от клеток эукариот; Строение хромосом, их типы; Особенности кариотипа женского организма от мужского организма; Строение ядра, его роль для клетки и организма; Строение и роль органоидов клетки; Биологическую терминологию.

Слайд 4

Студент должен уметь: Устанавливать взаимосвязь ядра клетки с органоидами клетки; Решать биологические задачи разной сложности; Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в разных источниках (справочниках, популярных изданиях, компьютерных базах) и применять в собственных исследованиях; Владеть биологической терминологией.

Слайд 5

Развивающая цель: Формировать умения у студентов: Выделять главное в изучаемом материале; Анализировать, рецензировать ответы студентов группы Сменять виды деятельности, следить за осанкой (физ. воспитание); Воспитательная цель: Воспитывать интерес к предмету через урок, привлечь внимание к изучаемой теме, проводя интеграцию; Воспитывать умения, излагать свои мысли, правильно оценивать ситуацию.

Слайд 6

Оснащения урока Технические средства обучения: Компьютер Видео-двойка Видеокассеты (сюжеты видеофильмов) Мультимедийная презентация. Дидактический материал: Таблицы: Строение ядра; Строение хромосом; Кариотипы женского и мужского организмов; Глоссарий Муляжи хромосом.

Слайд 7

Мотивация Тема строения ядра в курсе биологии является одной из сложной, т.к. используется очень большое количество терминов при изучении этой темы. Тема важна с интеграционной точки зрения, т.к. знания о строении ядра применяют преподаватели, анатомии при изучении клеток человека в теме «Ткани». Преподаватели ботаники- при изучении растительной клетки, преподаватели биологии с основами медицинской генетики- в теме «Изменчивость организмов- мутации», хромосомные и генные болезни, преподаватели мед. катастроф - в теме «Биологическое и ядерное оружие» и «Ядерные и хромосомные мутации». Важна эта тема и для преподавателей фармакологии т.к. в разделе изучения онкогенных заболеваний, поясняя действия фармакологических препаратов необходимо использовать знания о строении клетки и ядра, зная, что клетка является главной структурной и функциональной единицей всех живых организмов и все функции в организме осуществляются на уровне клетки, следовательно действие лекарственных препаратов направленные на лечение организма человека, осуществляется через действие их на клеточные структуры.

Слайд 8

Хронокарта 1. Организационный момент: Проверка внешнего вида студентов Проверка отсутствующих Проверка готовности к уроку Мотивация урока 3 мин. 2. Опрос по предыдущей теме: (фронтальный опрос), вопросы прилагаются- см. стр. ….. Решение теста . 15 мин. 5 мин. 3. Объяснение нового материала: С демонстрацией презентации, видеосюжетов, использование дидактического материала, глоссария. 45 мин. 4. Закрепление нового материала: Решение терминологического кроссворда; Решение биологических задач. (стр. ….) 20 мин. 5. Домашнее задание: уч. Ярыгин В.Н. стр. Внеаудиторная самостоятельная работа: Сделать опорный конспект или сравнительные таблицы по строению клетки. Время выполнения работы 2ч., сдать 14 октября 2007г. 2 мин.

Слайд 10

Ответ: клетка

Слайд 13

Вопросы для фронтального опроса: 1. Какие типы клеточной организации вы знаете? ОТВЕТ: Прокариоты и эукариоты. 2. Чем отличаются клетки прокариот от клеток эукариот? ОТВЕТ: Наличием оформленого ядра у эукариот. У прокариот ядерное вещество нуклеоид 3. Назовите главные части клетки? ОТВЕТ: Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана. 4. Какова роль в клетке цитоплазматической мембраны? ОТВЕТ: Защитная, ограничительная, избирательная проницаемость. 5. От чего зависят изменения консистенции цитоплазмы в клетке? ОТВЕТ: От физико-химических свойств клетки. Оно может быть более вязкое (гель) и более жидкое (золь). 6.Назовите основные части цитоплазмы? ОТВЕТ: Структурированная, бесструктурная или гиалоплазма.

Слайд 14

7. Чем структурированная часть цитоплазмы отличается от гиалоплазмы? ОТВЕТ: Структурированная часть содержит постоянные структуры цитоплазмы- органеллы и не постоянные структуры- включения 8. Перечислите основные органеллы клетки? ОТВЕТ : Э.П.С., лизосомы, клеточный центр, Комплекс Гольджи, вакуоль, ядро, рибосомы. 9. Каково главное отличие органелл клетки? ОТВЕТ: Главное отличие это наличие или отсутствие мембран 10. Перечислите одномембранные органеллы? ОТВЕТ: лизосомы, комплекс Гольджи, Э.П.С., вакуоль. 11. Перечислите органеллы относящиеся к пластам? ОТВЕТ: Ядро, митохондрии, пластиды. 12. Какие органеллы имеют не мембранное строение? ОТВЕТ: Рибосома, центросома, микротрубочки.

Слайд 15

Проверочный тест Органеллы 1 вариант ЭПС Лизосомы Комплекс Гольджи Митохондрия Рибосомы Клеточный центр Ядро Вакуоль Пластиды Функции А) Пищеварительная Б) Энергетическая В) Транспортная Г) Синтез лизосом Д)Участие в делении клетки Е) Участи в фотосинтезе Ж) Синтез белков З) Место хранения различных веществ (содержит клеточный сок) И) Регулятор жизненных процессов 2 вариант Комплекс Гольджи Митохондрия Вакуоль Клеточный центр Ядро Лизосомы ЭПС Рибосомы Пластиды

Слайд 16

Критерии оценки диктанта «5» - 9-8 правильных ответов «4» - 7-6 правильных ответов «3» - 5-4 правильных ответов «2» - 3 и менее правильных ответов

Слайд 17

Правильные ответы 1 вариант 2 вариант В 1.Г А 2.Б Г 3. З Б 4.Д Ж 5. И Д 6. А И 7. В З 8.Ж Е 9.Е

Слайд 18

«Ядро, строение, роль для клетки и организма»

Слайд 19

Клетка Цитоплазматическая мембрана Ядро Цитоплазма Ядро состоит из : 1. Оболочки 2. Кариоплазмы 3. Ядрышка 4. Хроматина 5. Перинуклеарного пространства 6. Пор

Слайд 20

Строение ядра

Слайд 22

Строение хромосомы

Слайд 23

Типы хромосом:

Слайд 24

Типы клеток в организме человека Соматические – клетки тела Гаметы – половые клетки

Слайд 25

Набор хромосом в клетках тела ( соматических) – диплоидный (двойной 2 n) Набор хромосом в половых клетках (гаметах) – гаплоидный n

Слайд 26

Кариотип. Кариотип – диплоидный набор хромосом, характеризующийся определенным числом, формой и размером.

Слайд 27

Кариотип женского организма . 44А+ХХ Аутосомы - неполовые хромосомы. Кариотип мужского организма . 44 А + ХУ Гетерохромосомы - половые хромосомы

Слайд 29

Детерминация развития пола Гомогаметный Гетерогаметный ХХ ХУ Человек ♀ ХХ ♂ ХУ Позвоночные ♀ ХХ ♂ ХУ Насекомые ♀ ХХ ♂ ХУ Дрозофилы ♀ ХХ ♂ ХУ Двудомные ♀ ХХ ♂ ХУ растения Птицы ♀ ХУ ♂ ХХ Кузнечики ♀ ХХ ♂ ХО

Слайд 30

Закрепляющий кроссворд. 1 2 3 4 5 6 7 8 1.Половые клетки. 2.Неравноплечие хромосомы. 3.Диплоидный набор хромосом, характеризующийся определенным числом, формой и размерами . 4.Половые хромосомы 5.Клетки тела. 6.Набор хромосом в соматических клетках 7.Первичная перетяжка хромосомы 8.Равноплечие хромосомы .

Слайд 31

Ответы 1 Г А М Е Т Ы 2 С У Б М Е Т А Ц Е Н Т Р И Ч Е С К И Е 3 К А Р И О Т И П 4 Г Е Т Е Р О Х Р О М О С О М Ы 5 С о М А Т И Ч Е С К И Е 6 Д И П Л О И Д Н Ы Й 7 Ц Е Н Т Р О М Е Р А 8 М Е Т А Ц Е Н Т Р И Ч Е С К И Е

Слайд 32

Задачи 1. С помощью тонких приборов у амебы было удалено ядро. Некоторое время организм продолжал передвигаться и питаться, но перестал расти и размножаться. Объясните результат эксперимента.

Слайд 33

2. При половом размножении молодая особь развивается в результате слияния двух половых клеток. Однако в клетках потомства количество хромосом не увеличивается, а остается постоянным. Объясните, почему число хромосом в клетках не увеличивается с каждым поколением?

Слайд 34

3. Американский ученый Гердон пересадил из клетки кишечника лягушки, в ее яйцеклетку, ядро которой было разрушено путем облучения ультрафиолетом. Таким образом ему удалось вырастить головастика, а затем и лягушку, идентичную той особи, от которой было взято ядро. Что доказывает подобный опыт?

Слайд 35

Количество хромосом в мужской и женской половых клетках вдвое меньше, чем в остальных клетках организма. Объясните, почему так происходит

Слайд 36

Цели урока. Учебная цель. Студент должен знать: Строение эукариотических клеток; Отличие клеток прокариот от клеток эукариот; Строение хромосом, их типы; Особенности кариотипа женского организма от мужского организма; Строение ядра, его роль для клетки и организма; Строение и роль органоидов клетки; Биологическую терминологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...