Психологический климат на уроке, его влияние на здоровье детей.
статья по биологии на тему

Гусева Лидия Александровна

      Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные  механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через здоровьесберегающие технологии – тренируя, обучая, воспитывая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_klimat.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Гусева Л.А., учитель биологии

         Психологический климат на уроке, его влияние на здоровье детей.

      Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные  механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через здоровьесберегающие технологии – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни – это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом. Это искусство – подготовка ученика к реальной жизни – определяет, в конечном счёте, профессионализм учителя, является содержанием «педагогической адаптологии», рассматривающей в определённом аспекте многие проблемы формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся и составляющей один из теоретических конструктов представления о здоровьесберегающих технологиях.

   Центральным звеном учебно-воспитательного процесса является урок. Поэтому важным становится вопрос о том, как следует строить урок, с тем, чтобы не допустить возникновения перегрузки учащихся.

Для устранения перегрузки учащихся домашней работой путём перенесения центра тяжести учебной нагрузки на урок нужны обоснованные расчёты времени на различные виды учебной работы, выполняемой в ходе приготовления домашнего задания по каждому предмету, с помощью которых учитель может регламентировать учебную нагрузку класса и каждого ученика в отдельности. Необходимо также выяснить, какую долю в утомляемость учащихся может вносить сама учебная работа, а в какую – различные преходящие факторы, сопровождающие процесс обучения: психическое и физиологическое состояние учащихся, которое является следствием несоблюдения физиолого-гигиенических норм в школе и дома, нежелание учиться, страх перед получением неудовлетворительной оценки и т.д.

    Психологи выделяют ряд учебно-организационных факторов, влияющих на формирование психологического климата в школе:

  • объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника; расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
  • организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);                                  
  • объем физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);
  • особенности устава школы и норм жизни школы;
  • медицинское и психологическое обеспечение школы;
  • участие родителей учащихся в жизни школы;
  • психологический климат педагогического коллектива;
  • интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы;
  • наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;
  • позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

   Одной из наиболее важных составляющих здоровьесберегающих технологий в школе является положительный психологический климат на уроке.  Благодаря  созданию толерантной психологической обстановки, дети успешно усваивают учебный материал в необходимом  и даже большем объеме, получают удовольствие от учебы, добродушно общаются с учителем и сверстниками, охотно идут на уроки, что в конечном итоге положительно сказывается на их здоровье.

      На своих уроках с целью формирования положительного психологического климата особенное внимание уделяю следующим факторам:

  • наличие эмоциональных разрядок: улыбки, уместные остроумные шутки, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, и т.п.;
  • добродушный стиль педагогического общения учителя с учащимися;
  • спокойный  характер проведения опросов, подбадривание отвечающих при затруднении в ответе;
  • одобрительная устная поддержка за работу на уроке в виде фраз: «молодец», «хорошо», «отличная мысль» и т.д.;
  • правильность постановки оценок;
  • индивидуальный подход к ученикам,  особенно при работе с «трудными подростками»
  • соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  • степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках;
  • нормальный темп урока;
  • смена видов учебной деятельности, не менее4-5;
  • использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.                                          

   Для создания благоприятного психологического климата на уроке работаю над своей  профессиональной подготовкой по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. Работаю по правилу: свои личные проблемы я оставила дома.

Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учётом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения, навыки. «Цена обучения для здоровья» - вот тот критерий, который при использовании здоровьесберегающих технологий служит учителю мерилом допустимости тех или иных педагогических воздействий.

Литература:

  1. Баль, Л.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В Баль, С.В.Барканова; под ред. Л.В.Баль.- М.: Владос, 2003.- 192с.
  2. Белова С. Сохранение здоровья детей в образовательном процессе: экспертная

 оценка / С. Белова: экспертная оценка //Учитель. - 2005. - N 3. - C. 57-58.

  1. Евстифеева О., Кучменко Н. Деятельность школы и здоровье // Народное образование. – 2001. - №2. – С.167 – 169.
  2. Заенчик В.М., Сергеева О.В. Эколого – валеологический компонент в образовательной области «Технология» // Школа и производство. – 2001. - №3. – С.10 – 13.
  3. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2001. – 160с.
  4. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие. – М.: Владос, 2000. – 192 с.
  5. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. – Мн., 1998. – 221
  6. Тищенко, О.И. Программа «Школа-территория здоровья» [Текст] / Тищенко, О.И. // Классный руководитель.- 2008.- № 4. – С. 74-86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаю...

Психологический климат семьи. Урок в 11 классе

Методическая разработка урока этики и психологии семейной жизни в 11 классе...

создание психологического климата на уроке

материад по созданию психологического климата учителем на уроках...

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Рекомендации психологов для проведения  "успешного" урока....

Диагностика и коррекция состояния психологического климата на уроке.

В данной статье представлен опыт работы педагога-психолога по гармонизации среды развития ребенка. Описывается организация и методика проведения мониторинга по изучению психологического климата на уро...

Игра как один из способов создания психологического климата на уроке.

Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личнос...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ НА УРОКЕ - ЗАЛОГ ПРОДУКТИВНОСТИ ТРУДА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Благоприятный психологический климат на уроке - залог продуктивного труда всех участников образовательного процесса. Что способствует благоприятному психологическому климату на уроке? Конечно же,...