Урок биологии в 8 классе
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Сурнина Татьяна Ивановна

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_4.docx412.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                             МКОУ  «Пельгорская ООШ»

                  Открытый урок по биологии

                                   в 8 классе

   «Осанка. Предупреждение плоскостопия.»        

                          Учебник: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев

                                                     «Биология». Человек. 8 класс.

                                   Учитель: Сурнина Татьяна Ивановна

                             2016 – 2017 учебный год

Тема урока: «Осанка. Предупреждение плоскостопия».

Цель урока: раскрыть причины нарушения осанки и плоскостопия.

Задачи:

  1. обучающая: дать понятия «осанка», «плоскостопие», познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;
  2. развивающая: развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
  3. воспитательная: воспитывать потребности в гигиенических знаниях

Тип урока: урок изучения нового материала, практический.

Оборудование: мультимедийный проектор, процессор, памятки, презентация по теме урока, таблицы

                                  Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка ранее изученного материала.                

- Что называется двигательной единицей?

- Почему в начале тренировок происходит значительное улучшение      спортивных результатов, а потом они нарастают медленнее?

- Что вызывает гиподинамию и каковы ее последствия?

- Как работают мышцы-антагонисты?

- Поясните различия между динамической и статической работой.

  1. Изучение нового материала.

Активная физическая деятельность – одно из главных условий гармонично развитого человека.

При постоянной физической нагрузке у человека развивается костный аппарат, увеличивается мышечная масса, улучшается состояние кровеносной и пищеварительной систем.

Недаром древние греки выбили на камне:

«Хочешь быть здоровым – бегай.

  Хочешь быть красивым – бегай.

  Хочешь быть умным – бегай.»

- Почему они так думали?

   Стройная, прямая осанка, легкая походка, украшают человека. Не случайно сравнение: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка.»  

  В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки конь – корова.»

    (На доске развешаны изображения людей с красивыми осанками и одно изображение с неправильной осанкой.)

    - Что объединяет изображения на доске?    

 (красота, внешняя привлекательность, осанка)

    - А какой рисунок лишний?

   - Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

                   (об осанке)  

   Запишите тему урока: «Осанка. Предупреждение плоскостопия.»

В тетрадь:

   Осанка – привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе. (слайд 1)

                При правильной осанке :    (записать в тетрадь)

1.Голова и туловище держатся прямо.

2.Голова слегка приподнята.

3.Плечи несколько отведены назад.

4.Грудная клетка развернута.

5.Плечи находятся на одном уровне.

6.Живот подобран.

7.В поясничной области имеется небольшой изгиб.        

- Я считаю, что осанка формируется исключительно позвоночником. Согласны ли вы со мной?

- Какие мышцы играют основную роль при формировании правильной осанки? (На доске таблица «Мышцы человека».)

- Каковы особенности строения позвоночника человека? (Таблица «Скелет человека».)

- Объясните смысл поговорки «Человек настолько молод, насколько молод и здоров его позвоночник».

(Позвоночник – это основная ось нашего скелета, защита внутренних органов, здоровый позвоночник – правильная работа внутренних органов.)

  К сожалению, не у всех осанка правильная. Существуют три степени нарушения осанки.

1.Внешне почти не видны нарушения, при выпрямлении человека осанка становится правильной.

2.Устойчивые уклонения от нормы – нужна ЛФК для укрепления мышечного аппарата.

3.Глубоки изменения скелета, трудно поддаются корректировке.

  Оценить осанку можно по состоянию естественных изгибов позвоночника.

Заболевания, спровоцированные неправильной осанкой.

  Кифоз – выпуклость назад грудного отдела. Часто развивается у очень высоких людей.  (слайд 2)

                                                           

  Лордоз – выпуклость вперед поясничного отдела позвоночника. (слайд 3 )

                                                                 

 

  Сколиоз – искривление позвоночного столба вбок. Характерный признак – одно плечо выше другого. (слайд 4)

                                                                     

    - Как вы думаете, у подростков какое самое распространенное нарушение осанки и почему? (сколиоз)

    - Чем опасны нарушения осанки и искривления позвоночника? (Нарушением функций органов и систем прямо и опосредовано, смещение или сдавление внутренних органов; деформация и истончение хрящевых дисков.)

     Научно доказано, что человек с хорошей осанкой более уверен в себе, более привлекает внимание окружающих.

     «Осанка выражает состояние души», - говорил Карл Густав Маннергейм , генерал-лейтенант русской армии.

    - Почему осанку необходимо беречь с раннего детства?               (Доклад ученицы.)

    Ситуация 1. Перед вами – близорукий человек, который стесняется и не носит очки.

                           Каким нарушением осанки он будет скорее всего страдать? Почему?

                         (Сутулость. Он вынужден низко склоняться при чтении и письме. Необходимо укреплять мышцы спины.)

  Ситуация 2. В старших классах Саша увлекся математикой и поступил на подготовительные курсы, которые посещал после школы.                           Знания потребовали работы с дополнительной литературой, которую Саша постоянно носил с собой (чаще в правой

                        руке). «Как ты носишь такую тяжесть?»- удивлялась мама, попробовав как-то поднять его портфель. Однажды на

                        занятиях физкультурой Саша пожаловался на боль в спине. Осмотрев его, преподаватель заметил нарушение осанки

                       и порекомендовал обратиться к врачу.

                       - Какое нарушение выявил врач?

                       - Что в данном случае могло стать причиной искривления позвоночника?

  Ситуация 3. В 8 классе учится девочка модельной внешности – очень стройная и худая. На перемене перекусывает яблоком или

                         грушей. Подругам хвалиться, что придя домой кушает только листики салата или огурец. Запивает зеленым чаем.

                         Родители обеспокоены – дочь становиться сутулой, постоянно одергивают ее, чтобы выпрямилась. А она отвечает,

                         что нет сил выпрямляться – очень устает.

                         - Отчего может возникнуть такая ситуация?

  Практическая работа (слайд  5)

  - Проверим, есть ли у вас нарушения осанки?

  1.Поднять правую руку, левая опущена, сцепить руки в замок за спиной, поменять положение рук, повторить. Если это упражнение  

     одинаково легко выполняется с левой и правой рукой, значит, нет нарушений осанки.

  2.Встать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Между стеной и поясницей попробовать просунуть

      кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть, если проходит только ладонь – осанка нормальная.

  Каковы причины нарушения осанки?    (слайд 6)          

 

  1.Неправильное положение за столом.

  2.Неравномерная нагрузка на мышцы.

  3.Неполноценное питание.

  4.Неправильная манера стоять, походка.

  Как правильно сидеть?   (слайд 7)       (Сообщение ученика.)

                                                             

  1.В положении сидя плотно обопритесь спиной о спинку стула, старайтесь сохранить поясничный изгиб.

  2.Сидите прямо, не сгибая туловище и не наклоняя голову вперед.

  3.Высота сидения не должна превышать длины голени, а  его глубина должна быть не более 2/3 длины бедер.

  4.Стопы ног при работе сидя должны опираться о пол.

  5.Предплечья должны находиться в плоскости крышки стола.

  6.Расстояние от книги (монитора компьютера) до глаз должно составлять 40-50 см.

  Физминутка.

  Ситуация 4. На день рождения подруги школьница Маша пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы.

                         Хотя идти было не близко, и ноги быстро устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После празд-

                       ничного стола все пошли танцевать. Но через некоторое время из-за болей в ногах Маше пришлось отказаться от

                        танцев и провести остаток вечера в тапочках хозяйки.

      - Что стало причиной болей в ногах Маши?

      - Как надо носить обувь на каблуках?    (Доклад ученицы.)

  Плоскостопие. Для человеческой стопы характерно наличие сводов. Стопа опирается на пяточный бугор и головки плюсневых

  костей. Зачем нужны эти своды?

  Благодаря мышцам голени, спускающимся на стопу, собственной ее мускулатуре, связочному аппарату вкупе с подошвенными сухо-

  жилиями, своды обладают рессорными свойствами (амортизатор). Смягчение ударов о землю и распределение действия силы

  тяжести, что позволяет плавно приспособить стопу к неровностям почвы. Такая рессорная конструкция выдерживает нагрузку

  всего тела легче, чем плоская стопа.

   

   В тетрадь:

  Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов.      

  Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие

  гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломят косточки предплюсны,

  и ноют мышцы голени. Поначалу это тупые боли, которые проходят после отдыха. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна

  помощь.

  - Что нужно делать?

 

  Профилактика плоскостопия :  (слайд  8 )             (Доклад ученика.)

  1.Не носить слишком тесную обувь.

  2.Не носить обувь на плоской подошве, оптимальная высота каблука – 3 – 4 см.

  3.Никаких «платформ», подошва должна быть гибкой, чтобы не только папа был в силах ее согнуть, но и ребенок при ходьбе.

  4.Для уменьшения деформации стопы можно пользоваться супинаторами.

  5.Выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей.

  6.Полезно ходить босиком по скошенной траве, морской или речной гальке.

  7.Ношение кед или кроссовок не более 2-х часов в день, они удобны  для занятий спортом, но совсем не фиксируют голеностопный

     сустав и не содержат супинаторов (за исключением дорогих профессиональных моделей).

  Физминутка.

  1.Сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы с оттягиванием носка 10 раз каждой ногой.

  2.Стоя на наружных сводах стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение, 6 раз.

  3.Полуприседания на наружных сводах, 6 раз.

  - Для чего мы сегодня так много говорили об осанке и плоскостопии? Почему это так важно?

    (Правильная осанка и своды стопы – важнейшие факторы, влияющие на здоровье человека и требующие пристального внимания.)

   Закрепление изученного:

   - Что такое осанка?

  - Каковы признаки правильной осанки?

  - Что нужно предпринимать для красивой правильной осанки?

  - Что такое плоскостопие?

  - Почему важно иметь правильную осанку и своды стопы?

  Выставление оценок за урок.

  Рефлексия.

  - Насколько полезной оказалась для вас информация, полученная на уроке?

                  (от 1 до 5 баллов)

  Домашнее задание: параграф №15, выполнить лабораторную работу «Выявление плоскостопия».

 

 

Источники информации:

http://festival.1september.ru

http://nsportal.ru

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс Контрольно-обобщающий урок по теме «Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь»

Контрольно-обобщающий урок по теме«Кровеносная и дыхательная системы, их взаимосвязь» Цели: обобщить и проверить знания по теме «строение кровеносной и дыхательной системы» продолжить разви...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта к уроку биологии 8 класс. Тема урока Тканевая совместимость и переливание крови

Урок спроектирован с использованием технологии проблемного диалога...

Урок биологии 5 класс "Методы исследования в биологии"

Презентация к уроку  "Методы исследования в биологии" для обучающихся 5-го класса. Учебная линия В.В. Пасечника....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...