Урок "Многообразие грибов"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Белоусова Галина Георгиевна

 Цель данного урока – закрепление и систематизация знаний о Царстве грибов, а также  закрепление полученных знаний о грибах, определение их роли в природе и жизни человека, выделение особого положения грибов в системе органического мира, закрепление изученных терминов: симбиоз, микориза, мицелий, сапрофиты, гетеротрофы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_21_mnogoobraz._gribov_k_uroku.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21. «Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека»

  1. Цели по содержанию:

Обучающие:  закрепление и систематизация знаний о  грибах.

Развивающие:  развитие у учащихся способностей работать в заданном темпе, систематизировать информацию, сравнивать признаки, приобретение опыта эмоционального общения.

Воспитывающие: формирование  у учащихся навыки экологической культуры.

Личностная значимость: умение  предъявлять результаты работы, формирование чувства успеха, использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей.

Планируемые результаты: учащиеся показывают степень сформированности ряда интеллектуальных умений  и уровень усвоения информации.

  1. Предметные:
  2. знать – характеристики  грибов,  определения: мицелий, симбиоз, микориза, споры, гифы, плодовое тело, микология.
  3. Уметь –  отличать ядовитые грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения
  4. Метапредметные:
  5. регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
  6. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы, выражать свои мысли.
  7. познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение, делать обобщения и выводы.
  8. Личностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию
  9. Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки.

Ход урока

Говорят, как день начнешь, так его и проведешь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу, пожелаем друг другу удачи и с таким настроением проведем весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать.

Учитель: на предыдущих  уроках мы изучали тему «Грибы». Сегодня продолжим разговор о грибах и проведем урок в форме путешествия в лес, за грибами.

Ребята, активно работающие на уроке, будут получать  жетоны. В конце урока, по количеству заработанных жетонов получат оценки.

Ребята вы получили задание дать «грибное» название своей команды, выбрать капитана команды.

Все вы поделились на две команды «грибников». Прошу дать название своей команды и объяснить, почему вы выбрали именно это название.

Учитель: Тогда нам остается определиться с темой нашего путешествия.

Зачитывает интересные сведения о грибах 

  • Небесно – голубой гриб обитает в Новой Зеландии. Эти голубые грибы могут быть ядовитыми, но их токсичность мало изучена.
  • Самый удивительный и загадочный гриб – это весёлка обыкновенная. Этот гриб вошёл в книгу рекордов Гиннеса. Его ножка за одну минуту может вырасти до 5 мм
  • Плесень на продуктах появляется от того, что некоторые грибы способны летать по воздуху.
  • После аварии на Чернобыльской АЭС с помощью робота обнаружили грибы! Этим грибам радиация необходима для жизни.
  • Самым дорогим грибом  в мире является трюфели.
  • Единственные из всех грибов – рыжики, которые можно есть сырыми.  
  • Среди грибов есть грибы – хищники.

Учитель: Итак, что вы можете сказать, прослушав данную информацию? Какие у вас возникли мысли при прослушивании данного текста.

  • Итак, что вы можете сказать, прослушав данную информацию?
  • Какие у вас возникли мысли при прослушивании данного текста.

Ученик: Грибов очень и очень много, все они разные.

Значить тема нашего урока «Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека»

А путешествовать мы будем под девизом: «Без повторений нет глубины»

  • Как вы думаете, почему именно такой девиз? Правильно, вы уже изучили тему «Грибы». Поэтому в ходе путешествия мы проверим, насколько глубоко вы знаете эту тему, как вы умеете анализировать, сравнивать, обобщать и творчески решать различные задачи. К тому же данная тема имеет большое значение, очень важно для каждого разбираться в грибах, а знания по этой теме пригодятся в дальнейшем
  •  Ребята, а чего нам не хватает для успешного путешествия? Что возьмем с собой? Багаж, какой багаж возьмем?

Любой путешественник, отправляясь в дорогу, берет с собой самое необходимое. Мы тоже путешественники, и первое, что мы должны взять с собой – это знания  о грибах.

  • А как нужно вести себя в путешествии? Атмосфера взаимопомощи и поддержки.

Итак, путешествие начинается.

Ответьте на вопросы:   1 балл

-какие группы грибов вы знаете?

-из чего состоят шляпочные грибы?

-чем пеницилл отличается от мукора?

-как питаются и размножаются дрожжи?

Маршрутный лист (на столах).

Станция 1. «Что возьмем с собой в дорогу?» - 1 балл

1 команда

  1. Специализированная клетка, с помощью которой происходит бесполое размножение грибов – СПОРА
  2. Тонкие, белые нити, образующие грибницу – ГИФЫ
  3. Грибы, живущие на других организмах и питающиеся за их счёт, называются – ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ
  4. Подземная часть шляпочного гриба – ГРИБНИЦА
  5. Оплетение и проникновение нитей грибницы внутрь корней деревьев приводит к образованию –  МИКОРИЗЫ

2 команда

1. Наука о грибах называется - МИКОЛОГИЯ

  1. Тесная связь, устанавливаемая между двумя организмами, полезная как одному, так и другому, называется – СИМБИОЗ
  2. Многоклеточные организмы, питающиеся мёртвыми органическими веществами, называются – САПРОФИТЫ
  3. Вещество, входящее в состав оболочки клеток большинства грибов. Оно же имеется в покровах раков, пауков, насекомых – ХИТИН
  4. Надземная часть шляпочного гриба – ПЛОДОВОЕ ТЕЛО

Учитель: ваши знания мы берем с собой в дорогу, но путь неблизкий и нам надо многое еще проверить.

Станция 2. «Знаешь ли грибы?» - 0,5 балла (проверяет другая команда)

На парте  в файлах находятся названия  различных грибов: подосиновики,  желчный гриб, опята, пеницилл, спорынья, подберёзовик,  мухомор, мучнистая роса, вёшенка, бледная поганка,  гриб-трутовик, головня, мукор, аспергилл.

Необходимо разделить предложенные грибы по группам.

Съедобные грибы

Ядовитые грибы

Грибы паразиты

Плесневые грибы

подосиновики

желчный гриб

гриб-трутовик

пеницилл

опята

мухомор

головня

мукор

подберёзовик

бледная поганка

спорынья

аспергилл

вёшенка

мучнистая роса

Учитель:  На какие группы можно разделить предложенные грибы? (съедобные и ядовитые, плесневые, грибы – паразиты).

  • Какие признаки  вы учитывали при классификации данных грибов?

Учитель: Итак, мы разобрались во всём многообразии грибов и теперь смело отправляться в лес.  

Станция 3. «Грибные правила» - 1 балл за каждый ответ

Но в лесу необходимо соблюдать правила при сборе грибов. Чтобы не отравиться грибами,  необходимо быть очень и очень внимательными.

Памятки грибнику

«Тихой охотой» называют сбор грибов, а чтобы она была удачной т и не закончилась болезнью необходимо соблюдать правила сбора грибов.

Вам предложены рекомендации по сбору грибов. Составьте из них «Памятку грибнику» и «Памятку  по профилактики отравления грибами». Номера рекомендаций запишите в таблицу

                      1 команда                                                2 команда

Памятка грибнику

Памятка по профилактики отравления грибами

1, 3, 5, 6, 7, 11

2, 4, 8, 9, 10, 12

1. Чтобы грибов набрать – надо раньше встать – говорит народная пословица. На рассвете гриб самый крепкий и душистый.

2. Можно собирать только те грибы, которые вы хорошо знаете.

3. Знай, какой гриб, где искать.

4. Не собирай грибы, напоминающие шампиньоны, но не имеющие на нижней поверхности шляпки пластинки белого цвета.

5. Непродолжителен век гриба, растет он очень быстро. Упустишь время, и гриб перерастет, станет дряблым, вялым и червивым.

6. Совсем никому ненужных грибов в лесу нет.

7. Нашел гриб, не спеши вырывать его с «корнем», лучше подрежь ножку ножом. Нельзя разрывать лесную подстилку – ты разрушишь грибницу и в следующий раз грибов на этом месте не найдешь.

8. Не пробуйте на вкус сырые грибы.

9. Помните о ложных опятах: не берите грибы с ярко окрашенной шляпкой.

10. Каждый вид грибов следует консервировать отдельно.

11. Замечено, что больше грибов растет с северной стороны дерева. Если лето сухое, заглядывай чаще под деревья, гриб «жмется» к ним. В ненастное лето, наоборот, ходи подальше от деревьев, все грибы «выбегают» на простор.

12. Никогда не собирайте и не употребляйте в пищу грибы, у которых у основания ножки имеются клубневидные утолщения.

Учитель: Я думаю, что если люди будут соблюдать данные правила, то сбор грибов принесёт им только радость.

Учитель: вот мы и пришли в лес. Год на грибы урожайный, посмотрим, много ли вы знаете шляпочных грибов.

Станция 4. «Что ни шаг, то гриб» - 2 балла

Необходимо из предложенных групп исключить лишний гриб, указать  причину несоответствия

  1. Фитофтора, головня, трутовик, мукор (плесневый гриб);
  2. Подберёзовик, груздь, маслёнок, белый гриб (пластинчатый гриб);
  3. Желчный гриб, мухомор, вешенка, бледная поганка (съедобный гриб)
  4. Боровик,  опята, сыроежки, желчный гриб (ядовитый гриб)

Станция 5. «Угадай, кто я?»

( Задание рассчитано на то, чья команда быстрее даст правильный ответ).

  1. Срежешь гриб и вскоре увидишь, ножка его на срезе потемнела. Но у этого гриба ножка не темнеет никогда, даже когда ее высушишь. Может поэтому гриб и получил свое название. Какой это гриб ( белый гриб).
  2. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, словно смазанные маслом. (маслята).
  3. Красивый гриб, яркий, но есть его нельзя! Но и уничтожать не нужно – он лесу нужен. Для одних животных этот гриб – лекарство, для других – яд. (мухомор).
  4. У этих грибов шляпки разного цвета: синие, красные, желтые, фиолетовые. А вот название у них одно. (сыроежки).
  5. Эти грибы можно узнать по яркой окраске и еще потому, что на срезанной ножке выступает оранжевый сок. (лисички, рыжики).
  6. Живут эти грибы на деревьях и на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно срезать целую корзину. (опята).

Учитель: мы с вами попутешествовали по грибному лесу, устали, давайте сделаем привал, и посмотрим, какие грибы вы набрали, а для этого отгадаем загадки..

Станция 6.  «Отгадай загадку» - 1 балл

На листочках наклеенные на доске каждая команда выбирает загадки и дает на них ответ

1)Не спорю, не белый -
я, братцы, попроще...
расту я обычно в берёзовой роще.

(Подберёзовик).

2) Рыженький Ванёк,
Крепкий паренёк,
Спрятался за пень,
А шапка набекрень.
(Рыжик)

3) Стоит мальчонка -
Замаслена шапчонка.
(Маслёнок)

4) Он пузатенький сидит,
Из-под кустика глядит.
С белой ножкою внизу,
С тёмной шапкой наверху.

(Белый гриб).

5)Растут на опушке 
Рыжие подружки. (лисички) 

6)В белом парике да белом пиджаке, 
В шляпке ярко-красной,

красивой да опасной. 
Кто его с собой возьмет –

тот и горюшка хлебнет. (Мухомор) 

7)Я в красной шапочке расту

среди корней осиновых. 
Меня увидишь за версту –

зовусь я – ... (подосиновик

8)Этот гриб совсем не красен, 
Но, поверьте, он опасен - 
В руки даже не бери, 
Полон яда он внутри. 
В светлой шапке, на дорожке 
Он стоит на тонкой ножке. (бледная поганка) 

9)Этот гриб почти домашний, 
Он растет в подвале нашем, 
Вкусный из него бульон, 
Это белый …(шампиньон) 

10) Есть грибы и не в лесу:

в тесте, в пиве и квасу.  (дрожжи)

11) Конское копыто –

к дереву привито. (трутовик)

12) Росла заячья картошка

Да не взял никто в лукошко;

А теперь прорвешь бочок –

Пыхнет темный табачок. (дождевик)

13) Выросли на палочке

Кисточки - метелочки,

Кисточки зеленые –

лекари хваленые. (пеницилл)

  1. 14) Нет грибов дружней как эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята)

Задани        

Станция 7. «Значение грибов» - 1 балл

Каких только грибов не существует, самые разнообразные, но каждый гриб не просто появился на планете, он имеет какое то значение. Вот вы сейчас и сопоставите грибы по значению. На доске вывешиваются карточки значения грибов им нужно подобрать соответствующие грибы, которые разбросаны в беспорядке.


1. Медицина                                 трутовик 
2. Пища                                          мукор 
3. Вред деревьям                                 пеницилл 
4. Хлебопечение                                 бледная поганка 
5. Портит продукты                         дрожжи 
6. Вызывает отравление                 шампиньон

Сделайте вывод. Г    Грибы используют в пищу. В плодовых телах плодовыхгрибов насекомые откладывают личинки.Своей грибницей всасывают из почвы воду с минеральными солями и отдают ее деревьям. Санитары  леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.

Подведение итогов.

Считаем баллы, ставим оценки. Команда, набравшая большее количество жетонов, получает пятерки, а остальные - четверки.Вывод:  В природе  нет бесполезных организмов, все взаимосвязано!Грибы надо хорошо знать, тогда они будут для нас друзьями. Иначе они могут нанести вред нашему здоровью

И в заключение

Грибы сегодня повторяли,
В царстве их мы побывали.
Знаем вид, строенье, тело,
Не забыли красоту.

 Пользу вспомнили и вред,
Запомним тему на сто лет

Рефлексия: Какое настроение вызвала у вас такая форма урока? (оценка урока смайликом) 

Сегодняшний наш урок был посвящен грибам. Я очень довольна вашей работой на уроке.

Домашнее задание:

Составить кроссворд по теме «Царство Грибы». Оформить красочно на альбомном листе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Тест разработан по материалам пп. 42-43 учебника природоведения Пакуловой В.М. для 5 класса....

Грибы как царство живой природы. Грибы нашего леса. 6 класс

1. Он в осиннике родился. Как в траве ни притаился,Все равно его найдем: шляпка красная на нем.                            ...

«Царство грибы. Отдел настоящие грибы».

раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, живо...

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....