урок "Органы кровообращения"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
В уроке рассматривается система органов кровообращения, дается краткий тест, разгадывание кроссворда по теме урока...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_organy_krovoobrashcheniya.docx | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Органы кровообращения
Разработка урока учителя биологии МБОУ СОШ № 46 г. Новосибирска
Раенок Елены Васильевны
Цель урока: формирование понятий об анатомо-физиологическом строении, работе сердца, о кругах кровообращения и их значении для организма.
Задачи:
- рассмотреть особенности строения и работы сердца
- проанализировать путь крови в большом и малом круге кровообращения
- разъяснить опасность алкоголя и курения для сердечно - сосудистой системы
- определить пользу физических упражнений для сердца и необходимость соблюдения гигиены сердечно - сосудистой системы.
Вопросы учителя к обучающимся.
- Что называется кровообращением?
- Непрерывное движение крови называется кровообращением.
- Назовите органы кровообращения.
- Сердце и кровеносные сосуды.
- Что такое сердце?
- Сердце располагается в грудной клетке. Это четырехкамерный мышечный орган, бессменно работающий всю жизнь.
- Используя таблицу, расскажите о строении сердца.
- Закрепление:
А) На рисунке на доске изображение сердца. Прикрепите на магниты термины, написанные на бумаге с названиями частей сердца на рисунок.
Б) Какова особенность строения створчатых клапанов?
В) Какова особенность строения полулунных клапанов?
- Итак. Органы кровообращения это сердце и кровеносные сосуды
Назовите, какие мы знаем кровеносные сосуды:
Вены - что такое вены? Строение сосудов? Что управляет
Артерии – что такое артерии? просветом сосудов.
Капилляры - что такое капилляры?
Скорость тока крови: аорта – 0,5м\с, вены – 0,2м\с, капилляры – 0,5-1,2мм\с.
- Сердце также имеет кровеносные сосуды. Назовите их и покажите сосуды сердца по таблице.
- На рисунке расположите термины с названиями кровеносных сосудов.
Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни (без «остановки на ремонт» Объясните, в чем причина такой неутомимости).
9. Как работает сердце? Как происходит сердечный цикл?
Сокращение предсердия – 0,1сек.
Сокращение желудочка – 0,3сек. 0,4сек. 0,8сек.
Расслабление или пауза – 0,4сек.
Сокращение сердца – систола
Расслабление сердца - диастола
- Сердце очень работоспособный орган, способный работать даже после смерти. (Ученик зачитывает сообщение из «Книги для чтения по анатомии»; автор И.Д. Зверев).
- Вопрос. Почему же изолированное сердце может сокращаться даже вне организма?
- Есть особые мышечные клетки, способные самопроизвольно ритмически сокращаться без внешних раздражителей (Это явление – автоматизм сердца).
12. Вопрос. Почему через 30-40 минут после остановки сердца массаж сердца прекращают?
- Кислородное голодание клеток мозга.
13. Сердце человека – орган, который можно трансплантировать или пересаживать.
- Сообщение – «Сердце Дэвиса».
- Операции на сердце. Клиника Мешалкина в Академгородке.
14. Как регулируется работа сердца?
Нервным и гуморальным путем
Что значит «Сердце в пятки опустилось»?
Что значит «Ой сейчас сердце выпрыгнет»? Какая регуляция?
Что значит «Покраснел от стыда»?
15. Сердце – основной двигатель крови. Оно нагнетает кровь и сосуды, обеспечивает ее движение и возвращение к самому сердцу.
Какие круги кровообращения есть в организме человека и кем были открыты?
Малый и большой. В 17веке англ. ученым Уильямом Гарвеем.
- По таблице показать и рассказать о пути крови по большому кругу кровообращения.
- По таблице показать и рассказать о пути крови по малому кругу кровообращения.
- Всегда ли соответствует названию артерия – артериальная кровь, вена – венозная кровь? Где исключение?
В малом круге кровообращения по легочной артерии течет венозная кровь, по легочной вене течет артериальная кровь.
- Задача
Вариант - 1
Какой путь пройдет лекарство с кровью до мышц ног, если его ввести в мышцы рук. Объясните и нарисуйте цветными карандашами схему, изобразив условно руку, ногу, легкие и сердце. Венозную кровь обозначьте синим цветом, артериальную – красным.
Ответ
- Лекарство в мышце руки
- Верхняя полая вена
- Правое предсердие
- Двустворчатые клапаны
- Правый желудочек
- Легочная артерия
- Капилляры легких
- Легочная вена
- Трехстворчатые клапаны
- Левый желудочек
- Аорта
- Артерии
- Сосуды ног
Вариант - 2
Какой путь (через какие сосуды и отделы сердца) пройдет никотин при выкуривании сигареты. Объясните и нарисуйте цветными карандашами схему, изобразив условно руку, ногу, легкие и сердце. Венозную кровь обозначьте синим цветом, артериальную – красным.
Ответ
- Никотин в капиллярах легких
- Легочная вена
- Левое предсердие
- Трехстворчатый клапан
- Левый желудочек
- Аорта
- Артерии
- Сосуды головного мозга
Одна сигарета на 30 минут суживает кровеносные сосуды. Какая будет при этом скорость тока крови в кровеносных сосудах? Больше?
Сердце работает усиленно 30 минут.
- сколько сигарет выкуривает курильщик?
- сколько часов в сутки сосуды находятся в сокращенном состоянии, а сердце работает в усиленном режиме?
Справка
При злоупотреблении алкоголем, особенно пивом, волокна сердечной мышцы частично разрушаются и замещаются соединительной тканью, заполняются жиром. Увеличение массы сердца происходит за счет ткани, которая сокращаться не может. Несмотря на свою, подчас, значительную величину, такое сердце обладает малой мощностью и подвержено различным заболеваниям.
Заполните кроссворд.
Впишите в чистые клетки понятия, встречающиеся в теме «Кровообращение», начинающиеся на букву «С».
С | О | С | У | Д | ||||||
С | К | О | Р | О | С | Т | Ь | |||
С | О | К | Р | А | Щ | Е | Н | И | Е | |
С | У | Х | О | Ж | И | Л | Ь | Н | Ы | Е |
С | Т | В | О | Р | Ч | А | Т | Ы | Е | |
С | И | С | Т | О | Л | А | ||||
С | Е | Р | Д | Ц | Е |
Придумайте дома кроссворд на другую букву (например на букву «К»)
Вопросы:
- При жаре и волнении кожа краснеет, на холоде и при испуге – бледнеет. Почему?
- В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому несколько раз пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, опустилась. А при решении им сложной математической задачи опустится другой конец платформы. Почему?
Что нужно делать чтобы укрепить сердце и сосуды?
- Закаляться.
- Остерегаться ангины.
- Избегать нервных перегрузок.
- Умеренные физические нагрузки.
- Не курить.
- Не употреблять алкоголь.
- Меньше кушать жирной пищи.
- Больше фруктов и овощей.
- Спать на жесткой постели.
Заключение урока
- Мозг и сердце – это материя и дух, это два полюса человеческого развития. Один дает познание физического мира, другой – мира духовного.
- В древние времена люди считали, что сердце – обитель Бога. Они клялись, положа руку на сердце (Нужно обратиться к мудрости сердца, а не полагаться на свой обманчивый ум; действия по велению сердца безошибочны).
- В новую эпоху настала необходимость развития сердца, а не только ума. Воспитание сердца – это труд от рождения до старости. Когда ребенок плачет или болен, то мать прижимает его к сердцу. Сердце становится как солнце, согревающее ребенка и испепеляющее микробы. Сердце – иммунный орган духовного и физического здоровья.
- Душа душу знает, сердце сердцу весть подает.
- Человека со злым сердцем мы называем бездушным.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое будет,
Пусть добрым будет ум у Вас,
А сердце умным будет.
С.Я. Маршак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме "Кровь. Кровообращение"
Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Кровь. Кровообращение" . Форма: тестовые задания различного вида....
Обобщающий урок по теме "Кровообращение".
Урок направлен на формирование не только теоретических знаний, но и на развитие практических умений и навыков. Выбранная тема имеет перспективы в плане воспитания ЗОЖ. Урок формирует позитивные ...
Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"
Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...
Круги кровообращения
Урок по биологии на тему "Круги кровообращения" Цель урока: продолжить развития понятия о кругах кровообращения...
Дидактический материал для текущей проверки знаний по теме «Кровь и кровообращение».
Дидактический материал по биологии для 8 классов разработан для текущей проверки знаний по теме «Кровь и кровообращение». Представлен карточками в 6 вариантах. Разработан к учебнику для общеобра...
Круги кровообращения
1. Работа состоит из четырех основных этапов:актуализация знаний;изучение нового материала;закрепление изученного материала;домашнее задание (представлено творческими вопросами.2. Урок основан н...
Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.
При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....