урок "Органы кровообращения"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

Раенок Елена Васильевна

В уроке рассматривается система органов кровообращения, дается краткий тест, разгадывание кроссворда по теме урока...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_organy_krovoobrashcheniya.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Органы кровообращения

Разработка урока учителя биологии МБОУ  СОШ  № 46 г. Новосибирска

                                 Раенок Елены Васильевны

 

Цель урока:  формирование понятий об анатомо-физиологическом  строении,  работе сердца, о кругах кровообращения и их значении для организма.

Задачи:

- рассмотреть особенности строения и работы сердца

- проанализировать путь крови в большом и малом круге  кровообращения

 - разъяснить опасность алкоголя и курения для сердечно - сосудистой системы

- определить  пользу физических упражнений для сердца и необходимость соблюдения гигиены сердечно - сосудистой системы.

Вопросы учителя к обучающимся.

  1. Что называется кровообращением?

- Непрерывное движение крови называется кровообращением.

  1. Назовите органы кровообращения.

       -  Сердце и кровеносные сосуды.

  1. Что такое сердце?

       - Сердце располагается в грудной клетке. Это четырехкамерный мышечный орган, бессменно работающий всю жизнь.

  1. Используя таблицу, расскажите о строении сердца.
  2. Закрепление:

А) На рисунке на доске изображение сердца. Прикрепите на магниты термины, написанные на бумаге с названиями частей сердца на рисунок.

            Б)  Какова особенность строения створчатых клапанов?

      В)  Какова особенность строения полулунных клапанов?

  1. Итак. Органы кровообращения это сердце и кровеносные сосуды

Назовите, какие мы знаем кровеносные сосуды:

Вены -  что такое вены?                           Строение сосудов? Что управляет

Артерии – что такое артерии?                 просветом  сосудов.

      Капилляры -  что такое капилляры?  

     Скорость тока крови: аорта – 0,5м\с,   вены – 0,2м\с, капилляры – 0,5-1,2мм\с.

  1. Сердце также имеет кровеносные сосуды. Назовите их и покажите сосуды сердца по таблице.
  2. На рисунке расположите термины с названиями кровеносных сосудов.

            Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей                                               жизни       (без «остановки на ремонт»         Объясните, в чем причина такой неутомимости).

   

 9.       Как  работает сердце? Как происходит сердечный цикл?

Сокращение предсердия – 0,1сек.

Сокращение желудочка – 0,3сек.        0,4сек.              0,8сек.        

Расслабление или пауза – 0,4сек.

           Сокращение сердца – систола

           Расслабление сердца - диастола

  1.   Сердце очень работоспособный орган, способный работать даже после смерти. (Ученик зачитывает сообщение из «Книги для чтения по анатомии»; автор И.Д. Зверев).
  2. Вопрос. Почему же изолированное сердце может сокращаться даже вне организма?

- Есть особые мышечные клетки, способные самопроизвольно ритмически сокращаться без внешних раздражителей (Это явление – автоматизм сердца).

12.    Вопрос.  Почему через 30-40 минут после остановки сердца массаж сердца прекращают?

      - Кислородное голодание клеток мозга.

13. Сердце человека – орган, который можно трансплантировать или пересаживать.

      -        Сообщение – «Сердце Дэвиса».

  • Операции на сердце. Клиника Мешалкина в Академгородке.

14.     Как регулируется работа сердца?

Нервным и гуморальным путем

                            Что значит «Сердце в пятки опустилось»?

                      Что значит «Ой сейчас сердце выпрыгнет»?        Какая регуляция?

                    Что значит «Покраснел от стыда»?

15.  Сердце – основной двигатель крови. Оно нагнетает кровь и сосуды, обеспечивает ее движение и возвращение к самому сердцу.

Какие круги кровообращения есть в организме человека и кем были открыты?

Малый и большой. В 17веке англ. ученым Уильямом Гарвеем.

  1.  По таблице показать и рассказать о пути крови по большому кругу кровообращения.
  2. По таблице показать и рассказать о пути крови по малому кругу кровообращения.
  3. Всегда ли соответствует названию артерия – артериальная кровь, вена – венозная кровь? Где исключение?

В малом круге кровообращения по легочной артерии течет венозная кровь, по легочной вене течет артериальная кровь.

  1. Задача

Вариант - 1

Какой путь пройдет лекарство с кровью до мышц ног, если его ввести в мышцы рук. Объясните и нарисуйте цветными карандашами схему, изобразив условно руку, ногу, легкие и сердце. Венозную кровь обозначьте синим цветом, артериальную – красным.

Ответ

  1. Лекарство в мышце руки                                                                                        
  2. Верхняя полая вена
  3. Правое предсердие
  4. Двустворчатые клапаны
  5. Правый желудочек
  6. Легочная артерия
  7. Капилляры легких
  8. Легочная вена
  9. Трехстворчатые клапаны
  10. Левый желудочек
  11. Аорта
  12. Артерии
  13. Сосуды ног

Вариант - 2

Какой путь (через какие сосуды и отделы сердца) пройдет никотин при выкуривании сигареты. Объясните и нарисуйте цветными карандашами схему, изобразив условно руку, ногу, легкие и сердце. Венозную кровь обозначьте синим цветом, артериальную – красным.

Ответ

  1. Никотин в капиллярах легких
  2. Легочная вена
  3. Левое предсердие
  4. Трехстворчатый клапан
  5. Левый желудочек
  6. Аорта
  7. Артерии
  8. Сосуды головного мозга

 Одна сигарета на 30 минут суживает кровеносные сосуды. Какая будет при этом скорость тока крови в кровеносных сосудах? Больше?

Сердце работает усиленно 30 минут.

  • сколько сигарет выкуривает курильщик?
  • сколько часов в сутки сосуды находятся в сокращенном состоянии, а сердце работает в усиленном режиме?

Справка

При злоупотреблении алкоголем, особенно пивом, волокна сердечной мышцы частично разрушаются и замещаются соединительной тканью, заполняются жиром. Увеличение массы сердца происходит за счет ткани, которая сокращаться не может. Несмотря на свою, подчас, значительную величину, такое сердце обладает малой мощностью и подвержено различным заболеваниям.

Заполните кроссворд.

Впишите в чистые клетки понятия, встречающиеся в теме «Кровообращение», начинающиеся на букву «С».

С

О

С

У

Д

С

К

О

Р

О

С

Т

Ь

С

О

К

Р

А

Щ

Е

Н

И

Е

С

У

Х

О

Ж

И

Л

Ь

Н

Ы

Е

С

Т

В

О

Р

Ч

А

Т

Ы

Е

С

И

С

Т

О

Л

А

С

Е

Р

Д

Ц

Е

Придумайте дома кроссворд на другую букву (например на букву «К»)

Вопросы:

  1. При жаре и волнении кожа краснеет, на холоде и при испуге – бледнеет. Почему?
  2. В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому несколько раз пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, опустилась. А при решении им сложной математической задачи опустится другой конец платформы. Почему?

Что нужно делать чтобы укрепить сердце и сосуды?

  1. Закаляться.
  2. Остерегаться ангины.
  3. Избегать нервных перегрузок.
  4. Умеренные физические нагрузки.
  5. Не курить.
  6. Не употреблять алкоголь.
  7. Меньше кушать жирной пищи.
  8. Больше фруктов и овощей.
  9. Спать на жесткой постели.

Заключение урока

  1. Мозг и сердце – это материя и дух, это два полюса человеческого развития. Один дает познание физического мира, другой – мира духовного.
  2. В древние времена люди считали, что сердце – обитель Бога. Они клялись, положа руку на сердце (Нужно обратиться к мудрости сердца, а не полагаться на свой обманчивый ум; действия по велению сердца безошибочны).
  3. В новую эпоху настала необходимость развития сердца, а не только ума. Воспитание сердца – это труд от рождения до старости. Когда ребенок плачет или болен, то мать прижимает его к сердцу. Сердце становится как солнце, согревающее ребенка и испепеляющее микробы. Сердце – иммунный орган духовного и физического здоровья.
  4. Душа душу знает, сердце сердцу весть подает.
  5. Человека со злым сердцем мы называем бездушным.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое будет,

Пусть добрым будет ум у Вас,

А сердце умным будет.

                               С.Я. Маршак.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Кровь. Кровообращение"

Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Кровь. Кровообращение" . Форма: тестовые задания различного вида....

Обобщающий урок по теме "Кровообращение".

Урок направлен на формирование не только теоретических знаний, но и на развитие практических умений и навыков. Выбранная тема имеет перспективы в плане воспитания ЗОЖ. Урок формирует позитивные ...

Урок-зачёт по биологии тема "Кровь. Кровообращение"

Урок-зачёт по биологии 8 класс тема "Кровь. Кровообращение"...

Круги кровообращения

Урок по биологии на тему  "Круги кровообращения" Цель урока: продолжить развития понятия о кругах кровообращения...

Дидактический материал для текущей проверки знаний по теме «Кровь и кровообращение».

Дидактический материал по биологии для 8 классов разработан для текущей проверки знаний по теме «Кровь и кровообращение». Представлен карточками в 6 вариантах. Разработан к учебнику для общеобра...

Круги кровообращения

1. Работа состоит из четырех основных этапов:актуализация знаний;изучение нового материала;закрепление изученного материала;домашнее задание (представлено творческими вопросами.2. Урок основан н...

Интегрированный урок физика+биология "Кровообращение. Закон Бернулли"8 класс.

При проведении урока учащиеся убеждаются в взаимосвязи физики и биологии, устанавливаются межпредметные связи....