Формирование ключевых компетенций школьников
статья по биологии по теме

Боброва Светлана Юрьевна

Обобщение опыта работы по формированию  ключевых компетенций школьников   через проектную деятельность  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_klyuchevyh_kompetentsiy_shkolnikov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                          Боброва Светлана Юрьевна

                                                                                                                         Учитель биологии

                                                                                            МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

                                                                                         с углубленным изучением  иностранных языков № 4»                                                                                  

                                                                                                                              г. Курчатова Курской области

 

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

Сегодня все чаще говорят о том, что традиционная система образования не оправдывает себя. Установка на  механическое заучивание материала, приводит к скорому забыванию всех сведений, многие основные понятия  и представления учащимися просто не усваиваются, а нетрадиционно поставленные  вопросы вводят в тупик. Самым слабым является умение интегрировать знания, а также применять их  в повседневной жизни. Все это ведет к тому, что  большинство выпускников школ не приспособлены к активной деятельности в разных сферах жизни общества, не обладают новыми  потребностями, интересами, установками, необходимыми для жизни в 21 веке. На сегодняшний день, востребованными качествами являются: способность брать на себя ответственность,  участвовать в совместном принятии решений, делать свой выбор, владеть новыми  технологиями. На мой взгляд, подготовить людей, приспособленных  для жизни в новых, изменяющихся условиях  сможет только школа. По этой причине  в  системе школьного образования назрели  перемены. Необходимо  сделать акцент  на формировании у  обучающихся общих и общеучебных  умений, навыков, обобщенных способов деятельности-ключевых образовательных компетенций, так как овладение компетенцией означает способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации.

Развивать ключевые  образовательные компетенции  учащихся при изучении биологии   можно различными методами, однако наиболее перспективным  видится  проектная деятельность, которая стала  предметом  педагогического исследования и полем моей инновационной  образовательной практики. Основная цель проектного  обучения — создать  условия  для развития умения школьников учиться  на собственном опыте и опыте других обучающихся, при этом происходит формирование следующих ключевых компетенций:

*Ценностно-смысловых;

*Общекультурных;

*Учебно-познавательных;

*Информационных;

*Коммуникативных;

*Социально-трудовых;

*Компетенций личностного самосовершенствования.

На мой взгляд, эта педагогическая технология  может быть эффективно использована   не заменяя  традиционную систему, а органично  дополняя, расширяя ее.

По методу проектов я работаю  уже четыре года и применяю различные их виды:

  1. Информационные  проекты — нацелены на сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Конечным результатом такого проекта может стать доклад, реферат, сообщение. Причем информацию ученики могут получать не только из книг, но и при работе с лабораторным оборудованием, проводя наблюдения за живыми объектами (проект «Приспособленность организмов и ее относительность»), работу с видео- и фотоматериалами (проект «Происхождение человека»), с картами города и области (проект «Охраняемые природные территории»).
  2. Исследовательские  проекты - нацеливают на  глубокое изучение проблемы. Предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формирование выводов. Темами таких проектов  могут быть: «Влияние газированных напитков на  качество зубной эмали», «Исследование качества воздуха на пришкольной территории», «Оценка экологического состояния пруда-охладителя Курской АЭС», «Анализ влияния автомобильного транспорта на качество атмосферного воздуха г. Курчатова и на заболеваемость детского населения болезнями органов дыхания»
  3. Продуктивные проекты — дают возможность школьникам проявить  творческое воображение и оригинальность мышления. Предполагают  создание газет, видеофильмов,  плакатов, рисунков, кроссвордов. Эти проекты особенно актуальны в среднем звене, так как для детей этого возраста  ярко выражена потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
  4. Ролевые проекты - помогают участникам взять  на себя роли  литературных  или исторических персонажей. Это могут быть театральные представления «Суд над сигаретой», «Жизнь и смерть клетки обыкновенной» и другие.
  5. Практико-ориентированные — направляют действия учащихся на решение реальных проблем ( например: разработать памятку  по предупреждению искривления позвоночника, выпустить листовки на тему «Берегите лес!», транспаранты по защите природы, руководство для  начинающих грибников).

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными  типами проектов, в которых имеются признаки исследования и творчества. Каждый  проект имеет определенное количество участников, свою этапность, сроки исполнения.

Так, по продолжительности можно выделить:

1. Мини-проекты на выполнение которых отводится один урок.

В качестве примера  предлагаю урок – создание научно-популярной газеты. Очень удобно использовать подобную форму урока при изучении отдельных групп растений или животных (семейства, отделы у растений, отряды, классы, типы у животных).

Для проведения урока класс разбивается на группы, которые становятся журналистами, оформителями, редакторами. Доска - это макет, на котором будет создаваться газета. Чтобы газета выглядела эстетично, необходимо подготовить достаточное количество иллюстраций. Название газеты, статей  записываются  на доске,  детьми, оформляющими эти странички. Задания для групп могут быть различными, практикую следующие:

*Группа «Редакторы» при помощи параграфа учебника, статей в дополнительной литературе отражает основные признаки данной группы организмов. Для этой цели можно использовать и гербарии, и коллекции. Результатом деятельности этой группы могут быть таблицы, схемы.

* Группа «Корреспонденты» при помощи дополнительной литературы, готовит мини-статьи об отдельных представителях этой группы, их значении в природе и жизни человека.

*Группа «Оформителей»  из предоставленных иллюстрации, (а они различные, относятся не только к данной теме)  отбирают представителей данной группы. Составляют задания для класса «Лишняя картинка» (для задания также предоставлены картинки), кроссворды,вопросы от читателей, требующие творческого подхода.

На подготовку заданий даю не более 10–12 минут. Затем каждая группа озвучивает результат. Итогом урока является созданная на доске газета. Сразу виден результат деятельности. Затем подобные проекты ребята могут делать самостоятельно как домашнее задание. Таким образом  можно создавать фотоальбом, буклет. С появлением компьютера в классе,  предлагаю проекты, которые могут быть представлены в  форме презентаций. Дети, имеющие компьютер, могут составлять их дома.

2. Краткосрочные проекты рассчитаны на 4-6 уроков. Это может быть постановка, проведение и обсуждение эксперимента, лабораторной работы, анализ природного явления, решение нестандартных задач, погружение в проблему  и поиск выхода из нее.

   3.  Годовые,   на выполнение которых затрачивается весь учебный год.

Последние осуществляются  во внеурочной деятельности и носят исследовательский характер. Темы проектов сообщаю заранее,  каждый может выбрать работу по своим интересам и способностям. По ходу  работы инструктирую учащихся, даю определенный алгоритм деятельности, включающий в себя перечень работ, которые должны быть выполнены в ходе исследования:

а) условия проведения исследования;

б) необходимые наблюдения;

в) приборы и материалы для каждого этапа работы;

г) последовательность выполняемых опытов, наблюдений;

д) наиболее рациональную  форму записи информации;

е) формы отчетности ( сообщения на уроке, доклад на конференции)

Выполняя  такие проекты,  учащиеся  обращаются  не только к учебной литературе,  но и посещают различные лаборатории на базе которых проводится экспериментальная часть работы. Примером служит реализация проекта «Молоко без обмана», автор которого провел независимое расследование, посвященное  анализу качества молока, поступающего в торговые сети города Курчатова. В  работе  приводятся результаты  лабораторного анализа, проведенного на базе Центра гигиены и эпидемиологии №125 ФМБА, по результатам которого  определяет самые качественные торговые марки молока.  Работая над проектом «Влияние газированных напитков на эмаль зубов», ребятам пришлось обратиться за консультацией  к специалистам стоматологам МСЧ № 125.

Еще один вид проектной деятельности — это метапредметные проекты, которые вырабатываются на  стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от учащихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков. Проектная деятельность  предметного и  метапредметного характера выполняется учащимися по их свободному выбору, носит развивающий, личностный характер. Примером могут служить работы  учащихся школы: «Иллюзии восприятия», «Влияние цвета на психофизическое состояние школьников», «Быстрое питание — скорое заболевание».Такого рода проекты способствуют подъему уровня ключевых компетенций у участников, так как  требуют решения  сложных задач  из разных научных и социальных полей, привлечения знаний, полученных из различных источников, быстрой реакции, навыков сотрудничества,  понимания, умения работать в команде, аргументации решений и отстаивания своего мнения.

 Исследовательская деятельность требует от учащихся  определенных навыков научной работы. С этой целью для учащихся старших классов разработан и второй год  преподается спецкурс «Введение в исследовательскую деятельность». Цель спецкурса -  это развитие  исследовательской компетентности учащихся  посредством усвоения ими методов научного познания и умений  учебно-исследовательской деятельности. Содержание спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии  научного исследования и традициях оформления  такого рода текстов, занятия  сопровождать работу школьников  над учебными исследованиями  от этапа формулирования темы до  взаимного рецензирования учебных работ и подготовке доклада  к защите. Отбор  содержания  спецкурса проводился  с учетом другого вида внеклассной работы -  функционирования школьного научного общества «Эрудит». Деятельность  НОУ «Эрудит» осуществляется  через заседания предметных секций, лекций,  семинаров, консультаций со специалистами. Ежегодно в апреле  НОУ проводит  научно — практическую конференцию, которая является  основной формой  презентации  достижений   учащихся  в проектной деятельности., способствующая формированию ключевых компетенций, в частности, организационной. В последние годы,  конференция переросла в День науки.

Такая работа  имеет свои положительные результаты: с каждым годом  растет количество участников в школьной научно-практической конференции, качество самих работ  становится лучше, требования к оформлению  соблюдены в большинстве из них. Увеличилось количество учащихся, занимающих  призовые места на конкурсах проектов  и исследовательских работ  муниципального  и регионального уровней,  работы моих  учеников являются участниками  конкурсов всероссийского уровня, таких как «Шаг в будущее», «Зеленая планета».

 Полученные результаты  позволяют сделать вывод,  что  проектная деятельность при правильной ее организации, может стать средой для  формирования и  развития ключевых компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе

Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...

Метод проектов как один из способов формирования ключевых компетенций школьников

В статье обобщается опыт по применению метода проектов, как способа формирования ключевых компетенций школьников....

Презентация "Формирование ключевых компетенций школьников в УВП"

Говорят, знания - это то, что все-таки остается в памяти, когда уже все забыл! И вообще главное, на мой взгляд, в образовании человека - это обучение его компетенциям, без которых невозможно стать инт...

Организация проектной деятельности как необходимый компонент формирования ключевых компетенций школьника

Компетентность – один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике совсем недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентност...

Формирование ключевых компетенций школьников

Формирование ключевых компетенций школьников на уроках  русского языка ...

Организация исследовательской деятельности уч-ся , как способ формирования ключевых компетенций школьников

В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенции. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соотв...

"Роль классного руководителя в формировании ключевых компетенций школьников"

Выступление на семинаре классных руководителей в рамках проведения методической недели...