Рабочая программа по биологии для 5 класса
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Титова Валентина Ивановна

Составлена на основе_ учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2012

 

Соответствует учебнику О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. Природоведение.- М.: Владос,2013г.

 

Количество часов__34__(__1__ч в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_5_klass_ind.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  
«ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

МО «РАДИЩЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрено и одобрено на заседании ШМО

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель ШМО

Зам. дир. по УВР

Директор МБОУ

«Октябрьская СШ»

МБОУ «Октябрьская СШ»

___________ /_В. И. Титова_/

__________ /Т.Г.Волик/

___________ /Н.А.Наумова/

Протокол №__1_ от

Приказ № _240 - О_

«_30_» _августа_ 2017 г.

«_31_» _августа_ 2017 г.

от  «_31_» _августа_ 2017 г.

Рабочая программа

по  биологии  

 для 5  класса

на 2017-2018 учебный год

учителя Титовой В. И.

Составлена на основе_ учебной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 «Владос», Москва, 2012

Соответствует учебнику О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. Природоведение.- М.: Владос,2013г. 

Количество часов__34__(__1__ч в неделю)

Планируемые результаты обучения

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать

о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

находить значение указанных терминов в справочной литературе;

кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Содержание

Биология  –  наука о живом мире   (9 часов)

       

       Человек и природа. Живые организмы – важная часть  природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства.  Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

     Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие,  размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов,  обеспечивающая жизнедеятельность организма как  единого  целого.

     Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.

Общие методы изучения природы: наблюдение,     описание, измерение, эксперимент. Использование  сравнения и моделирования в лабораторных условиях

Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.

Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная,   микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.

Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.

       Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их  значение для клетки и организма.  Органические вещества клетки, их значение для  жизни организма и клетки

         Основные процессы, присущие   живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала   дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы.

         Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.

Методы изучения живых организмов: наблюдение,  измерение, эксперимент

Экскурсия «Живая  и неживая природа»

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов»  

Лабораторная работа № 2«Знакомство с клетками растений»

Практическая работа №1: обнаружение воды, органических и неорганических веществ клетки, обнаружение белка, углеводов, жира.

Многообразие живых организмов     (12 часов)

          Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов,  растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни:  их строение,  значение  и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.

           Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах. Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в

атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.

                  Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи,  папоротники. Строение растений. Корень  и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

                Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека.  Зависимость от окружающей среды.

       Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и  животных. Строение  тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами.  Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза). Строение шляпочных грибов.  Плесневые грибы, их использование  в здравоохранении (антибиотик пенициллин).  Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в   хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу.  Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни  человека

                Общая характеристика лишайников.  Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и  жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.

                  Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека.  Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

 Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа № 4.  «Наблюдение за передвижением животных».

Практическая работа №2 «Уход за комнатными растениями».

 

Жизнь организмов на планете Земля     (8 часов)

             Среды жизни планеты Земля. Многообразие условий обитания на  планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни

               Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

               Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов  к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных,   яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений

               Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители  органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

              Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели.  Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

              Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты.  Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к  условиям обитания.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Человек на планете Земля      (5 часов)

                 Когда и где появился человек. Предки Человека разумного.  Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

                   Изменение человеком  окружающей  среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

                   Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений.  Виды, находящиеся  на грани исчезновения.  Проявление современным человечеством  заботы о живом мире. Заповедники,  Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

                     Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

Итоговая контрольная работа

                 Контроль и систематизация знаний по материалам курса биологии 5 класса. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Обсуждение заданий на лето.

Тематическое планирование

Разделы

Тема урока

Кол - во часов

Биология – наука о живой природе

 (9 часов)

Биология как наука

1

Признаки живых организмов

1

Методы изучения живых организмов

1

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

1

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток.

1

Живые клетки. Лабораторная работа №2 « строение клеток кожицы чешуи лука»

1

Особенности химического состава живых организмов

1

Свойства живых организмов

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология –наука о живом мире»

1

Многообразие живых организмов (12часов)

Разнообразие организмов 

Профилактика гриппа.

1

 Бактерии: строение и жизнедеятельность.

1

Значение бактерий в природе и для человека

1

Растения.

Растения местной флоры.

1

Лабораторная работа № 3 «Знакомство  с внешним строением растения»

1

Животные.

Животные местной фауны.

1

Животные.

Лабораторная работа № 4

«Наблюдение за передвижением животных».

1

Грибы.

Ядовитые и съедобные грибы нашего края, их использование.

1

Многообразие и значение грибов.

1

Лишайники

1

Значение живых организмов в природе и жизни человека

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов

1

Жизнь организмов на планете Земля

 (8 часов)

Среды жизни на планете Земля

1

Экологические факторы среды.

1

Приспособления организмов к жизни в природе.

1

Природные сообщества.

1

Природные зоны России

1

Жизнь организмов на разных материках.

1

Жизнь организмов в морях и океанах.

1

Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля.

1

Человек на планете Земля  (5 часов)

Как появился человек на Земле.

1

Как человек изменял природу.

1

Важность охраны живого мира планеты.

1

Сохраним богатство живого мира.

Охраняемые растения и животные нашего края

1

Итоговый контроль.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5класс литература

Рабочая программа по литературе Курдюмовой Т.Ф. для  5 класса...

Рабочая программа, 5класс

Рабочая программа, 5класс, учебник Н.Я.Виленкин...

рабочая программа 5класс(В.В.Пасечник)

В рабочей программе размещены:пояснительная записка ,требования,содержание,календарно-тематическое планирование,литература....

Рабочая программа 5класс Хайдарова Р.З.

Рабочая программа 5класс Хайдарова Р.З.(тат.яз,тат.литер)...

рабочая программа 5класс

рабочая программа 5класс.ФГОС...