"Формирование профессиональной мотивации щкольников в процессе обучения биологии и химии."
учебно-методический материал по биологии на тему

"Формирование профессиональной мотивации щкольников в процессе обучения биологии и химии."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya._otchyot.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБСКОУ  ГШИ №2

Отчёт

 о профессиональной ориентации учащихся на уроках химии и биологии

Учитель биологии и химии

Бернат В.К.

Жизнь показывает, что школа больше всех в ответе за правильный выбор учащимися своего жизненного пути. И вся школьная работа должна быть поставлена так, чтобы помочь ребёнку выбрать профессию. Со сменой ФГОС ОО изменились и приоритеты. Теперь важнейшим социальным требованием к образовательной организации является развитие личности учащегося, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Образовательный процесс должен строиться на основе освоения способов деятельности учащихся, их профессионального самоопределения, на формировании у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Важно сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Путь к выбору той или иной профессии проходит во многих случаях через развитие у школьников интереса к учебным предметам. Интерес к химии, биологии обуславливается, прежде всего, практической значимостью этих дисциплин. И один из главных путей зарождения профессиональных интересов - увлекательное яркое преподавание. Полюбив химию и биологию, ученики хотят сделать ее основой своей будущей профессии, начинают узнавать, какие существуют специальности, связанные с этими науками, и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. Как правило, это проявляется, прежде всего, в том, что они с большим желанием и активностью изучают эти предметы. Таким образом, суть профориентационной работы в процессе преподавания заключается в том, чтобы помочь ученикам глубоко и прочно усвоить основной учебный материал, научить их самостоятельно добывать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения различных практических задач
Ежегодно я провожу анкетирование среди учащихся на интересующие их профессии. Анализ анкет позволяет ранжировать полученные результаты по типам специальностей. Исходя из полученных результатов, на уроках биологии и химии я создаю условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного материала руководствуюсь основными принципами: научность и доступность, наглядность, интерактивность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися.

В своей педагогической деятельности я использую следующие методы и формы профориентационной работы при изучении программных тем :

1. Беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом, например:

- в теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6кл.), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: название лекарственного растения, используемые в медицине орган, часть этого растения, его лекарственное действие и применение. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.

- во время проведения экскурсии на тему “Осень в жизни растений и животных” (5кл.) учащиеся знакомятся с растениями и животными, встречающимися на данной территории, с условиями их обитания. На данной экскурсии, которую можно провести заочно, школьники могут выступить в роли фенологов, экологов, наблюдателей.

- при изучении темы “Влияние человека на численность животных. Охрана животного мира” (7 кл.)проводится занимательный урок по теме “Мы и братья наши меньшие”. Цель урока – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности: экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели.

При обучении зоологии использую профориентационные упражнения. В частности, упражнение цепочка биологических профессий используется для развития умения выделять общее и различное в видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в тех случаях, когда ученик, ориентируясь на конкретные характеристики труда (например, желание работать с животными), сильно ограничивает себя в выборе. Упражнение проводится среди школьников, интересующихся профессиями в области биологии. Вначале называю профессию, например учитель биологии. Следующий ученик указывает на профессию, в чем-то близкую названной — агроном, другой учащийся называет — садовод и т. д. При этом важно, чтобы каждый школьник мог объяснить, в чем сходство между этими профессиями. Так, сходство между профессиями учителя биологии и агронома ученик может обосновать тем, что учитель преподает ботанику — науку о растениях, а агроном управляет процессом выращивания растений. Определяя сходство между различными профессиями, анализируем и сравниваем их характеристики с позиции условий, средств, предметов, целей труда и необходимых знаний.

Уже на вводном уроке в разделе “Человек и его здоровье” заостряю внимание учащихся на большой практической значимости биологических знаний, их необходимость во многих видах профессиональной деятельности. Знакомлю с понятиями профессия и специальность, учу классифицировать профессии и определять профессиональные цели и мотивы.

На уроке по теме “Состав и значение крови” рассказываю о специальностях врача-гематолога, врача-лаборанта, фельдшера-лаборанта. При этом подчеркиваю важность лабораторной диагностики, так как нередко результаты анализов говорят о состоянии больного гораздо больше, чем все остальные данные о нем. Говорим о том, что может узнать врач, исследуя формулу крови (количество эритроцитов, гемоглобина, СОЭ. содержание глюкозы, наличие вирусов и т.д.).

Затем учащиеся рассматривают под микроскопом микропрепараты “Мазок крови человека”, предварительно оговорив предосторожности в работе с кровью для избежания заражения инфекционными заболеваниями. При этом происходит не только совершенствование умений учащихся работать с микроскопом и усвоение необходимых знаний, но и формирование профессиональных умений, которые впоследствии могут быть использованы в их трудовой деятельности.

Обращаю внимание учащихся на психологические и психофизиологические качества людей, занимающихся лабораторными исследованиями: аккуратность, усидчивость, педантичность, наличие специальных знаний, добросовестность, хорошее зрение.

На уроке по теме “Учение об иммунитете. Инфекционные заболевания и борьба с ними” в целях профориентации знакомлю учащихся с такой отраслью медицины, как иммунология, с заболеваниями иммунной системы (аллергия, СПИД), достижениями иммунологии, позволившими осуществлять пересадку органов и тканей; рассказываю о перспективах развития иммунной инженерии, попытках создания вакцины против рака. Важно не только информировать учащихся, но и побуждать их к активной познавательной деятельности. На этом уроке знакомлю учащихся со вкладом И.И. Мечникова в развитие учения об иммунитете, об основных инфекционных заболеваниях человека и мерах борьбы с ними, о современных достижения в этой области.

На уроке “Строение и работа сердца” школьники знакомятся с такими медицинскими специальностями как врач-кардио- хирург, врач-кардиолог, операционная медицинская сестра.

Врачи этих специализаций готовятся в высших учебных заведениях медицинского профиля 6—8 лет. Для труда необходимо наличие терпения, внимательности, способности длительное время выдерживать физическое и психо-эмоциональное напряжение, высокой стрессоустойчивости, способности к сопереживанию и сочувствию. Операционные медицинские сестры получают постдипломную подготовку в лечебных учреждениях. Для них крайне важно наличие таких качеств личности, как аккуратность, ответственность и исполнительность.

Содержание урока по теме “Гигиена сердечно-сосудистой системы”позволяет часть урока провести в игровой форме — врачебный консилиум(обсуждаются вопросы профилактики и лечения заболеваний сердца и сосудов: атеросклероза, гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, ревматизма). Таким образом, я знакомлю школьников с профессией кардиолога. В заключение урока предлагаю поручить “врачам” разработать комплекс мер, направленных на снижение частоты возникновения болезней сердца.

- в процессе изучения темы “Поведение и психика” (8кл.) школьники проводят практические и тестовые работы:

– по анализу познавательных процессов (память, мышление, ощущение, восприятие); 
– изучают свои эмоциональные реакции на различные ситуации, определяют способы их регулирования; 
– выявляют свою работоспособность, причины утомляемости и активизации; 
– исследуют пути становления личности, вида темперамента, особенности характера.

В результате проведенных работ школьники определяют свои интересы, склонности и способности, проводят самоанализ и самодиагностику. Все эти работы знакомят учащихся с профессией психолога и основными методами и приемами его работы.

В 9 классе каждый год провожу урок с использованием ИКТ "Биология в мире современных профессий".

В процессе проведения урока по теме «Растительные сообщества»сообщаю учащимся информацию о профессиях садовника, мастеров растениеводства (цветоводов-декораторов, цветоводов-овощеводов), ландшафтного архитектора, агронома-агрохимика-почвоведа, агронома- агроэколога, агронома по защите растений.

При обсуждении упражнения важно обратить внимание учеников на то, что между разными профессиями могут обнаружиться интереснейшие связи. Такие связи подтверждают следующее обстоятельство: не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь часто то, что человек ищет в одной профессии, может оказаться в других профессиях. Например, цепочки профессий, связанных с биологией: учитель биологии - агроном - садовод - декоратор — продавец цветов - врач-гомеопат -фармацевт - медсестра - эколог - гидробиолог — аквалангист - рыбовод - егерь - ветеринар - сотрудник зоологического музея.

Для лучшего знакомства с миром профессий и особенностями трудовой деятельности провожу игру «Угадай профессию». Ее цель — помочь учащимся осознать профессиональный интерес к той или иной деятельности

Ход игры

1.Класс разбивается на группы.

2.Каждой группе учитель выдает название профессии, которую они будут представлять.

3.Группам выдается задание: в течение 6—8 мин необходимо придумать, а затем кратко представить сценку из жизни и деятельности человека этой профессии. Подбирая действия для показа, выделите, что для нее главное. Подумайте и запишите в чем, по вашему мнению, привлекательность данной профессии, и ее значение для общества.

4. Команды по очереди проигрывают подготовленные сценки (2-3 мин). Остальные пытаются отгадать, о какой профессии идет речь. В помощь классу учитель на доске постепенно выписывает привлекательные черты профессии.

5. После каждого инсценирования провожу небольшой диспут для того, чтобы участники других групп высказали свое мнение о данной профессии.

В игре целесообразно использовать разнообразные профессии. Полагаю, что это способствует расширению кругозора учащихся.

Для поддержания и развития положительного отношения к труду при обучении ботаники и зоологии предлагаю учащимся подобрать пословицы и поговорки о труде. Именно в них предельно кратко и вместе с тем ярко и образно запечатлен трудовой и общественный опыт народной мысли.

На предметных неделях, при проведении конкурсов и викторин ,обязательно включаю вопросы, о профессиях.

2. Решение различного рода задач по химии с практическим содержанием: профессиональная ориентация на уроках химии осуществляется путем проведения коротких бесед о профессии при решении задач, а также показа роли и значения предмета в жизни и деятельности людей

Типы химических задач для профориентационной работы

Закройщик

  1. Химия в жизни общества. Какие свойства нафталина лежат в основе его применения для защиты шерстяных изделий от моли?
  2. Органические вещества. Полимеры. Чем отличаются искусственные волокна от синтетических?
  3. Органические вещества. Полимеры. Что вы знаете о таких волокнах, как вискозное, ацетатное, лавсан, капрон, найлон, и расскажите об областях их применения.
  4. Химия в жизни общества. Что означают символы этикеток на одежде? Какое значение имеет учет информации символов на метках для ухода за одеждой?
  5. Органические вещества. ЖирыПочему пятна от растительного масла, особенно горячего, через несколько дней уже невозможно вывести с одежды с помощью растворителя и в то же время пятно от растопленного сала или сливочного масла можно без труда удалить с помощью того же растворителя даже спустя довольно длительный период времени?

Парикмахер

  1. Химические реакции. Почему при обработке порезов при бритье пероксидом водорода наблюдается его бурное «вскипание»?
  2. Состав вещества. Смеси. Для окраски волос в парикмахерской необходим 5% раствор перекиси водорода. Сколько воды необходимо добавить к 25% раствору массой 75г, чтобы получить нужный  раствор?

Повар-кондитер

  1. Химические реакции. Гидрокарбонат аммония используется при выпечке кондитерских изделий. Рассчитайте, сколько литров углекислого газа (измеренного при н.у.) образуется, если в тесто внесено 50 г. гидрокарбоната аммония?
  2. Химические реакции. В крепко заваренный свежий чай в стакане опустите кусочек лимона или несколько кристаллов лимонной кислоты. Что наблюдаете?
  3. Химические реакции. Приготовьте с помощью лимонной кислоты домашний шипучий напиток. Немного кислоты на кончике чайной ложки растворите в воде, а затем добавьте в полученный раствор столько же пищевой (питьевой) соды. Что наблюдаете?
  4. Химические реакции. Почему в горячем чае кусочек сахара растворяется быстрее, чем в холодном?
  5. Состав вещества. В 100 г кураги содержится 2,034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?
  6. Химические реакции. Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить квас?

Растениевод

  1. Соединения химических элементов. Для борьбы с болезнями растений, особенно плодовых деревьев и виноградников, применяют раствор сульфата меди (II). Обычно растворяют 100 г соли на ведро воды (8 л). Какова массовая доля соли в полученном растворе? Сколько воды и соли содержится в 500 г?
  2. Химия и сельское хозяйство. Что понимают под химизацией сельского хозяйства? Каковы ее основные направления?
  3. Химия и сельское хозяйство. Рассмотрите общую классификацию удобрений и сравните экологическую безопасность минеральных и органических удобрений.

Слесарь-сантехник

  1. Введение в химиюСтальные детали в результате длительного пребывания во влажной атмосфере покрываются ржавчиной. Как называют это явление? К физическим или химическим явлениям вы его отнесете? Почему?
  2. Вещества и их свойства. Будет ли защищена железная конструкция от электрохимической коррозии в воде, если на ней укрепить пластину из другого металла: а) магния, б) свинца, в) никеля?
  3. Вещества и их свойства. На поверхности закисленной почвы садового участка находятся железные трубы со вставленными латунными кранами. Что будет подвергаться коррозии: труба или кран? В каком месте разрушение наиболее выражено?
  4. Электролиты. В водопроводной воде обнаруживаются ионы: Na+, Са2+, Fe3+, Cl-, SO42-, HCO3-. Какие вещества (напишите их формулы) содержатся в водопроводной воде?

Автослесарь

  1. Введение в химию. Приведите примеры веществ, используемых при создании автомобиля, и химических реакций, протекающих при его эксплуатации.
  2. Органическая химия. Углеводороды. Почему загоревшиеся нефтепродукты или вспыхнувшие электрические провода нельзя тушить водой? Как их погасить?
  3. Вещества и их свойства. С какой целью поверхность цистерн для хранения нефтепродуктов (бензина, керосина) окрашивают «серебрином» — смесью алюминиевой пудры с одним из растительных масел?
  4. Химия в жизни общества. Охарактеризуйте известные вам синтетические каучуки и поясните, для каких технических целей они применяются.

Ювелир

  1. Химические реакции. Старинные медные монеты и бронзовые изделия часто бывают покрыты зеленоватым налетом, а серебряные — черным. О чем говорит появление этих налетов? Как очистить изделия от них?
  2. Состав вещества. Определите количество золота и серебра, которое содержится в обручальном кольце массой 3,75 г и пробой 585°.
  3. Количество вещества. Вычислите количества веществ меди и никеля, которые нужно взять для производства 25 кг мельхиора.

Строитель-отделочник

  1. Количество вещества. Вычислите количество вещества гашеной извести, которое может быть получено из 2 т известняка, содержащего 25% примесей
  2. Состав вещества. Смеси. В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 255 цемента и 75% песка. Какую массу каждого компонента нужно взять для приготовления 150 кг такой смеси?
  3. Вещества и их свойства. На склад строительной фирмы по ремонту квартир для побелки стен и потолков были привезены мешки с мелом и жженой известью. Во время перевозки этикетки с некоторых мешков были утеряны. Как установить, какие вещества находятся в мешках?
  4. Вещества и их свойства. Технический хлорид магния, применяемый для приготовления специального (магнезиального) цемента должен содержать не менее 45% MgCl2. Сколько хлорида магния содержится в 3 тоннах такого материала?

3. Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Я предлагаю темы для домашнего эксперимента. Например,в 5 классе учащиеся выполнияли самостоятельно домашний эксперимент по обнаружению белков, углеводов и жиров в составе растения, в 6 классе ребята с удовольствием исследовали появление плесневых грибов на различных пищевых продуктах в зависимости от условий окружающей среды. В 8 классе по химии выполняли работы по разделению смесей, приготовлению шипучих напитков, влиянию катализаторов на скорость химических реакций и др.. Многие ребята охотно берутся за их выполнение. Они спешат принести результаты эксперимента в класс и с восхищением рассказать о том, как проводили егоЭтот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому обучению, а еще домашний эксперимент позволяет попробовать практическим путем свои силы в такой профессии, как лаборант .

4. Просмотр фрагментов учебных диафильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;

5.Проведение на уроках страничек устных журналов, на которых знакомлю учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров, например: авиаконструктора А. С. Яковлева, крупнейшего советского ученого-металлурга И. П. Бардина и др. Их жизнь и творческие искания наглядно свидетельствуют о том, что труд простого рабочего обогащает человека ценными наблюдениями, опытом, формирует у него нравственные качества, крайне необходимые в творческой работе самого высокого уровня и социального значения.

Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового материала, закрепления изученного или на итоговом занятии.

Я считаю, что успех социализации, коррекции и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы, направленной на профориентацию учащихся, в преподавании биологии и химии зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет.

Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является начальным звеном профессионального развития личности. За последние 5 лет от общего количества выпускников - 5 человека продолжили обучение в учебных заведениях среднего профессионального образования-медицинском колледже.

Таким образом, становление учащихся, как личности, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности подростку, его самоопределению в жизни необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиям, предъявляемым к каждой из них, о себе самом, своих способностях, интересах, возможностях, медицинских противопоказаниях. Необходимо постоянно расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой деятельности, приобщать к общественно-полезному труду, создавать условия для профессионального самоопределения через разнообразные методы, приемы и формы профориентационных работ на уроках в образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как активный метод формирования профессиональной мотивации при обучении иностранному языку

В статье  рассматривается важность применения на уроках иностранного языка такой современной педагогической технологии как игровой метод в учреждения профессионального образования....

НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

В статье рассмотрены результаты (полученные в ходе экспериментальнойпроверки в 6-х и 8-х классах средней общеобразовательной школы) применения раз-работанной автором методической модели формирования р...

РАЗРАБОТКА ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Приведено описание модели формирования регулятивных универсальныхучебных действий, а также процесса ее разработки. В основу методической модели по-ложены фундаментальные принципы функционирования слож...

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.

Научно-методическая статья, опубликованная в сборнике трудов преподавателей студентов и аспирантов Москвоского государственного областного университа...

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Научная статья в сборнике "Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы" Часть 6. г. Тамбов 2012 г....

АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Научная статья в сборнике "Перспективы развития науки и образования" Часть -6. г. Тамбов 2012 год...